Родители вчерашних первоклассников облегченно выдохнули, так как завязались долгожданные для всех летние каникулы. И действительно, какая радость для всех: можно отдыхать, веселиться и резвиться. Но чтобы за лето не позабылось все то, что с таким трудом дети учили весь год, нужно понемногу заниматься дома. В материалах этой статьи вы найдете задания для самостоятельной труды для первоклашек по русскому языку.
Содержание:
Задания по теме «Слово. Предложение»
Задания и упражнения, размещенные в этом разделе, содействуют развитию речи и формированию графических навыков первоклассников, дают возможность выполнять индивидуальные конфигурации работ, приобщают школьников к творческой и познавательной деятельности.
Задание 1.
Необходимо назвать представленные на рисунках предметы. Рассказать, как они связаны между собой. Какие новоиспеченные слова можно добавить к предложенному слову?
Ответ: На рисунке представлены каштаны: плоды каштана, дерево каштана, листья каштана.
Задание 2.
Из предложенных слов составить верные предложения и записать их в тетради в нужном порядке.
крыльце, На, уселся, кот.
блистала, пушистая, Его, шубка.
глазки, Зеленые, зажмурились.
добрый, Это, самый, кот.
Задание 3.
Необходимо дополнить предложения таким манером, чтобы получился связный рассказ.
Я живу в________. Мой город размещён _______. Я учусь в школе номер___. Моя школа самая_______. Мои одноклассники_________. Летом я буду отдыхать______.
Задание 4.
Среди предложенных литеров нужно найти слова – названия животных, которые обитают в Российской Федерации.
Оажирафзаяцкотлисицаслонгиппопотамволк
Ответ: косой, кот, лисица, волк.
Задание 5.
В два столбика записаны слова и фразы. Необходимо записать их таким образом, чтобы получились правильные выражения.
Что взял взаймы, исполни.
Что обещал, за то благодари.
Что получил дарованием, отдай.
Ответ:
Что взял взаймы, отдай.
Что обещал, исполни.
Что получил дарованием, за то благодари.
Задание 6.
Самодиктант. Ребенку необходимо прочитать предложенные слова, запомнить их орфография, а затем постараться записать их без ошибок по памяти.
Благодарю, извините, пожалуйста, до встречи, до рандеву, простите, пожалуйста.
Задание 7.
Необходимо прочитать зашифрованную фразы, расшибить ее на слова и записать в тетрадь.
Добродобромвернется.
Учисьценитьдоброеслово.
Золотоесердцедоброесердце.
Яблонястоитпосредиогорода.
Медведьоченьлюбитмед.
Задание 8.
Необходимо переписать предложенные слова и расшибить их на слоги.
Пчела, нос, вертолет, шарики, ножки, ножницы, корзинка, листочки, хлеб, мед, булочка, дудочка, светлячок, муравей.
Задания по теме «Звуки выговоры. Буквы. Алфавит»
В первом классе дети учат алфавит, литеры и звуки. Они уже знают, что такое звуковые схемы слов и умеют их составлять. Особое внимание вытекает обратить на буквы, которые передают сразу два звука. Ниже повергнем несколько задания для самостоятельной работы для первоклассников.
Задание 1.
Необходимо прочесть текст и попытаться составить связный рассказ по прочитанному.
Слово «библиотека» случилось от греческого слова «библион», что означает «книга». Таким образом, можно ратифицировать, что библиотека – это место, в котором хранятся книги. Кроме книг в библиотеке хранятся газеты и журналы, любой желающий может прийти в библиотеку и взять что-нибудь почитать.
Задание 2.
Необходимо переписать текст, и разъяснить, каким звукам соответствуют буквы, выделенные жирным шрифтом.
С давнишних пор на Руси дети учились грамоте по букварю. Каждая буква в азбуке была обозначена словом. Письмо – одно из самых великих изобретений человечества.
Задание 3.
Ниже повергнуты звуковые схемы слов. Нужно подобрать слова, которые отвечают этим схемам.
[– о –]
[= о – о]
[– о – о]
[– о = о]
Где – знак, передающий твердый согласный звук.
= знак, передающий мягкий согласный звук.
о знак, передающий гласный звук.
Образцы слов к первой схеме: кот, пот, рот, раб, сад и т.д.
