В выполнении логопедических упражнений с дитятей для выработки четкости его речи нуждается все большее число малышей годом старше 3 лет. Упражнения направлены на то, чтобы избавить ребенка от речевых нарушений, проявляющиеся в облике дефектов речи, неразборчивого произношения звуков и слогов, затрудненной постановки отдельных звуков и прочего. Кроме того, все эти упражнения можно выполнять не лишь с логопедом, но и в специальных дошкольных учреждениях, в домашних условиях с родителями.
Содержание:
Когда проблема имеет пункт
Оценивание качества речи у детей становится актуальным тогда, когда ребенку исполняется 3 года. К этому году у детей с нормальным, правильным психическим развитием словарный запас должен насчитывать уже возле тысячи слов, которые кроха уже активно компонует в простые предложения. Да и сама выговор должна становиться более внятной, разборчивой, понятной окружающим. Допустимо «проглатывание» кой-каких звуков в словах, например, вместо «молоко» ребенок произносит «мооко» и тому подобное.
И все-таки отдельный особо сознательные родители не откладывают имеющуюся проблему в долгий ящик и торопятся с малышом на консультацию к логопеду. И это правильно, ведь проблема может заключаться не лишь физиологическом в «проглатывании» звуков в речи, а и в слишком короткой уздечке, и в заминке речевого развития, и развитии у малыша алалии, дислалии и прочие нарушения.
Но, к счастью, нарушения в развитии выговоры у детей диагностируются не так часто, поэтому, если ребенку нужно поставить какие-то проблемные звуки, то логопед посоветует особые логопедические упражнения для выработки у ребенка четкой речи, которые можно выполнять любой день с малышом в домашних условиях.
Итак, когда ребенку необходима помощь специалиста.
- если к трем годам у ребенка речевая моторика немощно развита;
- если в речи у ребенка нечетко звучат гласные звуки;
- если в выговоры у ребенка нечетко звучат парные глухие и звонкие согласные звуки (допускается их ничтожное смягчение);
- если речь ребенка скудна, словарный запас недостаточно велик, он предпочитает изъясняться жестами, отдельными мычащими звуками, либо заменяет отдельный слоги в словах «мычанием».
Внимание! Чтобы не упустить момент, рекомендуется держаться календаря посещений узкопрофильных специалистов, т.е. своевременно проходить с ребенком медосмотр, чтоб вовремя разузнать о наличии проблем и своевременно начать занятия по ее устранению.
Виды речевых дефектов у детей
Логопеды диагностируют у детей дошкольного года следующие виды речевых дефектов, которые нуждаются в специальной коррекции.
- Нарушение сочленения – это расстройство выговоры, в котором ребенок испытывает трудности с правильными звуками. Звуки могут быть спущены или неправильно изменены в ходе речи. Ребенок может заменить звуки или добавить звуки неверные для слов. Маленькие дети обычно проявляют проблемы сочленения, когда они обучаются говорить, но они должны «вырасти из этого» к определенному возрасту. Если промахи сохраняются за стандартным возрастом развития, который варьируется в зависимости от звука, тогда у этого ребенка кушать нарушение артикуляции.
- Апраксия речи ребенка – это коммуникационное расстройство, воздействующее на систему моторного программирования для производства речи. Речевое производство затруднено — особенно с секвенированием и формированием звуков. Дитя может знать, что он хочет сказать, но есть нарушение в части мозга, какое посылает сигнал мышце для движения, необходимого для создания звука. Это приводит к проблемам с артикуляцией, а также к интонационным и сообщающим стрессам и ошибкам ритма.
- Синдром хрупкой Х-хромосомы – является родовым генетическим расстройством, которое считается наиболее распространенной причиной унаследованных интеллектуальных нарушений у мальчиков, а также развития у детей аутизма. Диагностика нарушения осуществляется пуще всего сразу после рождения ребенка, в течение первого года существования симптомы патологии наиболее заметны.
