Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

914

Итак, первые шаги в математической науке уже пройдены, и сейчас родителям предстоит объяснить ребенку, как же складывать или вычитать числа в пределах 20-ти. Безусловно, самое основное в математике – понять все премудрости этой науки. Не подсмотреть у соседа по парте, не посчитать на палочках или перстах (рук и ног), а именно понять, почему нужно поступать так, а не иначе.

Эта сложная наука – математика

Кой-каким деткам научиться математическому счету бывает намного труднее, чем, так, научиться читать. Поэтому, чтобы у ребенка появилась так называемая «симпатия» к объекту, родителям придется постараться привить любовь ребенка к математике.

Отдельный родители не желают обременять себя подобными делами и перекладывают обучение вычислениям на рамена педагогов начальной школы. Безусловно, именно учителя и выполняют обучение счету детей, но родители не должны самоустраняться, а обязаны помогать ребенку, помогать находить промахи, анализировать их.

Даже если вы решили воспользоваться услугами репетитора, заниматься с дитятей дома все равно придется, ведь учитель задает домашние задания, какие следует добросовестно выполнять. В противном случае знания, не подкрепленные практикой, весьма быстро забудутся.

Как научить считать в пределах 20-ти

Педагоги с опытом рекомендуют использовать для объяснения азов вычитания и сложения в пределах второго десятка по уже разработанным алгоритмам. Это поможет детям постигнуть и осмыслить, что представляет собой один и два десятка, как складывать числа или вычитать их, если они переваливает сквозь десяток. Занимаясь с ребенком, каждый раз следует проверять, насколько неплохо он понял пройденный материал, закрепить его, и не перескакивать на следующие темы, если в предыдущей остались пробелы.

С чего приступить?

Прежде всего ребенок должен знать, как называются числа второго десятка и в каком распорядке они идут друг за другом. После этого понадобится двадцать равных деталей чего-либо: кубиков, счетных палочек, карточек от игр и прочее.

Разложите с дитятей кубики (карточки, палочки и прочее) в два ряда по 10 штук в любом ряду. Первый ряд – это первый десяток, можете даже пронумеровать все кубики первого десятка. Другой ряд – это числа второго десятка. Выложите их один под другим, т.е. кубики с порядковыми номера «одинешенек» и «одиннадцать» должны располагаться один над другим, «два» над «двенадцать», «пять» над «пятнадцать» и так дальше.

Запоминать названия чисел второго десятка так будет намного несложнее: 11 – к слову «один» прибавляет окончание «-дцать», лежит на нем «одинешенек», так и получает «один-на-дцать». Таким же образом получаем и другие числа «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так дальше. Повторяйте с ребенком такое упражнение до тех пор, пока он не запомнит числа.

Вычисления без перехода сквозь десяток

Перед тем, как начать обучение счету в пределах двух десятков, дитя должен четко понимать, где у числа десятки, а где – единицы. Если вы будете объяснять ребенку правила вычисления «на перстах», то скорее всего, он ничего не поймет. Для обучения вам потребуются наглядные пособия, так, кубики.

Чтобы объяснить ребенку, как делать вычисления без перехода сквозь десяток, попросите его выложить в линию 10 кубиков. Это десяток. Сейчас попросите его прибавить к ним еще 3 кубика, поставив их сверху на первые десяток (одиннадцатый кубик на первых, двенадцатый на другой, тринадцатый на третий). Проговаривайте свои действия – «десять плюс три равновелико тринадцать». Подобный образом составьте и другие числа, без перехода сквозь десяток.

