Викторина по басням Крылова, 5 класс: с ответами

6

Мы уже не раз строчили о викторинах в школе и всякий раз доказывали, что с помощью такого урока можно не только проверить знания учеников, но и неплохо их систематизировать и закрепить. Дети с большой охотой идут на литературные викторины, принимают активное участие в них, сами составляют проблемы и ответы. Сегодняшний материал будет посвящен басням Ивана Андреевича Крылова. Помимо веселого и увлекательного проведения урока-викторины, мы преследуем мишень заинтересовать школьников 5 классов творчеством величайшего баснописца, увлечь чтением басен, глубже понять их смысл, метафору. Ведь не зря басни Крылова почитаются кладезем народной мудрости в русской литературе.

Вопросы для разминки

В первом блоке идет несколько простых проблем, которые помогают школьникам быстрее влиться в процесс проведения викторины. Для удобства и упрощенности лучше проводить разминку в облике тестового опроса.

  1. За свою жизнь Иван Андреевич Крылов написал огромное количество басен. Сколько их итого? Назовите ближайшее число из предложенных ниже, которое бы отражало действительность наиболее точно.
    • 100;
    • 200;
    • 300;
    • 500.

    правильный вариант ответа – возле 200.

  2. Как называется басня Крылова, в которой описываются творческие стенания горе-музыкантов?
    • «Забытая мелодия для флейты»;
    • «Квартет»;
    • «Виолончель и контрабас»;
    • «Бременские музыканты»

    верный вариант ответа – «Квартет»

  3. На каком дереве трапезничала ворона?
    • на высоком;
    • на сосне;
    • на виноградном кусте;
    • на ели.

    верный вариант ответа – на ели.

  4. Какое животное стала напоминать лягушка, когда изо всех сил стала надувать щеки?
    • на вола;
    • на коня;
    • на чушку;
    • на козла.

    правильный вариант ответа – на вола.

  5. К кому за помощью пришла красавица попрыгунья, когда начались заморозки?
    • к косой;
    • к волку;
    • к комару;
    • к муравью.

    правильный вариант ответа – к муравью.

  6. На какие клички откликались собаки, которые знались друг с другом по поводу ведомого по улицам слона?
    • Моська и Жучка;
    • Моська и Шарик;
    • Моська и Шавка;
    • Моська и Барбос.

    верный вариант ответа – Моська и Шавка

  7. За какое совместное дело взялись герои басни лебедь, рак и щука?
    • счастливиться воз с поклажей;
    • устроили состязания;
    • спорили друг с другом;
    • все ответы не верны.

    правильный вариант ответа – везти с кладью воз

  8. Кого, по мнению мартышки, она увидела в зеркале?
    • себя;
    • подругу;
    • своих детенышей;
    • правильный вариант отсутствует.

    верный вариант ответа – подругу.

  9. Чем так помог Журавль Волку, что Волк его съел?
    • насмехался над ним;
    • помог вытащить хвост из проруби;
    • помог вытащить кость из глотки;
    • смеялся над чужим горем.

    правильный вариант ответа – помог вытащить кость из горла.

  10. Что в конце басни Мартышка сделала со своими очками?
    • нанизала себе на хвост;
    • потопила в реке;
    • подарила волку;
    • разбила о камень.

    правильный вариант ответа – разбила о камень.

Внимание! Чтобы составить свои проблемы для разминки в викторине по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и ставить к нему вопросы. Варианты ответов должны быть ускорены к реальным, чтобы дети не отвечали на них, исключая бредовые варианты.

Задание «Что в черном ящике?»

При ответах на задания второго блока для участников должны предоставляться наглядные пособия. Из коробки, именуемой черноволосым ящиком поочередно достаются карточки с изображением определенных предметов или сами предметы, имеющие отношение к содержанию тех или других басен. Задача школьников отгадать, какая басня зашифрована.

  1. Зеркало, очки, камень. (правильный ответ – «Мартышка и очки»)
  2. Зеркало (верный ответ – «Зеркало и обезьяна»)
  3. Дубовый лист или желудь (правильный ответ – «Свинья под дубом»)
  4. Виноград (для того, чтобы запутать детей, можно возложить виноградную косточку) (правильный ответ – «Лиса и виноград»)
  5. Ноты, тетрадь с печатным нотным станом, можно изображение музыкальных инструментов, но тогда непременно четырех (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Изображение кастрюли или котелка, в котором варится рыбный суп (правильный ответ – «Демьянова уха»)
  7. Изображение слона (верный ответ – «Слон и Моська»)
  8. Изображение мышей, крыс (правильный ответ – «Мышь и Крыса»)
  9. Изображение перлы или она сама (правильный ответ – «Жемчужина»)
  10. Изображение сыра или кусочек этого лакомства (правильный ответ – «Ворона и лисица»)

Внимание! Чтобы самостоятельно составить проблемы для этого блока викторины по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и выбирая главный элемент (то, о чем идет выговор в басне), зашифровывать его картинкой или подходящим предметом.

Задание «Конкурс капитанов-эрудитов»

Целью этого задания является получение от команд как можно вяще правильных ответов за отведенное на это время. Можно сказать, что на каждый вопрос у игрока есть всего несколько секунд, чтобы дать верный ответ. Проводить его можно двумя способами.Викторина по басням Крылова, 5 класс.jpg

Первый – задавать вопросы сначала одному капитану, затем второму. Пора на задание у обоих капитанов одинаковое, например 1 или 1,5 минуты (время учитель регламентирует на свое усмотрение). Вначале на свои вопросы в течение минуты отвечает представитель первой команды, затем на свои вопросы отвечает представитель другой команды. По результатам правильных ответов выбирается победитель блока.

Второй – за отведенное на задание время ведущий или преподаватель задает для обоих участников одновременно и задает вопросы для обоих одновременно. Тот, кто раньше даст правильный ответ, и получает бал в зачет своей команды. Если ответ был назван не правильный, то право ответа переходит ко второму капитану. По итогам правильных ответов выбирается победитель блока.

Внимание! Этот вид викторины вряд ли подойдет для командной игры, поскольку школьникам будет сложно содержать себя в руках и соблюдать дисциплину во время ответов. Чаще всего случается так, что они от волнения и азарта вскакивают с пунктов, выкрикивают варианты ответов. Словом, выбрать победителя будет слишком сложно.

Итак, варианты вопросов для этого блока с ответами.

  1. Сколько очков приобрела себе Мартышка? (верный ответ – 6 штук или пол дюжины, т.е. 12:2=6)Викторина по басням Крылова с ответами.jpg
  2. Как называется писатель, который сочиняет басни? (правильный ответ – баснописец)
  3. Кто подарил Вороне кусочек влажна? (правильный ответ – бог)
  4. В каком городе прошло детство Крылова? (правильный ответ – Тверь)
  5. В какой должности служил И. А. Крылов до того, как сделался писать басни, его первая профессия? (правильный ответ – подканцелярист)
  6. На каком расстоянии находился Ягненок от Волка? (верный ответ – 100 шагов «…ниже по ручью от Светлости его шагов на 100 я пью»)
  7. У Крылова есть басни, которые он переводил на русский стиль с французского. Кто автор этих произведений? (правильный ответ – Лафонтен)
  8. На каком инструменте в «Квартете» играла Мартышка? (верный ответ – на скрипке «…я – прима, первая скрипка»)
  9. На каком музыкальном инструменте играл Крылов? (правильный ответ – на скрипке)
  10. Какие блюда съел у Кока Васька? (правильный ответ – пирог, куренка, жаркое)
  11. Как называется вывод в басне, поучение? (правильный ответ – нравственность)
  12. Сколько тарелок ухи съел Фока у Демьяна (правильны ответ – четыре)
  13. Для театра И. А. Крылов писал произведения. Как они именовались, одним словом? (правильный ответ – пьесы)
  14. На каком дереве Ворона собиралась полакомиться сыром? (правильный ответ – на ели)
  15. В какой специальности Крылов проработал около 30 лет? (правильный ответ – бибилиотекарем)
  16. Сколько лет было Ягненку из баски? (правильный ответ – ему не было года «…мне от роду нет года»)
  17. В своей басне «Дуб и трость» Крылов использовал все литеры русского алфавита, кроме одной. Какая это буква? (правильный ответ – это «ъ»)
  18. С кем соседствовала легендарная Моська? (правильный ответ – с Шавкой)
  19. Какое историческое событие описывает Крылов в басне «Серый на псарне»? (правильный ответ – Великую Отечественную войну 1812 года)
  20. Сколько времени потратила Лисица, чтобы добраться до винограда? (верный ответ – один час «…пробившись попусту час целый…»)

Опять же, придумать варианты вопросов и ответов для этого блока викторины совершенно не сложно. Самое главное, иметь под рукой сборник басен. Кстати, одновременно может участвовать в викторине не лишь две команды, но и больше. Если заранее дать детям задание, подготовить каверзные вопросы по басням Крылова, то можно прочертить очень интересный урок.

Задание «Вставь пропущенные слова»

В этом блоке школьникам нужно предоставить для труды несколько карточек (на каждый стол команды по одной). На карточке может находиться вся басня или какой-то ее отрывок, в каком будут пропущено несколько слов. Задача учеников – вставить пропущенные слова и выразительно прочитать отрывок.Викторина по басням Крылова с ответами 5 класс.jpg

Варианты заданий:

  1. «К А К _________ И Д Т И ?
    В Е Д Ь В Ы Н Е Т А К С И Д И Т Е.
    Т Ы С Б А С О М, ______________,
    С А Д И С Ь П Р О Т И В Виолы,
    Я, П Р И М А, С Я Д У __________ В Т О Р Ы»
    (правильный ответ – басня «Квартет», пропущенные слова: музыке, Мишенька, против)
  2. «У Ж С К О Л Ь К О Р А З ____________ М И Р У,
    Ч Т О Л Е С Т Ь Г Н У С Н А, ______________;
    Н О Т О Л Ь К О В С Е Н Е В П Р О К,
    И В С Е Р Д Ц Е _____________ В С Е Г Д А
    О Т Ы Щ Е Т У Г О Л О К».
    (верный ответ – «Ворона и Лисица», пропущенные слова: твердили, вредна, льстец)
  3. «В П Е Р Е Д Ч У Ж О Й ____________
    Н Е ________________, Г О Л У Б О К!»
    (правильный ответ – «Чиж и Гуля», пропущенные слова: беде, смейся)
  4. «К О Г Д А В Т О В А Р И Щ А Х ______________ Н Е Т,
    Н А Л А Д И Х Д Е Л О Н Е П О Й Д Е Т,
    И _______________ И З Н Е Г О Н Е Д Е Л О,
    Т О Л Ь К О _____________».
    (правильный ответ – «Лебедь, Рак и Щука», пропущенные слова: согласья, выйдет, мучение)
  5. «С Л У Ч А Е Т С Я _______________ Н А М
    И Т Р У Д И М У Д Р О С Т Ь В И Д Е Т Ь Т А М,
    Г Д Е С Т О И Т ТО Л Ь К О _____________________
    З А Д Е Л О ___________________ В З Я Т Ь С Я».
    (правильный ответ – «Ларчик», пропущенные слова: нередко, догадаться, просто)

Внимание! Чтобы самостоятельно составить подобные проблемы для этого блока викторины по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и выбирая любой фрагмент, после чего выслать несколько слов из отрывка и распечатать на карточки.