- Заикание происходит, когда выговор нарушается непроизвольными повторениями отдельных слогов или букв в словах, продлением звуков и колебаниями или паузой перед выговором. Заикание может быть приобретенным, то есть оно возникает во время раннего восприятия выговоры или приобретается из-за травмы мозга. Никто не знает точных вин заикания у ребенка. Считается, что оно имеет генетическую основу, но прямая связь еще не отыскана.Языковые расстройства можно классифицировать тремя различными способами:
- экспрессивным расстройством стиля;
- восприимчивым языковым расстройством;
- выраженным-восприимчивым языковым расстройством.
Дети с сформулированным языковым расстройством не имеют проблем с созданием звуков или слов, но имеют неспособность получить верные слова и сформулировать правильные предложения. Дети с восприимчивым языковым расстройством чувствуют трудности с пониманием устного и письменного языка. Наконец, дети с выраженным-восприимчивым расстройством стиля проявят оба вида симптомов.
Это далеко не все имеющиеся, а только некоторые, из наиболее распространенных нарушений выговоры у детей. Если вы чувствуете, что у вашего ребенка расстройство речи, адресуетесь к логопеду, чтобы обсудить варианты лечения.
Виды логопедических упражнений
Есть множество причин для работы на логопедических упражнениях дома. Иногда родители не уверены, должен ли их дитя посещать логопеда и хотели бы сначала поделать логопедические упражнения дома.
Мы составили список упражнений, инструментов и мероприятий, какие бы помогали ребенку развивать речевой аппарат и учиться внятно и четко говорить. Каждое упражнение предназначено для привлечения вашего ребенка и стимулирования стиля и речи.
Помните, сеансы терапии речевых нарушений, особенно для детей в году до трех лет, должны проходить в форме игры. Ваш ребенок не может продуктивно заниматься, если ему будет казаться, что он находится в формальной учебной окружению. Дети должны наслаждаться своей деятельностью, чтобы учиться.
Упражнения от заикания
Выполняя упражнения от заикания, необходимо беспокоиться о правильном дыхании, т.к. это уже 50 % успеха. Перечень упражнений представляет собой вытекающие:
- Медленное проговаривание стихов и считалок. Чтобы достичь правильного дыхания, необходимо расхаживая по комнате на каждый шаг говорить слово или слог из строчек. Уместно, детям, которые страдают от заикания рекомендуется учить как можно вяще стихов на память и петь песни. Можно записаться на хоровой кружок.
- Попрыгушки. Ребенку будет весело скакать по комнате на одной ноге и проговаривать на каждый прыжок слоги «тра-та-та», «топ – топ, хлоп – хлоп» и тому подобное.
- Упражнение «Дирижер» заключается в одновременном ритмичном размахивании дланями и пропевании слов и слогов.
Упражнения для речевой терапии
- Зеркальные упражнения. Многие ребята с проблемами сочленения не понимают, как правильно артикулировать, чтобы звуки могли верно звучать. Если делать речевые упражнения перед зеркалом, это может поддержать ребенку увидеть, как двигается его рот, губы, когда он произносит особые звуки. Вы можете четко и верно сформулировать каждый звук, чтобы смоделировать правильное позиционирование для своего ребенка и продемонстрировать отличия в зеркале.
- Лягушка-прыг скок. Это простая игра, которая поможет вашему ребенку повторить одно и то же слово шесть раз. Изберите несколько слов, на которых вы хотите практиковаться. Слова должны владеть именно те звуки, которые даются ребенку с трудом. Распределите по горнице шесть «островков», это могут быть листы бумаги, подушки, игрушки – словом, что-то такое, что могло бы значить «остановку» для ребенка.
Попросите вашего ребенка прыгнуть или добежать до любого островка, каждый раз произнося нужное слово. После того, как он прыгнет ко всем островкам и верно произнесет слово. Вы можете поощрить свою маленькую прыгающую квакушку конфеткой.
- В дополнение к тактильной обратной связи логопед может использовать иные упражнения для речевой терапии для артикуляции, чтобы помочь ему произнести определенные звуки. Он может четко сформулировать слово и попросить вашего ребенка повторить его. Повторять слово необходимо будет несколько раз, чтобы ребенок мог практиковаться в произношении сложных слов и звуков.
- Угадай кто? Это развеселая настольная игра, которая помогает детям идентифицировать повседневные объекты, такие как автомобили, животные, продукты или морские существа, словом, все, что угодно. Эта игра не лишь помогает в решении логопедических проблем, но и способствует надлежащей идентификации личности и навыкам социализации.
Упражнения для улучшения дикции
- Необходимо встать вертикально, слегка опустить голову вниз и опустить нательную челюсть. Челюсть расслабить и начать медленно двигать ею вправо и влево. Лучше выполнять это упражнение перед зеркалом, чтобы видать, куда двигать челюсть.
- Упражнение выполняется стоя, обе руки вытекает положить на грудь. Теперь набираем в легкие больше воздуха и медлительно выдыхаем его произнося нараспев гласные звуки долго и протяжно. Стиль при этом совершает повороты от одного уголка рта к другому. Язык долен быть максимально напряженным и вытянутым в трубочку.
- Это упражнение аналогично предыдущему, но сейчас язык должен скользить по зубам, словно считая их. На каждом зубе вытекает делать остановку на 5 секунд. Челюсти и губы при этом обязательно должны оставаться недвижимыми.
Универсальные упражнения для устранения дефектов речи
- Совершать языком колебательные движения вверх-вниз, вправо-влево. В любом критичном положении задерживать язык минимум на 5 секунд.
- Вытягивать стиль вперед, стараясь достать им подбородок и нос поочередно.
- Широко открыть рот, стилем дотянуться до края верхних зубов, рот не закрывать, мысленно досчитать до 10, расслабить мышцы рта. И повторять упражнение не немного 10 раз за подход.
- Клацать языком об небо, имитируя лошадку.
- Барабанщик. Поочередно выговаривать согласные звуки Т и Ш, быстро и кратко (Т-Ш-Т-Ш и т.д.)
Кроме этого еще необходимо выполнять упражнения с ложкой. Ложкой нужно теребить уздечку под стилем, и совершать звуковые выдохи одновременно. Таким образом можно натренировать артикуляционные мышцы, отвечающие за выговор звука Р.
Как правильно заниматься с ребенком
Существуют определенные правила дел с детьми, которые принесут много пользы от занятий и логопедических упражнений. Если их выполнять, то процесс исправления речевых нарушений будет намного эффективнее. Но если вы будете уделять довольно внимания малышу с самых пеленок, то формирование речевого аппарата пройдет успешно и скоро.
- Говорите медленно, чтобы ребенок мог понять вашу речь. Отведайте использовать простые слова и обязательно в дружеском тоне. Ваш малыш может постигнуть, что вы говорите, если поговоришь с ней лицом к лицу. Следите за глазами и сообщаете медленно и терпеливо. Если ребенок повторяет слова неправильно, попросту аккуратно повторите слова правильно, поэтому она понимает разницу.
- Отключайте внешние раздражители во пора занятий и не только. Не включайте телевизор, как только вы возвращаетесь домой или всегда его используете, когда ваш малыш находится в комнате. Вопреки тому, что вы размышляете, телевидение не считается частью деятельности логопедии. Контакт с людьми имеет решающее смысл в процессе развития языка.
- Играйте с ребенком во время выполнения упражнений. Игра — неплохой способ общения с ребенком, помогает создавать двигательные навыки и многое иное. Позвольте вашему малышу рассказать вам, что он делает, чем занят, что его интересует в этот момент. Игра — интересная часть ваших занятий речевой терапией.
- Когда вы кормите, купаете малыша или попросту проводите вместе время, продолжайте говорить с крохой о том, что вы делаете. Если вы сходите, расскажите о том, куда вы идете с ним на простом языке. Кроха не должен чувствовать дефицита общения, это улучшает степень его восприятия. Вы будете поражены числом вещей, которые крошечный мозг может хранить и выявлять в самые подходящие моменты.
Декламируйте книги ребенку с самого рождения. Чтение книги с множеством красочных изображений и слов — одна из лучших речевых терапий. Вашему малышу будет увлекательно рассматривать книжки, картинки, будет сам придумывать истории по увиденным изображениям. Это тоже даст позитивные результаты для развития связной и четкой речи.