Звонкие и глухие согласные звуки: 1 класс, таблица, правило

73

Мир цел разнообразных звуков: звучит лес, поют птицы, шумит вода, шелестит трава, стучит дождь, дребезжит стекло, гудят провода, скрипит снег, рокочет грохот, свистит ветер, шипит кошка и даже абсолютная тишина может издавать звук – недаром есть оборот «звенящая тишина». Таким образом, человек постоянно живет в окружении звуков, но только лишь те звуки, какие издает сам человек, за многие столетия и тысячелетия выстроились в определенную систему и превратились в слова.

В русском языке все звуки делятся на две вящие группы – согласные и гласные. Первые, в свою очередь, бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими, парными и непарными. Тут мы рассмотрим все разновидности согласных звуков, при этом подробнее всего остановимся на звонких и глухих согласных.

Наша задача: научиться верно произносить разные виды согласных звуков, узнать, на какие группы они делятся и как различать их между собой. В крышке урока учащимся предлагается пройти тестовые задания для закрепления изученного материала. Задания представлены с ответами, чтобы ребята могли сразу проверить себя.

Звуки русского языка

Первым делом человек произносит звуки, а затем составляет из них слова, словосочетания и предложения: собственно образуется наша речь – инструмент передачи и получения информации.

Звук – это базовая языковая единица, наравне со словом и предложением. Звуки формируют слова на фонетическом степени, то есть в устной речи, а буквы складывают слова на уровне знаков и символов — в письменной речи.

Фонетика – разоблачил языкознания (лингвистики), который изучает языковые явления, связанные с воспроизведением и восприятием звуков. Также фонетика учит движения артикуляционных органов (к которым относятся губы, язык, мягкое небо, зубы) и процессы, происходящие в органах вести. Кроме того, данный раздел затрагивает жестовые языки и связанные с ними моторно-зрительные явления.

Именно благодаря звукам мы может отличить одно слово от иного. Сравните следующие слова по схожести и различию их звучания:

  • след – плед;
  • стог – слог;
  • ток – кот;
  • мой – твой;
  • клад – строй;
  • мир – пир.

Согласитесь, что слова эти очень похожи друг на друга, и лишь один или два звука позволяют их различить, и таким манером понять смысл, который вкладывает в них говорящий. Получается, что звуки действительно очень важны как для собственного говорения и неизменного донесения информации до собеседника, так и для понимания речи говорящего.

В русском языке, в общей сложности, насчитывается сорок два звука. Все они делятся на две основные и самые вящие группы:

  1. Гласные. [а], [о], [э], [у], [и], [ы].
  2. Согласные. Все остальные звуки. Подробнее этот проблема рассмотрим в отдельной теме чуть ниже.

Все звуки различаются тем, как при их произнесении работает наш речевой аппарат. Важно помнить, что у любого из нас есть несколько приспособлений, при помощи которых мы по-разному проговариваем те или иные звуки. К ним относятся: губы, язык, небосвод, зубы, голосовые связки.

Все гласные звуки воспроизводятся только с участием голоса. Но в то же время для образования более чем половины согласных звуков тоже необходим голос. То кушать из 36 согласных звуков, имеющихся в русском языке, без голоса произносятся всего 16 звуков. Но для того, чтобы сделать слышимыми оставшиеся 22 звука, без голосовых вязок точно не обойтись.

Те звуки, которые проговариваются с применением голоса, слышны ярче, четче, звонче, по сравнению с прочими согласными, отчего их стали называть звонкими. А другие согласные, которые воспроизводятся без голоса, назвали соответственно тугоухими. Таким образом, чтобы выяснить тип согласного по глухости-звонкости, достаточно определить, задействованы ли голосовые связки в формировании этого звука. Для этого постарайтесь ощутить, работают ли ваши голосовые связки во время говорения.

Голосовые связки – это мышцы, размещённые в гортани (в области шеи). Когда мы произносим с их помощью определенные звуки, связки колеблются, благодаря чему становится слышным звучание.

