Начин учебного года в первом классе иногда выявляет проблему дисграфии у детей меньшего школьного возраста. Логопедическое заболевание характеризуется нарушением письма: ребята пропускают буквы, пишут так же, как говорят, без учёта правил, не дописывают слова, искажают падежные завершения.
Педагоги и родители должны вовремя обратить внимание на возникшую проблему. При отсутствии своевременных мер дитя привыкнет писать неправильно, станет объектом насмешек в школе, утеряет уверенность в своих силах. Обратите внимание на способы коррекции и упражнения для лечения дисграфии у детей.
Содержание статьи:
- Вина развития
- Виды
- Акустическая форма
- Артикулярно-акустическая форма
- Оптическая дисграфия
- Аграмматический вид
- Способы коррекции и лечения
- Как распознать отклонение: рекомендации родителям
- Упражнения для преодоления недуга
- Пишем вслух
- Я работаю корректором
- Отыскать и разобраться
- Лабиринт
- Найди пропущенную букву
- Рекомендации специалистов
Содержание:
Вина развития
Как появляется дисграфия? Учёные пока не нашли точного ответа, механизм возникновения проблемы с посланием до конца не изучен. Большинство специалистов считает основной причиной наследственность (неспелые клетки определённых отделов головного мозга).
Среди вероятных вин:
- биологические факторы: родовые травмы, патологии развития плода при беременности;
- недостача общения с малышом в раннем возрасте;
- родители не уделяли внимание развитию выговоры;
- неправильное произношение у членов семьи;
- длительное коверкание слов, «сюсюканье» с детьми;
- родители сообщают на разных языках.
Виды
Логопеды выделяют несколько видов дисграфии у детей. Информация поможет родителям разобраться, отчего дети пропускают буквы или неправильно пишут окончания слов. Значительно знать, какая форма дисграфии у школьника, чтобы дома верно выполнять упражнения, рекомендованные логопедом.
Узнайте инструкцию по применению Виброцила для детей от насморка.
О том, как верно принимать грудной эликсир детям прочтите в этой статье.
Акустическая конфигурация
Особенности акустической дисграфии:
- замена букв фонетически сходными. Устно дитя проговаривает буквы верно, но пишет неправильно;
- чаще всего смешиваются: шипящие – свистящие (Ж – З), тугоухие – звонкие (Ф – В). Ребёнок часто путает Ц – С, Ч – Щ;
- ещё один признак – пропуск или излишнее добавление мягкости согласных при посланье, например, «гулать» вместо гулять», «больит» вместо «хворает».
Артикулярно-акустическая форма
Особенности:
- неправильное произношение звуков фиксируется на бумаге;
- пока ученик не будет неизменно произносить слова, невозможно избавиться от этой формы логопедического заболевания.
Оптическая дисграфия
Особенности:
- проблема развивается при недостаточном формировании навыков зрительного разбора и синтеза;
- ребёнок слабо различает детали букв, плохо усваивает комбинацию «овалов», «палочек», особых элементов, из которых состоят все буквы;
- чаще всего детки не до крышки доводят линии, получается не М, а Л, прибавляют лишние детали, пропускают соединительные элементы при схожести литеров. Иногда ученики пишут буквы в зеркальном отражении.
Аграмматический вид
Особенности:
- проблема возникает при нарушении правил грамматики. Аграмматичность наблюдается при написании не лишь слов, но и словосочетаний, предложений, целого текста;
- проблема проявляется при изучении грамматических норм. Родители и педагог выясняют, что махонький дисграфик неправильно пишет падежные окончания, плохо умеет между собой увязывать слова. Детки пишут «хорошая солнце», «длинные день», «вящая деревья».
Способы коррекции и лечения
При выявлении проблемы нельзя откладывать начин занятий. Комплексный подход включает работу с психологом (помогает победить трудности в школе, семье) и логопедом (определяет форму заболевания, разрабатывает схему лечения).
Специалисты предложат способы коррекции и упражнения для устранения проблем в подневольности от вида дисграфии. Родители должны настроиться на ежедневные занятия по методике, разработанной специалистами. Идеальный вариант – перевод меньшего школьника в логопедическую школу или класс, если таковые имеются в вашем заселенном пункте. При отсутствии специализированных заведений требуются регулярные визиты к психологу, дела с логопедом, обязательное закрепление навыков дома, с родителями.
Эффективные способы коррекции дисграфии:
- дела для развития памяти, мышления;
- обогащение словарного запаса;
- работа над верным произношением слов;
- запоминание грамматических норм;
- упражнения для улучшения слухового и пространственного восприятия;
- дела, побуждающие к анализу определённых явлений, грамматических форм;
- письменные упражнения. Ученик должен воспроизвести новоиспеченный материал на бумаге, подтвердить понимание различий между элементами литеров при оптической форме дисграфии;
- реабилитационное лечение: массаж, физиопроцедуры, успокоительные препараты при излишней возбудимости, синдроме гиперактивности.
Основные этапы лечения:
- диагностический. Проведение диктантов, проверка состояния грамматической, лексической сторонки речи, анализ полученных результатов;
- подготовительный. Развитие мышления, тонкой моторики, памяти, понимание пространственно-временных связей;
- коррекционный. Исправление дисграфических нарушений. Основная труд сосредоточена на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровне. Задача – устранить проблему с выговором, исправить произношение, нормализовать процесс чтения;
- оценочный. Проверка достигнутых итогов, анализ письменных работ, рекомендации родителям для закрепления навыков.
