Типы детско-родительских отношений

479

Взаимоотношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать ударение на одном из отношений, которые оказывают большое влияние на нашу жизнь: родителей и детей. В последние годы сделались говорить о различных методах, которые важно применять в методах дисциплины и воспитания несовершеннолетних. Некоторые родители ощущают растерянность и растерянность, они не могут понять, как сохранить твердую позицию в процессе воспитания своих детей. Некоторые учащие человеческое поведение говорят о важности ответственности, другие — о воспитании детей, третьи — о методах и способах общения с детьми. В материалах этой статьи мы рассмотрим основные образа детско-родительских отношений, их преимущества и недостатки. Какой из предложенных типов выбрать, семья решает самостоятельно, исходя из своих предпочтений и осознания, что для нее ближней.

Влияние семьи на развитие ребенка

Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в ребяческом развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со сторонки чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от конструкции конкретной ячейки общества.

Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:

  1. Формирует эмоция безопасности.
    Здоровая привязанность между детьми и родителями влияет на снижение чувства тревоги и преодоление стрессовых ситуаций. Ведь доверительные взаимоотношения, эмоциональная близость, объятия, слова влюбленности успокаивают и поддерживают малыша. Таким образом, именно в семье формируется базовое чувство безопасности.
  2. Показывает фундаментальную модель поведения.
    Ребята повторяют за значимыми людьми. Происходит это следующим образом: взрослые люди диктуют правила поведения, а также демонстрируют собственное. Если передаваемые устно нормы сходятся с реальными поступками, усваивается родительская поведенческая модель. В противном случае целостной картины не будет. Тогда вероятны разные вариации формирования поведения.

    Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить невозможно. Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:

    • попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную обыкновение;
    • попытки курения приведут к формированию зависимости;
    • полный отказ от пробы сигарет.

    Таким образом, для формирования необходимой модели поведения весьма важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.

  3. Передает знания, учит навыкам и умениям.
    Семья – первоначальный источник приобретения жизненного опыта, навыков, умений и знаний. Полнота детского кругозора зависит от возможностей родителей. Образованный человек может вытянуться в семейном кругу, где принято посещать общественно-культурные учреждения и мероприятия. Также немаловажное значение имеет отдых на натуре. У всесторонне развитого человека больше шансов на успешное преодоление жизненных трудностей.
  4. Вырабатывает самодисциплину.
    Сначала дитя беспомощен и не может самостоятельно взаимодействовать со средой. Однако, по мере взросления маленький человек учится самодисциплине. Самостоятельность опирается на приемлемых и неприемлемых способах поведения. Малыш с помощью родителей начинает усваивать, что делать можно, а что – нельзя. И дальней понимает, как себя вести самостоятельно.
  5. Прививает нравственные ориентиры.
    Взгляды, моральные нормы, установки формируются благодаря семейному общению. Полноценное развитие ребенка вероятно только в том случае, когда в семье есть нравственные ориентиры.
  6. Создает условия для развития и обеспечивает экономическое благополучие.
    Представлялось бы, любовь – главное для развития ребенка. Однако, еще лучше, когда у семьи имеется материальный достаток. Ведь в нынешнем капиталистическом мире крайне мало бесплатных кружков, секций, детских клубов.
  7. Демонстрирует образец сохранения семейных взаимоотношений.
    Дитя наблюдает за отношениями между членами семьи. Он видит, как близкие конфликтуют и справляются с неизбежными кризисами. Также обучается сохранению близости во взаимоотношениях при самых неблагоприятных обстоятельствах.
  8. Формирует самооценку и самоуважение.
    Где еще, если не в семье, формируются первые зачатки самооценки и самоуважения? Ведь оценивание себя самого выходит после оценки действий со стороны значимых взрослых людей. Затем уже на развитие первичной самооценки влияют прочие люди.

Таким образом, семья выполняет основные функции:

  • первостепенно влияет на развитие ребенка;
  • формирует нрав, поведение, установки, ценности;
  • передает жизненно-важный опыт;
  • является первым источником социализации.

Развитие ребенка также зависит от манера воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?

Характеристика типов детско-родительских отношений

В одной из популярных классификаций детско-родительских касательств выделяется 4 типа. Рассмотрим их подробнее.