Примерами на сложение и вычитание без перехода через десяток почитаются такие, в которых все математические действия совершаются с целым или целыми десятками и еще несколькими колами.
Например:
10+5=15 16-6=10
10+8=18 17-10=7

После того, как ребенок поймет, как совершается сложение, можно переходить к образцам на вычитание. Если маленький школьник поймет принцип сложения и вычитания чисел до 20-ти, значит у него не будет проблем и с математическими поступками чисел второго, третьего десятка и так далее в пределах сотни.kak-nauchit-rebenka-schitat-primery-v-predelah-20.jpg

Вычисления с переходом сквозь десяток

Математические примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток несколько сложнее, и потому ребенок долен быть готов к этому этапу обучения. Для этого ему необходимо выучить состав чисел первого десятка.kak-nauchit-rebenka-schitat-primery-v-predelah-20.jpg

Так, состав числа 2 – то 1 и 1, а состав числа 3 – это две четы чисел: 2 и 1 или 1 и 2, а состав числа 5 – это следующие четы: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1. И так для каждого числа первого десятка.

Для чего это необходимо? Выполняя арифметические поступки ребенку придется сначала письменно, а затем и устно раскладывать прибавляемое или вычитаемое число так, чтобы оно дало десяток при сложении или вычитании с первым.

Вторым значительным условием для перехода к этому этапу является быстрый устный счет в пределах первого десятка. Без этого, ребенку будет сложно вычесть в голове видимые числа и те, на которые он раскладывает одно из видимых.

Рассмотрим на образце алгоритм решения примеров на сложение с переходом через десяток.

Необходимо прибавить к 8 число 6.
8+6=
Запишем этот пример так:
8+(2+4) =

Т.е. мы раскладываем второе слагаемое 6 на два числа, чтобы в сумме с первым слагаемым 8 получить десятку. После того, как мы складываем 8 и 2 и получаем десятку, нам видать, что при добавлении к нему числа 4 мы получим число 14

Значит 8+(2+4) = 14 или 8+6 = 14

Для закрепления рассмотрим еще несколько образцов на сложение.
6+9 =

Этот пример можно записать следующим образом:
6+(4+5) = 15

И еще одинешенек
7+8 =

Записываем его в таком виде:
7+(3+5) = 15

Рассмотрим на примере алгоритм решения образцов на вычитание с переходом через десяток.

Чтобы вычесть из одного числа иное с переходом через десятку, нужно разложить вычитаемое таким манером, чтобы у нас получилась десятка при первом отнимании.

15-7 =

Запишем этот образец так, чтобы в первом действии у нас получилась десятка
15-(5-2) = 8

Ребенку легче будет решать такие образцы, если он запомнит, что при вычитании нужно раскладывать вычитаемое так, чтобы разом же отнять у первого числа единицы.kak-nauchit-rebenka-schitat-primery-v-predelah-20.jpg

Например:
14-6=
Раскладываем вычитаемое
14-(4-2) = 8

16-9=
Раскладываем вычитаемое
16-(6-3)=7

Т.е. при вычитании какой бы число не необходимо было разложить, сначала вычитаем единицы из первого числа, чтоб осталась десятка, а затем вычитает оставшееся число.

Рекомендации родителям

Не стоит рассчитывать, что эти несложные истины математики дадутся ребенку с легкостью. Даже если соседская девочка или сын сотрудницы освоил сложение и вычитание за одинешенек день, это не повод впадать в отчаяние. Во-первых, все дети разные и у всех индивидуальные особенности усвоения информации, а во-вторых, если некто что-то освоил быстрее, еще не значит, что учиться ему будет легче.

Кроме того, при обучении малыша родителям необходимо следить за реакцией ребенка на это обучение. Если вы видите, что ему не интересно, отведайте сменить тактику. Считайте конфеты, яблоки, книжки, можно вырезать равные фигурки для обучения, а затем сделать из них праздничную гирлянду.

Если в определенный этап времени ребенок отказывается учиться, у него плохое настроение или самочувствие, не настаивайте. Перетащите время урока на более благоприятный период. Зато у малыша не пропадет жажда к учебе, как к чему-то неприятному и неизбежному. Ну и самое главное, проявляйте терпение к его старательностям и почаще хвалите. Для него это очень важно.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here