Викторина по математике, 1 класс

50

Эта викторина устанавливает своей целью развить у детей интерес к изучению математики, воспитать любознательность, вызвать желание познавать новоиспеченное, масштабировать знания, активизировать познавательную деятельность. Также мероприятие позволяет оценить знания, проверить интеллектуальные возможности обучающихся, способствует умению детей самостоятельно пополнять свои знания. Викторина учит первоклассников доказывать, объяснять, отстаивать свое суждение. Подобные образовательные игры способствуют формированию навыков командной работы и чувства здоровой конкуренции. Кроме того, мероприятие воспитывает в детях эмоция уважения друг к другу, инициативность, активность и упорство. Помимо интеллектуальных способностей, логического мышления, смекалки, памяти, внимательности и наблюдательности, игра развивает воображение и созидательное начало в детях, а также улучшает их коммуникативные навыки.

§ Ход и правила викторины

Для начала класс можно разделить на несколько команд – 3, 4 или 5. Пускай дети придумают названия и девизы для каждой из них. Желательно, чтобы в креатинах отражалась тема занятия. Это может быть что-то, связанное с заданиями, школой, математикой, знаниями, образованием и т.д. Например: «Умники», «Знайки», «Математики», «Повелители цифр», «Искусника чисел», «Эрудиты», «Знатоки» и тому подобное.

Ведущим викторины является учитель, который может взять себе в помощники несколько учеников. Ассистенты хватают на себя обязанность раздавать карточки с заданиями, собирать выполненные командами работы, раздавать награды по результатам конкурса. Не позабудьте заранее подготовить эти самые награды. То могут быть грамоты, сладкие призы, канцелярия или что-то в этом духе.

Все задания викторины по математике ранжируются по разделам:

  1. Разминка.
  2. Что вы ведаете о математике (с вариантами ответов).
  3. Ребусы.
  4. Вопросы на логику.
  5. Загадки в цифрах.
  6. Задания со «звездочкой».
  7. Битва капитанов.
  8. Конкурс для болельщиков.
  9. Подведение итогов.

Сейчас подробнее о правилах турнира. Ведущий зачитывает вопрос. Командам дается время, чтобы обсудить решение и назначить отвечающего. На обсуждение можно подавать 1, 2 или 3 минуты в зависимости от сложности задачи. Участники могут попробовать дать ответ до истечения положенного поре. При этом ответ должен быть обоснованным. Если предположение оказалось неверным, право заработать очки переходит к соперникам. За верный ответ команда получает один балл. Если ни одна из команд не может справится с заданием, стоимость вытекающего вопроса увеличивается на один балл.

Право выбирать, кто будет отвечать на вопрос, принадлежит капитану команды. демонстрировать готовность к ответу их команды поднятием длани или специальной карточки (жетона) также принадлежит лидеру группы.

За ходом игры следит жюри. Оно принимает решение о начислении балла команде. Если ответ дан в неполном облике или не совсем точен, жюри следит, чтобы не было подсказок со стороны зрителей. Если нарушения будут примечены, судьи вправе снять балл со счета команды.

Итак, время начинать нашу математическую викторину. Ныне у наших участников появилась возможность продемонстрировать свою находчивость, фантазию, самообладание и вообще прекрасно провести пора, отдохнуть и узнать много нового.

§ Блок первый «Разминка»

1.Сколько ног осьминога?
Ответ: Восемь.

2. Одна башка хороша, а … лучше.
Ответ: Две.

3. … раз отмерь, … раз отрежь.
Ответ: Семь, один.

4. Не имей … рублей, а имей … товарищей.
Ответ: Сто.

5. Сказка «… поросенка».
Ответ: Три.

6. Если цифру 6 перевернуть вверх ногами, то получится цифра …
Ответ: Девять.

7. В неделе … дней.
Ответ: Семь.

8. На длани … пальцев.
Ответ: Пять.

9. Слова записываются буквами, а числа …
Ответ: Цифрами.

10. … пятниц на неделе.
Ответ: Семь.

11. Их ученикам устанавливает учитель за работу на занятии.
Ответ: Оценки (отметки).

12. В году … месяцев.
Ответ: Двенадцать.

13. На одной ноге в болоте,
Вы меня легковесно найдете.
Ответ: Единица.

14. Я в озере лебёдка
Длинношеяя молодка.
Ответ: Двойка.

15. Я неплохо потрудилась –
В кресле мягком развалилась.
Ответ: Пятерка.

16. Я – горбатая старушка,
Или стружка-завитушка.
Ответ: Тройка.

17. Летом мураву я кошу на лугах,
Зимою я – на гвозде в сенях.
Ответ: Семерка (символизирует косу).

18. Как называется наука, которая учит числа и фигуры?
Ответ: Математика.

В переводе с греческого слово «математика» означает «учение» или «знание».

19. Сколько красок в радуге?
Ответ: Семь.

Запомнить это помогает фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

20. Сколько секунд в одной минуте?
Ответ: Шестьдесят.

21. Сколько минут в одном часе?
Ответ: Шестьдесят.

В Древнем Вавилоне математики рассчитали, что 1 час равновелик 60 минутам, а минута, в свою очередь, равнялась 60 секундам.

22.Какое число называют «счастливым»?
Ответ: Семь.

Число 7 именуют «счастливым» из-за его частого появления в разных культурах: 7 дней в неделе, 7 чудес света, 7 нот в музыкальной гамме.

