Представляется, только вчера малыши стали учениками, и вот они уже третьеклассники. С каждым годом они разузнают все больше и больше, полученные знания делают их умнее, придают школьникам уверенности в себе. Задания по русскому стилю для самостоятельной работы помогут ученикам третьих классов лучше завладеть полученными знаниями в школе, правильно писать и высказывать свои думы. Все задания мы приведем в разных тематических разделах, а родители сами смогут составлять подобные упражнения, ориентируясь на наши.
Содержание:
Задания по теме «Словосочетание, предложение, текст»
Задания и упражнения этой тем помогут школьникам научиться определять тип текстов (рассуждение, описание, повествование), определять мишени высказывания, интонацию предложений. Третьеклассники должны запомнить и понимать, что текст – это высказывание, какое имеет одно или несколько предложений в своем составе. Они объединяются по резону в текст и связываются общей темой.
Задание 1.
Нужно вдумчиво прочесть текст, доказать, что был прочитан именно текст. Определить тему текста и основную мысль. Дать тексту название.
В старой тенистой роще за негромким маленьким озером жил соловей. Он был робкий, маленький и совсем незаметный. Его коричневато-серое оперение мастерило его похожим на воробушка. Но стоило ему запеть, как раздавался такой чудесный птичий голосок, что равновеликих ему не было по всей округе.
Далее нужно записать текст и подчеркнуть в любом предложении главные члены.
Задание 2.
Нужно вдумчиво прочитать текст, придумать к нему заголовок. Переписать его в тетрадь.
Возле лужи прогуливается утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.
Девочка подбежала к луже и увидала, что в воде плещется маленький пушистый желтый шарик. Лежит на спинке, крутит головкой, крылышками и ножками трепыхает, а выбраться никак не может.
Девочка помогла утенку: раздобыла его из лужи и отпустила на землю. Утенок помчался к матери и братьям с сестрами.
Разъяснить, почему автор разбил текст на три абзаца. Придумайте заголовки к любой части. В переписанном тексте подчеркните двумя линиями все глаголы. Какое смысл они имеют в тексте?
Задание 3.
Прочитайте еще раз текст из первого и второго задания. К каким образам они относятся? Какой из них является текстом описанием, а какой – текстом-повествованием? Поясните свои ответы.
Задание 4.
Прочесть варианты заголовков к текстам. Определить по названию тип текстов.
- Как мы ходили на речку купаться.
- Отчего нельзя собирать несъедобные грибы?
- Красив Днепр-батюшка!
Объясните свои ответы.
Задание 5.
Необходимо прочесть предложения. Подумайте, как из них можно составить связный текст. Придумайте наименование составленному тексту и запишите его в тетрадь.
1. Да какой орех! 2. Всем орехам орех! 3. В лесу рос куст лещины. 4. Вот из-под листика выглядывает большой орех. 5. Листья у лещины крупные, бархатистые, ветки длинные, гибкие. 6. Сам круглый, бока золотистые, сверху ясная шапочка набекрень. 7. К осени на ветках созрели орешки.
Установите, к какому типу относится этот текст: повествование или описание? Разъясните значение следующих слов и выражений: «шапочка набекрень», «всем орехам орех!», «да какой орех!» Волнообразной линией подчеркните все прилагательные. Какое значение они имеют в тексте?
Задание 6.
Прочтите написанное. Можно ли прочитать это с выражением?
Прошложаркоелетонаступаетхолоднаядождливаяосеньна деревьяхпоявляютсяжелтыелисточккраснеюталыегроздьярябины.
Нужно выделить предложения, расставив все знаки препинания. Записать текст с учетом расставленных знаков препинания. К какому образу относят предложения в этом тексте?
Задание 7.
Прочитайте текст.
Маша совместно с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. Маша спросила у бабки.
-А что тут растет?
-Хлеб растет, внученька!
-А булочки?
-И булочки тут растут.
-А баранки?
-И баранки.
-А прянички?
-И прянички тоже тут, все здесь растет.
Смотрит девочка на колоски и гадает, где тут прянички, где булочки, а где хлеб.
Поясните, что означает словосочетание «видимо-невидимо»? В каком смысле в тексте употребляется слово «хлеб»? Почему в разных предложениях в коне стоят различные знаки препинания?
Найдите диалог в тексте, поясните, по каким чертам вы его отыскали. Перепишите в тетрадь диалог. Прочтите его выразительно, соблюдая знаки препинания.
Задание 8.
Прочитайте текст.
Что за растение – овес? Это хлебный злак. Листья у него узкие и долгие, а на конце стебля имеется метелка с колосками. В колосках зреют овсяные семени. Как люди используют зерна овса? Что можно приготовить из овсяной мучения?
Найдите предложения, в которых содержится вопрос. Поясните свой выбор. Отчего в тексте использовались вопросительные предложения? Какую информацию несут прочие предложения в тексте. Назовите их. Подчеркните в каждом предложении главные члены.
Задание 9.
Прочтите тест с выражением.
Будьте внимательны друг к другу. Берегите натуру! Не обижайте животных! Любите и уважайте своих родителей. Не радуйтесь посторонний беде. Не разоряйте птичьих гнезд. Уступайте старшим место в транспорте.
Как именуется этот тип предложений? Что выражается в каждом предложении: просьба, совет, распоряжение и т.д.? С какой елью в текстах используются побудительные предложения?
Задание 10.
Прочтите тексты с выражением.
- «Ребята! В предложениях
Стою я для того,
чтоб выделить беспокойство,
тревогу, восхищение,
победу, торжество!
Где я, те предложения
с особым выражением
выговаривать должны!» - «В дремучий темный лес пришла осень.
Много шишек, ягод и грибов принесла с собой.» - «Москва! Как немало в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
Каким эмоцией наполнены стоки в этих текстах? Какие это предложения по интонации? Поясните собственный ответ. Что вы знаете о восклицательных предложениях? Что вы знаете о невосклицательных предложениях? Перепишите в тетрадь тексты с восклицательными предложениями. Подчеркните существительные.
[embedded content]
Задания по теме «Основные и второстепенные члены предложения»
Прежде, чем начать выполнение заданий по этой теме, рекомендуем ознакомиться с темой «Члены выговоры в русском языке». Для выполнения нужно знать, какая часть выговоры имеет синтаксические функции.
Задание 1.
Прочитайте текст. Разделите его на предложения по резону, прочитайте текст вновь и требуемой интонацией.
Когда барсук стряпает на зиму постель он заталкивает в нору целый ворох сухих листьев тугоухий стук заставил его вздрогнуть от неожиданности что это а это упал спелый желудь с дуба.
Поясните, отчего вы поставили именно такие знаки препинания? Запишите текст в тетрадь, используя необходимые знаки. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Задание 2.
Прочтите текст. Из каждой группы предложенных слов составьте предложения по резону.
- Уже, прошло,красное, лето.
- Теплые,журавли,стран,в,улетели.
- Еж,гнездо,в,под,стрятался,корнями,сосны.
- Деревьев,жуки,в,исчезли,кору.
- Зарылись,мох,в,ящерицы,теплый,змеи.
- Место,для,медведь,берлоги,избрал.
Запишите в тетрадь составленные предложения. Подумайте, в какую тему их можно слить. Придумайте свое предложение на эту же тему. Подчеркните главные члены предложения. Поясните, какое смысл имеют второстепенные члены в каждом предложении.
Задание 3.
Прочитайте текст.
1.Белочка сидела (на, рыжеволосая, пеньке). 2. Она грызла (шишку,еловую). 3. Подбежал медвежонок (белочке, махонький, к, вдруг). 4. Он хотел поиграть (ней,с). 5. Зверек прыгнул (скоро, ель, на, рыжий, высокую).
Используя дополнительные члены предложения в скобках, разболтаете главные члены предложения. Можно ли утверждать, что составленные предложения образуют целый текст? Поясните свой ответ. Придумайте заголовок к тексту.
Задание 4.
Прочтите текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания.
Лист_я на дерев_х пож_лтели. В гн_зде сидел мал_нький с_венок. Белоснежные ч_йки круж_лись над в_одой. Осенний вет_р жалобно шумит.
Перепишите текст, вставляя пропущенные литеры. Разберите по членам любое предложение.
Задание 5.
Прочитайте текст. Вделайте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Дополните главные члены предложения добавочными, делая из нераспространенного предложения распространенное.
- Светит мес_ц.
- Расцв_ла душ_стая сирень.
- Дож_ь м_росил.
- К_ртоф_ль сварился.
- Мы ехали по л_есной пути.
- В ог_роде созрели п_м_доры.
В составленных предложениях подчеркните главные члены.
[embedded content]
Задания по теме «Лексическое смысл слова»
Каждая часть речи имеет свое лексическое смысл. Выполняя предложенные задания, нужно обязательно повторить соответствующие темы учебника. Кроме того, в этот разоблачил мы включили задания на изучение синонимов и антонимов.
Задание 1.
Прочитайте текст.
Сколько примечательных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звучные и громкие, радостные и светлые гордые и богатые. Другие покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью – береза, солнце, счастье, весна, отрада. Удивительно лаской, теплом и светом лучится слово мама. Неплохие, добрые, нежные слова!
Поясните смысл этих слов. Скатайте предложения в тетрадь. В первом предложении объясните лексическое значение любого слова.
Задание 2.
Прочитайте текст.
Утро. Трава на лужайке, листья на деревьях, гроздья винограда, золотые сливы усыпаны росой. Солнышко осветило капельки росы. В любой капельке загорелись солнечные искорки.
Мы берем альбом, рисуем в нем стебелек муравы, солнце и капельки росы с горящими искорками. Под рисунком пишем слово роса.
Поясните, какое явление натуры названо красивым словом роса. Выберите любое предложение из текста и установите его лексическое значение.
Задание 3.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные литеры вместо нижнего подчеркивания. К каждому слову подберите синоним (слово, вылитее по значению) и антоним (слово, противоположное по значению).
Здра_ствуйте, сах_р, вес_ло, р_бота, сп_сибо, м_ороз, до св_дан_я, х_о_шо, изв_ните.
Подчеркните «учтивые» слова. Поясните, когда их нужно употреблять в речи, приведите образцы. Составьте предложения с каким-либо «вежливым» словом. Запишите его в тетрадь.
Задание 4.
Напишите синонимы к вытекающим словам: интересный, красивый, высокий, далекий, глубокий, вежливый, добросердечный, ласковый, пушистый.
Задание 5.
Напишите антонимы к следующим словам: увлекательный, плаксивый, высокий, радостный, глубокий, невежественный, добрый, ласковый, колкий.
Задания по теме «Части речи»
При выполнении заданий по этой теме, необходимо вспомнить, что такое существительное, прилагательное, глагол и прочие части выговоры, а также то, какую лексическую функцию в предложении они выполняют.
Задание 1.
Прочтите текст.
«Стальной конь» — так народ метко назвал трактор. Нынешний трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоемкие труды и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и на благоустройстве городских территорий. А правит трактором тракторист.
Запишите в тетрадь предложение, в котором содержится разом два существительных. Подчеркните их карандашом. С новой строки выпишите предложения, в каком содержится одушевленное существительное.
Задание 2.
Прочитайте текст. На места пропущенных точек впишите прилагательное, какие относятся к существительным.
Дерево …, мальчик …, город …, присело …, корова …, собака …, коза …, кошка …, озеро …, конь …, присело …, река…, куст …, перец …, дорога …, диван …, телевизор …, парта …, вода … .
Составьте предложения с любыми тремя словосочетаниями.
Задание 3.
Прочтите текст.
В лесу ребята собирали ягоды и грибы. Под елкой ребята отыщи семейство рыжих лисичек. Птенец выпал из гнезда. Птенец залежал на тропинке и тихонько и жалобно пищал. Из-за тучи выглянуло солнышко. Солнышко сияло очень жарко. На пенек выползла ящерица. Ящерица хотела погреться на солнышке.
Перепишите предложения в тетрадь, заменяя, где необходимо существительное местоимением или существительным-синонимом. Поясните свой выбор.
Задание 4.
Прочтите текст.
Березки и осинки начинают осыпать золотые и красные пятачки на мололые елочки сверху книзу. В золотистом кораблике из березового листка на тонкой паутинке спускается в гибком блюдце паучок.
Перепишите текст, подчеркните четы существительного и прилагаттельное, соединенных руг с другом по смысле и соедините их дугой.
Задание 5.
Прочтите текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Придумайте наименование.
Мес_ц сентябрь … . Пора пестрых листьев. Лист_я л_тят, кружатся, упадают, скачут. Устилают землю и воду таким же пестрым к_вром, что в глазах морщит и кружится г_лова. По всему лечу слышны шорохи, шелесты, шепоты, шуршанье.
Перепишите текст, подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены в тексте. Поразмыслите, о чем могут шептаться листья?
Задание 6.
Прочитайте текст. Перепишите его, вписывая куда необходимо слова из справок.
Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Сколько углов в прямоугольнике? Сколько нот в музыке? Сколько гласных литеров в алфавите? Сколько ног у паука? Сколько крыльев в сороки?
Справка: два, восемь, десять, семь, семь, двенадцать, четыре.
Задание 7.
Прочтите текст.
Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам скажется понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой.
Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.
Перепишите текст в тетрадь, подчеркните в тексте числительные. Поясните, как вы их разузнали.
Задание 8.
Прочитайте текст. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с какими они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных завершениями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако затворило солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула ослепительная молния. Упали крупные капли дождя.
Задание 9.
Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и предикат из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните завершения.
Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми красками радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки залежал… зелёное поле.
Задание 10.
Прочитайте текст. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы вышла пословица.
Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
1.Руку протянешь, так и ложку раздобудешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, порасспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Поднимешь овощи – сваришь щи.
[embedded content]