Как научить дитя быстро читать? В первом классе этот вопрос возникает после проверки техники чтения. Нередко выясняется, что первоклассник не может прочесть установленное количество слов за 1 минуту.
Предупредить отставание помогут несложные упражнения. Основное: настойчивость, совместные занятия, помощь логопеда, правильная организация мини-уроков. И, разумеется, личный пример. В семьях, где родители любят читать, проще привить почтение к литературе.
Содержание статьи:
- Проблемы с литературой у первоклассников
- Упражнения для развития техники чтения
- Совместное обучение
- Негласная переписка
- Рациональное чтение
- Занятия перед сном
- Найди предложение
- Скороговорки
- Неплохая библиотека
- Обучение между делом
- Игра в слова
- Параллельные упражнения
- Война с регрессией
- Устранение логопедических проблем
Проблемы с литературой у первоклассников
Вчерашний малыш гордо носит школьную конфигурацию. Игры отошли на второй план, теперь учёба стала значительнее. Но школьники всё равно остаются детьми, не терпят скуки и монотонности.
Чтение – бесспорно, интересное занятие. Почему же некоторые первоклашки к концу учебного года разочаровываются, отрекаются читать не только дополнительную литературу, но и то, что задают учителя?
Причин несколько:
- невнимание родителей к развитию выговоры;
- логопедические проблемы;
- отсутствие у членов семьи культуры чтения;
- застенчивость, излишняя скромность, боязнь задать проблема учителю;
- дислексия – проблемы с чтением;
- упрямство, нежелание учиться;
- неверный подход к обучению;
- неинтересная подача материала.
Знаете ли вы, как лечить конъюнктивит у ребенка? Разузнайте эффективные методы.
О правилах применения и дозировке детского Панадол сиропа прочтите в этой статье.
У немало хромает техника чтения, что тянет за собой «целый воз» проблем:
- сложность с восприятием новоиспеченных тем по другим предметам. Первоклассник плохо понимает непонятные термины;
- при длинном чтении фразы ребёнок часто не может связать воедино начин и конец предложения;
- отставание от коллектива. Большинство учеников уже прочитали задание, начали трудиться, а некоторые детки всё ещё пытаются понять, что же им делать;
- неуверенность в своих мочах, нередко, насмешки одноклассников, хвастающихся высокой техникой чтения;
- к сожалению, случается и такая ситуация. Первоклассника ранят замечания учителя, называющего неторопливого ученика «копушей», другими обидными словами.
Упражнения для развития техники чтения
Вначале несколько советов родителям:
- настройтесь на регулярные дела, верьте в результат, запаситесь терпением;
- внимательно изучите предложенный материал, подогните несколько упражнений, на которые у вас будет время. Некоторые упражнения несложно выполнить по пути домой, в транспорте, магазине и так далее;
- не относитесь к чтению, как к повинности. У вас подобный настрой? Сложно заинтересовать первоклашку, если родители отрицают важность литературы;
- пуще объясняйте малышу, что компьютер, планшет, другие гаджеты – это правильно, нынешне, но бумажная книга также актуальна. Подберите интересную литературу с ослепительными картинками, крупными буквами, увлекательными сюжетами;
- проводите занятия дома, на улице, в поликлинике, на гулянию;
- учитывайте характер сына или дочки. Непоседе требуется больший интервал между занятиями, его сложнее заинтересовать, чем усидчивого ребёнка. Приложите фантазию, создайте симпатичную атмосферу для занятий. Обучение проводите в игровой форме;
- не сетуйте на недостача финансов: многие игры «в слова» не требуют ни копейки средств, значительно лишь ваше желание.
Совместное обучение
Во время занятий усадите рядышком любимую игрушку: с мишкой или куклой читать интереснее. Пусть дитя покажет «другу», как он хорошо читает. Предложите развлечь зверюшек, прочесть мишке сказку на ночь. Обычно детки с радостью соглашаются, ощущают себя покровителями, «родителями», читают с важным видом.
Секретная переписка
Несложный приём, поощряющий малыша читать как можно чаще. Игра с утилитарным значением.
Первый вариант:
- перед уходом из дому объясните, что шагаете по делам, но не можете сказать куда, чтобы не нарушились планы;
- сохранить секрет поможет записка, где вы указываете причину, место нахождения;
- дети обожают секреты, охотно соглашаются поиграть в «спецагентов»;
- такие записки могут строчить другие члены семьи;
- отличная развивающая игра для мальчиков. Многие девочки также с наслаждением принимают условия.
Второй вариант игры:
- поиск «клада» в квартире;
- любой следующий шаг, направление движения указано в новой записке;
- пишите не слова или словосочетания, а куцые предложения.
Рациональное чтение
Предложите короткий текст интересной тематики. Задача – предупредить мощную усталость глаз, избавить от понятия «чтение – это повинность».
Материал даётся тяжко? Достаточно 3–4 строки, затем отдых. Не провоцируйте отвращение, упрямство чересчур настойчивыми занятиями.
Занятия перед сном
Вспомните наблюдение о том, что неплохо запоминается последнее из прочитанного. Купите интересную книгу, каждый день перед сновидением давайте первокласснику немного почитать, чтобы сохранилась интрига. История должна быть увлекательной, но без монстров и погонь.
