Если дитя требует купить ему что-либо, не говорите фразу «Денег нет». Своей дочери на заявки в магазине «КУПИ», я объясняла, что в магазин мы пришли за определенными покупками, и денежки взяли только на них. И незапланированные покупки сейчас мы делать не будем, а дома все добавочно обсудим.
4-6 лет
В возрасте 4-6 лет ребенок может различать номинал денежных знаков, умеет находить.
В этом возрасте информация детьми лучше воспринимается в игровой конфигурации. Дети любят играть в магазин, в кондуктора в автобусе.
Подарите прекрасную копилку, чтобы ребенок начал копить на желаемое – игрушку, мороженное, дар маме и т.п. Так вы заложите основы базового навыка накопления денег.
У нас на столе в ребяческой стоял красивый пластиковый стакан, который дочь украсила сама и складывала туда мелкота.
В возрасте 5-6 лет ребенок может делать самостоятельные покупки (конечно, под вашим надзором). Так ребенок на практике сможет понять ценность денег, получить навыки счета денежек, пересчитывая сдачу.
Перед походом в магазин заранее обсудите, сколько денежек и на что вы готовы потратить. Составьте список покупок.
Привлекайте детей к планированию семейного бюджета
Непременно обсуждайте всей семьей, с участием ребенка расходы при составлении семейного бюджета, чтобы дитя понимал, что деньги измеримы, их зарабатывают родители и нельзя потратить все денежки только на игрушки. В семье есть не только желаемые, но и необходимые затраты.
Крупные покупки, в том числе и для ребенка (велосипед, лыжи и др.) лучше планировать заблаговременно.
Важно, чтобы ребенок сам принимал посильное участие в накоплении денежек, откладывая их в копилку.
Так ребенок учится делать осознанный выбор: покупать мячик-«попрыгун» любой день или купить более дорогостоящую и желанную вещь через кое-какое время.
И помните, лучший способ финансового воспитания – ваш личный образец!
Грамотно распоряжаясь деньгами в семье, разговаривая с ребенком о деньгах, обсуждая с его участием семейный бюджет, родители могут сформировать у ребенка адекватное понятие о деньгах и разумное к ним отношение.
Автор статьи: Наталья Колбасина, член проекта «Финансовое здоровье», консультант-методист по финансовой грамотности Проекта Министерства финансов России.