23. Какое число именуют «дюжиной»?
Ответ: Двенадцать.

24. Сколько дней в феврале в високосный год?
Ответ: 29.

25. Сколько дней в високосном году?
Ответ: 366.

26. Сколько часов в сутках?
Ответ: 24.

27. Наименуйте любую единицу измерения длины.
Ответ: Сантиметр, метр, километр, миллиметр, дециметр (любой из вариантов неизменен).

28. Как называется самая маленькая единица измерения времени?
Ответ: Секунда.

29. Какой знак используют для сложения?
Ответ: Плюс (+).

30. Как именуется число, состоящее из двух цифр?
Ответ: Двузначное число.

31. У … нянек дитё без глазу.
Ответ: Семи.

32. Скорбь на двоих – полгоря, радость на двоих – … радости.
Ответ: Две.

33. … в поле не воин.
Ответ: Один.

34. Лучше … раз увидать, чем … раз услышать.
Ответ: Один, Сто.

35. … пядей во лбу.
Ответ: Семи.

36. … сапога – пара.
Ответ: Два.

37. … пчела немного меду натаскает.
Ответ: Одна.

38. Обещанного … года ожидают.
Ответ: Три.

39. … бед – … ответ.
Ответ: Семь, один.

40. Как … капли воды.
Ответ: Две.

41. Сводить к …
Ответ: Нулю.

42. Выпустить на все … стороны.
Ответ: Четыре.

43. Знает, как свои … пальцев.
Ответ: Пять.

44. … внимания.
Ответ: Ноль.

45. За … зайцами погонишься, ни … не изловишь
Ответ: Двумя, одного.

46. Скупой платит…
Ответ: Дважды.

47. … колесо в телеге.
Ответ: Пятое.

48. Муж и жена – … сатана.
Ответ: Одна.

49. Льет слезы в … ручья.
Ответ: Три.

50. Существовать в … стенах.
Ответ: Четырех.

§ Блок второй «Что вы знаете о математике?»

Здесь ученикам предлагается ряд вопросов про математику. Команды могут избрать один вариант ответа из четырех возможных. За каждый правильный ответ команды награждаются одним баллом.

✍ Проблемы ко второму блоку «Что вы знаете о математике?»

1. И фигура, и шляпа. Что это?

1) Котелок
2) Сомбреро
3) Цилиндр
4) Панама

Ответ: 3) Цилиндр.

2. Восьмерка в горизонтальном позе символизирует …

1) Удачу
2) Бесконечность
3) Закономерность
4) Последовательность

Ответ: 2) Бесконечность.

3. Назовите самое большое число.

1) Квадриллион
2) Секстиллион
3) Числовой ряд нескончаем, поэтому самое большое число назвать нельзя
4) Миллиард миллиардов

Ответ: 3) Числовой ряд бесконечен, поэтому самое большенное число назвать нельзя.

4. Фигура, у которой нет углов.

1) Трапеция
2) Квадрат
3) Круг
40 Полукруг

Ответ: 3) Круг.

5. Кто почитается «отцом математики»?

1) Альберт Эйнштейн
2) Пифагор
3) Исак Ньютон
г) Леонард Эйлер

Ответ: 2) Пифагор.

Пифагор основал школу, где его ученики учили математику и философию.

6. Какая форма похожа на круг, но немного вытянутая?

1) Овал
2) Квадрат
3) Треугольник
4) Прямоугольник

Ответ: 1) Овал.

7. Как размышляете, как называется число, делящееся только на себя и на единицу?

1) Простое
2) Сложное
3) Натуральное
4) Рациональное

Ответ: 1) Простое число. Образцы простых чисел: 2, 3, 5, 7, 11.

8. Как называется набор из трех чисел, расположенных в определенном порядке?

1) Последовательность
2) Массив
3) Группа
4) Тройка

Ответ: 1) Последовательность.

9. Какой знак используется для обозначения вычитания?

1) +
2) —
3) ×
4) ÷

Ответ: 2) —

10. Как именуется самый первый математический символ, который дети учат в школе?

1) Плюс
2) Минус
3) Деление
4) Умножение

Ответ: 1) Плюс.

11. Как именуется результат вычитания одного числа из другого?

1) Сумма
2) Разность
3) Произведение
4) Частное

Ответ: 2) Разность.

12. Как называется итог сложения двух чисел?

1) Сумма
2) Разность
3) Произведение
4) Частное

Ответ: 1) Сумма.

13. Как называется фигура с тремя сторонками?

1) Квадрат
2) Треугольник
3) Прямоугольник
4) Круг

Ответ: 2) Треугольник.

14. Кто придумал ноль?

1) Архимед
2) Пифагор
3) Майя
4) Леонардо да Винчи

Ответ: 3) Майя.

Концепция нуля была впервые разработана цивилизацией майя возле 4 века, что произошло примерно одновременно с индийскими учеными, которые ввели ноль в математические расчеты в 5 веке. Индийский математик Брахмагупта был одним из первых, кто разработал правила для операций с нулем. Запоздалее концепция нуля была перенята арабскими учеными и распространилась в Европу через арабские тексты.

15. Кто считается «папой геометрии»?

1) Архимед
2) Пифагор
3) Евклид
4) Ньютон

Ответ: 3) Евклид.

Евклид был древнегреческим математиком, который написал знаменитый труд «Основы».

16. Как думаете, как называется число, которое не делится на два без остатка?

1) Четное
2) Нечетное
3) Простое
4) Составное

Ответ: 2) Нечетное.

17. Какое число почитается счастливым в китайской культуре?

1) 4
2) 7
3) 8
4) 13

Ответ: 3) 8.

В китайской культуре число 8 символизирует удачу, потому что по звучанию очень напоминает слово «процветание».

18. Получают ли математики Нобелевскую премию?

1) Да
2) Нет
3) Не вечно
4) Раньше получали, сейчас нет

Ответ: 2) Нет.

Это связано с тем, что основатель премии Альфред Нобель, шведский инженер, химик и изобретатель, не включил математику в список дисциплин, за какие присуждается премия. Существует множество теорий о том, почему он так решил, но точной причины никто не знает. Тем не менее, математики получают признание сквозь другие престижные награды, такие как Филдсовская медаль и премия Абеля.

19. Сколько углов у прямоугольника?

1) 2
2) 3
3) 4
4) 5

Ответ: 3) 4.

20. Кто придумал знак «плюс» для сложения чисел?

1) Пифагор
2) Леонардо да Винчи
3) Альберт Эйнштейн
4) Маттиас Хупе

Ответ: 4) Маттиас Хупе.

21. Поразмыслите, какое число является результатом умножения любого числа на 1?

1) 0
2) То же самое число
3) Следующее число
4) На единицу меньше

Ответ: 2) То же самое число.

22. Сколько раз необходимо сложить 5, чтобы получить 20?

1) 2
2) 3
3) 4
4) 5

Ответ: 3) 4.

23. Как называется единица измерения длины, которая больше сантиметра, но меньше метра?

1) Милиметр
2) Дециметр
3) Километр
4) Мегаметр

Ответ: 2) Дециметр.

24. Сколько перстов на обеих руках у человека?

1) 8
2) 9
3) 10
4) 11

Ответ: 3) 10.

25. Как называется часть суток от 12:00 до 18:00?

1) Утро
2) День
3) Вечер
4) Ночь

Ответ: 2) День.

26. Какое число является первым в линии натуральных чисел?

1) 0
2) 1
3) 2
4) 3

Ответ: 2) 1.

Натуральные числа начинаются с единицы и продолжаются бесконечно.

27. Как называется процесс прибавления одного числа к иному?

1) Вычитание
2) Умножение
3) Деление
4) Сложение

Ответ: 4) Сложение.

28. Какой математик известен своей теоремой о прямоугольных треугольниках?

1) Архимед
2) Пифагор
3) Эвклид
4) Талес

Ответ: 2) Пифагор.

29. Как именуется уменьшение одного числа на величину другого числа?

1) Сложение
2) Вычитание
3) Умножение
4) Деление

Ответ: 2) Вычитание.

30. Как именуется форма, у которой все стороны равные и все углы прямые?

1) Круг
2) Прямоугольник
3) Треугольник
4) Квадрат

Ответ: 4) Квадрат.

31. Что измеряют в граммах?

1) Длину
2) Вес
3) Пора
4) Объём

Ответ: 2) Вес.

32. Что больше: четверть или половина?

1) Четверть
2) Половина
3) Они равны
4) Нельзя сравнивать

Ответ: 2) Половина.

33. Сколько десятков в числе 50?

1) 3
2) 4
3) 5
4) 6

Ответ: 3) 5.

34. Сколько копеек в одном рублевке?

1) 50
2) 100
3) 150
4) 200

Ответ: 2) 100.

35. Какой день недели идет после вторника?

1) Понедельник
2) Среда
3) Четверг
4) Пятница

Ответ: 2) Окружение.

36. Сколько десятков в числе 30?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Ответ: 3) 3.

37. Кто был первым человеком, который использовал символы для обозначения чисел и арифметических операций?

1) Архимед
2) Ньютон
3) Леонардо Пизанский (Фибоначчи)
4) Пифагор

Ответ: 3) Леонардо Пизанский (Фибоначчи).

38. Сколько сантиметров в одном дециметре?

1) 1
2) 10
3) 100
4) 1000

Ответ: 2) 10.

39. Как именуется линия, у которой есть начало и конец.

1) Луч
2) Отрезок
3) Прямая
4) Ребро

Ответ: 2) Отрезок.

40. Объемный круг именуется …

1) Овал
2) Эллипс
3) Шар
4) Сфера

Ответ: 3) Шар.

41. Сколько сторон у квадрата?

1) 2
2) 4
3) 6
4) 3

Ответ: 2) 4.

42. Сколько букв в русском алфавите?

1) 10
2) 34
3) 28
4) 33

Ответ: 4) 33.

43. Сколько сторонок у шестиугольника?

1) 6
2) 3
3) 4
4) 5

Ответ: 1) 6.

44. Сколько десятков в числе 18?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Ответ: 1) Один.

45. Как называется результат при сложении?

1) Разница
2) Произведение
3) Частное
4) Сумма

Ответ: 4) Сумма.

46. Сколько гласных звуков в русском стиле?

1) 5
2) 6
3) 10
4) 11

Ответ: 2) 6.

47. Сколько слогов в слове «миллиметр»?

1) 9
2) 6
3) 3
4) 5

Ответ: 3) 3.

Количество слогов равно количеству гласных в слове.

48. Сколько десятков в числе 13?

1) 1
2) 3
3) 4
4) 10

Ответ: 1) Одинешенек.

49. Как называется результат при вычитании?

1) Доля
2) Разница
3) Вычитка
4) Остаток

Ответ: 2) Разница.

50. Существуют ли тупые углы?

1) Нет, случаются только умные
2) Да, бывают острые, прямые и тупые
3) Да, существуют прямые и тупые углы
4) Нет, углы вообще не делятся на группы

Ответ: 2) Да, случаются острые, прямые и тупые.

§ Блок третий «Разгадай ребусы»

За каждый правильный ответ команде засчитывается одинешенек балл – до 14 задания включительно – и два балла за каждое верное решение, начиная с 15 задания и до конца блока.

✍ Задания к третьему блоку «Разгадай ребусы»

1. 7Я
Ответ: Семейство.

2. 3КО
Ответ: Трико.

3. С3Ж
Ответ: Стриж.

4. О5
Ответ: Опять.

5. ПО2Л
Ответ: Подвал.

6. ЛИ100К
Ответ: Листок.

7. КО100ЧКА
Ответ: Косточка.

8. ПИ100ЛЕТ
Ответ: Пистолет.

9. СВИ100К
Ответ: Свисток.

10. АК3СА
Ответ: Актриса.

11. 40А
Ответ: Сорока.

12. КУ100′
Ответ: Куст.

13. 100ЛБ
Ответ: Столб.

14. 3ООО
Отзовись: Трио.

15. 7 + Б = ВВ
Ответ: 7+4=11.

Подсказка: В числовых ребусах часто предлагается пример, где цифры в числах заменены буквами, звёздочками или иными символами. Чтобы понять, что именно скрыто за этой «абракадаброй», нужно хорошенько подумать и написать пример, какой теперь целиком состоит только из цифр. Как мы знаем, всего цифр в математике существует десять: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9.
Для успешной расшифровки ребусов такого образа стоит учитывать несколько правил:

  1. В любом ребусе одинаковые буквы обозначают одну и ту же цифру, а разные литеры – разные цифры.
  2. Каждая звёздочка заменяет только одну цифру. Мы не можем знать, являются ли цифры, замененные звездочками, равными. Возможно, да, а возможно, они разные. Наверняка нам известно только их количество. Но даже такой скудной информации вполне хватает для решения поставленной задачи.

16. *9 + * + * = 1*

Ответ: 19+0+0=19.

17.

Ответ: 1+3=4, 3-2=1.

18.

Ответ: 9+1=10.

19.

Ответ: Фигура.

20. Рассмотрите чудо-квадрат. Если уложить все числа в любом столбце, строке или по диагонали, то получится один и тот же результат. Какой именно?

Ответ: 15.

§ Блок четвертый «Продолжи числовой ряд»

Неизменные решения поощряются двумя баллами ответившей команде.

1. 1, 2, 3, 4 ? 6

Ответ: 5.

2. 2, 3, 5, 9 ? 33

Ответ: 17. Здесь каждое последующее число означает, что предыдущее число умножили на два и отняли от итога единицу.

3. 3, 6, 9 ? 15, 18

Ответ: 12. В этом ряду добавляется +3 к каждому числу.

4. 7, 22, 37, 52, 67 ? ? ? ?

Ответ: 82, 97, 112, 127. В этом ряду добавляется +15 к любому числу.

5. 40, 28, 18, 10, ? ?

Ответ: 4, 0. Каждый раз вычитается число, уменьшенное на два: сначала -12, потом -10, затем -8, далее -6 и -4.

6. 3, 9, 15, 21 ?

Ответ: 27. К любому число добавляется +6.

7. 20, 14, 9, 5 ? ?

Ответ: 2, 0. Из каждого предыдущего числа вычитается сначала 6, потом каждый раз число на кол меньше, то есть -5, -4, -3, -2.

8. 30, 25, 55, 50, 80, 75, ? ? ? ?

Ответ: 105, 100, 130, 125. Сначала добавляется +30, потом от получившегося числа отнимается -5, потом опять прибавляется +30, дальше снова отнимается -5.

9. 59, 37, 48, 26 ? ?

Ответ: 4, 15. Сначала отнимается -22, затем к этому числу добавляется +11, далее повторяется то же самое.

10. 5, 6, 8, 12, 20, 36, 68, 122 ? ?

Ответ: 240, 276. Тут каждое последующее число означает, что из предыдущего числа вычли два и результат умножили на два.

§ Блок пятый «Логические концовки»

В этом разделе участникам предстоит закончить фразы исходя из логики их первой доли. Например: Если солнце светит ярче луны, то луна … светит тусклей, чем солнце. За все правильные решения игрокам в копилку добавляется по одному баллу.

✍ Задания к пятому блоку «Логические концовки»

1. Если сериал идет длиннее фильма, то фильм… (идет меньше сериала).
2. Если озеро глубже пруда, то пруд… (мельче озера).
3. Если 10 вяще 9, то 9… (меньше 10).
4. Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
5. Если первое кресло мягче второго, то второе… (жестче первого).
6. Если Петя вышел запоздалее Димы, то Дима… (вышел раньше Пети).
7. Если Маша бегает быстрее Даши, то Даша… (бегает тише Маши).
8. Если мороженое холоднее молока, то молоко… (теплее мороженого).
9. Если пятиэтажный дом ниже девятиэтажного, то девятиэтажный дом… (рослее пятиэтажного).
10. Если летом теплее, чем осенью, то осенью… (холоднее, чем летом).

§ Блок пятый «Загадки в цифрах»

1. 5 братцев в одном домике существуют.

Ответ: Варежка и рука.

2. 1 ствол, много ветвей, а на ветвях много гостей.

Ответ: Дерево.

3. На 4-х ногах стою, ходить вовсе не могу.

Ответ: Стол.

4. Цифру 8 на носу нередко носим.
Цифра 8 плюс крючки – получаются…

Ответ: Очки.

5. На два перста меня надевают и что нужно мной разрезают.

Ответ: Ножницы.

6. 2 плетенки, 2 сестренки из овечьей пряжи ювелирной.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли 5 и 5.

Ответ: Варежки.

7. Эта цифра просто чудо,
У нее родня повсюду.
Даже в азбуке есть
У нее сестра-близнец.

Ответ: 3.

8. Нолик мне терять нельзя,
Без него исчезну я.
Стану тощей единицей,
Буду рыдать я и злиться.

Ответ: 10.

9. Если 2 перевернуть и внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру …

Ответ: 5.

10. Под одной кровлей 4 братца стоят.

Ответ: Стол.

11. В году у дедушки 4 имени.

Ответ: Сезоны года (весна, лето, осень, зима).

Кушать такие календарные понятия, как декада и квартал. Декада — это десять дней. Представим, что мы планируем какие-то события по численнику и для этого отсчитываем десять дней подряд. Вот это и будет декада. Например, с 1 по 10 число — это одна декада, с 10 по 19 – иная. При этом декады не обязательно считать с первого числа месяца. Декада — это просто период из десяти дней, какой может начинаться с любого дня месяца. Например, это может быть промежуток с 5 по 14 число или с 10 по 19 число. Значительно только, чтобы период длился ровно десять дней. Каждый месяц делится только на три декады по 10 дней.

Квартал – это гораздо немало длинный период времени – целых три месяца. Год делится на четыре части, и каждая часть состоит из трёх месяцев. Так, первый квартал — это январь, февраль и март, второй — это апрель, май и июнь, третий – июль, август, сентябрь, а четвертый – октябрь, ноябрь и декабрь. Примечательно, что кварталы не сходятся точно с сезонами года, но они перекрываются. Вот как они соотносятся с сезонами на примере зимы: декабрь – это 4-й квартал предыдущего года, а январь, февраль входят в состав 1-го квартала наставшего года.

12. … на свете жил
Крепко с цифрой 3 дружил.
Глазками тремя мигал,
Никогда не отдыхал.

Ответ: Светофор. 13.

13. На ступеньках – песенка.

Ответ: Ноты.

14. То ли цифра, то ли вилка,
То ли двух путей развилка
В ученической тетради
Знаю точно – все ей рады.

Ответ: 4.

15. Цифра … – дверной замочек,
Сверху крюк, внизу кружочек.

Ответ: 6.

16. Белка сыну на обед
Принесла вящих конфет,
Все с орешками внутри,
В шоколаде ровно — …

Ответ: 3.

17. Цифра с виду как игрушка –
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей оземь.
Всем удобопонятно – это …

Ответ: 8.

18. Запросто можно увидеть четверку,
Если устроить в квартире уборку:
Цифру … напомнит нам с вами
Стул, перевороченный вверх ногами.

Ответ: 4.

19. Три ноги в черных сапогах, белые зубы и педаль. О чем идет речь?

Ответ: Рояль.

20. Ты со мною не известен?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног.
Вот и весь я – …

Ответ: Осьминог.

Название «осьминог» происходит от двух слов: «осьми» и «ног». Это связано с тем, что у спрута восемь щупалец, которые напоминают ноги. «Осьми» — это числительное «восемь» на старославянском языке. «Ног» — это конфигурация слова «нога». Соответственно, «осьминог» буквально означает «восьминогий» или «имеющий восемь ног». В других языках также кушать похожие названия. Например, на английском языке осьминог называется octopus, что происходит от греческого okto (восемь) и pous (нога).

§ Блок шестой «Задания со звездочкой»

В этом разделе нашей математической викторины детям предлагается разрешить более сложные задания. Здесь вопросы более всего ориентированы на смекалку, логику, наблюдательность игроков. Любое верное решение награждается тремя баллами.

✍ Вопросы к шестому блоку «Задания со звездочкой»

1. Сколько месяцев в году кормят 30 дней?

Ответ: Все месяцы, кроме февраля (в этом месяце может быть 28 или 29 дней максимум).

2. Стоит в поле дуб, а на нем 10 веток, на любой из которых по 2 сливы. Сколько слив ты можешь собрать?

Ответ: Нисколько: на дубах не растут сливы.

3. Настя, Ира и Люба подружки. Настя рослее Иры, Ира выше Люба. Кого из них как зовут?

Ответ: Самая высокая – Настя, Ира среднего роста, а Люба ниже всех.

4. Пассажир таксомотор ехал в село. По дороге он встретил 7 грузовых и 4 легковых машины. Сколько всего машин шло в село?

Ответ: Если машины ехали навстречу, то в присело ехала только одна – такси. Если машины ехали по той же полосе (попутные), что и такси, то в село направлялось 12 машин.

5. Одного кутенка звали Чарли, второго Майло, третьего Рекс. У Чарли длинные уши, у Майло длинный хвост, а у Рекс сидит в половине. Кто есть кто?

Ответ: Майло, Рекс, Чарли.

6. Перед вами котята Стиви, Санни и Томми. Санни и Стиви не полосатые. Справа от Стиви сидит Томми. Кто кушать кто?

Ответ: Томми, Стиви, Санни.