Ощутить, как трудятся голосовые связки, мы можем, сделав одно простое действие: приложив ладонь к своей шее во время разговора. К образцу, попробуйте ощутить работу связок в момент произнесения звука [б]. Вы должны почувствовать, как шея словно вибрирует. Именно так и трудятся голосовые связки. Теперь мы можем четко определить, что звук [б] – звонкий.

Теперь попробуйте произнести звук [п]. В этот момент вы не почувствовали вибрацию в районы шеи, а значит, можно сделать четкий вывод: звук [п] – глухой, так как в его образовании голосовые связки участия не принимают.

Этот же метод опробуем на иных звуках. Положите на шею ладонь и произнесите [д] [д] [д]. Если чувствуете вибрацию, значит звук звонкий. А теперь произнесите [т] [т] [т]. В этом случае голосовые вязки не задействованы, значит, звук глухой.

С голосовыми связками мы разобрались. Но возникает вопрос: каким образом работают иные «инструменты» речевого аппарата при произнесении звонких и глухих согласных? Чтобы разобраться, проведем небольшой опыт. Произнесите согласный звук [в] [в] [в]. Когда он звучит, вы можете приметить, что в процессе активно участвуют губы, плотно смыкаясь, а затем размыкаясь и выпуская струю воздуха.

А теперь для сравнения произнесите [ф] [ф] [ф]. Понаблюдайте, как при этом ведут уста, и вы заметите, что движения аналогичны произношению звука [в]. Далее произнесите по очереди [в] [ф] [в] [ф] [в] [ф]. Губы действительно двигаются аналогично, но голос при этом то звучит, то его утилитарны не слышно. Такие «родственные» звуки очень просто проговаривать один за другим, то с голосом, то без него. Очевидно, что наименовали такие звуки парными абсолютно оправданно.

Однако не все согласные обзавелись своей «половинкой», и таких «одиночек» наименовали непарными звуками. Подробнее об этом поговорим в особом разделе, посвященном звонким и глухим согласным.

Чтобы было несложнее запомнить парные и непарные согласные, постарайтесь выучить буквенные пары, соответствующие этим звукам. Всего их шесть штук: б — п, в — ф, з — с, ж — ш, г — к, д — т. Кроме того, вытекает помнить, что многие буквы также могут обозначать мягкие и твердые согласные. Но об это мы тоже поговорим в отдельной теме.

Справочная информация о различных типах звуков в русском языке

Отличие согласных звуков от гласных

Главный критерий, по которому все звуки в русском стиле делятся на группы, – это способ их формирования. Рассмотрим несколько примеров:

Гласные звуки, к которым относятся [а], [о], [э], [у], [и], [ы], выражаются одним голос, и лишь лишь им. В процессе их произнесения воздух беспрепятственно проходит через напряженные голосовые связки и рот. Гласные звуки легковесно и долго поются и тянутся, в отличие от согласных. Проверьте сами: о-о-о, у-у-у, э-э-э, и-и-и. Эту особенность всегда используют в своей профессиональной деятельности певцы и музыканты.

Что касается согласных звуков, то здесь совсем другая ситуация. Произносятся они вечно с препятствием, их нельзя протянуть или пропеть. В формировании согласных участвуют голос (тон) и шум (так образуются звонкие согласные), либо лишь шум (так образуются глухие согласные).

Разнообразие гласных звуков

Гласные звуки бывают двух видов – ударные и безударные. Если гласный звук есть в ударной позиции, то при произнесении он выделяется большей силой голоса, чем все остальные гласные. Ударные звуки всегда слышно отчетливо и четко. В письменной речи они практически всегда обозначаются «своими» буквами, то есть как слышится, так и пишется (в отличие от безударных). Ударными гласными именуются гласные звуки, которые находятся в ударных слогах слов. Например: кры’ша – кр[ы’]ша, сне’г – сн[е’]г, игра’ – игр[а’].

В безударной позиции гласные произносятся тише, без голосового ударения (ударения). Они звучат намного тише, чем ударный звук, поэтому слышны нечетко, неясно. Безударные гласные – это гласные, какие находятся в слабой позиции, то есть на них не делается акцент, не падает ударение. Такие звуки бывают проверяемыми и непроверяемыми.

