Как бы родители ни беспокоились о безопасности своего малыша, как бы ни старались, чтобы в первые годы жизни он всегда был под присмотром, время идет — и дитя рано или поздно отправится в школу или на прогулку в одиночку. Конечно, в такой момент головы мам и пап переполнены волнением: не заплутается ли дитя, не решит ли пойти куда-то с незнакомцем?
Чтобы предотвратить это, родители придумывают страшилки про злых дядь и теть, про опасность на любом шагу. Это травмирует детскую психику и, что более важно, редко приводит к нужному результату — детское поведение сложно корректировать необыкновенно через испуг. Мы собрали несколько рекомендаций, которые помогут рассказать ребенку о безопасности и не навредить его психическому здоровью.
✍ С чего и когда начинать?
Умение беспокоиться о своей безопасности на улице, в общественном транспорте или торговом центре — базовый социальный навык, который мало чем выделяется от умения здороваться или покупать игрушки в магазине. Поэтому очень важно не превращать разговор о повседневной безопасности в лекцию или «значительный семейный разговор». Дети тонко чувствуют контекст, и излишняя серьезность при обсуждении скорее выстроит барьер между ними и родителями.
Лучше итого давать ребенку информацию о безопасности понемногу и в спокойном тоне — так же, как вы учили его держать вилку или играть в конструктор. Выбирайте для бесед разную обстановку: на кухне поговорите про опасность горячей плиты или чайника, в лифте напомните об опасности езды с незнакомцами, на пешеходном переходе повторите базовые правила путевого движения.
Подспорьем могут стать мультфильмы или книжки. Существует немало образовательных проектов, которые в легкой конфигурации учат важным вещам — безопасности на дороге, на улице и в интернете (например, дошколятам отлично подходит «Азбука безопасности от Смешариков»). Акцентируйте внимание на верном поведении героев — так ребенку будет проще сделать нужные выводы.
Но только мультиками ограничиваться тоже не стоит. В году 3–5 лет дети изучают профессии. В рассказ о том, чем занимаются полицейские, охранники или кондукторы в общественном транспорте, можно добавить, что собственно эти люди помогут в случае непредвиденной ситуации. Говорите об этом спокойно, как бы между делом — именно так ребенок лучше освоит информацию и будет следовать совету.
И ни в коем случае не давите на ребенка. Если вы видите, что он устал от разговора или ему сделалось скучно, не стоит донимать его вопросами. «Ты точно все понял? Будь добр, повтори», — сейчас это лишнее. Лучше сообщаете недолго, но делайте это регулярно — тогда малыш не успеет потерять интерес и точно все запомнит.
✍ Не прибегайте к страшилкам!
Ребята по своей натуре очень впечатлительны. Выдуманная из добрых побуждений «пугалка» про потерявшегося мальчика, который остался ночью почивать на улице, или злобного дядю, который «в уголок поволок», может травмировать малыша.
Гораздо лучше выбирать нейтральные или позитивные аргументы — будьте уверены, ваш ребенок и без дополнительных страшилок не хочет потеряться или попасть в беду. Старайтесь учить его не сквозь запреты («Не говори с незнакомцами!»), а через советы («Говори на улице только с теми, кого ты знаешь»).
А еще лучше — позвольте ребенку сообщать самому.
Узнайте, к кому бы он обратился за помощью на улице и почему. Спросите, почему воришки и мошенники придумывают различные уловки и притворяются добрыми, если хотят сделать пакость. Скорее всего, ребенок уже знает правильные ответы на все проблемы — просто сперва ему нужно подумать. Если он сам дойдет до верных выводов, информация усвоится гораздо лучше, особенно если вы похвалите его.
И еще одно значительное правило. Никогда не пугайте ребенка «дядей полицейским»! Нередко можно услышать, как мама или папа говорят непослушливому малышу: «Я тебя сейчас отдам дяде полицейскому — пусть он с тобой разбирается». Подобные слова рисуют в башке ребенка неверный образ стражей порядка — и малыш из-за страха вряд ли обратится к ним за помощью, если это потребуется. А если еще он услышит такое от самых близких людей, то неокрепшая детская психика точно травмируется — нарушится базовое понятие о безопасности и связи с родителем.
✍ Всегда на связи
К слову, о связи с родителем. Разговоры о безопасности — это нужно и важно, они подлинно помогут малышу в дальнейшей жизни. Но ему (и вам) все равно станет гораздо спокойнее, если у него будет возможность снестись с вами в любой момент.
Когда ребенок начинает выходить на улицу самостоятельно, пусть изредка и ненадолго, пора приобрести ему первый телефон. Не стоит выбирать смартфон — велик шанс, что он потеряется или разобьется. Кроме того, его нужно регулярно заряжать — батарея садится довольно быстро и в нужный момент может подвести. Поэтому лучше в качестве первого гаджета выбрать кнопочный мобильник — он расположится даже в детский кармашек, не привлечет внимание и не разрядится за день.
В качестве альтернативы телефону можно выбрать ребяческие умные часы. Шансов потерять их куда меньше — телефон запросто вывалится из сумки или кармана во время деятельных игр, а часы крепко держатся на запястье.
Продвинутые модели часов оснащены слотом для сим-карты и модулем GPS: родитель может со своего телефона в реальном поре увидеть на карте, где находится ребенок. Кроме того, по часам обычно можно звонить. А часы Philips W200 позволяют это мастерить в том числе без сигналов и уведомлений на сам гаджет — это дает возможность родителю при необходимости прослушать обстановку вокруг, не привлекая внимание.
Заключительнее, о чем хотелось бы напомнить. Поведение детей очень зависит от вашего, вы служите для них главным примером. Поэтому ведите себя так, как бы вы желали, чтобы себя вели они: переходите дорогу только по правилам, не заходите вместе с ребенком в лифт с незнакомцем, блюдите правила безопасности при обращении с бытовыми приборами и техникой.
Детский мозг устроен так, что копирует поведение окружающих, — так выходит обучение. Пусть ваше поведение будет отличным образцом для подражания.