Дислалия у детей и методы ее устранения

196

Среди всех нарушений выговоры у детей дислалия встречается чаще всего. Она не сопряжена с поражениями головного мозга, как алалия, афазия или заикание, в мочь чего наиболее просто поддается устранению. Расстройство заключается в нарушении звукопроизношения, в мочь чего речь становится нечеткой, малопонятной и требует корректировки. Дислалия характерна безотносительно для всех детей, однако у одних она носит физиологический характер и проходит по мере формирования артикуляционного аппарата и развития фонематического вести, а другие нуждаются в коррекционном воздействии.

Что такое дислалия

В самом всеобщем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное неправильным произношением отдельных звуков. Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе сообщает о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не стоит, так как ребята привыкают произносить звуки определенным образом, не замечая своего дефекта.

Эти привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем случае издевательства сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем – формирование более сложных патологий.

Так, звукообразование – сложный процесс, в каком участвует:

  • струя воздуха;
  • голосовые складки;
  • артикуляционный аппарат (уста, зубы, небо, альвеолы, язык).

При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя какую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на тугоухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звучным. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звучный, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – глотка остается спокойным.

В зависимости от места преграды, проходя которую струя атмосферы образует звук, последние классифицируют на:

  • губные;
  • зубные;
  • передне и заднеязычные.

По нраву звука принято различать:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • сонсорные.

При этом нарушение звукообразование может быть в любом пункте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», выгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы стиля столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При бессилия мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».

В мочь того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно выговаривать, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их. Кроме того, малыш может запросто не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей довольно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда ребята копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные обыкновения.

Классификация дислалии

По классификации дислалия разбивается на два вида:

  1. Органическая или механическая.
  2. Функциональная.

Органическая дислалия или механическая дислалия связанна с нарушением артикуляционного аппарата анатомического генезисы, такие как, удлинение или укорочение подъязычной складки, неправильный прикус. Может быть потребована травмой ротовой полости, наследственными факторами.

Функциональная дислалия. Винами развития функциональной дислалии выступают такие факторы, как отсутствие речевого воспитания, фонематические слуховые расстройства, окружение иноязычной выговором.

Функциональная дислалия разделяется на 3 вида:

  1. Артикуляторно-фонетический вид.
  2. Артикуляторно-фонематический вид.
  3. Акустико-фонематический вид.

По количественным факторам дислалия разделяется на:

  1. Мономорфная
  2. Полиморфная

Мономорфная дислалия связана с проблемой воспроизведения одного звука, при полиморфной дислалии нарушается выговоры от двух и более звуков.

При дислалии отдельные звуки могут, не воспроизводится вовсе, одинешенек звук может произноситься вместо другого, возможно изолированное выговоры звука, но его отсутствие при самостоятельной речи.

Существует и другая классификация дислалии:

  1. Вина заболевания:
    • сенсорная (восприятие);
    • моторная (произношение);
    • физиологическая (не требующая коррекционного воздействия разновидность, специфическая для раннего возраста).
  2. Группа звуков, произношение которых нарушено:
    • ротацизм;
    • гаммацизм;
    • ламбдацизм;
    • свистящий и шипящий сигматизм;
    • хитизм;
    • капацизм;
    • йотацизм.
  3. Конфигурация заболевания:
    • механическая, обусловленная несовершенством органов звукопроизношения;
    • функциональная, обусловленная изменениями в коре вящих полушарий.

Причини дислалии

В основе причин развитие дислалии является нарушения речевого аппарата, какие разделяются на 3 вида:

  1. Физиологические проблемы – или возрастные, связанны с тем, что речевой аппарат недоразвит.
  2. Механические проблемы – охватывают группу, связанную с наличием генетических, приобретенных патологий речевого органа.
  3. Функциональные проблемы – связанные с социальными факторами.

Винами функциональной формы дислалии являются:

  1. Неправильное речевое воспитание.
  2. Педагогическая халатность.
  3. Многоязычие.
  4. Предпочтение неверной артикуляции.
  5. Неврологические патологии, ослабление организма длительными хроническими заболеваниями.

Кроме того, дислалия может быть обусловлена вытекающими причинами:

  • несовершенство артикуляционного аппарата – органы речи у ребенка не способны принимать необходимое положение для того, чтобы издать тот или иной звук;
  • нарушения фонематического вести – ребенок не воспринимает на слух разницу в произнесении звуков.

В свою очередность спровоцировать указанные причины могут физиологические или социальные факторы. Зачислено выделять такое понятие, как звуки раннего, среднего и позднего онтогенеза. Неспособность двухгодичного ребенка произносить звук «Р» не является нарушением речи, так как анатомически подобное невозможно, в то пора, как аналогичная проблема для пятилетнего малыша уже считается отклонением.

Дислалия у детей и методы лечения.jpgПомимо физиологических особенностей, дислалия может быть обусловлена социальными аспектами, а собственно высокой подражательностью ребенка. Если его родственники неправильно произносят те или другие звуки, с высокой долей вероятности малыш начнет дублировать это, повторяя манера разговора близкого человека.

Симптомы дислалии

Дислалию не сложно отличить от иных речевых расстройств. При данном диагнозе у ребенка хорошо сформирован грамматический построение речи, лексический запас соответствует возрасту, однако некоторые звуки:

  • отсутствуют в изолированном или фразовом произнесении;
  • заменяются на иные;
  • чередуются.

Главными признаками данного расстройства есть аспекты, связанные с воспроизведением звуков, пробелом звуков, их заменой, искажением, смешением.

Пропуск звука – это значительное выпадение звука в различных окончаниях, будь то звук в начале слова, в конце или середине. Под заменой звука соображают замещение одного звука на другой. Вызван данный феномен не способностью различать фонемы. Так же звуки могут меняться по примете глухости-звонкости, мягкости-твердости. Упоминая о смешении звуков, признаком является то уместное употреблении звуков, то несвоевременное, и связанно это с не завершением усвоения фонем.

Использование звуков, которые не присутствуют в родимом языке — называется искажением звука. Нарушение произношения одного и немало двух звуков возникают, как правило, при функциональной дислалии. При механической дислалии, нарушается воспроизведение сродных по артикуляции звуков.

Диагностика дислалии

Для достоверности постановки диагноза дислалия необходим верный сбор анамнеза. Необходим тщательный опрос матери ребенка и верно провести работу с самим ребенком. У матери необходимо узнать бывальщины ли в семье нарушения связанные с речью или с речевым аппаратом. Нужно учитывать все эти, начиная от самого момента зачатия малыша, учитывать от какой беременности дитя, особенности протекания беременности, выяснить были ли у матери заболевания во пора беременности, учитывать, как проходили роды. Далее собрать данные по предлогу психомоторного развития ребенка, состояние слуха и зрения, состояния опорно-двигательной системы. Также необходимо обратить внимание на то, нет ли хворай различной локализации, будь то голова, шея, ротовая полость, потому что нарушения могут быть связанны собственно с болью, нужно учитывать этот факт. Затем необходим скрупулезный осмотр органов речи, оценить подвижность, провести с ребенком серию упражнений.

Логопед должен оценить правильность звуковоспроизведения, и выявить присутствие дефектных звуков, а затем дифференцировать их с помощью дидактического материала. Оценить характеристику нарушения, будь то замена звука, или их смешение, и так же выяснить в каких позициях слов или словосочетания есть дефект (в начале, середине, или в конце). Провести оценку фонематического вести – способность ребенка дифференцировать коррелирующие фонемы.

Немаловажным аспектом в диагностике дислалии является осмотр узких специалистов, таких как стоматолог, ребяческий невролог, отоларинголог. Необходимо исключить наличие тугоухости и оценить труд слухового аппарата. Особое внимание должен уделить невролог, так как присутствие дополнительных симптомов может говорить о более серьезной патологии, тщательно прочертить полную неврологическую проверку, наличие рефлексов, памяти, восприятия, чувствительности. Необходимо прохождение добавочных методов обследования, для исключения патологий связанных с головным мозгом, так как, дефект может быть заложен собственно в этом органе, нужно исключить наличие патологического очага, нарушающего связи, между серединами речи и речевым органном. Для этого используют компьютерную томографию или ядерный магнитный резонанс.

Затем необходимо провести дифференциальную диагностику дислалии с дизартрией.
При выявлении у ребенка дислалии логопед должен составить заточение, с указанием формы, вида, и вида неправильного звуковоспроизведения, а так же указать сопутствующие заболевания, какие могли привести к данной патологии.

При первых подозрениях на дислалию, необходимо побывать логопеда. В первую очередь таким специалистом с ребенком ведется произвольная беседа, в ходе какой логопед на слух определяет, какие имеются недостатки. Далее малышу предлагается поиграть с картинками, именуя изображенные на них предметы. При этом картинки подбираются с тем расчетом, чтобы вырвать малыша издать все звуки речи. Параллельно с этим логопед заполняет таблицу, помечая, с произношением каких звуков есть проблемы и какие именно.

Дислалия у детей.jpgДальше логопед проводит игру, где просит ребенка произносить звуки изолированно, испытывая способность органов артикуляции занимать нудное положение, а также тестируя фонематическое восприятие. При этом перед обследованием непременно собирается анамнез. Уточняются данные о жизни и воспитании малыша, социально-бытовые обстоятельства, сведения о внутриутробном и раннем развитии, перенесенных заболеваниях, травмах. При нужды малыша отправляют на консультацию к психоневрологу и проводят компьютерную томографию.

