Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

72

Общение является неотъемлемой долей жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Этот процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша неплохое умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако есть понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или вероятна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с интеллектуальной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое основное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.

Что воображает собой умственная отсталость

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, какие приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за немало факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за присутствия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, мучащимся от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Пуще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее пора существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут поддержать ребенку с легкой формой умственной отсталости.

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим облики умственной отсталости.

  1. Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
  2. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает ровное действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
  3. Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития заболевания.
  4. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими конфигурациями, которые в медицине именуют типами:

  • идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не раскручено словесное выражение мыслей;
  • имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
  • везанический тип: характерно для детей с интеллектуальной слабостью;
  • эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
  • инфантильный тип: для этого образа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.

Упрощенная же классифицирование умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, опирается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.

  • легкая УО – дебильность;
  • умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
  • тяжелая УО – сформулированная имбецильность;
  • глубокая УО – идиотия.

Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Интернациональная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории заболеваний и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классифицирование умственной отсталости основана на IC:

  1. 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая интеллектуальная отсталость (CI20-35)
  2. 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
  3. 3.1.2. Умеренная интеллектуальная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана

Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении степеней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза интеллектуальной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, мешаясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.

Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование каких невозможно точно оценить, но считается ненормальным.

Основные задачи коррекционных дел

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки послания и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.

  1. Развитие крупной и тонкой моторики ребенка.
    Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование тонкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, есть близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Улучшать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять немало сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется этому пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно вяще рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить необходимые зоны головного мозга.
  2. Тактильное восприятие окружающего мира.
    Дитя научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества предметов (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).
  3. Восприятие объектов
    Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Отличие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
  4. Кинетическое развитие.
    Суть заключается в усовершенствовании осознания движений дитятей, образовании различных повадок и т.д.
  5. Формирование зрительного восприятия.
    И его дальнейшее развитие. Мишень – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
  6. Формирование слухового восприятия.
    Поступки, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков звериных.
  7. Осознание времени и пространства.
    Очень важно помочь ребенку соображать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять пора по часам.
  8. Взаимодействие со взрослыми.
    Умственно отсталые дети должны соображать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Где можно коротать коррекционные занятия?

То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от пункты обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные доктора, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка линией проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.Умственная отсталость у детей.jpg

Варианты вытекающие:

  • Общеобразовательная школа.
    Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что дитя в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (нехорошее настроение, депрессии, боязнь неудач).
    При выборе этого варианта непременно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные дела, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с дитятей дома.
  • Интернаты для детей с ОУ.
    Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные дела проводятся во время нахождения детей в учреждении.
  • Коррекционные классы.
    Классы в обычных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой конфигурацией патологии.

Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, сведущие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, нравы детей, их поведение и возможности.

Главный плюс проведения занятий в коллективе – ребята быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим подобный способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.

Коррекционные дела в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители попросту боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядышком плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях возбуждают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Значительным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, наличие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных дел заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много поре, чтобы упражнения привели к желаемому результату.Коррекционные занятия с детьми с умственной отсталостью.jpg

Примеры коррекционных дел и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сдавить в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного пункты в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, таща в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Труд с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Дитя по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные проблемы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так дитя будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Дитя должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается эмоция ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.

Для того, чтобы установить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Скоро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в довольно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Скорое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог демонстрирует предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка отыскать вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по краскам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования нюансов.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их необходимо с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» неплохо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, присесть и т.д.);
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Прогнозы коррекционных дел

То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени интеллектуальной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы подходящи. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать недурных результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение необходимого эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – отклонения мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с немало серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой интеллектуальной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here