Примеры слов ко второй схеме: часы, чудо, щука и т.д.
Образцы слов к третьей схеме: нога, нора, руно и т.д.
Примеры слов к четвертой схеме: ноги, буки, сохатые и т.д.
Задание 4.
Необходимо дописать слова, по предложенным рисункам. Подчеркнуть те литеры, которые передают гласные звуки.
Огурец, Перец, Морковка, Помидор.
Задание 5.
Составить предложения по предложенным ниже схемам.
I______, ______, _______, _______ — это _______.
I______ _______ _______ _______?
I______ _______ _______ _______!
I______ _______ _______ _______.
Где I_____ — заглавное слово в предложении.
_____ — прочие слова в предложении.
Задание 6.
Необходимо прочитать слова парами так, чтобы при замене одной литеры в предыдущем слове можно было получить новое слово по смыслу и написанию.
Коса – ко(?)а, удочка – у(?)очка, стог – сто(?), вол – (?)ол.
Записать слова в тетрадь, подчеркнуть заменяемые литеры в каждом слове.
Задание 7.
Необходимо переписать текст, вставив пропущенные литеры.
На дворе ма_т. За окном холо_но. А в клас_е тепло. На ок_е буке_. В бан_ах с водой стоят ве_ки вербы. На вет_ах травяные ли_точки.
Задание 8.
Необходимо прочитать слова и выписать из них названия городов России.
Самара, Москва, Киев, Харьков, Воронеж, Львов, Нью-Йорк, Мехико, Симферополь, Севастополь.
Слова, какие обозначают названия городов Украины – разделить на слоги.
Задание 9.
Необходимо переписать текст, вделав пропущенные буквы.
Щегол – ловкая, про_орная птица. У нее я_кий краси_ый окрас. Поселяется ще_ол в сада_ и парках. П_тается эта пти_а семенами и нас_комыми. Поет гр_мко, весело и к_асиво.
Задание 10.
Ниже повергнут отрывок из стихотворения Корнея Чуковского, но в нем пропущены все гласные буквы. Если верно расставить нужные буквы, то можно прочитать этот отрывок.
Д_ здр_вств_ _ т а а у е
М_л_ д_ш_ст_ _ ы о у и о е
_ п_л_т_нц_ п_ш_ст_ _ и о о е е у и о е
_ з_бн_й п_р_ш_к и у о о о о
_ г_ст_й гр_б_ш_к и у о е е о
Задания по теме «Слоги и ударения»
Перед начином выполнения заданий следует запомнить: слогом называется часть слова. В слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Так, О-ля, бе-ре-за, пче-ла и т.д.
Задание 1.
Ниже предложены слова. Необходимо записать из в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во другой – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.
Рог, капуста, нога, год, сад, Ира, мальчишка, картофель, чайка, майка, помидор, огурец, перец, мед.
Ответ: первоначальный столбик – рог, год, сад, мед. Второй столбик – нога, Ира, мальчик, чайка, майка, перец. Третий столбик – капуста, картофель, помидор, огурец.
Задание 2.
Необходимо переписать текст, меняя слова в скобках по смыслу. Слова из скобок разбить на слоги карандашом.
Неплохо (лето). Я хожу на (река) купаться и ловить (рыба). А еще я читаю увлекательные (книга).
Ответ (слова из скобок сразу изменяем по смыслу и делим на слоги): ле-том, ре-ку, ры-бу, кни-ги.
Задание 3.
Ниже представлены слова. Необходимо выписать лишь те, в которых ударение падает на второй слог.
Синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, скворец, гвоздика, путь, кувшинка, лепесток, цепочка, телефон.
Безударные слоги в этих словах подчеркнуть карандашом.
Ответ: синица, ворона, сорока, скворец, гвоздика, путь, кувшинка, цепочка.
Задание 4.
Переписать текст в тетрадь, разбить слова на слоги карандашом.
Днем кувшинка нежится на воде. А ночью ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнет с башкой. Утром вынырнет из воды. Снова развернет лепесточки навстречу солнцу.
Ответ:
Днем кув-шин-ка не-жит-ся на во-де. А ночь-ю ны-ря-ет под во-ду. Стис-нет ле-пест-ки в ку-ла-чок и ныр-нет с го-ло-вой. Ут-ром вы-ны-рнет из во-ды. Сно-ва раз-вер-нет ле-пес-точ-ки на-встре-чу солн-цу.
Задание 5.
Необходимо переписать текст.
На скорбь стоял старый замок. К замку вела узкая дорога. Справа от пути – пропасть. Около замка стоит старый фонарь.
Предложите ребенку устно изменить ударение в словах, выделенных жирным шрифтом. Как изменился резон написанного? Объясните, почему.
Задание 6.
Необходимо ответить на вопросы, используя справочные слова из скобок.
Мишенью этого задания является развитие речи школьника. Согласно школьной программы изучения русского стиля, первоклассники должны уметь правильно составлять ответы на поставленные им проблемы. Чем полнее и развернутее ответы на вопросы, тем лучше.
Куда пошли товарищи? (удить рыбу) – Ответ: Товарищи отправь удить рыбу.
Где находилось озеро (за полем) – Ответ: Озеро было за полем.
Что сделали ребята (закинули удочки) – Ответ: Ребята закинули удочки.
Какая рыба поймалась (ерш и лещ) – Ответ: Поймались ерш и лещ.
Задание 7.
Необходимо скатать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «жи» и «ши».
Ш_шки, луж_, ш_ло, груш_, ш_рокий, мащ_на, ш_на, наж_вка, карандаш_, полож_ть, ж_знь, неплох_е, малыш_.
Задание 8.
Необходимо списать слова, вставляя пропущенные литеры. Карандашом подчеркнуть сочетание «ча», «ща», «чу» и «щу».
Рощ_, щ_вель, плач_, ч_до, угощ_, щ_ка, ч_йка, лещ_, ч_жи, ч_й, нач_ло, ч_йник, ч_шка, щ_т, ч_дак, щ_чий, ч_десный, ч_довище, ч_деса, ч_щ_, гущ_, сч_т.
Задания по теме «Твердые и мягкие согласные»
Тут важно понимать, что твердыми согласными считаются не только те, после каких следуют гласные о, а, у, э, ы, а мягкими – после которых следуют гласные ё, я, ю, е, и. Первоклассники уже должны неплохо понимать, что согласные ц, ж и ш всегда твердые, а согласные ч и щ – всегда мягкие, самостоятельно от того, какая гласная за ними следует.
Задание 1.
Необходимо переписать текст в тетрадь, все цифры записать словами.
Жили-были цифры. Любая из них знала, кто за кем стоит. Однажды они разбежались. После 3 встала цифра 5, а после 5 – 9. Цифра 1 очутилась перед 6. Соседями 2 сделались 8 и 7. Беда!
Подсказка: «после тройки встала цифра пять, а после пятерки – девять. Цифра одинешенек очутилась перед шестеркой. Соседями двойки стали восемь и семь».
Подчеркнуть слоги с ж, ц, ч.
Задание 2.
Необходимо переписать текст в тетрадь. Обратить внимание на написание слов «звериные», «птицы», «месяцы», «овощи».
Лоси, олени, медведи – это дикие звериные.
Куры, утки, индюки – это домашние птицы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Морковь, картофель, фасоль – это овощи.
Задание 3.
Необходимо переписать текст в тетрадь, вставляя пропущенные литеры.
Лос_ — лесной жител_. Он есть траву и ветки. Ему нужна сол_. Лесники кладут сол_ на пен_ или камен_. Сохатые приходят лизат_ сол_. Тк люди помогают животным.
Подчеркнуть слова с мягким известен на конце.
Задание 4.
Необходимо прочитать текст и выписать слова, кормящие мягкий знак «ь».
Летом муравьи строят муравейник. Муравьишка нашел шишку. Он позвал братьев. Вся муравьиная семейство собирает иголки. Будет у ручья дом.
Сделать звуковой анализ выписанных слов.
Подсказка: мягкий знак звука не передает, но мастерит мягкий звук буквы, стоящей перед ним.
Задание 5.
По предложенному образчику дописать недостающие слова.
Образец: колос – колосья.
Ручей – _______ (ручьев), дерево – ______ (деревьев), перо – _______ (перьев), кол – ______ (кольев), стул – _______ (стульев).
Подчеркнуть буквосочетания с мягким известен.
