Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения

20

Ваш дитя пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо — грядущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, визави, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.

Каллиграфия для детей: отчего это важно?

Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легковесно разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность. Письменная труд сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные промахи. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — одинешенек клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения существования современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.

Если сообщать о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети обучаются не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Послание имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются заданиями каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма. Во время этих дел развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи ратифицируют, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень немного, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

Нарушение письма: виды дисграфии

Среди детей школьного года все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного года имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия — это длительная неспособность завладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или вестью. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент литеры, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.

В соответствии с этим есть три вида дисграфии:

  • акустическая;
  • моторная;
  • оптическая.

Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно похожие по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.

Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во пора письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда дитя не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на посланье, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.

Иногда вином дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.

При обнаружении дисграфии у ребенка значительно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких значительных задач.

Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания литеров. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

  • составить тяжелую для написания ребенком букву с палочек, спичек;
  • выложить шнурком, слепить из пластилина;
  • составить букву из представленных элементов;
  • показать верно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
  • дополнить недостающий элемент буквы;
  • отыскать данную букву среди многих других;
  • назвать предмет, похожий на эту букву.

Одновременно происходит написание затворённого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…

Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых дел моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ кушать огород.

Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.

При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим приметам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают строи и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренинги этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.

Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически верной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.

Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и спрашивает терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.

Как улучшить нехороший почерк ребенка: советы родителям

Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании значительного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.Каллиграфия упражнения.jpg

  1. Неловкое положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Вероятно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина есть в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальней такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
  2. Неправильное положение тетради во пора письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола. Это позволит ребенку сформировать верные навыки письма, легко писать буквы и слова. Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не лишь сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма. Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не употреблять модными жесткими.
  3. Неправильное держание ручки во время письма. Это тоже довольно распространенная проблема. Часто ребята слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку дитя должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для послания. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Нередко дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неловко пользоваться во время длительного письма.
  4. Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в различные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться совместно с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное состязание на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематичным ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.

Тренировка навыков письма

Для тренировки навыков послания следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или литеров.

Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных литеров или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.

Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение верному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, какие участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.Каллиграфия для детей 6-7 лет.jpg

Методы тренировки правильности и каллиграфичности послания:

  • Раскраски. Все дети любят рисовать. Это приносит им успокоение, уравновешивания, концентрацию внимания. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою прок. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится ощущать пространство на бумаге, развивает внимательность.
  • Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Вначале это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными чертами.
  • Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, обучает чувству размеров элементов рисунка.
  • Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур — квадратов, сфер, постепенно усложняя объекты.
  • Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц — каждое из этих дел способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на длинные годы.
  • Составление мозаики, конструктора.
  • Оригами. Научив ребенка искусству оригами — изготовлению из бумаги фигурок звериных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.

Упражнения для каллиграфии

Для развития каллиграфического послания стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть нехороший почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:

  • Рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
  • Хождение по горнице с книгой на голове.
  • Упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а некто из взрослых держит его за ноги.
  • Упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять длань и ногу.Каллиграфия для детей 6-7 лет упражнения.jpg

При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок нередко встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать. Чтобы победить эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:

  • Упражнение «дождик» — ребенок быстро отрывает маленькие кусочки пластилина. Их после наклеивает на цветной картон и завершает свою картину фломастерами или карандашами.
  • Упражнение «змея» — ребенок раскатывает с куса пластилина длинную колбаску и сдавливает ее пальцами по всей длине.
  • Упражнение «шарик» — состоит в том, что между ладонями ребенка относится кус пластилина, из которого надо скатать шарик. Сначала это упражнение ребенок выполняет, оперев локти на стол, а после можно предложить ему сделать это, подняв руки над головой.
  • Упражнение «пинцет» — перенос мелких объектов (бусинок, бисера и т.д.) с поддержкой пинцета. Можно с помощью этого упражнения попробовать создать вместе с ребенком картину.
  • Бусы. Интересным, несложным и полезным занятием для ребенка будет нанизывания бусинок на нитку. При этом можно дать волю фантазии и создать неповторимое украшение.
  • Конструкции из спичек. С поддержкой спичек, клея и картона можно создать картинки, или составлять домики — интересное увлекательное занятие, которое несет вящую пользу развития моторики рук.

Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей

Родителям очень важно в подготовительный этап ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, так:

  • Лепка из пластилина;
  • Складывание мозаики;
  • Игры с конструктором;
  • Изготовление аппликаций;
  • Разрисовывание, штриховки рисунков;
  • Завязывание узелков на веревке;
  • Труд с мелкими предметами (семена, бисер, крупа).

А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку длани ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here