Как выучить таблицу Менделеева: быстро и легко

5

Таблица Менделеева выглядит весьма громоздко и вызывает благоговейный трепет у того, кто волею судеб разрешил ее выучить. Но на самом деле, не все так плохо. Следует запомнить, как называются элементы и их условное обозначение, соображать, какой элемент имеет ту или иную валентность (а значит, в какой колонка его отнести). Сразу стоит отметить, что в этой статье мы не расскажем ни о каких колдовских методиках, освоив которые, вы выучите таблицу Менделеева за 10 минут. Но все же, несмотря на то, что запоминание может быть длительным и не совершенно простым, ничего невозможного нет.

С чего начать?

Если вспомнить, что и таблица умножения как-то была не самой простой вещью на свете и знать, с какой сторонки подступиться к периодической таблице, то окажется, что выучить ее не просто, а очень попросту. Для начала стоит разобраться в механизме работы предложенного метода. Уместно, он универсален: с его помощью можно выучить не только таблицу химических элементов, но и таблицу растворимости, и неверные глаголы в английском языке.

Прежде всего, ученикам рекомендуется настроиться на позитив. Не стоит вливаться в отчаяние, если элементы и их условные обозначения никак не хотят откладываться в стальном веществе. Упорно идите к своей цели, и результаты не заставят себя ожидать. Не надо бояться, если подобранные предложения кажутся психоделическим бредом. Навыворот, такие абсурдные истории являются раздражителем для мозга и поэтому крепче заседают в памяти.

Лайфхаки: как выучить таблицу химических элементов

Метод вертикалей и горизонталей итого лишь описывает алгоритм запоминания. Таблица легче запоминается, если обучать ее не всплошную, а по группам. Например, по валентности, или выучить отдельно благородные газы, раздельно – металлы. Для каждой группы придумывается отдельная история, в которой по максимуму перечисляются все элементы.

Так, история про благородные газы:

Благородный дон Оганесон пахал как агроном (Аргон) и приобрел гелик (Гелий) с ксеноном и неоном и поехал на рамдомную (Радон) планету. Ей очутился Криптон.

Таких историй можно напридумывать бесконечное множество, причем это могут быть также стихи (немало элементов рифмуются). Можно пойти дальше и зашифровать в истории валентность или сравнительную массу, а также физические свойства элементов.

Зрительная память

Можно связать объекты, встречающиеся в повседневной жизни, с элементами таблицы. Прозрачной параллели они владеть не будут, но главное, что они врежутся в память тому, кто учит таблицу.

Помогут картинки с изображением объектов окружающей действительности. Элемент будет ассоциироваться с закрепленным за ним предметом.

Кушать еще более простой путь: не тратить время на поиск или рисование картинок, а попросту сделать карточки с каждым элементом и прикрепить их к предметам в доме. Окно обнаруживают, чтобы получить больше воздуха. Вот и закрепляем за окном табличку «кислород». На койка помещаем «селен», потому что мы лежим на кровати, когда нам ЛЕНь что-то мастерить. Почему на холодильнике табличка «свинец»? Правильно, потому что внутри холодец.

Вместо табличек на меблировки или комнатах можно мысленно приписать элемент каждому зданию по линии от дома до школы, обозвать друзей или даже преобразовать собственную жизнеописание в определенную группу элементов.

Как нетрудно заметить, ассоциации могут быть различными: визуальными, фонетическими (на слух), рифмованными. Главное, чтобы их было легковесно усвоить.

Ассоциации

Одним из самых действенных способов запомнить что-либо – адресоваться к мнемонике, или, если попроще, методу ассоциаций. Он заключается в том, что мозг лучше запоминает связанный манер, нежели бессвязный набор случайных данных. Другими словами, мозгу необходима картинка, которую он может рассмотреть и интерпретировать зашифрованную в ней информацию.

Образец напрашивается сам собой. Что, если сходу попробовать последовательно назвать все краски радуги? Правильно, мозг непроизвольно начинает выдавать «Каждый Охотник Желает…». Сработал метод ассоциации, с каким каждый знаком с первого класса. И таких фраз масса, от запоминания распорядка планет солнечной системы до знаков числа π после запятой.

Для запоминания таблицы Менделеева будет использоваться тот же метод, с один-единственным отличием, что в радуге цветов всего семь, а в таблице элементов… чуть побольше.

Обозрение Таблицы

В предыдущем пункте сказано, что мозгу трудно запомнить несвязные данные. Но дело как раз-таки и состоит в том, что таблица периодических элементов не является хаотичной. В противном случае Менделеев не колотился бы так над своим детищем, не правда ли?

Задача в том, чтобы дать мозгу постигнуть систему и зашифровать ее так, как ему удобней ее запомнить.

Итак, любую систему можно расшибить на несколько частей. Таблица Менделеева на то и таблица, потому что состоит из колонок и строк. Поэтому и запоминать ее легче по вертикали и горизонтали.

Начать несложнее с первого столбца:

  • водород;
  • литий;
  • натрий;
  • калий;
  • медь;
  • рубидий;
  • серебро;
  • цезий;
  • золото;
  • франций.

На эту вертикаль будут нанизываться прочие элементы. Но как нанизывать на вертикаль что-то еще, если даже ее запомнить сложно? Для запоминания потребуется фон.Как выучить таблицу Менделеева.jpg

Создание фона

Чтобы создать ассоциативную картину, нужен фон, от какого нужно отталкиваться. Он создается с помощью опорных образов. Припишем любому элементу в вертикали свой опорный образ. Для этого пронумеруем список и придадим любой цифре (не элементу) свой образ, с которым внешне ассоциируется цифра. Так:

  1. палка;
  2. лебедь;
  3. замок;
  4. парус;
  5. серп;
  6. голова;
  7. коса;
  8. снеговик;
  9. слон;
  10. бублик.

Ассоциации необходимо подбирать так, чтобы они всплывали, даже если цифры стоят вразнобой.

Запоминание

Эти опорные манеры нужны, чтобы легко запомнить номер ряда. Осталось навесить на этот манер название элемента. Нужно придумать звуковую ассоциацию на ничего не значащее для мозга наименование элемента.

Например: водород – вода, натрий – Наташа и т.д.

Теперь вяжем опорный образ порядкового номера и ассоциацию элемента:
1-палка – водород-вода.
Необходимо представить картину, в которой будут фигурировать палка и вода. Так, палкой размешивать воду.
3-замок – натрий-Наташа. Девочка Наташа сидит под замком.

И так дальше. Осталось так сделать со всеми 10 элементами, хорошо запомнить ассоциации и затем переходить дальней по горизонтали. В первом ряду после водорода идет гелий. Ассоциация – ну, пускай будет гель. Вышло 1 – водород – гелий или палка – вода – гель. Палкой размешиваем до загустения воду, чтобы вышел гель. И так со всеми остальными строками.

Как выучить таблицу максимально скоро

Вышеописанный способ довольно эффективен, но не все могут сходу придумать ассоциацию на ничего для них не значащее понятие, а составленные манеры получаются таким бредом, что простая зубрежка выглядит куда немало простой задачей. Не надо отчаиваться, существует еще масса методов.

Во-первых, таблица должна всегда находиться перед глазами. Это может быть плакат над рабочим столом, а вне дома – шпаргалка, в какую стоит заглядывать в любой подвернувшийся момент. Будет очень эффективно, если плакат и шпаргалка будут сделаны своими дланями, так будет задействована не только зрительная, но и механическая память.

Во-вторых, таблицу необходимо постоянно воссоздавать. Поможет таблица с пустыми ячейками, которые надо будет заполнять. Если возникнут трудности, можно подсмотреть в шпаргалке.

В-третьих, прогресс не стоит на пункте. Выпускаются обучающие игры, приложения для смартфонов, которые помогут не лишь в кратчайшие сроки выучить материал, но и постоянно повторять его. Также в интернете можно отыскать песни, которые созданы специально для того, чтобы запомнить таблицу.

В-четвертых, припомнить старый добрый морской бой, где вместо координат будут названия элементов. «Азот!» — «Ранил!», «Фосфор!» — «Потопил!». Запоздалее игру можно еще больше усложнить, называя не элемент, а его молекулярную или атомную массу.

Вместо заточения

Учитель химии всегда может заинтересовать своим предметом учеников, чтобы потребовать желание учить свой предмет. Вот один из примеров того, как это мастерят некоторые талантливые педагоги.

Периодическая система в интерпретации Пушкина

«О периодической системе мы начинаем собственный рассказ. На ней мы видим только знаки, но если лучше посмотреть, вообразить, свое добавить, то можно многое узреть. Идем вправо — фтор, хлор находим, налево — литий, натрий к нам бежит. Там чудеса, там кадмий ходит, аргентум в клеточке лежит. Там на неведомых дорожках следы оставил сер Титан. — там на курьих ножках, притиснулся к барию лантан. Там Цезий царь над златом чахнет. Там серный дух, там стальной пахнет.»

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here