Авторитетный

Авторитетный или демократический стиль воспитания предполагает наличие доверительного диалога. Ограничения есть, но их значимость подробно объясняется. Родители – авторитеты, а контроль над ребенком осуществляется в разумных пределах. Детские психологические проблемы выносятся на обсуждение. Эмоциональная поддержка в подобный семье – абсолютная норма. Естественно, отсутствует насилие любого рода: наказания за проступки гуманные и последовательные. Особенность авторитетного манера воспитания – «семейная демократия», где учитывается мнение всех.Авторитетный тип детско-родительских отношений

Плюсы: зрелость, осознанность и доброжелательность родителей, конструктивная критика. У ребенка развивается адекватная самооценка, собственное суждение, самоконтроль, ответственность, активность и инициативность. Он легко адаптируется к новым условиям, а также редко испытывает сложности во взаимодействии с опоясывающими. Также дети из таких семей с раннего детства учатся уважать других.

Минусы: их нет, так как это самый идеальный тип детско-родительских касательств.

Авторитарный

Характеризуется строгими правилами, которые никак не комментируются, и наказаниями за любое отступление от них. Нередко применяются различные облики насилия. Взрослые всегда правы, а дети бесправны. В такой обстановке, конечно, нет здорового разговора между домочадцами. Также присутствует тотальный контроль, при каком у ребенка нет личного пространства. Инициатива и активность младших членов семьи подавляется. При этом конфликты проходят слабо, о компромиссе речь никогда не идет.Авторитарный тип детско-родительских отношений

Плюсы: благодаря жесткому контролю, ребенок может вырасти очень послушливым и исполнительным. Хотя велика вероятность обратного эффекта.

Минусы: жестокость или жесткость часто влияют на формирование неуверенности в себе. А это, в свою очередность, затрудняет развитие навыка общения. Примером могут послужить некоторые семьи военнослужащих. Как ни странно, чаще итого дети авторитарных родителей вырастают асоциальными. Выбирая подобный жизненный путь, они неосознанно выражают протест против родительского авторитаризма.

Либеральный

Еще одна крайность – предоставить целую свободу ребенку. Да, каких-либо ограничений и правил нет, как и жестокости или насилия. Но как маленький человек может научиться понимать рубежи дозволенного? Родительская любовь и обожание не способны развить необходимые личностные качества. Отсутствие рамок и вседозволенность также приводят к плачевным последствиям. В подобный семейной системе родители не являются авторитетом для ребенка. Они сами позиционируют себя скорее, как друзей нежели ответственных и направляющих взрослых.Либеральный тип - попустительство

Плюсы: отсутствуют. Желая бывает, что ребенок находит более авторитетного взрослого, который направляет его вместо родителей.

Минусы: очень нередко дети плохо учатся в школе, имеют многочисленные проблемы в общении с ровесниками и взрослыми, развивается патологический эгоцентризм, агрессивность и безответственность. В дальнейшем молодым людям, благовоспитанным в либеральных условиях, тяжело адаптироваться к социуму, находить партнеров, а тем более воспитывать собственных детей. Ложь и распущенность нередко сопровождают таких людей в течение всей существования.

Индифферентный

Выражается в равнодушии отцов и матерей. Они, как правило, холодные и незаботливые. Невнимание также сильно деформирует ребяческую психику, как и тотальный гиперконтроль. Каких-то определенных правил нет, как нет и любви. В этом значимое отличие от либерального типа. Образцом служат алкоголики, чьи дети растут «волчками», то есть замкнутыми и недоверчивыми. Конечно, такие дети тоже склонны к асоциальному манеру жизни.Индифферентный тип детско-родительских отношений

Плюсы: их нет. Конечно, при попадании в благополучную среду возможно нормальное развитие. Но конкретно при этом типе воспитания малыш обречен на страдания.

Минусы: у ребенка формируется крайне низенькая самооценка, враждебность и недоверие к миру, отсутствует самодисциплина, плохая успеваемость в учебе, постоянно подавленное настроение. Взаимоотношения со сверстниками без инороднее помощи не наладятся. Такие детки часто становятся объектами травли. Нередко у них со школьного возраста развиваются подневольности.

В «чистом виде» эти 4 типа детско-родительских отношений встречаются очень редко. Все-таки преобладают семьи со смешанным манером воспитания. Можно сделать однозначный вывод, что самый здоровый – авторитетный. Семьи, склоняющиеся к демократическому стилю — самые блаженные. Конечно, нет идеальных людей, потому и совершенных семей также не существует. Все допускают ошибки – это нормально. Главное – вовремя их увидать и постараться исправить, а также не допускать вновь. Хорошим выходом из непростых ситуаций может стать посещение семейного или ребяческого психолога.

Вместо заключения

Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей вечно начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны. Важно их осознать и зачислить, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы. Также не стоит забывать о крепкой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят сделаться для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here