С непослушливыми детьми мы сталкиваемся довольно часто в быту: в магазине, на отдыхе, в секции, куда ходит и ваше чадо. Мы глядим на такого малыша и невольно задумываемся, почему его родители не предпринимают никаких шагов для того, чтобы унять озорника. Но иногда мы сталкиваемся с детским непослушанием в своем собственном доме. Особенно удивительно, когда вчерашний послушный малыш начинаем вести себя неподобающе. Откуда, как говориться, ноги вырастают? Может быть, это негативное влияние сверстников или переходный возраст? С чем может быть связано подобное поведение ребенка и что вообще мастерить с непослушными детьми? Обо всем этом и пойдет речь в материалах этой статьи.
Содержание:
- 1 Откуда хватаются «трудные дети»?
- 2 Каковы вина детского непослушания?
- 3 Как вести себя родителям с непослушливым ребенком?
- 4 Как кончить детские истерики: на раз-два!
- 5 Колдовское слово «нельзя»: кому и зачем нужны запреты
- 6 Что делать, если ничего из вышеперечисленного не помогает?
- 7 Самые значительные принципы воспитания
- 8 Заточение
Откуда хватаются «трудные дети»?
«Трудными» обычно называют детей и подростков, выделяющихся бесконтрольным непослушанием, когда родители никак не могут справиться с дитятей, а ссоры, крики и наказания ремнем перерастают в ежедневный порочный сферы. В чем же состоит причина такого поведения?
Прежде всего, родителю стоит зачислить одну вещь. Всегда было принято обвинять и порицать ребенка за его неповиновение, однако это в корне неверно. Присмотритесь и вы поймете, что такие дети намного ранимее и сентиментальнее своих сверстников. Под натиском жизненных проблем, которые, поверьте, случаются даже в их возрасте, а так же под давлением родителей и других окружающих их людей, они не справляются со своими эмоциями и «сходят с рельсов», пытаясь защититься агрессией и/или личиной безразличия. Причину же стоит искать в глубине детской психики. Пуще всего, проблема не осознается ни ребенком, ни родителем, однако понять ее необходимо.
Уместно, если говорить о переходном возрасте, то стоит понимать и то, что таких «переходных этапов» у ребенка может быть несколько и они вовсе не обязательно должны сходиться с началом пубертатного периода. Психологи выделяют несколько возрастных кризисов, когда дитя может начать проявлять свои чувства негативно к окружающим.
Каковы вина детского непослушания?
С точки зрения психологии можно выделить 4 основные вина детского непослушания.
- Недостаток родительского внимания.
Это самая распространенная и очевидная вина. Когда ребенку не хватает достаточного количества родительской любви и внимания для полноценного развития и эмоционального благополучия, он таким манером получает то, что ему необходимо. Цель достигнута: родители постоянно отвлекаются от своих обыкновенных дел, разговаривают с ребенком, возможно, кричат, однако и это лучше, чем отсутствие внимания вообще. - Жажда отстоять себя и свои права.
Такова вторая по популярности вина непослушания, которая чаще всего встречается в семьях с повышенной опекой над дитятей. Мамы, папы, бабушки, которые не принимают во внимание то, что у ребенка уже может быть своя позиция, суждение касательно некоторых вопросов, сами подталкивают его к протесту. Не стоит изумляться крикам и буянству, если дите и слова не может промолвить против родительского решения. Таким манером, мы получаем ребенка, который не согласен с чрезмерной опекой, но не может ей противостоять, и потому ведет себя капризно и агрессивно. - Желание отомстить.
И такая вина имеет место. Поводов для обиды может быть масса, и нередко они прикасаются отношений между родителями. Развод, ссоры, появление отчима или мачехи – все эти предметы и подобные семейные конфликты тяжело переживаются еще не окрепшей психикой. Однако предлоги могут быть и менее серьезными, например, не купленная игрушка, внушение, принуждение заниматься домашними делами вместо прогулки и так далее. В этих случаях логика имеет вид «мне сделали плохо – пусть теперь и им будет нехорошо». Важно понимать, что не всегда подобные капризы влекут за собой что-то несерьезное. В душе дитя может сильно переживать, а внешне выражать свою боль собственно непослушанием. - Потеря веры в себя, снижение самооценки.
Иногда прослеживается связь переживания дитятей неудачи в какой-либо сфере его жизнедеятельности и его непослушанием. Накапливая в себе эти осечки, он приходит к выводу о том, что ни на что не способен, что он хуже иных и т.д. Проще говоря, его самооценка и желание что-то делать падают. Внутри он тяжко переживает, а тут еще и родители напоминают ему о том, какой он плохой, агрессивно указывая на его недостачи. Ответная реакция в виде непослушания – лишь не что иное, как крик о поддержки. Ребенок лишь хочет, чтобы его утешили, поддержали.
Как вести себя родителям с непослушливым ребенком?
Прежде всего, необходимо определить, почему ребенок не желает слушаться родителей – это и сделается отправной точкой решения данной проблемы. В основном дети линией истерик и капризов стараются привлечь родительское внимание, будь то внушение, крик или физическое наказание.
Необходимо свести к минимуму проявление агрессии в сторонку ребенка, чтобы он понимал, что негативное и позитивное внимание от родителей достигаемы в равновеликих мерах. Более того, родителям стоит начать с себя: довольно ли они уделяют внимания и времени своему ребенку, не слишком ли они требовательны. Так же можно попросту поговорить с ребенком в спокойной манере, узнать, что его беспокоит.
Крайняя мера – обращение к ребяческому психологу, который сможет разобраться, в чем истинная причина непослушания.
Как кончить детские истерики: на раз-два!
Если ребенок капризничает, есть несколько пролетариев стратегий, как вовремя закончить детскую истерику. Рассмотрим их подробнее.
- Молчание.
Пожалуй, самая тяжелая в исполнении стратегия. Отличным ответом на ребяческий каприз будет родительское хладнокровие. Дети никогда не кричат одни, им необходима публика, нужны эмоции от родителей, которые стоят и наблюдают за этим. Потому лучшим решением прекратить истерику будет лишить ребенка зрителя. Утеряв наблюдателя и осознав бессмысленность своего поведения, он успокоится, а в следующий раз поразмыслит, стоит ли повторять то, что не приносит результата. - Переключение внимания.
Иногда истерика связана с тем, что ребенку попросту не купили то, что ему захотелось. В следующий раз, когда он заплачет насчет очередной не полученной машинки или куклы, можно рассказать ему о том, что его мама желала бы получить, о чем давно мечтает. Ребенок увлечется этим разговором и на пора забудет о поводе своего расстройства. Таким образом, можно ему разъяснить, что все чего-то хотят, но не всегда это получают, и в дальнейшем он будет задумываться, прежде чем опять капризничать. - Родительское внимание.
Это один из самых действенных методов. Лучше итого просто обнять ребенка и сказать, что родители его любят и берегут. Порой ребенку хочется простого человеческого внимания, ласки и любви, и почувствовав ее, он скоро успокоится. Это касается не только уже разгоревшейся истерики, но и простых обид, расстройств и т.д. - Перевоз энергии в другое русло.
Иногда истерика – способ вывести стресс наружу. Для того, чтобы эмоциональное состояние ребенка оставалось стабильным и он не привередничал по пустякам, стоит его чем-нибудь занять. Спортивная секция, музыкальная или художественная школа, пляски – неважно что, важно чтобы ребенок вымещал стресс через какое-либо действо, чтобы ему недосуг было копаться в себе или он не просиживал целые дни за компьютером или телевизором.
Колдовское слово «нельзя»: кому и зачем нужны запреты
Важным аспектом воспитания ребенка является установление рубежей дозволенного. Так его ограничивают от внешнего незнакомого мира, от опасности, поэтому ребята в большинстве своем любят правила. Однако если ребенок не соображает слова «нельзя», необходимо правильно донести до него смысл этого запрещения. Есть несколько основных принципов грамотного объяснения этого слова.
- Всеобщей решение.
Если один родитель говорит «нельзя», то второй непременно должен его поддерживать. Так, совместная работа не даст ребенку лазейку и предлог для истерики. К тому же, если оба старших стоят на одной позиции, то он поймет, что вероятнее итого родители правы, и признает их авторитет в этом вопросе. Он поймет, что «нет» — это решительное решение, которое не может быть изменено вторым родителем. - Размеренность запрещения.
Не стоит запрещать ребенку слишком часто, но и не нужно отказываться от слова «нет» на совершенно. В этом вопросе важна последовательность. Разумно запрещать ребенку то, что не входит в определенные рамки, и тогда со порой у него в голове появится точная картина, что ему можно, а что нельзя. - Тон общения с дитятей.
Не стоит разговаривать с ребенком на повышенных тонах и с проявлением агрессии, так можно его лишь запугать его или вызвать ответную агрессию. Грамотнее строить с ним диалог так, как родитель желал бы чтобы с ним разговаривали. Именно таким образом можно четко донести до ребенка всю необходимую информацию.
Что делать, если ничего из вышеперечисленного не помогает?
Если ни одинешенек из способов не работает, ребенок не желает идти на диалог и ведет себя неадекватно, вероятно стоит обратиться к детскому психологу. В период формирования психики дитя очень восприимчив к негативным вещам, которые он наблюдает дома, на улице, в ребяческом саду/школе, что непременно влияет на его мировосприятие и поведение. Если вина кроется в этом, необходимо вовремя обратиться к специалисту.
Самые значительные принципы воспитания
Следуйте этим несложным принципам и воспитание ребенка перестанет представляться непосильной ношей.
- Любить и принимать ребенка таким, какой он кушать.
Каждый человек на этом свете заслуживает тепла и заботы. Не стоит быть чересчур требовательным к своему ребенку и сравнивать его с другими. Важно проявлять влюбленность и терпимость к своему чаду, ведь у родителей это самое дорогое, что может быть. - Почтение.
Уважение – ключ к построению здоровых отношений с ребенком. Необходимо помнить, что он такая же личность, и родитель – его самый первоначальный учитель. Важно считаться с его чувствами и уважать его мнение. - Не ждать большенный благодарности.
Ребенок еще не понимает, сколько усилий родители вкладывают в его воспитание и благосостояние. Грамотно будет отнестись к этому скупее, ведь все эти усилия совершаются ради ребенка, его настоящего и будущего, а не ради благодарности. - Быть образцом.
Нет ничего лучше для воспитания достойного человека, чем живой пример такого человека перед глазами ребенка. Приступить с себя будет хорошей идеей, потому что родительский пример – самый наилучший и действенный. - Разговоры.
Важно говорить, общаться с ребенком, объяснять ему что неплохо, а что плохо, рассказывать ему о чем он спрашивает. Таким образом строится доверие и взаимопонимание, дитя будет знать что родитель всегда выслушает, ответит на вопрос, даст рекомендация. - Не винить себя.
Родители постоянно корят себя за каждый синячок и ссадинку на теле ребенка. Осознание того, что не все в их дланях и не все подконтрольно им, существенно облегчит им жизнь. К тому же, так ребенок познает мир, обучается на своих ошибках, получает опыт общения с окружающей средой, что немаловажно для грамотного развития.
Заточение
Если хотите жить в хороших отношениях с ребенком, никогда не срывайте на нем свои оскорбления, не унижайте его. Помните, что самый главный человек у вашей жизни это дитя. Дети могут быть разными: непослушными, капризными, балованными, могут не совершенно хорошо учиться, но для своих родителей они должны быть самыми лучшими, самостоятельно от оценок в дневнике.
[embedded content]