7. Что легче – 2 кг листьев или 2 кг бетона.

Ответ: Весят одинаково – 2 кг.

8. Два строителя за два часа труды соорудят фундамент многоэтажного дома.
Сколько нужно строителей, чтобы они за десять часов работы соорудили пять таких фундаментов?

Ответ: 2 строителя.

Чтобы верно решить это задание, нужно:

  1. Понять, сколько времени требуется двум строителям для одного фундамента. Два строителя за два часа строят одинешенек фундамент.
  2. Сколько фундаментов могут построить два строителя за десять часов. Если за два часа строители строят одинешенек фундамент, то за десять часов (10 часов ÷ 2 часа) они могут построить: 10 часов ÷ 2 часа = 5 фундаментов.
  3. Сколько строителей необходимо, чтобы построить пять фундаментов за десять часов. Значит, для того чтобы построить пять фундаментов за десять часов, довольно тех же двух строителей.

9. Назовите 5 разных дней, не обозначая названия дней и чисел.

Ответ: Позавчера, вчера, ныне, завтра, послезавтра. Хотя если бы мы называли дни недели как они есть на самом деле, то звучали бы они так: понедельник, вторник, окружение, четверг, пятница (а также суббота и воскресенье).

10. Лестница состоит из 11 ступенек. Какая из них является серединой лестницы?

Ответ: Шестая. Если подняться на нее, то позади останется пять ступенек и впереди будет столько же.

11. Три сардельки варятся семь минут. Сколько поре будут вариться 10 таких же сарделек?

Ответ: Семь минут.

12. Когда курица стоит на двух ногах, она тянет три килограмма. Сколько она будет весить, если встанет на одну ногу?

Ответ: Столько же. Если курица возвысит одну ногу, ее вес не изменится, потому что масса тела не зависит от этого.

13. Шли 5 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?

Ответ: 6. Значительный момент: сестра одна и та же для всех братьев. Значит, вместе с пятью братьями идет только одна сестра. В итоге, итого шло 6 человек: 5 братьев и 1 сестра.

14. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка, напротив каждой из них — три кошки. Сколько их итого в комнате?

Ответ: 4. Здесь важно понять: когда говорится, что напротив каждой кошки сидят три другие, это не добавляет новоиспеченные объекты, а просто указывает, что каждая кошка видит трех других, сидящих в остальных углах.

15. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 позади. Сколько у него ног?

Ответ: 4.

Чтобы первоклассник понял, как решить эту задачу, можно объяснить ее так:
В задаче говорится, что у звериного по две ноги с разных сторон. Мы знаем, что у животных не бывает 8 ног, если, конечно, мы не говорим об осьминоге. Также необходимо постигнуть, что все эти разновидности ног, перечисленные в задаче, могут быть, по сути, одними и теми же, только названы иначе. Например, передняя и задняя нога по правую сторонку также обе являются правыми, а передняя и задняя по левую сторону также обе являются левыми.

16. На стройке работал каменщик. В первоначальный день он построил две бани, во второй — три дома. Сколько сооружений он возвел за два дня?

Ответ: Нисколько: один каменщик не смог бы так скоро проделать столь большой объем работы.

17. У бабушки внучка Юля, кот Марсик, собака Алиса. Сколько у бабушки внуков?

Ответ: Одна внучка, ведь кот и пес – это не внуки, а домашние питомцы.

18. Каждый из двоих взрослых ведет за руку двух детей. Сколько детей в этой компании?

Ответ: Четверо.

19. Прогуливаясь по лесу, вы с друзьями увидели нескольких лисят, которые прятались за стволом старого дуба. Разве что лапки торчали из-за дерева – итого 12 штук. Так сколько лисят было за деревом?

Ответ: 3. У каждого лисенка – по четыре лапки. А если в поле зрения угоди все двенадцать лапок, значит, лисят было трое.

20. В раздевалке стоят 2 пары сандалий, 4 пары полуботинок и 3 четы балеток. Сколько обуви на левую ногу стояло в раздевалке.

Ответ: 9 штук.

Рекомендация по решению:
Понять, что такое «чета обуви». Это вещь, которая состоит из двух туфель: для левой и для правой ноги. Посчитаем пары. У нас есть 2 четы сандалий, в числе которых 2 левых и 2 правых. Есть 4 пары полуботинок, то есть 4 левых и 4 правых. У нас есть 3 четы балеток, то есть есть 3 левых и 3 правых балетки. Посчитаем все левые туфли. 2 левых сандалия, 4 левых полуботинка, 3 левых балетки. Складываем их и получаем 9 левых туфель.

21. В доме живет немало кошек. На первом этаже три, на втором в два раза больше, на третьем — столько же, сколько на втором, плюс еще две. Сколько итого?

Ответ: 17.

22. Трое детей помогают маме готовить обед. Для всех это заняло два часа. Сколько часов потратил на готовку любой?

Ответ: 2.

23. В семье братьев столько же, сколько и сестер. Всего детей четверо. А сколько братьев?

Ответ: 2.

24. В корзинке лежат пирожки. Их можно разделить поровну между 4 или 3 детьми. Сколько пирожков в корзине, если их меньше 36, но вяще 6.

Ответ: 12.

25. Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всего людей?

Ответ: Трое.

26. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?

Ответ: 2. Иные пять догорели.

27. У тебя гости, а в холодильнике — пакет молока, газировка и йогурт. Что ты откроешь сначала?

Ответ: Холодильник.

28. Лена, Петя и Катя разрешили поесть конфет и купили 10 с малиновой начинкой, 10 с абрикосовой и 10 с вишневой. Петя выбрал 10 конфет с абрикосовой начинкой, а Лена не обожает малиновую начинку. Кто из ребят какие конфеты ест?

Ответ: Петя — с абрикосовой начинкой, Лена — с вишневой, Катя — с малиновой.

29. За столом сидят муж с супругом и брат с сестрой. Сколько всего человек?

Ответ: Трое: муж, жена и либо брат жены, либо сестра супруга.

30. Летят несколько уток. Одна впереди, две — сзади. Одна между двумя и три рядом с ней. Сколько всего летит уток?

Ответ: 3.

31. Два сына и два папу съели три яблока. Сколько яблок съел каждый?

Ответ: По одному.

32. Брат старше сестры на 5 лет. Насколько он будет престарелее ее через 10 лет?

Ответ: Также на 5 лет.

В этой задаче используется принцип неизменности разницы в возрасте между двумя людьми. Этот принцип базируется на том, что года каждого человека увеличивается с одинаковой скоростью (на один год каждый год), следовательно, разница в возрасте между ними остается непрерывной.

33. У Кости было 4 апельсина.

Так как Костя совсем не жадный, он дал своим четырем друзьям по одному апельсину. Друзья у Кости тоже не ненасытные. Каждый из них разделил свой апельсин пополам и половинку отдал Косте. Сколько апельсин стало у Кости?

Ответ: 4 половинки или 2 цельных апельсина.

34. Когда кошке исполнится 8 лет, что произойдет?

Ответ: Ей пойдет девятый год.

35. В три часа дня в Самаре шел дождь. Может ли быть в Самаре солнечная погода сквозь девять часов?

Ответ: Нет, так как в этом время в Самаре будет ночь.

36. Есть ли 8 марта в Австралии?

Ответ: Кушать.

37. Полдыни весит 1 кг. Сколько весят 5 дынь?

Ответ: 10 кг: одна дыня весит как две полдыни, то есть 2 кг, значит, 5 дынь тянет 10 кг.

38. Полтора арбуза стоят 300 рублей. Сколько стоят 5 арбузов?

Ответ: 1000 рублей.

Вот как можно разъяснить решение этой задачки:
Сначала нужно понять, что такое «полтора арбуза». это один целый арбуз и еще половинка кавуна. Выяснить, сколько стоит один арбуз. Если полтора арбуза стоят 300 рублей, мы можем разузнать, во сколько обойдется один целый арбуз. Разделим 300 рублей на 1,5 (так как полтора арбуза = 1,5 кавуна) и получим 200 рублей. Это цена одного арбуза. Теперь посчитаем, сколько стоят 5 арбузов. Если стоимость одного — 200 рублей, то пять будут выйдут за 1000 рублей: 200 рублей × 5 кавунов = 1000.

39. Почему японский парикмахер предпочтет постричь двух японцев, чем одного испанца?

Ответ: Потому что доход с двоих клиентов рослее, чем с одного.

40. Трое детей в соседнее село в гости к своим знакомым и повстречали двух старушек. Каждая из них тащила с собой ведро, а в любом ведре сидели по две мышки. Сколько живых существ направлялось в соседнее село?

Ответ: Трое дети.

Распорядок рассуждений для решения этой задачи:
В задаче говорится, что трое детей шли в соседнее село. Это самый важный момент. Дальней говорится, что дети повстречали двух старушек. Но они не шли в соседнее село, а просто встретились с детьми по пути. Поэтому старушек, с их ведрами и мышками, во внимание хватать не нужно. Таким образом, направлялись в соседнее село только трое детей.

§ Блок седьмой «Битва капитанов»

Для выполнения заданий этого этапа нашей викторины приглашаются капитаны участвующих в игре команд. Неизменные решения предложенных лидерам групп задач вознаграждаются тремя, двумя или одним баллом в зависимости от точности и полноты ответа. Всеобщей количество заработанных капитаном очков в этом соревновании добавляется в копилку его команды.

✍ Задания к седьмому блоку «Битва капитанов»

1. Какой ряд чисел относится к натуральному линии:

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2) -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4
3) 1.5, 2, 2.5, 3, 3.5, 4, 4.5, 5
4) 0, 1, 2, 3

Ответ: 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Натуральные числа используются для счёта и упорядочивания. Они начинаются с единицы и продолжаются до бесконечности: 1, 2, 3, 4, 5, и так далее. В кое-каких случаях к натуральным числам также относят 0, но чаще всего понимаются именно положительные целые числа без нуля. Негативные числа относятся к категории целых. Целые, в свою очередь, включают в себя все натуральные числа (1, 2, 3, …), а также их негативные аналоги (-1, -2, -3, …) и ноль (0).

Дроби (1.5, 3.4, 5.3, 0.3, 7/8, 2/5, 9/10, -5.5, -6.9, -3/7, -12/18 и т.д.) относятся к категории рациональных чисел. Это такие числа, какие можно выразить в виде отношения одного целого числа к другому целому числу (кроме нуля), то кушать в виде дроби (5/10, 3/4, -5/8, -1/4 и т.д.). Подробнее эти темы вы рассмотрите в последующие учебные годы.

2. Капитанам выступают листки с изображением геометрической фигуры. Каждый должен определить, сколько треугольников включает данная фигура. Ответ записывается на том же листке и сдается на проверку жюри. Побеждает тот лидер, какие ответил правильно или более всего приблизился к верному решению.