Как распознать отклонение: рекомендации родителям
Чаще обращайте внимание на произношение, письменное изложение дум в следующих случаях:
- ребёнок левша или переученный правша;
- вы начали неоправданно раннее обучение грамоте;
- отмечены проблемы с концентрацией внимания, памятью;
- члены семейства разговаривают на двух, иногда, более, языках;
- перед школой малыш ходил в логопедическую группу;
- вы нередко замечаете, что ученик младших классов пишет слова так, как произносит;
- дитя не до конца понимает отличие между парными звонкими и глухими согласными, гласными ю – ё, у – о, нередко путает «р»/«л», шипящие;
- нередко не дописывает окончания слов, пропускает литеры/целые слоги.
Упражнения для преодоления недуга
Прислушайтесь к рекомендациям логопедов, достоверно соблюдайте методику для каждой задачи. Выделите время для занятий, сосредоточьтесь: упражнения невозможно выполнять «на бегу», без понимания сути.
Пишем вслух
Простой, эффективный зачисление. Ученик должен проговаривать всё, что пишет, обязательно выделяя слабые части. Важно чётко, не спеша произнести безударные гласные, шипящие, позиции согласных на крышке слова. Например: кОрова даёт пОлезнОе мОлОко (беглое выговор другое: карова даёт палезнае малако). Задача ребёнка – проговорить Любое слово.
Ещё один момент: нужно чётко выделить согласную на крышке: зуБ, ноЖ, кроВЬ. Неправильное произношение окончаний часто вызывает непонимание: какую литер писать. Отсюда – непонятные закорючки вместо правильных обозначений.
Я тружусь корректором
Для упражнения с таким необычным названием нужна скучная книжка, технический журнал, сложная литература, какую ученик точно не захочет читать. Главное – крупные буквы, спокойный шрифт.
Задача – найти в тексте определённую букву, например, «о», зачеркнуть её. Ориентируйтесь на литеры, которые ребёнок путает, не может правильно написать. Во время розыска ученик чётко запомнит, как выглядят буквы «а», «у».
Первый этап пройден? Пора усложнить задачу. Дитя должен найти в тексте две буквы, желательно, похожие по написанию, так, «л»/«м», «ж»/«х». Часто дети пишут не в ту сторону «хвостик» у буквы «б». Необходимые примеры легко найти, проанализировав ошибки в написании диктантов меньшего школьника.
Найти и разобраться
Для труды понадобятся сборники диктантов. Задача – объяснить каждую запятую с деталями. Если ученик плохо знает правила, учите по ходу. Значительно, чтобы в результате занятий вы получили чёткий ответ.
Пример: «Запятая между существительным «весна» и альянсом «и» разделяет две части сложносочинённого предложения (Весна пришла, и зазеленела мурава). Не перегружайте занятие примерами. Разберите четыре-пять предложений, чтобы ученик отчетливо понял правила постановки запятых. Каждую фразу важно проговорить вслух два-три раза.
Лабиринт
Отличное упражнение для развития крупной моторики. Приобретёте специальные пособия с лабиринтами разного вида или нарисуйте запутанные ходы сами. Задача – проследить перстом от начала лабиринта до выхода. Во время упражнения задействованы кисть, предплечье.
Контролируйте, чтобы махонький дисграфик двигал руку, а не листок бумаги.
Узнайте подробности о симптомах и лечении гастрита желудка у детей.
Методы лечения ларингита у детей в домашних условиях обрисованы в этой статье.
Перейдите по ссылке http://razvitie-malysha.com/zdorovie/bolezni/zhkt/kishechnyj-gripp.html и прочтите о симптомах и первых приметах кишечного гриппа у ребенка.
Найди пропущенную букву
Понадобится отправной текст, в котором всё на своих местах. Для работы нужен тот же материал, но отдельный буквы отсутствуют. Задача ученика – заполнить пропуски. Текст-подсказка поможет отыскать, запомнить буквы.
Образец: На л*гу р*ст*т крас*в*е цв*ты. Д*т* р*д*ю*с* в*сн* и *ол*ц*.
Подсказка: На лугу растут прекрасные цветы. Дети радуются весне и солнцу.
Найдите нескучный текст, чтобы ученик заинтересовался, что же выйдет в результате его усилий.
Рекомендации специалистов
Рекомендации психологов и логопедов:
- помните: способы коррекции дисграфии многообразны, не всегда интересны взрослым, но эффективны для развития навыков письма у детей;
- упражнения занимают немало поре: требуется настойчивость, терпение, постоянный контроль домашних работ;
- если логопед задал большенное текстовое задание для работы с родителями, обязательно разбейте его на два-три немало коротких. Переутомление – прямая дорога к капризам, нежеланию заниматься;
- никогда не заставляйте сына или дочку 3–4 раза переписывать домашнюю труд. Такой подход несёт вред здоровью школьника, вызывает вящее количество ошибок с каждым разом, провоцирует неуверенность в своих мочах. Дети начинают злиться, тихо или открыто выражают недовольство. Недопустимо отбивать охоту к делам;
- всегда хвалите школьника за любые, даже самые скромные успехи. Не унижайте деток при неуспехах. Обзывать, придумывать обидные прозвища категорически запрещено: ребёнок мучается в школе, где не всё получается, а тут ещё родители обижают. Опасная ситуация для детской психики.
Видео. Специалист о винах и лечении детской дисграфии: