С начином обучения чтению рекомендуется не торопиться, но и не откладывать до поступления в 1 класс. Года готовности к освоению этого умения индивидуален, хотя чаще итого находится в промежутке с 5 до 7 лет. Главный критерий – хорошо развитая устная выговор. Дети в целом готовы к чтению, если обладают правильным выговором, цепкой памятью, широким лексиконом, умением концентрироваться, строить долгие предложения, связно пересказывать услышанный текст.
Обучение должно проводиться в конфигурации недолгих игровых занятий, последовательно, без какого-либо принуждения и четких сроков. Заинтересованность к книгам будет сложно пробудить, если родители равнодушны к ним, не декламировали ребенку простые произведения с ранних лет. По дошкольному развитию навыка чтения разработано несколько методик. Можно подогнуть любую на свой вкус или составить собственную из того, что понравилось. Не есть методики, подходящей абсолютно всем детям, и здесь от родителей требуется гибкость, терпение и понимание.
Содержание:
Звуковой (фонетический) метод
Обучение этим способом традиционно ведется в начальных классах школы. Также он подходит для старших дошкольников. Уже несколько поколений детей научилось декламировать фонетическим методом.
Первым делом происходит знакомство со звуками на весть, затем – с их буквенным обозначением (алфавитом). Гласные идут раньше. Запоздалее малыш учится соединять буквы в слоги, и постепенно переходит к составлению слов, предложений, текстов.
Позитивные стороны методики:
- школьные уроки чтения логически продолжат начатое родителями;
- развивается умение вычленять фонемы (звуки) из слов, воздействующее на улучшение их произношения и постановку правильной речи;
- облегчается в дальнейшем разбор слов, звукобуквенный разбор, разделение при переносе;
- не требуется приобретение, изготовление наглядных пособий, тем немало на начальной стадии, благодаря чему многие занятия могут протекать в любом удобном месте, между делом.
Отрицательные стороны методики:
- обучение занимает длинный период времени, в нем много трудностей (различие звука и буквы, соединение слогов, долгих слов);
- постижение смысла того, что только что было прочитано, приходит после появления отточенного умения складывать слоги в слова;
- неплохая скорость достигается многократными занятиями, а поначалу чтение будет тихим, слоговым.
Метод обучения по кубикам Зайцева
Способ основан на игре с дидактическим материалом – особыми кубиками. Первичное ознакомление возможно уже в годовалом возрасте.
На сторонах представлены «склады» – слоги из 1-2 букв (согласная с гласной, «Ъ», «Ь»). Кубики выделяются друг от друга размером, цветом, шумящим наполнителем, чтобы отметить звуки согласные и гласные, сочетания твердые и мягкие, звонкие и тугоухие.
Расставляя в ряд по несколько штук, можно получить всевозможные слова. Дитя при этом учится прочитывать их, напевая склады по порядку. Дополнительно в обучении используются таблицы с нередко встречающимися буквенными складами. Параллельно буквы нужно писать или обводить для появления ассоциаций.
Позитивные стороны методики:
- игры с кубиками интересны детям, они охотно участвуют в делах;
- короткие склады букв, слова из них быстрее запоминаются;
- отсутствуют буквенные сочетания, невозможные по правилам русского стиля, благодаря чему ребенок не будет потом ошибаться;
- учебные пособия, воздействуя на рецепторы, помогают почувствовать отличия звуков, раскрутить мелкую моторику, ритмичность;
- скорость чтения выше, чем при звуковом методе обучения.
Негативные стороны методики:
- не развивается умение звукового разбора слов, в итоге с подобными заданиями возникают трудности в школе;
- картонные кубики перед делами обычно необходимо вырезать и склеить, таблицы – развесить в комнате малыша. При этом вытекает их обклеить, как-то укрепить, чтобы прослужили дольше;
- набор пособий по методике Зайцева стоит довольно дорого и требует наличия места для хранения.
Обучение по карточкам Домана
Авторская методика, выкованная Гленном Доманом, предназначается для раннего развития малыша – с 3 месяцев. Также встречаются наименования «whole-word», «look-say», поскольку способ строится на заучивании слов целиком.
Ребенку немало раз показывают блоки из 5 карточек, на которых нанесены слова крупными алыми буквами (на начальном этапе), быстро сменяя их. Написанное четко проговаривается. Все начинается с существительных, добавляются глаголы, словосочетания, предложения.
Итогом должно стать запоминание вида слов, наполнение словаря. Исподволь малыш соотносит написание и произношение, понимает суть строения из отдельных литеров, учится читать тексты по словам.