Отыщи предложение
Полезное упражнение тренирует внимание, развивает восприятие на весть. Возьмите книгу с крупным шрифтом, скажите ребёнку, пусть внимательно слушает вас. Начните декламировать предложение, остановитесь. Задача ученика – найти прерванную фразу, продолжить дальней.
Меняйтесь ролями: пусть первоклассник побудет учителем, проделает ту же труд.
Скороговорки
Отличное занятие не только для деток, которые учатся выговаривать литер «р». Короткие фразы, забавные четверостишия тренируют речевой аппарат, обучают чётко, бегло произносить слова.
Скороговорение чем-то напоминает скороговорки, но скоро, чётко произносить нужно не две-три фразы, а целый текст. Покажите образец, дайте тот же текст первокласснику. Регулярно проговаривая слова в быстром темпе, с максимально отчетливой артикуляцией, ребёнок учится бегло читать, развивает речевой аппарат.
Неплохая библиотека
Подберите интересные книги. На полку поставьте познавательную литературу, подходящую по году. Предложите сказки, детские энциклопедии, развивающие игры, рассказы с излюбленными героями. Младших школьников заинтересуют панорамные книжки. Выбирайте вяще интересных стихов о животных с яркими иллюстрациями.
Обучение между делом
Дела аналогичны обучению счёту. По дороге домой предложите ребёнку почитать вывески на лавках, кафе, названия продуктов на ценниках, наименования учреждений.
В поликлинике нередко вешают плакаты (информацию по профилактике) с крупными картинками. Дети нередко интересуются, что там такое, на большой картинке. Объясните, что он может сам понять резон, предложите изучить плакат «для взрослых детей». Расскажите по ходу прочтения надписей, что такое микроб, профилактика дизентерии и так дальше, доступно раскройте сложные понятия. Двойная польза: чтение и ознакомление с правилами предупреждения немало болезней.
Узнайте интересные подробности о симптомах и лечении краснухи у детей.
Как избрать детскую смесь для новорожденных? Посмотрите характеристику в этой статье.
На странице http://razvitie-malysha.com/zdorovie/bolezni/drugie/pnevmoniya.html прочтите о симптомах и первых приметах пневмонии у ребенка.
Игра в слова
Эффективное упражнение для развития выговоры, пополнения словарного запаса, концентрации внимания, улучшения скорости мышления.
Самая несложная игра:
- выберите гласную или согласную букву, например, «к»;
- подбирайте наименования животных, растений, явлений, овощей, имена девочек/мальчиков, начинающиеся с «К».
Города:
- популярную игру ведает не одно поколение;
- суть: каждое следующее слово начинается на литер, которая стоит на конце предыдущего. Например, Москва – Анкара – Армавир – Ростов и так дальше;
- если ребёнок плохо знает названия населённых пунктов, предложите иную тему, например, животные. Например, кот – тигр – рысь – слон – носорог – гиена и так дальше;
- играть можно до бесконечности, тем достаточно. Игра в слова долго не докучает, позволяет содержательно провести время в транспорте, поликлинике.
Параллельные упражнения
Ещё одно эффективное упражнение. При регулярных делах улучшается память, проходит тренировка концентрации, активизируется восприятие на весть.
Суть метода:
- у взрослого и ребёнка одинаковые тексты;
- «учитель» декламирует фразы в разном темпе, «ученик» следит за словами карандашом или перстом;
- взрослый читает текст чётко, громко, первоклассник – про себя;
- текст не весьма длинный, 8–10 коротких предложений;
- после прочтения взрослый выясняет, приметил ли ребёнок изменение темпа, может ли показать отрывок, где скорость была скорее/медленнее;
- поменяйтесь ролями. Пусть первоклассник побудет учителем, выразительно прочтёт текст, а взрослый выполнит ту же задачу.
Борьба с регрессией
Иногда скорому чтению мешают возвратные движения глаз: ученик всё время «оглядывается» на прочтённые фразы, медленнее выговаривает новые слова в следующем предложении. Логопеды предлагают несложный способ решения проблемы.
Что делать:
- предложите ученику закладку или лист бумаги, желательно плотной;
- дитя читает, взрослый сразу закрывает прочитанное слово;
- получается, что виданы только новые предложения;
- постепенно детки перестают смотреть на предыдущую фразу, увеличивается скорость чтения.
Устранение логопедических проблем
К школе дитя должен правильно произносить все звуки. Если у первоклассника до сих пор неверное выговор, непременно посещайте логопеда, исправляйте огрехи. Без чёткого произношения всех литеров сложно составить правильные слова.
Нередко над учеником, плохо выговаривающим «р», «теряющим» доля слова или окончания, смеются одноклассники. Первоклассник боится ответов на школьных делах, опасается насмешек. Со временем нежелание читать вслух отрицательно скажется на скорости чтения. Задача родителей – поддержать сына или дочку, подбодрить, поговорить с логопедом, подогнуть комплекс эффективных упражнений.
Не отчаивайтесь, если ребёнок пока не может свободно прочесть предложение. Некоторые детки читают медленнее, но более вдумчиво. Вероятно, литература не его конёк: сделайте упор на любимый предмет, но чтение всё равновелико не запускайте.
Далее видео о том, как развить технику чтения у детей методом «стихотворения»: