Мишенью данной викторины является знакомство детей с полезными свойствами фруктов и овощей. Также благодаря участию в конкурсе у ребят сформируется понятие о правильном питании и его значимости для сохранения и укрепления здоровья. С точки зрения образования викторина объясняет детям, как важны и полезны витамины, как они влияют на наш организм.
Кроме того, мероприятие способствует развитию внимания, мышления, воображения, памяти. Участвуя в конкурсе, дитя приобретает и закрепляет умение высказывать свое мнение полным предложением, подкрепляя свой ответ аргументацией.
Со сторонки воспитания конкурс активизирует познавательный интерес детей к вопросу питания, формирует у них желание быть здоровыми и вести соответственный образ жизни. Также викторина учит воспитанников внимательно слушать друг друга, уважать ответы участников, верно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми.
Мероприятие должно проходить в уютной дружественной обстановке, где царит взаимопонимание, единство интересов, позитивный настрой и поддержка. Формат викторины способствует созданию таких условий.
Содержание:
§ Ход викторины
В рамках мероприятия выговор будет идти о фруктах и овощах. Рекомендуется распределить участников, как минимум, на две группы. Назвать их можно соответственно тематике. Тут напрашивается очевидный вариант: «Овощи» и «Фрукты», либо «Мандаринки» и «Томаты» и тому подобное.
Далее объявляются основные правила игры-соревнования:
- Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые нужно дать правильные ответы. В кое-каких случаях требуется выбрать один из предложенных вариантах, а в некоторых – дать развернутый ответ с объяснением своего суждения.
- Перебивать друг друга или подсказывать ответы нельзя.
- За каждый правильный ответ команде начисляется очко. Это можно тематически обставить: к примеру, заработанные баллы «Фруктов» обозначать мандаринками, а баллы, присвоенные «Овощам», — томатами.
- В конце викторины подсчитываются заработанные очки и определяется победитель.
§ Блоки с заданиями для викторины про фрукты и овощи
Дальше предлагается несколько разделов, которые сгруппированы по блокам в зависимости от типа заданий.
✍ Блок первый «Разминка»
1. Этот фрукт весьма любят кушать в новогодние праздники в России.
Ответ: Мандарины.
2. Червячки обожают лакомиться этими фруктами.
Ответ: Яблоки.
3. Травяной овощ вытянутой формы. Снаружи зеленый, а внутри почти белый.
Ответ: Огурец.
4. Что за овощи покрыты алой кожурой?
Ответ: Помидоры.
5. Этот фрукт часто сравнивают с лампочкой.
Ответ: Груша.
6. Без этого овоща невозможно сварить борщ.
Ответ: Свекла.
7. Сообразно общепринятому мнению, этот фрукт очень любят обезьяны.
Ответ: Банан.
8. Какой из овощей состоит из массы листьев, плотно прилегающих друг к другу. У козочек это одно из самых любимых лакомств.
Ответ: Капуста.
9. Старший брат мандарина?
Ответ: Апельсин (либо грейпфрут).
10. Над землей мурава, а в земле вкусный оранжевый плод, который, к слову говоря, очень нравится зайцам.
Ответ: Морковь.
✍ Блок другой «Кто больше?»
1. Каждой команде нужно по очереди озвучить как можно больше разновидностей овощей. Например: первая группа именует баклажан, вторая отвечает: «репа», потом первая говорит: «картофель», вторая: «тыква». И так далее. Чья команда назовет заключительнее слово, той и начисляется балл.
Повторений допускать нельзя.
2. Условия те же, только теперь нужно по очереди назвать фрукты. Так: первая группа озвучивает: киви, вторая называет виноград, затем первая говорит «груша», а вторая отвечает: «лимон». И так дальше.
✍ Блок третий «Собери пазл»
В этом задании ребятам предстоит разгадать названия фруктов и овощей, скрытых в случайных буквенных комбинациях.
Так: в сочетании букв «тагран» спрятано слово «гранат».
Итак, задание: соберите из следующих буквосочетаний названия фруктов и овощей:
Варианты ответов: баклажан, брюква, морковь, банан, персик, кабачок, огурец, тыква, клубника, капуста, слива, ананас, чеснок, груша, картофель, дыня, перец, кавун, апельсин, авокадо, земляника, хурма, киви, абрикос, горох, лук, манго, лимон, виноград, шпинат.
1) шруга
2) иелснапь
3) икив
4) барювк
5) рольтафек
6) гонам
7) хорог
8) упатска
9) нипшат
10) коадова
11) салив
12) гидронав
13) клу
14) марху
15) ананб
16) крисеп
17) ватык
18) ломин
19) кечнос
20) сабкоир
21) аклукбни
22) яныд
23) руцего
24) зарбу
25) канжалаб
26) казелямин
27) ровьком
28) репец
29) санана
30) бокачак
- кабачки;
- дыни;
- кавуны;
- огурцы;
- тыквы.
Слово «бахча» в переводе с персидского означает «сад», «огород», «участок», обычно размещённый вдалеке от дома, например, в степи. Бахчеводство имеет давнее происхождение, ведь растения начали культивировать тысячи лет назад.
Ныне бахчевые культуры выращивают массово на участках в поле, не имеющих ограждений. В России также используются другие вариации наименования «бахча», например: «бакча», «баштан».
Бахчевая культура характеризуется особым образом плода, который именуют тыквиной. Ей свойственна шаровидная, овальная, уплощенная или цилиндрическая форма. Окраска варьируется от золотой до темно-зеленой. Имеется рисунок в виде пятен или полос. Внутри – мякоть красного, белого, желтого или розового краски.
Правильные ответы: 1) груша, 2) апельсин, 3) киви, 4) брюква, 5) картофель, 6) манго, 7) горох, 8) капуста, 9) шпинат, 10) авокадо, 11) слива, 12) виноград, 13) лук, 14) хурма, 15) банан, 16) персик, 17) тыква, 18) лимон, 19) чеснок, 20) абрикос, 21) клубника, 22) дыня, 23) огурец, 24) кавун, 25) баклажан, 26) земляника, 27) морковь, 28) перец, 29) ананас, 30) кабачок.
Здоровая информация
Чем фрукты отличаются от овощей?
Оба эти слова происходят от латинских названий: fructus переводится как «плод», а овощи (они же вегетативные доли растения) на латыни называются vegetabilia. Изначально в русском языке любые съедобные части растений называли овощами, но с наступлением петровской эпохи российский словарь пополнился новоиспеченным словом – «фрукт».
Формально любые плоды должны называться фруктами, а все остальные части растений – клубни, луковицы, корневища, листья – овощами. Так, к фруктам официально относят фасоль, кукурузу, горох, тыкву, огурцы, баклажаны, орехи, помидоры, потому что эти продовольствие являются плодами, которые образовались из завязи цветка, и внутри которых есть семена. Именно с помощью семян заключительные и размножаются, тогда как другие части растения размножаются вегетативным способом (стеблями, листьями, клубнями, луковицами и т.д.).
И все же в бытовом – кулинарном – понимании многие плоды (какие в ботаническом смысле являются фруктами) стали со временем причислять к овощам. Тому поспособствовало несколько причин:
- Технология обработки кой-каких плодов нередко очень схожа с технологией обработки овощей.
- Некоторые плоды подавали вместе с вегетативными долями (овощами).
- К овощам отнесли менее сладкие плоды с нейтральным вкусом. Такие продукты употребляют с солью.
Таким манером, помидоры, кабачки, огурцы, перец в ботаническом смысле являются плодами, то есть фруктами. Однако в быту их зачислено называть овощами.
Другой важный критерий, по которому в быту различают овощи и фрукты между собой, заключается в вытекающем. Принято считать, что овощи являются травянистыми растениями, а фрукты в основном растут на деревьях и кустарниках. Согласитесь, сложно представить, как вы снимаете овощи с какого-либо дерева или куста.
Несмотря на то, что в современном обществе есть четкое понимание, как отделять фрукты от овощей, все же иногда случается непросто отнести то или иное растение к определенной категории. К примеру, листья винограда, из которых делают долму. Овощами их наименовать довольно сложно, хотя в кулинарном смысле они мало чем отличаются от капустного листа.
Еще один пример: в Юго-Восточной Азии в еду добавляют цветки бобовых растений. Их кладут в супы, заправляют ими салаты, благодаря чему блюда становятся сытее и приобретают необычный вкус. Примечательно, что цветки растут на деревьях, подобно фруктам, но в то же время технология приготовления придает им большенное сходство с овощами. Однако причислить их к какой-либо вегетативной части растения тоже не получится. Но и фруктом цветки наименовать нельзя.
В подобных случаях, чтобы разобраться в классификации, стоит обратиться за помощью к ботанике. В науке нет деления на фрукты и овощи. Вместо этого указывается та доля растения, которая в данный момент имеется в виду (плод, стебель, корень, клубень, листья и т.д.). С таким подходом запутаться в наименованиях практически невозможно. Другой вопрос, нужно ли это в быту? Людям, которые часто готовят, гораздо удобнее употреблять народной классификацией, которая не только называет продукт, но и сразу указывает на способ его приготовления.
Итак, ботаническая терминология вводит следующие понятия:
- Луковица. Это многослойный видоизмененный побег растения, чаще всего находящийся под землей, с утолщенным куцым плоским стеблем (донцем) и разросшимися бесцветными чешуями (листьями) – сверху сухими и тонкими, а внутри сочными и тучными. Сюда относят чеснок и классический лук.
- Корни. Например: свекла, редис, морковь, редька, репа.
- Клубни. Это мощно разросшаяся видоизмененная часть побега в виде округлого мясистого утолщения, находящегося под землей. Самый яркий представитель этой группы – картофель.
- Листья. В эту категорию входит белокочанная капуста, пекинская капуста, пряные растения.
- Стебли. К образцу, капуста кольраби, спаржа.
- Цветки и соцветия. Например: цветная капуста, брокколи, каперсы.
- Вегетативные части деревьев. Сюда можно отнести ранее упомянутые виноградные листья.
- Плоды. Вящая категория, которая включает: томаты, огурцы, перец, кукуруза, баклажаны, яблоки, персики, абрикосы, виноград, орехи (сухие плоды), лимоны, апельсины, бананы и т.д.
Стоит отметить, что ягоды тоже являются плодами (фруктами), но по сравнению с большинством из них, они значительно меньше по своему размеру. Ягодные плоды характеризуются плотной оболочкой, сочной сердцевиной и несколькими (негуще одним-двумя) семенами внутри. Примечательно, что с ботанической точки зрения ягодами также являются баклажаны, бананы, виноград, томаты.
✍ Блок четвертый «Вершки и корешки»
В рамках викторины съедобные корни овощей мы будем именовать корешками, а съедобные плоды на стебле – вершками. Ведущий озвучивает название какого-либо овоща, а участники должны скоро ответить, какая его часть является съедобной: вешки или корешки.
У некоторых овощей в пищу годятся как надземные, так и подземные доли.
Задания для первой команды:
1. Морковь.
Ответ: Корешки.
2. Помидор.
Ответ: Вершки.
С точки зрения биологии, помидор является фруктом, а если буквальнее – ягодой. С другой стороны, в бытовом смысле томат считается кулинарным овощем, так как содержит намного меньше сахара, чем кулинарные фрукты.
3. Лук.
Ответ: Вершки и корешки.
4. Капуста.
Ответ: Вершки.
5. Кабачок.
Ответ: Вершки.
Кабачок – однолетнее растение семейства тыквенных. По сути, это разновидность обычной тыквы с более вытянутым плодом. При этом, как и все тыквенные, кабачок в ботаническом смысле является ягодой, потому что кормит семена для размножения.
6. Горох.
Ответ: Вершки.
7. Щавель.
Ответ: Вершки.
8. Перец.
Ответ: Вершки.
9. Петрушка.
Ответ: Вершки и корешки.
10. Спаржа.
Ответ: Вершки.
Задания для другой команды:
1. Огурец.
Ответ: Вершки.
2. Свекла.
Ответ: Корешки.
3. Картофель.
Ответ: Корешки.
4. Тыква.
Ответ: Вершки и корешки.
В ботаническом понимании тыква является фруктом, поскольку ее плоды развиваются из цветков растения и кормят семена.
5. Редис.
Ответ: Вершки и корешки.
6. Чеснок
Ответ: Корешки.
7. Репа.
Ответ: Корешки.
8. Баклажан.
Ответ: Вершки.
Научное наименование баклажана – паслен темноплодный. Это вид многолетних растений рода Паслен. В ботаническом понимании баклажан можно отнести к ягодам, но в кулинарном резоне продукт рассматривается как овощ.
9. Кукуруза.
Ответ: Вершки.
10. Редька.
Ответ: Корешки.
✍ Блок пятый «Фантастические фрукты и овощи»
1. Как называется сказка и одноименный мультфильм, в которых все герои являются фруктами и овощами. Подсказка: центральный персонаж – луковица – спасает обитателей города от злодея синьора Помидора.
1) «Карлик Нос»
2) «Приключения Чиполлино»
3) «Незнайка»
4) «Морозко»
Ответ: «Чипполино».
2. В какой сказке говорится о великолепном саде, в каком росла яблоня с золотыми яблоками?
1) «Иван-царевич и серый волк»
2) «Золотая рыбка»
3) «Колобок»
4) «Буратино»
Ответ: «Иван-царевич и стальной волк».
3. Тянули ее всем семейством, но никак вытянуть не могли. О каком произведении идет речь?
1) «Курочка Щербата»
2) «Царевна-лягушка»
3) «Репка»
4) «Гуси-лебеди»
Ответ: «Репка».
4. Закончите название сказки: «Петушок и … …»
1) золотое семечко
2) бобовое зернышко
3) бобовый стебель
4) молодильные яблоки
Ответ: Бобовое зернышко.
5. В одном популярном мультфильме поется «Антошка, Антошка, пойдем копать …». Закончите фразу.
1) морковку
2) редиску
3) картошку
4) капусту
Ответ: Картошку.
6. Вделайте недостающее слово в названии сказки «Приключения … лошадки»:
1) апельсиновой
2) огуречной
3) тыквенной
4) лимонной
Ответ: Огуречной.
7. В какой сказке кушать говорящая яблоня?
1) «Айболит»
2) «Мальчик с пальчик»
3) «Гуси-лебеди»
4) «Король Лев»
Ответ: «Гуси-лебеди».
8. Вставьте недостающее слово в наименованье сказки «Герои … грядки».
1) картофельной
2) овощной
3) капустной
4) луковой
Ответ: Овощной.
9. О каком овоще или фрукте идет выговор в сказке «Хрустик-путешественник»
1) огурец
2) яблоко
3) морковь
4) редис
Ответ: Огурец.
10. Как называется сказка, в которой говорится о фруктах?
1) «Противный утенок»
2) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
3) «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
4) «Репка»
Ответ: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
✍ Блок шестой «Тестовые задания на смышленность»
1. Этот овощ бывает как сладким, так и горьким.
1) лук
2) чеснок
3) перец
4) редис
Ответ: Перец.
2. Сколько семян в персике?
1) ни одного
2) три
3) два
4) одно
Ответ: Одно.
3. На него невозможно глядеть без слез:
1) редис
2) редька
3) лук
4) огурец
Ответ: Лук.
Почему при шинковке лука люди плачут? Дело в том, что во время остры овоща разрушаются клетки растения, из-за чего их летучее содержимое – лакриматоры – вступает в химическую реакцию с иными веществами, образуя сернистые соединения. Достигая слизистой носа и глаз, они вызывают их раздражение. Далее слизистая начинает защищаться, из-за чего выступают рефлекторные слезы. Их основная задача – смыть раздражители и очистить слизистую глаз. Однако смешиваясь с соединениями серы, слезы образуют немощный раствор серной кислоты, что и вызывает сильное жжение.
4. Над землей трава, а под землей бордовая голова. Что за овощ?
1) репа
2) свекла
3) морковь
4) капуста
Ответ: Свекла.
5. Сколько косточек в абрикосе?
1) одна
2) 10)
3) две
4) четыре
Ответ: Одна.
6. Этот фрукт накрыт толстой желтой кожурой, под которой скрывается белая сладкая начинка.
1) лимон
2) грейпфрут
3) мандарин
4) банан
Ответ: Банан.
7. Этот сочный плод является неотъемлемой долей окрошки и летних салатов. На зиму его часто маринуют или засаливают.
1) редис
2) огурец
3) томат
4) тыква
Ответ: Огурец.
8. И овощ, и пирожное:
1) морковка
2) редиска
3) картошка
4) спаржа
Ответ: Картошка.
9. Что из перечисленного растет на грядке?
1) мюсли
2) салат
3) окрошка
4) винегрет
Ответ: Салат.
10. Лиловый овощ вытянутой формы с блестящей поверхностью:
1) огурец
2) кабачок
3) тыква
4) баклажан
Ответ: Баклажан.
10. Сеньор Помидор из сказки Чиполлино идеально подходит для того, чтобы приготовить из него:
1) уксус
2) кетчуп
3) майонез
4) горчицу
Ответ: Кетчуп.
11. В каком фрукте вяще всего витамина С?
1) апельсин
2) лимон
3) яблоко
4) виноград
Ответ: Лимон.
12. Этот овощ универсален, ведь его можно и варить, и зажаривать, и тушить, делать из него драники, запеканку и многое другое.
1) помидор
2) огурец
3) картофель
4) кабачок
Ответ: Картофель.
13. Изберёте из этого списка овощ:
1) морковь
2) слива
3) виноград
4) земляника
Ответ: Морковь.
14. Какой овощ не должен быть сладким?
1) картофель
2) помидор
3) огурец
4) свекла
Ответ: Картофель.
15. Что объединяет эти фрукты: кокос, ананас, гуава, папайя, манго, авокадо, помело, маракуйя?
1) они весьма сладкие
2) все растут на деревьях
3) все являются экзотическими
4) у них у всех по одной косточке
Ответ: Все являются экзотическими.
16. Какой фрукт именуют китайским крыжовником?
1) киви
2) яблоко
3) мандарин
4) манго
Ответ: Киви.
В Новой Зеландии селекционеры поставили мишень вывести такой сорт актинидии, который был бы намного привлекательнее для потребителя. Со временем получилось создать культуру, плод какой намного крупнее и вкуснее изначальной версии.
Свое нынешнее название плод получил в 60-х годах XX века. Селекционер обратил внимание на схожесть фрукта с тельцем птицы киви, какая обитает лишь в Новой Зеландии и является символом данной страны. Название так понравилось людям, что по-другому наименовать плод актинидии не представляется возможным.
17. Выберете из представленного ниже списка фрукт:
1) редис
2) лимон
3) свекла
4) горох
Ответ: Лимон.
18. Что из этого является ягодой?
1) кабачок
2) редис
3) редька
4) смородина
Ответ: Смородина.
19. В сказке он сеньор, а на грядке …?
1) огурец
2) лук
3) чеснок
4) помидор
Ответ: Помидор.
20. Какой континент почитается родиной картофеля?
1) Африка
2) Австралия
3) Южная Америка
4) Северная Америка
Ответ: Южная Америка.
Информация для всеобщего развития
История картофеля началась более десяти тысяч лет назад на территории, прилегающей к озеру Титикака. И лишь спустя пять тысяч лет растение сделалось сельскохозяйственной культурой. Считается, что родиной картофеля являются такие южноафриканские страны, как Чили, Боливия, Перу.
В Европу цивилизация пришла только в XVI веке, а в нашей стране картофель появился в XVIII столетии. Раньше на Руси были в ходу редька и репа. Первые посадки овоща завязались при Петре I. По его указанию стали выращивать картофель, привезенный им из Голландии.
При Екатерине II «земляное яблоко» использовалось в период голодания. Сначала разведением картофеля поручили заняться Абраму Ганнибалу (прадеду А.С. Пушкина), так как он был знаком с культурой. В итоге первые картофельные посадки в России показались на территории усадьбы Ганнибала.
Первое время крестьяне относились к незнакомой культуре с подозрением и настороженностью. И тому бывальщины причины. Из-за неопытности происходили несчастные случаи, когда люди травились и даже умирали в результате употребления травяных плодов и незрелых клубней картофеля, содержавших ядовитое вещество – соланин. Как следствие, культуру нарекли «чертовым яблоком», а употребление овоща сделались считать грехом.
Только к концу правления Николая I выращивание картофеля обрело масштабный характер. С 1835 года любая семья должна была выращивать культуру, а за невыполнение этой обязанности провинившихся отправляли в ссылку. Сначала столь радикальные поступки привели к серии «картофельных бунтов».
Однако со временем люди прониклись симпатией к картофелю, тем более что в период браней овощ спасал тысячи людей от голода. Благодаря этому в середине XVIII века картофель стали именовать «вторым хлебом».
Но почему именно хлебом? Дело в том, что оба продукты стоили примерно одинаково, что делало их доступными для всех людей, самостоятельно от положения в обществе. Кроме того, и картошка, и хлеб составляли основу рациона среднестатистического жителя страны. Также оба продукта весьма сытные, хотя имеют разную пищевую ценность. Вкусовые качества у них тоже во многом схожи – и хлеб, и картофель сочетаются с вящим количеством разных блюд.
Вскоре картофель стали культивировать по всей стране, чему способствовал тот факт, что растение легковесно адаптировалось к любым климатическим условиям.
На сегодняшний день все особенности продукта изучены достаточно хорошо. Благодаря полученным знаниям люд научились грамотно ухаживать за картофелем, защищать его от болезней и вредителей.
Сейчас продукт составляет основу питания большинства людей. Без картошки сложно представить многие популярные нам блюда.
21. Какой корнеплод называют «земляная груша»?
1) топинамбур
2) репа
3) брюква
4) сельдерей
Ответ: Топинамбур.
22. На итальянском стиле называние этого продукта звучит так: pomo doro». Что оно означает и о каком фрукте или овоще чем идет речь?
1) золотое яблоко
2) бронзовая груша
3) серебряный кавун
4) оловянная слива
Ответ: Золотое яблоко.
Считается, что первыми из европейцев помидоры начали одомашнивать итальянцы. Этим объясняется генезис слова «помидор», которое с итальянского переводится как «золотое яблоко»: «помо» — крупный плод или яблоко, а «доро» — из золота. Французы переиначили наименование по-своему, окрестив продукт tomate (томат).
23. Как растет ананас?
1) на земле, как капуста
2) на деревьях, как кокосы
3) под землей, как морковка
4) под водой
Ответ: На земле, как капуста.
24. В кавуне больше всего:
1) углеводов
2) клетчатки
3) воды
4) семечек
Ответ: Воды.
Арбуз на 90-95% состоит из воды. Благодаря сочетанию клетчатки и воды продукт дает нам эмоция сытости, так как позволяет потреблять больше калорий при меньшем объеме еды.
25. Какой из перечисленных овощей мы един незрелым?
1) помидор
2) огурец
3) морковь
4) капусту
Ответ: Огурец.
Еще одинешенек пример такого растения – горошек. Лучше всего он потребляется в зеленом виде, так как более сочный и сладкий. А в спелом состоянии он желтеет и высыхает, и в таком варианте используется только после долгой варки.
26. Это фруктовое дерево является в Индии священным:
1) вишня
2) яблоня
3) манго
4) слива
Ответ: Манго.
Еще один интересный факт: спелый плод манго в обеих религиях считается символом успеха, любви и благополучия. Зачастую фрукт изображают в дланях бога Ганеша, а богиню Амбрику сидящей под деревом манго. Также есть легенда о том, что бог Шива вырастил и подарил плод своей излюбленной жене. Со временем сложилась традиция прибивать манго к фундаменту строящегося дома, дабы его обитатели всегда были под защитой богов, а их жизнь была успешной и процветающей.
27. Сок из каких фруктов считается самым популярным?
1) яблоки
2) ананасы
3) апельсины
4) персики
Ответ: Яблоки.
28. Что такое курага?
1) сушеная слива
2) сушеный персик
3) сушеный абрикос
4) сушеный виноград
Ответ: Сушеный абрикос.
Курага – это высушенные половинка абрикосов без косточек.
29. Этот овощ можно кушать и в сыром, и в готовом виде:
1) свекла
2) картофель
3) капуста
4) огурец
Ответ: Капуста.
30. Как называют сушеный виноград?
1) хурма
2) изюм
3) смоковница
4) брюква
Ответ: Изюм.
✍ Блок седьмой «Убери лишнее»
Из представленных ниже списков слов выберете тот вариант, какой является лишним, и объясните свое решение.
1. Свекла, черешня, огурец, капуста, картофель.
Ответ: Черешня, так как является ягодой, а все прочие – овощи.
2. Апельсин, яблоко, морковь, ананас, персик.
Ответ: Морковь, потому что овощ, тогда как остальные относятся к фруктам.
- плоды из сочной мякоти с семенами (ягоды, яблоки, апельсины);
- плоды из сочной мякоти с одной центральной косточкой, то кушать сочные костянки (сливы, персики, абрикосы);
- сухие плоды, они же сухие костянки (орехи, горох).
Остановимся подетальнее на ягодах и костянках. И та, и другая образуется из видоизмененного цветка и, по своей сути, является органами размножения. Именно в них формируются семена грядущего растения.
А теперь различия. Ягода – исключительно многосемянный сочный плод, самым яркими образцом которого выступает виноград, смородина, брусника, а также томат и баклажан.
Костянка – это односемянный или многосемянный плод, какой может быть как сочным, так и сухим. Типичные представители сочной костянки: персик, абрикос, черешня, вишня. Ярчайший образец сухой костянки – грецкий орех. Также в эту группу относят бобы и горох.
Пояснение про орехи:
Фруктом почитается плод дерева, кустарника или другого растения. Орех – плод кустарника или дерева, состоящий из съедобной сердцевины (семя) и покрывающей ее несъедобной твердой оболочки. Таким манером, с научной точки зрения орех представляет собой не что иное, как фрукт.
3. Груша, лимон, кабачок, банан, манго.
Ответ: Кабачок, потому что почитается овощной культурой, в то время как остальные продукты являются фруктами.
4. Малина, брусника, земляника, ананас, клюква.
Ответ: Ананас, так как все прочие – это ягоды.
Многие задаются вопросом, чем на самом деле является ананас – фруктом, овощем или ягодой. На самом деле это не что другое, как трава (травянистое растение). С научной точки зрения, это соплодие тропического травянистого растения, которое внешне выглядит как коричнево-зеленый плод с твердой кожей и зеленой верхушкой, а внутри представляет собой сочную желтую мякоть. Ученые называют ананас «тропическим плодом» или «соплодием».
5. Свекла, картофель, капуста, редька, яблоко.
Ответ: Яблоко, потому что фрукт, а все прочие – овощи.
6. Вишня, грецкий орех, персик, хурма, слива.
Ответ: Грецкий орех, потому что это сухой плод, а все прочие сочные.
Хурма – это не фрукт и не овощ, а мясистая, кожистая ягода.
7. Виноград, абрикос, смородина, клубника, брусника.
Ответ: Абрикос, потому что является костянкой, а все прочие – ягоды.
8. Яблоко, арбуз, томат, баклажан, хурма.
Ответ: Яблоко, так как все остальные – ягоды.
9. Морковь, капуста, картофель, чеснок, свекла.
Ответ: Капуста, так как съедобная доля растет на поверхности, а у всех остальных – под землей.
10. Кабачок, тыква, редиска, арбуз, дыня.
Ответ: Редиска, поскольку съедобная доля растет под землей, а у всех остальных – на поверхности.
Примечательно, что огуречные ягоды причисляют к семейству тыквенные, поэтому плоды нередко именуют тыквинами. Последние отличаются от классических ягод гораздо вящим количеством семян.
✍ Блок восьмой «Что на картинке»
Давайте проверим, как хорошо вы знаете фрукты и овощи «на глаз». Напишите наименование продуктов, которые представлены на картинках.
Чтобы задача решалась проще, участникам предлагается список указанных в случайном распорядке правильных ответов, которые нужно распределить соответствующим образом согласно предложенным иллюстрациям.
Варианты ответов:
Баклажан, кавун, крыжовник, дыня, кабачок, помидор, огурец, репа, репчатый лук, ананас, морковь, чеснок, яблоко, гранат, груша, укроп, редис, банан, белокочанная капуста, спаржа, изюм, персик, хурма, лимон, курага, вишня, слива, грецкий орех, рябина, манго, черешня, кокос, авокадо, маракуйя, алая смородина, виноград, картофель, тыква, щавель, салат, черника, помело, белая смородина, грейпфрут, папайя.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Верные ответы:
1) Дыня, 2) кокос, 3) огурец, 4) морковь, 5) манго, 6) виноград, 7) белокочанная капуста, 8) кабачок, 9) изюм, 10 маракуйя, 11) персик, 12) репчатый лук, 13) рябина, 14) помидор, 15) грецкий орех, 16) баклажан, 17) крыжовник, 18) картофель, 19) лимон, 20) вишня, 21) укроп, 22) репа, 23) кавун, 24) курага, 25) спаржа, 26) груша, 27) авокадо, 28) слива, 29) редис, 30) яблоко, 31) алая смородина, 32) чеснок, 33) черешня, 34) ананас, 35) хурма, 36) банан, 37) щавель, 38) салат, 39) гранат, 40) тыква, 41) белоснежная смородина, 42) папайя, 43) грейпфрут, 44) помело, 45) черника
§ Вместо заключения
По итогам викторины подсчитываются заработанные любой командой баллы и объявляется победитель. Высказываются благодарности всем участникам за их активность, независимо от правильности данных ответов. Даже если ответ очутился неверным, активного участника рекомендуется поощрить бонусным баллом за попытку аргументации своего мнения.
Касаемо наград, всем ребятам можно раздать по яблоку или иному фрукту (груше, банану, гранату, апельсину). Команде победителей стоит вручить дополнительный приз за первенство в викторине. Это может быть раздача любому участнику победившей по еще одному сочному и свежему фрукту.
Также можно устроить разбор полетов, выяснить, какие проблемы оказались наиболее сложными, какие самыми простыми, а какие – особенно интересными. Еще можно обсудить с ребятами новоиспеченные знания, которые они получили благодаря викторине, и что из этого больше всего их удивило/понравилось/разочаровало.
В конце беседы можно еще раз поблагодарить участников за их активность и попрощаться до вытекающего раза.
[embedded content]
[embedded content]