Развитие выговоры – важная составляющая развития ребенка. Заниматься развитием речи нужно с первых дней жизни младенца: знаться с крохой, играть с ним, постоянно разговаривать, выражать эмоции. Доказано, что дети, не имеющие в раннем возрасте достаточного речевого контакта с родимыми, тормозят в развитии, им сложнее дается обучение в дошкольном заведении, школе, страдают коммуникативные навыки. В материалах этой статьи выговор пойдет о том, каким образом можно развивать речь своего чада, ведь заставить осознанно учиться ребенка 5-6 лет весьма сложно. На помощь придут игры на развитие речи.
Содержание:
- 1 Что такое игры для развития речи
- 2 Примеры игры для детей 5-6 лет
- 2.1 «Собери вместе»
- 2.2 «100 и один вопрос»
- 2.3 «Назови целое»
- 2.4 «Назови слово»
- 2.5 «Что к чему»
- 2.6 «Подбери рифму»
- 2.7 «Поезд»
- 2.8 «Кто в домике»
- 2.9 «Логический поезд»
- 2.10 «Включим телевизор»
- 2.11 «По первой букве» или «Разузнай имя»
- 2.12 «Отыщи похожее»
- 2.13 «Пирамида»
- 2.14 «Подбери словечко»
- 2.15 «Кто что приобрел»
- 2.16 «Потерялись»
- 2.17 «Что будет дальше»
- 3 Вместо заточения
Что такое игры для развития речи
Речевые игры условно можно поделить на четыре вида в зависимости от того, на развитие какой стороны речи они направлены. Существуют следующие виды речевых игр.
- Игры, содействующие звуковой, фонематической коррекции. Играя в них, дети учатся правильно произносить, слышать, выделять звуки речи в слоге, слове, предложении.
- Игры на грамматику. Это верное изменение слова по родам, числам, времени, согласование его с другими словами в предложении.
- Игры на расширение и развитие лексикографического запаса.
- Игры на развитие связной речи.
Примеры игры для детей 5-6 лет
Представленные игры проводятся под незаметным руководством взрослого, какой не дает задание, а играет вместе с детьми. Эмоционально окрашенные, речевые игры должны пробуждать у игроков заинтересованность, желание достигнуть результата, справиться первым.
«Собери вместе»
Игры с волшебным мешочком дают возможность использования известных игр в новых вариациях. В мешочек вместе с детьми взрослый складывает предметы, маленькие игрушки. Затем предлагает повторить, что возлежит в мешочке. А потом задание: выбрать на ощупь предметы, в которых есть «м» или какой-то другой звук. Сложить в мешочек игрушечную посуду (кукольную платье, овощи или фрукты, письменные принадлежности) и просить доставать по одной вещи и объяснить ее предназначение или описать внешний вид. Участвует от 2 до 6 детей. В игре упражняется умение выделять в словах заданный звук, фиксируются обобщенные понятия, уточняется лексический словарь, развивается связная речь.
«100 и один вопрос»
У взрослого за ширмой спрятаны известные детям предметы (пуговица, кружка, шишка, мячик, ложка, ленточка, карандаш). Заготовлено около 60 фишек. Ведущий демонстрирует какой-либо предмет, а дети должны задавать про него вопросы. Вопросы могут быть самые разнообразные, но связанные с этим объектом. За каждый заданный вопрос ребенок получает фишку – кто их больше соберет, тот и победит. Участвовать могут до десяти человек.
Соревновательный нрав игры активизирует, развивает речь, заставляет быстрее думать и помогает исследовать предмет со всех сторон с поддержкой вопросов.
«Назови целое»
Игра проводится в кругу. В центре стоит ведущий с мячом в руках. Кидая мяч игроку, именует часть какого-либо предмета (ручка, листок, ножка, колесо). Ребенок, возвращая мяч взрослому, называет целый объект (кукла, тетрадь, стул, велосипед). Некоторые слова можно повторять, получая другие ответы (шкаф, дерево, малыш, машина). Играют до 6 человек одновременно. Игра содействует быстроте мышления, знакомит с многозначными словами, расширяет словарь, развивает внимание и память.
«Назови слово»
Ведущий именует первый слог и кидает мяч играющему, ребенок в ответ придумывает слово: ма – малина, по – поле, су – сушка. Вариант игры – ребята называют по очереди все слова, которые начинаются с названого слога: за -: замок, зал, завод, затея, забыл. Игра продолжается до тех пор, пока не истощатся примеры. Количество игроков до 10 и больше. Дети в игре расширяют словарный запас, развивают внимание, стремительность мышления.
«Что к чему»
В игру можно играть как в лото. Для этого необходимы карточки с картинками, например, корзина – грибы, удочка – рыба, нитка – иголка, ваза – фрукты. Картинок может быть сколь угодно немало. Первые картинки из пары – у ведущего, вторые – у детей. Надо подобрать пары по соответствию. Ведущий говорит: «У меня корзинка», ответы детей могут быть разные – в корзине могут быть и фрукты, и грибы. Побеждает тот, кто первый раздаст все картинки. Если резаться без картинок, правильные и быстрые ответы отмечаются фишками. Надо подобрать слова, связанные с этим предметом по резону. Например, книга — сказка, закладка, магазин, читать; ложка – суп, есть, мыть, уронить, помешивать. Можно предложить разъяснить, как слова соотносятся с названным предметом. Участвуют от 3 до 6 человек. Активизируется, пополняется словарь, расширяются представления об окружающем, развивается складная речь.
«Подбери рифму»
Суть игры такова. Взрослый читает стишок или загадку, последнее слово в строчке надо досказать в рифму. Так: «Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для … (нас). Количество игроков не ограниченно. Игра развивает чувство ритма, заставляет вслушиваться к окончаниям слов, знакомит с понятием «рифма».
«Поезд»
Для игры нужно небольшое приготовление: изобразить три вагончика и паровоз на отдельных листах картона. У вагонов сделать по три окошка – кармашка. По их размеру – карточки с различными птицами, дикими и домашними животными. Чтобы определить в словах нужный звук, предлагаются карточки с изображениями, в наименованье которых этот звук есть. Возможны разные задания. Например, определить количество звуков в словах (слова долгие и короткие): пес, кот; петух, кабан. Можно выделять количество слогов: в первом вагоне односложные слова (кит, бык, волк), во втором – двусложные (косой, лиса, петух), в третьем – трехсложные (курица, корова, ворона). В игре ведущий – кассир продает билеты в необходимые вагоны, играющие рассаживают зверей, покупая билеты за нужное число кружков (1, 2 или 3). Число играющих от 2 до 6. Игра неплоха тем, что вариативная, значит, играть можно часто. Хорошая работа проводится над словом, закрепляется словарь по теме «звериные».
«Кто в домике»
Вырезанные картонные домики с пятью окошками: четыре в домике, одно под крышей. На согласные звуки подбираются различные картинки (серый, ворона, корова, сова; заяц, коза, стрекоза, фазан) Картинки могут дублироваться. На чердачном окошке домика любого ребенка какая-то буква. Ведущий берет со стола карточку, называет, выделяя определенный звук. Игрок, у какого эта буква стоит в окошке, ставит картинку в кармашек окна своего домика. Если ведущему снова попадается эта же картинка, он выделяет уже иной звук (кот – кот). Картинку забирает и второй игрок. Делается вывод, что коты могут жить в двух этих домиках. Число игроков до 4. В игре ребята совершенствуют умение подбирать слова на определенный звук.
«Логический поезд»
К паровозу цепляются вагончики с нарисованными картинками. Два соседних объекта должны быть чем-то похожи. Игрок поясняет, почему к вагончику приставляет именно этот (одинаковые по краске, по форме, по использованию, по вкусу). Например, рядом лист и арбуз из-за зеленого цвета, арбуз и мяч – оба круглые, мяч и пирамидка – это игрушки. Игроков может быть до 3. Игра содействует развитию логического мышления, связной речи, так как играющие должны доказательно объяснять свой выбор.
«Включим телевизор»
Картон поделен на две половины: на одной два неглубоких кармашка товарищ под другом, на другой – экран телевизора. Взрослый говорит: «Чтобы посмотреть телевизор, надо узнать первый звук в словах, наименовав рисунки в верхнем кармашке. Из выделенных звуков образовать слово. Если слово верное, телевизор включится и покажется картинка». В этой игре используются слова короткие из 3 – 4 букв.В верхнем кармашке маленькие картинки: роза, ананас, кит. Внизу под картинками выставляются литеры Р, А, К. На экране возникает его картинка. Аналогично – определение последнего звука. Участвуют до 3 человек. Игра ориентирована на выделение первого и заключительного звука в слове. А появление картинки после правильного составления слова — как призовой момент.
«По первой букве» или «Разузнай имя»
Ведущий предлагает узнать спрятавшееся слово (или имя). А для этого надо называть первые буквы по порядку в названиях картинок. Ребята начальные буквы: собака – с, лук – л, иголка – и, ванна – в, альбом – а. Из букв получают слово слива. Другие способы игры: составить слово по заключительнее букве или любой другой заданной. Например: дом – м, рука – а, карандаш – ш, каша – а. Получается имя Маша. Играют 2 – 3 ребенка. Игра развивает операции разбора и синтеза, когда из целого надо отделить часть, а затем из частей собрать целое. Приучает детей соображать и выделять начало и конец слова, умение соотносить звук и букву. Анализировать звуковую наполненность слова.
«Отыщи похожее»
Заготавливается диск из картона наподобие циферблата. В кармашках по кругу картинки со словами, которые отличаются одним звуком (мишка – мышка, коза – кривой, дым – дом, ком – сом, каска – маска). Стрелки в центре циферблата. Задача игроков – найти пару слову, названному ведущим, и соединить их стрелками. Иной вариант – одна часть картинок у взрослого, другая — у детей. Ведущий выкладывает свою на диск, наводит на нее стрелку и четко именует: «Удочка». Ребенок, у которого нужная картинка, тоже выкладывает на циферблат, наводит вторую стрелку и называет чету картинок: «Уточка – удочка». При этом старается выделить отличающиеся звуки. Могут участвовать 2 -3 человека. В игре развивается фонематический весть, четкое произношение. Можно попросить детей объяснить значения этих слов.
«Пирамида»
У каждого игрока трехъярусная картонная пирамида. Ярусы расчерчены на квадраты с нарисованными кружками. В верхнем ярусе по два квадрата с одним кружком, в посредственном – по четыре квадрата с двумя кружками. В основании пирамиды – шесть квадратов с тремя кружками. Внизу квадратов – кармашки. На картинках изображения объектов, в названии которых от трех до шести букв (лук, рыба, сумка, колесо). Ведущий берет картинку и просит установить количество слогов в слове и положить на нужный квадрат. Где один кружок – слова из одного слога, два кружка – двусложные слова. Так заполняются все квадраты. Побеждает тот, кто первоначальный заполнит свою пирамиду. Вариант игры: дети самостоятельно разбирают картинки, определяя количество слогов.
Можно вместо картинок использовать махонькие карточки со словами. Сразу можно играть 2 – 4 детям. Игра способствует умению определять количество слогов в словах, приучает к ритмичности слова, четкому выговору.
«Подбери словечко»
Все стоят в кругу. Первый, начиная игру, называет любое прилагательное и кидает мяч другому игроку. Он именует предмет, подходящий к этому признаку, и передает мяч следующему. Играют до тех пор, пока взрослый не скажет «Признак!». Затем так же, перекидывая мяч товарищ другу, перечисляют новые предметы (новая — кукла, скакалка, книга, мебель, покупка, подруга, встреча). Число игроков до 10. Игра упражняет в правильном согласовании слов в роде, числе. Учит тонко чувствовать значения слов в словосочетании.
«Кто что приобрел»
В игре действующие лица – два каких-нибудь игрушечных животных или куклы. У каждого есть мешок (пакет), куда будут складываться его покупки. Обыгрывается ситуация «в лавке». Но оказывается, звери перепутали пакеты – надо помочь разобраться. Игроки по очереди достают из мешочков вещи и подают тому, кто их покупал. Предметы из лексических тем – фрукты, овощи; канцтовары, игрушки; обувь и одежда. Играют одновременно 2 – 3 человека. В этой игре уточняются смыслы слов, закрепляются обобщающие понятия. Если спрашивать, для чего куплены эти предметы, что звери собираются делать, будет проделана неплохая работа по развитию связной речи.
«Потерялись»
Игра может проходить за столом, если использовать предметные картинки звериных и их детенышей. Как подвижная игра – если приготовить маски с надписями. Ведущий объясняет, что животные гуляли на улице, а детеныши разогнались кто куда. Надо помочь найти мамам их детей. Показывает картинку «курица» и спрашивает: «Кого потеряла курица?» Игроки отвечают: «Цыпленка» и находят картинку. Ведущий подводит итог: «Кого отыскала курица?» — «Курица нашла цыпленка». Игра заканчивается, когда все животные соединятся в пары. Игроков может быть от 4 до 8.
Игра обучает правильному согласованию существительных, закрепляет запас слов по теме «Животные и их детеныши». По аналогии можно придумывать задания по иным темам для детей.
«Что будет дальше»
Игроки стоят или сидят в круге за столом, у ведущего мяч. Он придумывает ситуацию, ребята должны ее раскрыть: «Если я нарисую квадрат, то… ». Или «Если я сорву цветок, то… ». На каждую фразу придумывается одно продолжение. Взрослый сообщает, кидает мяч одному из детей, после полученного ответа мяч возвращается ведущему. Участвуют 4 и больше детей. Игра продолжается, пока детям увлекательно. В игре развивается связная речь, обогащается словарь, совершенствуется умение составлять красивую фразу.
Вместо заточения
Несмотря на то, что к шестилетнему возрасту у детей выравнивается произношение, словарный запас позволяет составлять правильные предложения, объединенные одним сюжетом, в игре эти умения укрепляются, оттачиваются. Эмоционально окрашенные речевые игры пробуждают фантазию, исследовательские способности, наблюдательность, возбуждают радость от полученного правильного результата.
[embedded content]