Задание: определить, сколько треугольников на рисунке.

Ответ: 12.

3. Капитанам необходимо изобразить человека с помощью цифр от 0 до 9. Далее получившиеся рисунки передаются жюри. Максимальное количество баллов получает тот лидер, который предложил более убедительный результат.

4. Перечислите геометрические фигуры, какие вы знаете, и распределите их по группам – фигуры с углами и без углов.

Ответ: Фигуры с углами: треугольник, квадрат, трапеция, ромб. Фигуры без углов: овал, сферы.

5. Представьте, что вам нужно установить 2 стула в комнате так, чтобы у каждой из четырех ее стен находилось по одному стулу? Как вы это сделаете?

Ответ: Поставим первоначальный стул в угол комнаты. У этого угла есть две стены (например, передняя и левая). Поставим второй стул в противолежащий угол. У этого угла тоже есть две стены (например, задняя и правая).

6. На грядке сидят 4 вороны, к ним примкнули еще 5. Птиц приметил дворовый кот и начал к ним подкрадываться. Но как только он прыгнул в попытке схватить ворону, та вмиг взлетела и покинула усатого охотника с носом. А теперь подумайте, сколько птиц еще осталось на грядке?

Ответ: Нисколько, потому что все разлетелись, когда кот налетел на одну из птичек.

7. Если сложить эти два числа, то получится 9, а если из одного вычесть другое, то в остатке будет 3. Что это за числа?

Ответ: 5 и 2.

8. Сваливая пошла в первый класс. Ей 7 лет. У девочки есть младший брат Андрей, ему пока 2 года. Сколько лет будет Вале, когда Андрею тоже исполнится 7 лет?

Ответ: 12.

9. К доске сходят капитаны от каждой команды и зачёркивают числа по порядку от 1 до 20. Кто быстрее справится, тот и победил. Самый быстры получает 3 балла, тот, кто на втором пункте, – 2 балла, а кто занял третье – 1 балл.

10. Расшифруйте слово:

а-10, а-1, ф-4, т-7, р-2, к-9, м-5, и-3, е-6, и-8.

Ответ: Арифметика.

§ Блок восьмой «Конкурс для болельщиков»

Этот разоблачила нашей математической викторины позволит болельщикам поупражняться в собственном остроумии, эрудиции, скорости и внимательности, а также заработать добавочные очки для той команды, за которую они болеют. За каждую верно решенную задачу начисляется один балл. Отвечает тот, кто первоначальный поднял руку.

✍ Вопросы к восьмому блоку «Конкурс для болельщиков»

1. Представьте, что вы гуляете по лесу и замечаете, как из-за куста выглядывают 4 заячьи мордашки. Сколько ушек вы насчитаете?

Ответ: 8.

2. На ветке сидело 10 галок. Все, кроме 2, улетели. Сколько галок осталось?

Ответ: 2.

3. Две подружки глядели серию своего любимого сериала в течение 40 минут. Сколько времени каждая из них потратила на просмотр.

Ответ: Одинешенек час.

4. Ежик темнее белки щенка. Белка темнее Соболя. Кто всех темнее?

Ответ: Ежик.

5. При сложении двух числе вышло 5. Когда из одного вычли другое, осталось тоже 5. Какие это были числа?

Ответ: 5 и 0.

6. Настал декабрь. У дома раскрылись три куста розы, зацвели два дерева сирени сливы, одна яблоня и три черемухи. Сколько всего цветущих растений?

Ответ: Ноль. В декабре растения не цветут.

7. Сколько лап у двух мышек и двух уточек?

Ответ: 12.

Находим лапы у одной мышки: 4. Считаем лапы у двух мышек: 4 + 4 = 8. Считаем лапы у одной уточки: 2. Находим лапы у двух уточек: 2 + 2 = 4. Складываем лапы всех животных: 8 + 4 = 12.

8. Масса двух крупных слив равновелик массе одного среднего яблока. Представьте, что перед вами 5 таких слив и 3 таких яблока. Что перевесит?

Ответ: 3 яблока. Их масса равновелика массе 6 слив.

9. Перед вами ряд чисел: 9, 7, 6, 5, 3, 1. Какое лишнее?

Ответ: 5. Каждое новое число уменьшается на 2 по сравнению с предыдущим.

10. В коробке сидело 8 бельчат. В одной коробке могут быть только два бельчонка. Чтобы рассадить все остальных малышей по парам, понадобятся новые коробки. Посчитайте, сколько штук?

Ответ: 3 коробки. Чтобы рассадить 8 бельчат по двое, требуется 4 коробки. Так как в нашем распоряжении уже кушать одна коробка, дополняем ее тремя новыми.

§ Подведение итогов математической викторины и награждение участников

Ну вот и подошла к крышке наша викторина по математике для первоклассников. Мы надеемся, что занятие вам понравилось и вы получили много пользы, приняв участие в этом мероприятии.

После завершения конкурса жюри подводит итоги викторины. Подсчитываются заработанные командами, их капитанами и болельщиками баллы. По числу набранных очков определяется победитель, а также второе и третье место.

Далее все участники, включая ассистентов и жюри, награждаются за их активность на деле. Отдельно награждаются победители. Затем произносится завершающая речь: пожелания удачи в дальнейшей учебе, интересных открытий и новоиспеченных достижений.
[embedded content]
[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here