Если в слове лишь один слог (что равняется одной гласной, так как количество слогов всегда совпадает с количеством гласных в слове), то он вечно будет находиться под ударением. Также следует помнить, что звук [й’о], который обозначается буквой «ё» – тоже вечно ударный, причем независимо от количества других слогов (гласных).

Отдельно стоит упомянуть такие особые литеры, как е, ё, ю, я. Их уникальность заключается в том, в одних случаях они могут обозначать один звук, а в других сразу два — в зависимости от расположения в слове. Подавайте разберем примеры, в которых эти буквы обозначают по два звука:

  1. Он ест яблоко. В слове «ест» и в слове «ясный»» буквы «е» и «я» обозначают два звука: в первом случае это [й’ э], во втором – [й’ а]. То кушать если буквы «е, ё, ю, я» стоят в начале слова, то они всегда означают два звука. Еще несколько примеров: , январь, егерь, яма, еда. Литеры «я» и «е» мы уже разобрали, осталось «ю» и «ё». Вот пример: ёжик побежал на юг. В слове «ёжик» буква «ё» означает звуки [й’ о], а в слове «юг» буква «ю» означает звуки [й’ у]. Вот еще образцы: ёлка, юла, ёрничает, юрта.
  2. Маяк светил вдали. В слове «маяк» буква «я» обозначает одновременно два звука [й’ а], следственно, если буквы «е, ё, ю, я» следуют за буквой, которая обозначает гласный, то они всегда будут обозначать двойной звук. Еще образцы: лает, моет, сияет, поют, клюёт и т.д.
  3. Мы зашли в подъезд. В слове «подъезд» буква «е» обозначает два звука [й’ э]. Таким манером, если буквы «е, ё, ю, я» стоят после твердого знака, они означают два звука.
  4. Вода льётся с крыши. В слове «льётся» литера «ё» обозначает два звука [й’ э]. Получается, что если буквы «е, ё, ю, я» стоят после мягкого знака, они обозначают два звука.

В остальных случаях литеры «е, ё, ю, я» обозначают один звук и при этом смягчают предшествующий звук. Например, в словах метёлка, зелёнка, мёд, лёд, лёгкий, полёт, шагает, лён, плёнка, шестерёнка, клён, ребёнок, занёс, плёс буква «ё» обозначает звук [о], а идущий перед ним звук [т’ ] мастерит мягким.

Рассмотрим для лучшего понимания еще пару примеров:
Медведь, дятел, клён, люстра. Во всех этих слова литеры «е, ё, ю, я» обозначают один звук и смягчают предыдущий согласный. В слове «медведь» обе буквы «е» обозначают звук [э], в слове «дятел» литера «я» обозначает звук [а], а буква «е» – звук [э], в слове «клён» буква «ё» обозначает звук [о], в слове «люстра» литера «ю» обозначает звук [у].

Теперь перейдем к описанию и классификации согласных звуков, с которыми дела обстоят чуть-чуть посложнее.

Согласные звуки: какие они случаются?

Согласные звуки делятся на несколько групп по разным основаниям. Первое – это твердость и мягкость. Второе — парность и непарность по мягкости-твердости. Третье – глухость и звонкость. Четвертое – парность и непарность по глухости-звонкости.

Твердые и мягкие согласные

Скорее итого, вы не раз обращали внимание на то, как могут по-разному звучать, казалось бы, очень похожие друг на друга звуки. Возьмем для образца такие слова: «губка» и «гиря». Буква «д» в этих двух случаях обозначает разные звуки, первый из каких мы проговариваем твердо, а второй – мягко. Почему же так происходит и как именно формируются мягкие и твердые согласные звуки?

Если мы сообщаем о мягких согласных, то во время их произнесения средняя часть языка слегка поднимается, а его кончик становится ближе к зубам. Что прикасается твердых согласных, их особенность состоит в том, что язык при воспроизведении звука не совершает дополнительных движений.

[ ’ ] — этим значком обозначается мягкость согласного звука. 

Увериться в этом можно на еще одном примере: сравните, как слышится звук [с] в словах «совет» и «сено». В первом случае звук [с] жесткий, а во втором звук [с’] мягкий. Получается, что в слове «совет» звук твердый, а в слове «сено» – мягкий. По звучанию это можно весьма легко понять.

Для закрепления материала рассмотрите еще несколько примеров:

  • [п’] пение – [п] потолок;
  • [в] волк – с [в’] видание;
  • [д] дом – [д’] диск;
  • по [с’] сёлок – но [c] сок;
  • с [м’] метана – [м] мороз;
  • мор [к] ковь – [к’] кино.

Твердость и мягкость связаны с тем, какой гласный звук вытекает за согласным. Если за ним идет буква, обозначающая твердость предшествующего согласного (к таким относятся: а, о, у, ы или э), то согласный будет твердым. В случае, когда после него располагается литера, которая обозначает мягкость предыдущего согласного (я, е, ё, ю, и или ь), то этот согласный будет соответственно мягким.

Примеры с мягкими согласными: [д’э́] декабрь, [в’э] свечка, о [б’э] бед, за [в’а] вял, [р’и] рисунок, са [л’у́] лют, пилот, поросята, посёлок, рьяный, пюре, плед и т.д. Вот образцы с твердыми согласными: [та́] тарелка, [ры́] рынок, по [ду́] душка, [мэ́] мэр, дыра, круг, март, лужа, край и т.д.

И еще для сравнения: бунт – бинт, люк – лот, восход – висок, река – рука, крот – крик, стрела – струна, кино – кулон, род – ряд, мэр – мир, рысь – ряса, трава – стрела, мода – мята, лесок – лосьон.

Исключением могут быть иноземные слова, ставшие частью русского языка, например: фо [нэ] нетика, про [э] ект.

Парные по твердости и мягкости согласные могут смягчаться, если они стоят перед кой-какими согласными. Например: ве [с’т’] сть, пе [с’н’] сня, [с’н’] снег, ме [с’т’] сть.

Также в буквосочетаниях с «ч» или «щ» согласный [н’] становится мягким. Например: ко [н’] нчик, го [н’] нщик.

Согласные звуки формируют парные группы по твердости-мягкости их выговоры. Для лучшего понимания и запоминания предлагаем к ознакомлению наглядную схему:

В русском языке есть ряд согласных, которые именуются непарными. Их суть заключается в том, что такие звуки могут быть либо только твердыми, либо только мягкими.

В одну группу входят те, что вечно считаются твердыми, и неважно, какие буквы идут после, даже если они по общему правилу обозначают мягкость предыдущего звука (я, е, ё, ю, и или ь.), а собственно к постоянно твердым звукам относятся следующие: [ж], [ш] и [ц]. Например:цемент, цирк, цапля, прицельный, жёлтый, житье, жара, мороженое, шёлк, шина, вешалка, читаешь, кладёшь, шёлк, центр, шьёт, прожектор, жюри.

В иную группу относят согласные звуки, которые всегда являются мягкими: [й’], [ч’], [щ’]. Например: йогурт, пуща, сочок, почтальон, щенок, щавель, пощада, чемодан, стручок, щётка, щепотка, йод, счастье, черта, лучик, кутенок, лощина.

Звонкие и глухие согласные

Итак, согласные звуки делятся на две большие группы:

  1. Звонкие. Как уже говорилось рослее, в образовании таких звуков не обходится без участия голоса и шума.
  2. Глухие. А в образовании этих звуков задействован лишь шум без голоса.

Согласные могут быть парные и непарные по глухости-звонкости, то есть они могут озвончаться или оглушаться, что определяется пунктом расположения этих звуков в слове (в какой именно его части они находятся).

Всего в русском алфавите имеется 21 литера, которая обозначает 37 согласных звуков.

Перечислим парные согласные по глухости/звонкости, представив их в данной таблице:

Неизменное написание парных глухих и звонких согласных является орфограммой, которая требует проверки с помощью проверочного слова. Так: Слово «шаг» произносится с глухим [к] – [шак], тогда как слово «шаги» произносится с четко слышимым согласным [г] – [шаги]. Или вот еще образец: слово «сад» проговаривается с глухим согласным [т] – [сат], но в то же время в слове «сады» четко слышится согласный [д] – [сады]. Таких образцов можно привести десятки и сотни: ку [п] б – ку[б] бы, пло [т] д – пло [д] ды, при [с] з – при [з] зы, дож [т]дь – дож [д] ди (кстати букву «ж» в слове «дождь» проверить никак нельзя, и, несмотря на то, что слышится [ш], строчить нужно [ж], так как это словарное слово).

На письме парные по звонкости согласные нередко обозначаются не своими буквами, а буквами своих пар. Такое случается в том случае, когда звук проговаривается нечетко, обычно это бывает, когда он находится в конце слова или стоит перед иным согласным. При говорении этот звук может замещаться парным глухим. Например: мо [с] з [к] г, ку[п] б, пое [с] з [т] д, по [т] дсечка. В таких случаях весьма легко допустить ошибку на письме. Чтобы грамотно писать такие слова, нужно знать соответствующие правила.

Правила написания слов, в каких есть звонкие и глухие согласные

Многие слова в русском языке пишутся правильно и без правил, так как в этих словах любому звуку соответствует только одна (своя) буква. Например: ком, слон, стул, мир, рай, мех. На конце перечисленных слов стоят непарные звучные [м, н, л, р, й] соответственно, а также непарный глухой [х]. Эти звуки при письме не вызывают сомнений в правильности написания соответствующей им буквы. На их пункте нет выбора другой возможно подходящей буквы, поэтому и нет орфограмм.

Но также в нашем языке встречаются слова, какие звучат иначе по сравнению с их написанием. К таким относятся слова с парными звонкими согласными звуками.

Важно помнить, что такие звуки становятся тугоухими в следующих случаях:

  • когда стоят в конце слова (до [к] г, стол [б], ко [д]).
  • когда находятся в середине слова перед парным по глухости-звонкости звуком (насе [д] дка, ло [ж] ка, ры [б] ка, су [д’] ба). В этом случае орфограммы стоят перед парными тугоухими или звонкими согласными. Бывает и абсолютно противоположная ситуация, когда парные глухие озвончаются перед звонкими согласными. Так: про [з’] сьба (проверить легко – просить), ко [з’] сьба (проверка – косить).

Чтобы проверить написание парного по звонкости-глухости согласного, какой находится в слабой позиции, нужно изменить слово по числу или падежу или подыскать родственное (однокоренное) таким манером, чтобы после проверяемого согласного шел гласный звук или сонорный согласный (р, л, м, н). Например: труд – трудный, суп – супы, кот – коты, сок – соки, берег – берега, крот – кроты, дуб – дубовый, лед – ледяной, сход – похожий, сугроб – в сугробе, завод – заводы, столб – столбняк, сторож – сторожить, стог – в стоге, огород – огородный, глаз – глазной, сферы – круглый.

Согласные, которые проговариваются с минимальным количеством шума, называются сонорными. К ним относятся [л] [н] [м] [р] [й’]. Последний звук также нередко значат [j’]. Все сонорные звуки являются звонкими и непарными. Ели при воспроизведении звонких звуков используются шумы, то такими звуками являются: [б] [г] [в] [ж] [д] [з] и их четы по глухости [п] [к] [ф] [ш] [т] [с], а также непарные глухие [х] [ц] [ч] [щ].

Еще несколько примеров для сравнения:

  1. Свет – обед. В обоих случаях непонятно, какую литеры писать на конце слова. Проверить легко: свет – нет света, обед – обедают.
  2. Кошка – ложка. И там, и там неясно, какую литер нужно ставить в середине слова. Проверим с помощью подбора родственных слов: кошка – кошечка, ложка – ложечка.
  3. Книжка – шишка. Первое слово легковесно проверяется с помощью однокоренного «книжечка», а второе – с помощью родственного «шишечка».
  4. Повозка – полоска. Первое мы можем проверить словом «счастливится», а второе – посредством слов «полоса», полосы», «полосочка».
  5. Холод – халат. В первом случае проверяем: мороз – холода, а во втором: халат – халаты.

Сравните обратную ситуацию:

  • львы – лев
  • коды – код.
  • мосты – мост.
  • клопы – клоп.
  • лбы – лоб.

В любом втором случае есть орфограмма в конце слов.

Можно сделать вывод, что для проверки парного согласного в существительных, необходимо поменять форму слова в зависимости от числа (множественное, единственное). Также для проверочного изменения слов можно подбирать уменьшительные варианты первоначального слова, использовать проблемы кого? чего? или кто? что?, подбирать однокоренные глаголы. Рассмотрим все варианты проверки на примерах:

  1. С помощью изменения числа: обед – обеды, стог – стога, слог – слоги, бег – бега, потоп – потопы, свод – своды, носок – носки, сироп – сиропы, паровоз – паровозы.
  2. С поддержкой вопросов кого? чего?: бред – нет чего? бреда, свет – много чего? света, игрушки – много чего? игрушек, подножка – нет чего? подножки, варежки – чета чего? варежек.
  3. С помощью вопроса кто? что? (в единственном или множественном числе): мир грёз – что? грёзы, сказка про ос – что? оса, соленый вкус от слёз – слеза, житье без бед – что? беда, нет слов – что? слово, оказание услуг – что? услуга.
  4. Подобрать слово, в котором после проверяемого парного согласного будет стоять литера, обозначающая гласный звук: креветка — креветочка, миска – мисочка, леска – лесочка, сказка – сказочка, улитка – улиточка, кепка – кепочка, лавка – лавочка, крошка – крошечка, открытка – открыточка, ладья – лодочка, неполадка – неполадочка, пробка – пробочка.
  5. Подобрать к существительному однокоренной глагол: шутка – шутить, ходьба – ходить, мольба – просить, погрузка – грузить, молотьба – молотить, крошка – крошить, замазка – замазывать.

Чтобы выбрать правильную литер в глаголах, необходимо задать вопрос что сделаю? что делать? Например: прилёг – прилягу; замёрз – мёрзнуть; промок – промокнуть, промокну; влез – влезу, влезать; вытек – вытекать, уволок – уволоку; принёс – принести, принесу.

Что, если орфограмма спряталась в корне прилагательного? Так: узкий, крепкая, липкий, короткая. В этом случае можно подобрать уменьшительные варианты: узкий – узенький, концентрированная – крепенькая, короткая – коротенькая.

А как узнать правильное написание согласного в таких словах, как «гибкий», «прыткий», «хваткий», «терпкий»? Ведь нельзя сказать «гибенький», «прытенький», «цепенький», «терпкенький». Таких слов в русском стиле не существует. В этом случае нужно изменить слово с помощью вопроса каков? какова? Например: гибок, прыток, терпок, хваток.

К сожалению, не все согласные можно проверить с помощью правила. Написание таких слов определяется по словарю. Например: футбол, вокзал.

Непарные звучные и глухие согласные

Из названия следует, что у данных звуков нет пары по звонкости-глухости. Особенность непарных звонких и глухих заключается в том, что они вечно звучат так же, как и выглядят на письме.

Если при определенном положении речевых органов произносится только глухой или только звучный звук, то из этого следует, что он является непарным.

Непарные звонкие

Это несколько звуков, которые всегда являются звучными, то есть никогда не бывают глухими и потому не имеют соответствующей пары. Звучание непарных звонких (их также именуют сонорными) никак не связано с конкретным положением звука в слове. К ним относятся: [л], [м], [н], [р], [й’] и их мягкие вариации [л’], [м’], [н’], [р’].

Рассмотрим слово «мелкота»: оно включает непарные звонкие [л] и [м] – [мелоч’ь]. А в слове «нора» два непарных согласных – [н] и [р]. «Йогурт» может похвастаться лишь одним непарным звонким – [й’]. А в таких словах, как «стопка», «потоп», «код», «помочи», «спешка», «стих», «кассета», такие звуки вообще отсутствуют. В этих же словах – «сирень», «рама», «диван», «мотор», «гора», «нора», «май», «яма», «орден», «радуга» – безотносительно все согласные являются непарными звонкими.

Непарные глухие

Существует также ряд согласных – а именно: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — какие не имеют пары по звонкости, то есть они всегда глухие, и их звучание не зависит от местоположения.

Возьмем для наглядности слово «желаю». Как мы можем видеть (а точнее, слышать), оно произносится с непарными глухими [х] и [ч] – [хоч’у]. В слове «чаща» мы звучат два непарных тугоухих – [ч], [щ]. В слове «цапля» есть один непарный глухой согласный – [ц].

Звонкость таких звуков, как [й’], [ц], [ч’], [н], установить весьма трудно. Поэтому рекомендуется их запомнить, либо воспользоваться уже проверенным ранее советом: положить ладонь на глотка во время произнесения этих звуков. Если почувствуете вибрацию, значит, согласный – звонкий.

Краткие итоги

Итак, мы изучили проблема, какие бывают звуки в русском языке, и выяснили, на какие группы они распределяются. Далее мы узнали, что гласные случаются ударными и безударными, а согласные — звонкими и глухими, мягкими и твердыми, парными и непарными.

Более подробно мы остановились на теме тугоухих и звонких согласных, разобрались с тем, как они образуются, научились их различать. Мы узнали, что определенные согласные могут образовывать пары, а иные вообще не имеют своих «половинок».

Помимо прочего, мы опытным путем выяснили, как работает речевой аппарат человека, благодаря какому образуются такие похожие и такие разные звуки.

Задания для самопроверки по теме «Звонкие и глухие согласные»

Проблемы

    1. Выделите буквы, обозначающие звонкие согласные.

    ВАРИАНТ I

    Карандаш, монитор, телефон, метро, кристалл, расчёска, кнопка, газета.

    ВАРИАНТ II

    Путь, письмо, вода, обои, потолок, туча, ковёр, торнадо.

    2. Замените согласный звук парным, чтобы вышло другое слово.

    ВАРИАНТ I

    Корка, сток, глаз, бочка, дом, гол, столп, пруд, бог, гора.

    ВАРИАНТ II

    Дужка, грипп, сноб, рок, удочка, код, субчик, жар, зазор, пар.

    3. В каких словах все согласные звуки тугоухие?
    Подсказка: Определите, какие согласные есть в перечисленных словах.

    ВАРИАНТ I

    Кофта, громкий, стрекоза, гриб, кривой, море, рывок, финал, папка, стелька.

    ВАРИАНТ II

    Кран, почта, баночка, ухо, крыло, зонт, сено, старт, духи, фея.

    4. Отыщите слова, в которых есть проверяемые парные согласные (глухие-звонкие). Сделайте проверку.

    ВАРИАНТ I

    Скрипка, машина, роль, царь, игрок, поход, снежки, клетка, имбирь, свод.

    ВАРИАНТ II

    Мороз, хрупкий, комар, ремонт, телега, восход, сложный, скользкий, паровоз, дерево.

    5. Определите, глухой (гл.) или звонкий (зв.), парный (п.) или непарный (нп.) согласный в словах ниже.

    ВАРИАНТ I

    Напиток, чай, кровля, бумага, сметана.

    ВАРИАНТ II

    Окно, смысл, река, облако, велосипед.

    6. В каких словах все согласные – звонкие?

    ВАРИАНТ I

    Пес, кит, мороз, солнце, ветка, матрас, бассейн, таблетка, медведь, курица, синева, долото, бегемот, салфетка, торт, лимон, двор, плат, точка, зима.

    ВАРИАНТ II

    Собака, потом, плита, месть, мотор, сумка, бег, ветка, дар, нервы, дверь, кухня, брюки, потылица, секрет, свет, ветер, дирижёр, список, звон.

    7. В каком слове есть непарный глухой звук?

