Число автомобилей в стране и в мире с каждым годом неуклонно увеличивается. Без профессии автомеханика уже не обойтись ни в одном городе или регионе. Автомехаником, или автослесарем, именуется специалист, который занимается ремонтом и техобслуживанием автомобилей с помощью диагностического оборудования и набора инструментов. По выявленным характеристикам он определяет вина поломки, устраняет или предупреждает их, а в процессе технического обслуживания – меняет отслужившие своё фильтры и расходные материалы на новоиспеченные.
Содержание:
- 1 Об истории и имидже этой профессии
- 2 Особенности специальности и необходимые для неё качества
- 3 Как становятся автомеханиками / автослесарями
- 4 Где трудятся автомеханики, и какое место работы предпочтительнее?
- 5 Специализации внутри специальности
- 6 Плюсы работы в автосервисе
- 7 Минусы труды автомехаником
- 8 Перспективы и развитие в рамках данной профессии
Об истории и имидже этой профессии
Профессия автомеханика появилась в девятнадцатом веке, когда по улицам городов поехали первые самодвижущиеся транспортные средства, и их начали выпускать серийно. Любые, даже самые качественные конструкции и механизмы регулярно выводятся из построения, поэтому ещё с самого начала истории автомобиля уже возникала необходимость в людях, способных устранять неполадки.
Развитие производства автомашин и постоянное усложнение механизмов способствовали появлению более узких специальностей.
Сейчас специалисты данной отрасли — одни из самых востребованных и высокооплачиваемых. Собственно они могут обнаружить в поломку и устранить её. При современном уровне развития технологий, обычному человеку, без специальных знаний и оборудования, выкрутиться из затруднительной ситуации самостоятельно не выйдет.
Правда ли, что в этой профессии заработки достигают сотен тысяч рублей в месяц и более? Да, правда. Хотя, разумеется, вдали не все работающие автомеханиками добираются такого высокого уровня.
Имидж у этой профессии сложился, конечно, мягко сообщая, своеобразный. При ответе на вопрос «Где работаешь?» — «В автосервисе» — сразу же возникает портрет хмурого, неразговорчивого слесаря в нечистой засаленной спецовке, с вечно чёрными от машинного масла руками.
Хотя на самом деле это, конечно же, не совсем не так. Трудоустройство в крупный сервис или дилерский салон — это возможность непрерывного повышения квалификации, хорошие перспективы профессионального и карьерного роста, и не такая уж грязная и засаленная рабочая одежда.
Особенности специальности и необходимые для неё качества
Необходимые качества для этой профессии: хорошая координация внимания, техническое мышление, умение длинно и кропотливо выяснять причину поломки, настойчивость, внимательность, любовь к технике. А ещё, в работе автомеханика необходима хорошая физподготовка, потому данная специальность, естественно, больше подходит для представителей сильного пола.
Среди прочих важных для автомеханика качеств невозможно не назвать такие, как: отсутствие пространственного «кретинизма», то есть умение визуально определять размеры и расстояния; хорошая память и длительная концентрация внимания, самодисциплина (особенно, если доводится работать «на себя»).
Вопреки немного обидному и снисходительному выражению «крутить гайки», автомеханик как раз имеет отличные шансы не быть рядовым винтиком в системе, вырваться из сомкнутого круга и даже удивить мир!
В автосервис берут людей абсолютно любых профессий, мировоззрений, менталитета. Или без профессии вовсе. Основное, чтоб человек не имел вредных привычек и не был дебилом. Реальность такова, что подавляющее большинство сотрудников автосервисов и СТО не имеют профильного образования, а многие из них – и вообще никакого образования, кроме посредственнее школы
При приёме на работу почти везде просят поработать бесплатно первые дня два-три. Обычно этого довольно, чтобы понять кто есть кто.
Но всё-таки, поговорим о том, где и как учатся, постигая азы данной профессии?
Как становятся автомеханиками / автослесарями
Линия любого специалиста начинается с учебной скамьи, и автомеханик – не исключение. Техникум или вуз дает необходимую теоретическую подготовку, на летних каникулах или по ходу обучения студент проходит практику, присматривается к грядущему работодателю, а сразу после выпуска — старается попасть на работу и начать зарабатывать деньги.
Однако сценарий подготовки кадров для отечественного автосервиса не вечно соответствует такому каноническому шаблону. Большинство механиков «институтов не заканчивали» и, по сути дела, пришли в профессию «с улицы». А навыки они наработали уже «по ходу поступки», в ремонтной зоне станции технического обслуживания.
В наши дни пройти некий начальный ликбез стало намного несложнее, чем это было раньше. Потому что в интернете есть множество видеопособий и блогов на тему ремонта самых разных машин и механизмов. Удобопонятно, что это только подспорье к практике, а она на первом месте. Однако начинать всё равно надо с теории, чтобы не «наломать дров».
Если у человека уже есть некоторый опыт ремонта автомобилей (или даже просто собственной машины), то можно просто подтянуть теорию, миновав дистанционный курс переподготовки по специальности «Автомеханик».