Задание «Мораль сей басни такова…»

Этот блок викторины легковесно пройдут те школьники, которые знают басни наизусть или хотя бы хорошо их знают. Каждая басня Крылова либо начинается, либо заканчивается каким-то определенным выводом – нравственностью. Задание предусматривает, что по строчкам из морали школьники должны определить, о какой именно басне идет речь. С этой мишенью учитель может выбрать несколько басен, отдельно на листочках выписать или распечатать «морали» и провести этот блок викторины.Викторина по басням с ответами.jpg

Гораздо сложнее, если нравственность басни зашифрована и чтобы понять о какой именно басне идет речь, нужно не только знать ее, но и постичь смысл «морали», переданную своими словами, без рифмы. Приведем несколько вариантов таких вопросов с ответами, чтобы было удобопонятно, о чем идет речь.

  1. В этой басне знаменитый баснописец негативно высказывается против беззакония, насилия над крепостными, над народом, против несправедливости работающего режима. Что это за басня? (правильный ответ – «Волки и Овцы»)
  2. В этой басне Крылов иронично и достаточно ядовито представил образ царя, который безжалостно ведет себя по отношению к народу, жестоко расправляется с вольнодумцами. Баснописец уличает лицемерность и притворство царя. Что это за басня и о каком правителе идет выговор? (правильный ответ – басня «Пестрые овцы», царь – Александр І)
  3. Крылов активно выступал против невежества и воспевал просвещение. В этих баснях автор особенно остро изливает эту мысль. Назовите эти произведения (правильный ответ – «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Чушка под Дубом»)
  4. Чтобы поправить свое здоровье, персонаж этой басни купила себе некое средство, какое по ее мнению оказалось малоэффективным для решения проблемы. Кто этот персонаж и как называется басня? (правильный ответ – «Мартышка и Очки», персонаж Мартышка)
  5. Четверо «храбрых» затеяли, по их мнению выгодное предприятие, но что-то пошло не так (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Персонажи следующего созданья поочередно воспевали друг другу хвалебные оды, не оглядываясь на церковные заповеди. Кто это и из какой басни эти персонажи? (правильный ответ – «Кукушка и Петух», персонажи соответственно кукушка и петух)
  7. Басня о музыкальном фанате, музыкальные предпочтения какого разительно отличались от общепринятых. Кто этот фанат и как называется басня? (правильный ответ – «Осел и Соловей», в роли фаната выступает Ишак)
  8. Героиня этого произведения за довольно короткое время вспомнила всех своих подруг, знакомых и кумушек. Позабыла только про себя. Кто это и из какой басни все эти персонажи? (правильный ответ – «Зеркало и Обезьяна», персонажи соответственно Обезьяна и все ее кумушки)
  9. Неблагодарное скотина, которое получив сполна выгоды от другого участника событий, описанных в басне, отплатила ему злой монетой. Кто это и что за басня? (верный ответ – это Свинья из басни «Свинья под дубом»)
  10. Наевшись досыта (а то и больше), сосед сбежал от радушного хозяина и вяще никогда не возвращался в его дом. Из какой басни эта жизненная ситуация? (правильный ответ – «Демьянова уха»)

Все последующие вопросы можно подавать таким же манером. Должно получиться очень увлекательно.

Вместо заключения

Подводя итог, нужно отметить, что целью уроков-викторин для школьников в цельном является обобщение и систематизация знаний учащихся по определенным темам. Викторина по басням Крылова для 5 класса позволяет проверить усвоение знаний детьми как о созданиях великого баснописца, так и о басне, как о литературном жанре в целом. С помощью подобных видов уроков формируется развитие выговоры учащихся, творческое мышление, коммуникативные компетентности, т.е. умение работать в коллективе. Работа в командах позволяет детям обучаться отстаивать собственное мнение, строить устное высказывание и воспитывать интерес школьников к классической литературе.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here