    ВАРИАНТ I

    1.
    а) сено
    б) цемент
    в) длань
    г) восток
    2.
    а) щи
    б) гром
    в) грим
    г) рой
    3.
    а) дым
    б) мир
    в) кров
    г) чеснок

    ВАРИАНТ II

    1.
    а) чепуха
    б) юг
    в) нос
    г) плуг
    2.
    а) крот
    б) директор
    в) хомяк
    г) молния
    3.
    а) двор
    б) химия
    в) жонглёр
    г) шапка

    8. Заполните пробела в словах с помощью проверки.

    ВАРИАНТ I

    1) Подно?(с/3), 2) перехо? (д/т), 3) прогно? (з/с), 4) всерье? (з/с), 5) матро? (з/с), 6) бу? (д/т) ка, 7) кур?(т/д) ка 8), сло? (г/к), 9) шка? (в/ф), 10) сугро? (б/п).

    ВАРИАНТ II

    1) Про?(б/п) ка, 2) вопро? (з/с), 3) но? (з/с) ки, 4) запро? (з/с) 5) изги? (б/п) 6) коро? (б/п) ка, 7) сте? (ж/ш) ки, 8) шала? (ж/ш), 9) игро? (г/к), 10) кро? (в/ф).

    ОТВЕТЫ

    1. Выделите литеры, обозначающие звонкие согласные.
    Вариант I
    Карандаш, монитор, телефон, метро, кристалл, расчёска, кнопка, газета.
    Вариант II
    Путь, письмо, вода, обои, потолок, туча, ковёр, торнадо.
    2. Замените согласный звук парным, чтобы вышло другое слово.
    Вариант I
    Горка, стог, глас, почка, том, кол, столб, прут, бок, кора.
    Вариант II
    Душка, гриб, сноп, рог, уточка, кот, зуб, шар, засор, бар.
    3. В каких словах все согласные звуки тугоухие?
    Вариант I
    Кофта, коса, папка.
    Вариант II
    Почта, ухо.
    4. Найдите слова, в которых есть проверяемые парные согласные (глухие-звонкие). Сделайте проверку.
    Вариант I
    Скрипка — скрипочка, игрок — игроки, поход — походы, снежки — снежок, клетка — клеток, свод — своды.
    Вариант II
    Мороз — морозы, хрупкий — хрупок, восход – на востоке, скользкий — скользит, паровоз — паровозы.
    5. Определите, глухой (гл.) или звонкий (зв.), парный (п.) или непарный (нп.) согласный в словах ниже.
    Вариант I
    Напиток: [н] – зв., нп.; [п] – гл., п., [т] – гл., п., [к] – гл., п.
    Чай: [ч] – гл., нп.; [й] – зв., нп.
    Кровля: [к] – гл., п.; [р] – зв., нп.; [ш] – гл., п.
    Бумага: [б] – зв., п.; [м] – зв., нп.; [г] – зв., п.
    Сметана: [с] – гл., п.; [м] – зв., нп.; [т] – гл., п.; [н] – зв., нп.
    Вариант II
    Окно: [к] – гл., п.; [н] – зв., нп.
    Резон: [с] – гл., п., [м] – зв., нп, [с] – гл., п., [л] – зв., нп.
    Река: [р] – звонкий, непарный; [к] – гл., п.
    Облако: [б] – зв., п.; [л] – зв., нп., [к] – гл., п..
    Велосипед: [в] – зв., п.; [л] – зв., нп., [с] – гл., п., [п] – гл., п., [д] – зв., п.
    6. В каких словах все согласные – звучные?
    Вариант I
    Лимон, двор, зима.
    Вариант II
    Дар, нервы, дверь, дирижёр, звон.
    7. В каком слове есть непарный тугоухий звук?
    Вариант I
    1. б), 2. а), 3. г).
    Вариант II
    1. а), 2. в), 3. б).
    8. Заполните пропуски в словах с помощью проверки.
    Вариант I
    1) Поднос, 2) переход, 3) прогноз, 4) всерьез, 5) матрос, 6) будка, 7) куртка, 8) слог, 9) шкаф, 10) сугроб.
    Вариант I
    1) Пробка, 2) проблема, 3) носки, 4) запрос 5) изгиб 6) коробка, 7) стежки, 8) шалаш, 9) игрок), 10) кров.

[embedded content]
[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here