За три месяца можно освоить несколько программ (материаловедение, охрана труда, слесарное дело и т. д.) и даже получить некий диплом. Качество подобного обучения целиком и целиком зависит от сознательности самого ученика, от его желания получать и применять знания.
Полноценный курс подготовки можно в специализированном середине или в профильном учебном заведении. Чаще всего, это учебные центры на базе техникумов. Некоторые учебные центры впоследствии помогают с трудоустройством, поставляя работодателю уже «готовый продукт».
Где трудятся автомеханики, и какое место работы предпочтительнее?
Большинство профессионалов этого дела утверждают, что начинать свой трудовой линия лучше сразу же в крупном автосервисе или в дилерском центре.
Некоторые рекомендуют начинать с мультибрендовой неофициальной станции, где можно разом ознакомиться с особенностями разных марок и моделей автомобилей. Кроме того, работа на такой СТО предполагает установленный пролетарий график, более цивилизованные взаимоотношения с коллегами и руководством, чем на мелких станциях техобслуживания, лучшие порядок и чистоту в ремонтной поясу.
Всё это дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, помогает чувствовать более высокий социальный статус — в отличие от гаражного бокса, где может царить анархия и перманентный хаос, со всеми вытекающими из них последствиями.
Также, большенный автоцентр имеет полный арсенал современного инструмента. К примеру, молодого слесаря научат выпрессовывать ступичный подшипник на особом прессе, а не выдалбливать его подручными средства «а-ля молоток и зубило», как это до сих пор практикуют в гаражных боксах.
Опять же, в маленьких СТО кушать риск нарваться на такого хозяина, цель которого — содрать с клиента деньги, не заморачиваясь на качестве. В таких условиях вряд ли удастся профессионально развиваться и вырастать, воспитывая в себе высокую культуру сервисного обслуживания. А пытаться в одиночку противостоять системе — дело бесполезное, всё равновелико что бороться с ветряными мельницами.
Наконец, крупный автосервис позволяет двигаться по карьерной лестнице как по горизонтали (осваивая соседние профессии), так и по вертикали (ученика, слесаря, мастера, управляющего филиалом).
У официалов — свои преимущества. Сервисные центры ведущих брендов подают своим сотрудникам широкие возможности для обучения. Механики изучают каждую модель по специальным учебным планам и пособиям. В крышке курса — контроль, итоговый экзамен.
Конечно, есть и другая точка зрения. Среди поклонников «старой школы» разболтано мнение, что сервисмены у «официалов» натренированы выполнять лишь весьма узкий спектр работ, поэтому слабо ведают матчасть. А все эти элементы «красивой жизни» — ресепшн, корпоративный дух, стерильная обстановка — всё это лишь создаёт ширму, за какой на самом деле нет ни высокого качества работ, ни высокой культуры.
Мол, подлинный мастер своего дела может вытянуться только в спартанских условиях СТО-гаража, и там он не хуже, а лучше освоит слесарное дело. А когда наберётся опыта — то и зарплата у него будет не ниже, чем у всевозможных дилеров.
Преимущества у тонких СТО следующие. Туда можно устроиться мгновенно, без трудовой книжки, и прочих документов. Тебя не отправят на курсы повышения квалификации, но вечно рядом будет опытный наставник, который бесплатно научит регулировать клапаны или выравнивать зазоры.
Расчёт — по факту выполненных трудов, без лишних проволочек и издержек. Ежедневно при каких-то деньгах.
Однако карьерный рост обычно означает максимум вытекающее: набраться опыта, и когда-нибудь открыть свой СТО-бокс. Но это уже будет сфера малого бизнеса — с неизбежными вложениями, рисками, ответственностью, налогами, проверками.
Получает автомеханик — в крупных сервисах это оклад + процент, а в махоньких автосервисах — исключительно процент от выполненных заказов. Размер доходов зависит от специализации и квалификации мастера.
В некоторых сервисах играет роль сезонность. Так, всплеск ремонтов ходовой части наблюдается весной, после того как подвеска в буквальном смысле оттаивает после мороз и, после поездок по повреждённым после зимы огорчает владельца новыми стуками.
Хороший автослесарь по версии «эффективных менеджеров» — это тот, кто мастерит всё быстро, даже если это идёт в ущерб качеству. Кто делает хорошо, но долго — те открывают свои гаражи и ковыряются там сами себе.
Специализации внутри специальности
Как я уже отмечал ранее, в обязанности автомеханика входит: выполнение диагностики и техническое обслуживание транспортного средства, его ремонт, замена технических жидкостей, фильтров и иных составляющих.
В зависимости от вида деятельности, в этой профессии можно выделить несколько специализаций.
- Моторист занимается сервисом и устранением возможных неполадок двигателя, отвечает за исправность силового агрегата машины.
- Автоэлектрик занимается устранением неисправностей в электрооборудовании автомашины. С каждым годом электрика и электроника автомобилей становится всё сложнее и изощрённее.
- Автомаляр производит лакокрасочные работы, какие включают в себя шпаклевку, окраску и нанесение средств, предотвращающих коррозию.
- Шиномонтажник, вулканизаторщик – специалист, который занимается ремонтом автомобильных шин и камер, превращающий каучук в резину путем вулканизации.