Задания по теме «Коварные звонкие и глухие звуки»
Под «коварными» звуками тут подразумеваются те, которые передают другой звук. Например, в слове «пруд» на крышке пишется звонкая «д», а слышится глухая «т». Задания и упражнения, приведенные ниже, помогут первоклассникам освоить материал и понять, когда и как следует писать.
Задание 1.
Необходимо записать слова и подчеркнуть карандашом лукавые звуки (т.е. безударные глухие и звонкие).
Грядка – грядочка, пруд – пруди, хворостина – прутик, еж – ежи, уж – ужи, снежки – снежок, лужки – лужок, арбуз – арбузик.
Задание 2.
Прочесть слова и записать их парами в тетрадь. Подчеркнуть в каждом слове звуки, какие выделены жирным шрифтом. Назвать звонкие и глухие звуки.
Тень – день, мурава – дрова, коса – коза, пыль – быль, голос – колос, существовать – шить.
Задание 3.
Необходимо переписать текст в тетрадь. Подчеркнуть карандашом тугоухие звуки в коварных словах.
Хорош пруд около нашего присела. К пруду ведет узкая дорожка. Вдоль дорожки растут березки и дубки. В негромкой воде мелькают рыбки.
Задание 4.
Необходимо переписать пары слов, вставляя пропущенные литеры.
Сле_ — следы, во_ — возы, рука_ — рукава, сне_ — снега, тру_ — труды, моро_ — морозы, ду_ — дубы, са_ — сады.
Подсказка: правильность написания пропущенной литеры нужно проверять ударением.
Задания для диктантов
Школьники, окончившие первоначальный класс, должны уметь писать на слух небольшие диктанты. Чтобы за лето вчерашние первоклассники не утратили этот навык, родителям рекомендуется желая бы раз в 1-2 недели проводить для детей диктанты. Ниже мы представляем несколько текстов для самоподготовки.
Задание 1.
Все реки льются в моря. Куда девается вода из моря?
Вода из моря всходит туманов. Из туч вода падает на землю. С земли она стекает в болота, ручьи, реки. Из рек вода опять попадает в моря.
Задание 2.
Вы видели одуванчик?
Цветы одуванчика вылиты на солнце. Лепестки одуванчика как золотые лучики. Они цветут все лето. Развившиеся их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик – полетят в атмосфера легкие летучие семена.
Поэтому и называется цветок одуванчиком.
Подсказка: помогайте ребенку верно проставлять сложные знаки препинания.
Задание 3.
Хамелеон – маленький потомок динозавров. Это скот умеет менять свою окраску. Обычный цвет хамелеона – травяной. Но он может стать фиолетовым, красным, коричневым и даже черным.
Подсказка: помогайте ребенку верно проставлять сложные знаки препинания.
Задание 4.
Весна. Журчат вечевые ручьи. Пробудилась пчелка от зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подругу. Полетят мед собирать. Пчелки – труженицы.
Подсказка: помогайте ребенку верно проставлять сложные знаки препинания.
Задание 5.
Школьники едут отдыхать в летний стан. Утром автобус подъехал к школе. Отъезду радовались все. Машины выехали за город. Они объехали поле и въехали в лес. Преподаватель объявил остановку. Он объяснил школьникам, где они будут жить.
Задание 6.
Первобытные люд охотились и работали вместе. Чтобы охота была успешной, им необходимо было общаться. И у людей развилась особая система общения – стиль. Он стал позволять выражать мысли с помощью слов и выражений.
Подсказка: помогайте ребенку верно проставлять сложные знаки препинания.
Задание 7.
Письменная речь – это выговор написанная. Люди не сразу придумали буквы. В древние времена они строчили рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках, вывесках лавок, кафе.
Задание 8.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Ровно перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика. Они прогнали собаку и спасли котенка.
Задание 9.
Задувают холодные ветры. Выпал первый снег. Многие птицы улетели в теплые кромки. Воробьи, голуби и синицы остались. Мальчик сделал кормушку для птиц и насыпал в нее зерен и крошек хлеба. Птицам будет что поклевать зимой.
Задание 10.
Сделалась желтой от горячего солнца скошенная трава. Как хорошо в тени сурово клена! Его зеленые листья словно шепчут, что до осени еще далеко.
Подсказка: помогайте ребенку верно проставлять сложные знаки препинания.