Положительные стороны методики:
- развитие памяти, внимания, органов эмоций;
- обучение проводится в форме общения с родителями;
- скорость чтения разом на отличном уровне.
Отрицательные стороны методики:
- необходимость подготовки большенного количества материала, разработки расписания и очередности показов;
- способ не совершенно подходит для русской речи, он не предусматривает, например, склонение по падежам;
- возникают трудности с разделением на литеры, грамотным письмом;
- результат виден гораздо позднее начала обучения, и какое-то пора возможен перекос в виде неспособности распознать знакомое слово, показанное не в привычном облике;
- бывают случаи, когда ребенок не интересуется карточками, что вынуждает изобретать различные способы привлечения внимания.
Методика Марии Монтессори
Способ обучения выстроен на переходе от письма к чтению. Приступать к нему стоит примерно с 4 лет. На улучшение тонкой моторики направлено закрашивание трафаретов, обведение рамок, соединение точек в черты.
Прописные буквы вырезаются из негладкой бумаги, чтобы можно было нащупать очертания. Ребята произносят звуки вслух и рисуют буквы пальцами (на песке, манной крупе), карандашами. Со порой учатся составлять слоги, слова, предложения, писать печатным шрифтом. В этом помогают подходящие картинки.
Родители на деле лишь помощники – в начале упражнения рассказывают и показывают, что предлагается сделать ребенку, и дальше он выполняет самостоятельно. Занятие заканчивается раскладыванием пособий по местам.
Позитивные стороны методики:
- формирование самостоятельности, улучшение мелкой моторики, логического мышления с поддержкой упражнений;
- появление умения быстро читать тексты, писать их.
Негативные стороны методики:
- необходимость изготовления, покупки различных материалов для игр;
- метод вяще рассчитан на групповые, а не индивидуальные занятия.
Методика Ольги Соболевой
Способ основан на формировании ассоциаций в увлекательных играх. Подходит для дошкольников раннего года.
Для каждой буквы показан образ, помогающий ее легко запомнить. Дитя делает буквы из различных материалов, смотрит, на какие из окружающих объектов они похожи. Упражнения различаются для малышей, по-разному воспринимающих информацию, чтобы усвоение материала проходило легче.
Позитивные стороны методики:
- воспитание любви к чтению;
- развитие внимания, памяти, фантазии, логики, увеличение лексикона.
Негативные стороны методики:
- отсутствие системы упражнений.
Методика Сергея Полякова
Дела проводятся по четкому плану, всего их 70, но освоение навыка чтения может случиться раньше. Ребенок последовательно проходит 7 ступеней развивающих игр, рассчитанных на его степень умений.
В этой методике также используются склады, которые вводятся в ребяческую речь после изучения букв. В первую очередь малышу необходимо освоить чтение по складам слов любой длины, затем научиться слитному произнесению и пониманию резона предложений, пересказу, самостоятельному чтению.
Положительные стороны методики:
- добавочных пособий готовить не нужно;
- занятия короткие, но интересные для малышей;
- учеба проходит легковесно, так как плановые задания ребенку по силам.
Отрицательные стороны методики:
- нужда следовать плану, не прерываясь – нужно пройти все этапы обучения и завершить его, по-иному знания пропадут.
Обучение чтению по Жуковой
Метод подходит для дошкольников с 3 лет, в том числе имеющих заминку развития речи. В нем предусмотрен облегченный путь обретения навыка чтения в куцых упражнениях.
Ребенок изучает гласные буквы, при помощи понятного алгоритма обучается их правильно соединять в слоги, затем добавляются согласные. Задания усложняются исподволь.
Интересным дополнением служит магнитная азбука автора.
Положительные сторонки методики:
- улучшение устной речи, развитие мышления, памяти;
- предупреждение промахов в письменной речи;
- хорошая скорость чтения.
Отрицательные стороны методики:
- метод ускорен к фонетическому, наполнен обучающими моментами, игр в нем немного.
Вместо заключения
Рекомендовать родителям какую-то определенную методику обучения чтению сложно и некорректно. Кому-то подойдет одна методика, кому-то иная, независимо от того, имеет ли недостатки или нет. Выбирая методика для обучения ребенка, вытекает отдавать предпочтение той, которая наиболее доступна и понятна малышу. И, самое основное, проявляйте терпение, хвалите ребенка, тогда и процесс обучения будет максимально легким и увлекательным.
[embedded content]