- Автожестянщик — в его задачи входит кузовной ремонт: устранение вмятин, повреждений автомашины, которые были получены в результате аварий.
- Механик-диагност проводит осмотр автомобиля с использованием диагностического оборудования, какое помогает найти причину неисправности и направить на ремонт к нужному специалисту.
Плюсы работы в автосервисе
Плюсов в труду автомеханика не так уж и мало и, если «крутить гайки» человеку по душе, то эта работа ему будет неизменно нравиться.
- Достаточно рослая зарплата. Зачастую даже те люди, у которых два высших образования, работая по специальности, такого заработка не имеют. Самые лучшие зарплаты — у узкопрофильных специалистов по ремонту автомашины.
- Доступность обучения;
- Стабильно высокая востребованность. Хороший специалист без работы однозначно не останется. Он может работать в государственных организациях, автопарках, в частных дилерских серединах и ремонтных мастерских; а также в индивидуальном порядке — что называется, исключительно на себя, открыв мастерскую или небольшую СТО.
- Возможность трудиться на себя, создать собственный бизнес – немаловажный плюс, неразрывно связанный с тем, что было сказано ранее
Минусы труды автомехаником
Как и в любом деле, есть и оборотная сторона медали. Ремонтная зона — это не санаторий-профилакторий. Постоянный контакт с техникой, химическими жидкостями, выхлопными газами не лучшим манером сказывается на здоровье автомехаников.
Самое вредное производство, это, бесспорно, — малярный цех. Там работников ждёт целый букет «химии», какая проникает внутрь организма, несмотря на защитные костюмы и маски. Через несколько лет можно заработать болезни органов дыхания.
Заниматься ремонтом двигателей и подвески — более безопасное дело. Но сам факт длительного нахождения в замкнутом пространстве, наполненном парами технических жидкостей и выхлопных газов, также не лучшим манером влияет на организм. Кстати, это ещё один повод устроиться всё-таки в большой и современный комплекс, с хорошей системой вентиляции и спокойной спецзащитой.
Несчастные случаи редко, но всё же случаются. Это может быть: падение в смотровую яму, удары током, травмы при эксплуатации станков, инструментов и приборов. Основными винами таких инцидентов являются халатность и невнимательность.
Мелкие СТО грешат тяжёлыми условиями труда. Например, отсутствием помещений для переодевания, зачисления пищи, отдыха работников. Зачастую весь этот функционал берёт на себя единственная каморка.
Ещё одна проблема — отопление. Зимой в морозном цеху можно запросто «угробить» свою поясницу. Система отопления обычно представлена примитивным котлом на масле-отработке, угле или дровах. Усердная труд истопника и недостаток в вентиляции создают внутри помещения угар, которым приходится дышать всем сотрудникам.
При этом — надеть тучную, тёплую одежду невозможно. Она ведь сделает тебя неповоротливым. И работать в такой одежде будет очень неловко.
Летом возникает проблема противоположная: жара, духота в помещении.
Перспективы и развитие в рамках данной профессии
Для конструкции на работу автомеханику наличия диплома будет недостаточно. Зачастую карьера молодого специалиста начинается с работы помощником. В статусе ученика можно отработать два-три месяца, и только после этого начать трудиться по специальности.
Автомеханики востребованы в автосервисах и на СТО, в компаниях, имеющих собственный автопарк. Со порой, опытный специалист может, накопив и заняв денег, открыть собственный прибыльный бизнес: станцию технического сервисы или автомастерскую.
Если продолжать оставаться наёмным работником, то стремительного карьерного роста в данной профессии ожидать не стоит: в основном, это лишь возможность перебежать от помощника до мастера.
Однако нельзя не оценить данную специальность за высокую и стабильную заработную плату. Она напрямую зависит не столько от степени образования, сколько от развитых навыков, специализации и региона проживания и работы мастера.
Так же, как растёт потребность в специалистах, вырастают и требования к ним. С каждым годом автомобили становятся все более технологичными, а механизмы усложняются. Поэтому автомеханику, желающему преуспеть, вечно нужно изучать новую информацию, не упускать возможность развиваться в выбранной сфере.
Что хочется получить от работы людям, какие приходят в эту профессию:
- Хочется побольше чистоты и культуры в процессе техобслуживания и ремонта, поменьше вреда здоровью от неоднозначных условий труды.
- Работы в основном не со старыми потрёпанными корытами», а всё больше с новыми современными автомобилями, с новыми технологиями.
- Дружного, квалифицированного коллектива людей, готовых к взаимопомощи и взаимовыручке.
- Достойных глав, с разумным подходом к работе.
- Высокой оплаты труда (исходя из квалификации).
- Стабильного карьерного роста и развития в рамках специальности.
- Работы в команде единомышленников, нацеленных на приобретение новых хороших клиентов и хвалебных отзывов.
Профессию автомеханика или автослесаря вряд ли можно наименовать романтичной: это же не лётчик и не капитан дальнего плавания. Однако привлекает она мальчишек и юношей тем, что позволяет воплотить в жизнь свою ребяческую мечту — хорошо разбираться в технике.
[embedded content]
[embedded content]
[embedded content]