Коррекция дислалии

Если с поддержкой диагностики все же была выявлена дислалия, то ее обязательно нудно корректировать.

Сама коррекция выстроена в три этапа:

  1. Подготовка.
  2. Формирование начальных воспроизводимых навыков.
  3. Формирование навыков коммуникации.

В случае если дислалия потребована анатомическим дефектом, то необходимо хирургическое устранение этого дефекта, а затем лечение ортодонта.

При выявлении функциональной дислалии необходимо в первом этапе развивать речевую моторику с поддержкой артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Так же необходимо научить ребенка верно формировать и направлять воздушную струю, развивать мелкую моторику, отработать воспроизведение звуков опоры.

Для того чтобы сформировать первичные воспроизводимые навыки, необходимо вводить употребление отделённых звуков. При этом используются специальный логопедический инструментарий.

На этапе заточения необходимо сформировать у ребенка умения, с помощью которых он будет применять отработанные звуки независимо от ситуации. По продолжительности занятия с логопедом должны проводиться не меньше трех раз в неделю, и непременным пунктом в коррекции является выполнение упражнений на дому. В свою очередность родители должны объяснить ребенку, зачем выполняются данные упражнения, и чем чреваты последствия в дальнейшем.

Логопедические дела помогают бороться с проблемойй с помощью трех основных форм нормализации звукопроизношения:

  • механическая постановка звука;
  • отработка звука в изолированном выговоре;
  • закрепление звука во фразовой речи.

Так, в первую очередь, логопед домогается того, чтобы ребенок сам услышал ошибку в произношении звука. Неплохо, если удается получить правильное произношение на основе подражания. Для этого логопед, четко артикулируя, выговаривает изолированный звук. В случае успеха, звук изолированно отрабатывается в играх, словах и фразовой выговоры. Одновременно с этим ребенок должен делать упражнения, направленные на укрепление органов артикуляции.

Если получить звук таким способом не удается, применяют стерильные зонды. Небольшая палочка придает стилю и губам малыша нужное положение и ему предлагается произносить звук. Как правило, когда малыш слышит необходимое звучание, он понимает, как именно следует управлять органами речи, и у него получается сообщать чисто. Добившись изолированного произношения звука, логопед продолжает развивать сформированный навык, отрабатывая верное произношение звука в отдельных словах, фразах и спонтанной речи. Когда дислалия потребована анатомическими дефектами, для получения чистых звуков приходится удалять зубы, подрезать уздечки и прибегать к хирургическому вмешательству.

Прогноз и профилактика дислалии

Прогноз лечения дислалии немало чем благоприятный, так как расстройство может пройти в процессе взросления человека. Если расстройство не обусловлено разгромом центров коры больших полушарий, отвечающих за понимание речи и ее произнесение, победить его удается за несколько месяцев. Значительно, чтобы кроме логопеда, внимание на чистоту звуков, издаваемых дитятей, обращали внимание члены его семьи, являя собой пример безупречного звукопроизношения.

Профилактикой развития дислалии может быть:

  • своевременное ведение в рацион малыша твердой еды для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
  • правильная речь ближайшего окружения ребенка, недопущение взрослыми искажения звуков, «сюсюкания»;
  • развитие тонкой моторики;
  • артикуляционная гимнастика.

С учетом особенности современной медицины, дислалия пять поддается коррекции, так что прогноз благоприятный. Все зависит от возраста ребенка, особенности его развития, и, разумеется же, самих родителей. Большую роль играет правильность построенной терапии, и устранения дефекта (если таковой есть).

В сути профилактики положены основы, в которых описана роль родителей в психоэмоциональном развитии ребенка. С взрослением ребенка, необходимо больше уделять времени упражнениям направленных на мелкую моторику, речевой аппарат и так дальше. И, конечно же, обращать внимание на речь ребенка, чем раньше выявляется дефект выговоры, тем легче он поддается коррекции.

Самая важная работа начинается в дошкольном году. Ребенка нужно начинать учить различать и воспроизводить звуки собственно с 4 до 6 лет. Если же ребенок попадет в школу с дефектами речи, ему будет тяжче справляться с этой патологией, и чем старше человек, тем и сложнее будет поддаваться лечению эта патология.

Внимательное касательство к речевому развитию ребенка позволит быстро выявить дислалию и вовремя принять меры по устранению данного дефекта. Желательно не позднее достижения дитятей четырехлетнего возраста посетить логопеда с диагностической целью, чтобы до школы поспеть провести необходимое коррекционное воздействие.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here