Никто не рождается раскрученным и образованным. Чтобы в зрелом возрасте преуспевать, нужно немало потрудиться в ребяческом и подростковом возрасте. Для этого родители учат с детьми стихотворения, декламируют книжки, развивают память, внимание, логику, тренируют мышление. Эта статья поможет вам отыскать упражнения и задачки для тренировки серого вещества головного мозга у детей различного года. Занимаясь с ребенком каждый день по 15 минут, вы подготовите отличный фундамент для его дальнейшей учебы, ведь логическое мышление – основа всех знаний и умений ребенка.
Содержание:
Математические задачи на логику для дошкольников
Начиная с 3 летнего года малыша, родители должны понемногу заниматься тренировкой логического мышления у своих детей. Детям это весьма важно, ведь для них в таком возрасте многие очевидные вещи представляются сложными, а непонятные для восприятия взрослым, напротив, очевидными. Представим несколько вариантов логических задач для детей 3-5 лет.
- На столе возлежит 1 апельсин. Его разрезали на 2 части, сколько апельсинов лежит на столе? Ответ: 1, разрезанный.
- Собаку привязали к забору веревкой. Длина веревки составляет 10 метров, а пес прошла за день 100 метров. Как ей это удалось? Ответ: Собака ходила вдоль забора туда и назад и «находила» целых 100 метров.
- Какой день недели отвечает числу 3? Ответ: среда, т.к. его порядковый номер в неделе – 3.
Примечание: Про дни недели дошкольникам можно задавать различные варианты проблем. Это поможет не только в развитии логического мышления, но и поможет скорее выучить дни недели.
- Посчитать, сколько людей в вытекающей строке: ты да я, да мы с тобой. Ответ: 2.
- Папа и сын, дедушка и внук, сын и папа. Сколько итого человек здесь отмечено? Ответ: 3, т.к. папа – сын дедушки, сын папы – внук дедушки.
- На опушке стояло 3 рослых сосны. На каждой сосне по 3 больших ветки и по 3 маленьких. На каждой махонькой ветке по яблоку. Сколько всего яблок на деревьях? Ответ: 0, на соснах яблоки не вырастают.
- Папу Антона зовут Андрей Викторович, а дедушку – Сергей Иванович. Какое отчество у мамы Антона? Ответ: Сергеевна, Потому что Сергей Иванович – это папа мамы Антона. Отца папы Антона зовут Виктор.
- У двух братьев по одной сестре. Сколько итого детей в семье? Ответ: 3. 2 брата и одна сестра на двоих.
- Какие камни кушать в море? Ответ: мокрые.
Примечание: аналогичная задача-загадка моет звучать так «Каких камней в море нет?» — ответ: сухих.
- Вася и Петя играли в морской бой и сыграли по 3 партии. Любой выиграл по 3 раза. Это правда или ложь? Ответ: ложь. Во время одной партии выиграть может лишь один.
- В поле работали 5 тракторов. 2 трактора сломались и стали. Сколько тракторов в поле? Ответ: 5, т.к. учитываются все тракторы, и рабочие, и сломанные.
- Одно яйцо варится 5 минут. Сколько поре нужно, чтобы сварить 2 яйца? Ответ: все те же 5 минут.
- Саша сидит в самолете. Спереди него машина, сзади – лошадь. Где находится Саша? Ответ: катается на карусели.
- Алена сидит, когда она поднимется и уйдет, ее мама так и не сможет сесть на ее место. Где сидит Алена? Ответ: у мамы на коленях.
- Что все ребята на земле делают одновременно? Ответ: взрослеют.
Опираясь на предложенные варианты заданий на развитие логического мышления, родители могут придумывать незамысловатые обстоятельства задач самостоятельно.
Математические задачи на логику: 1-2 класс
Но вот дети отправь в школу, буквально за первые месяцы учебы они начинают хорошо находить, ориентироваться в пространстве и времени. Задачки для дошкольников уже кажутся им простыми и неинтересными. Потому для таких деток мы приготовили несколько вариантов упражнений тренировки логики и смекалки, ориентируясь на их новоиспеченные способности и возможности.
- Первоклассника попросили назвать самое большое число. Что он отозвался?
Ответ: 31. Первоклассники каждый день записывают число месяца в тетрадь, самое большенное число в месяце – 31. - На доске написаны два числа 4 и 5. Какой знак необходимо поставить между ними, чтобы получился результат больше 4 и меньше 5. Ответ: запятая.
- По узкой пути может проехать только одна машина. С одной стороны пути находится гора. Одна машина едет с горы, другая – под гору. Как им разминуться? Ответ: обе машины едут в одном курсе и разминаться им не придется.
- Сколько раз из числа 10 можно отнять число 2? Ответ: одинешенек, т.к. уже после первого вычитания двойки останется число 8, а не 10.
- На столе стоят 6 стаканов: в первые три налили воду, вторые три – порожние. Нужно расставить стаканы так, чтобы чередовались пустые и полные стаканы, но при этом можно взять в длани только один стакан. Как поступить, чтобы выполнить условие? Ответ: Взять другой стакан и перелить из него воду в пятый стакан. Второй стакан поставить на старее место.
- За 10 часов 10 человек могут выкопать траншею длиной в 10 метров. Сколько необходимо человек, чтобы они выкопали траншею диной в 100 метров за 100 часов? Ответ: 10 человек. На 1 час 10 человек выкопают 1 метр траншеи, за 10 часов они выкапывают 10 метров траншеи, а за 100 часов – 100 метров.
- Школьники участвуют в состязаниях по бегу. Ваня занимает третью позицию, Антон занимает вторую позицию. Саша обгоняет Антона. Какую позицию занимает Саша? Ответ: вторую, т.к. спереди Антона тоже кто-то бежит и этот кто-то пока первоначальный.
- Учитель положил на пол карандаш и попросил учеников перешагнуть через него, но никто не смог этого сделать. Отчего? Ответ: карандаш лежит у стены и шагать детям некуда.
- Таня и Алиса отправь в магазин и нашли 2 рубля. Сколько бы денег они нашли, если бы с ними пошла еще и Марина? Ответ: 2 рублевки, т.к. размер находки никак не зависит от количества ее нашедших.
- Из пункта А в пункт Б вышла кошка, а из пункта Б в пункт А вышла мышка. Когда они повстречаются, кто из них будет ближе к пункту А, а кто к пункту Б? Ответ: они обе будут на одинаковом дистанции от пункта А, и на одинаковом расстоянии от пункта Б.
- На столе стояли 3 чашки с чаепитием. Папа выпил чай из одной чашки и поставил ее на место. Мама хлебнула свой чай и тоже поставила чашку на место. Сколько чашек было на столе, когда пришел тянуть чай сын? Ответ: 3 чашки. Они хоть и пустые, но никуда со стола не делись.
- Марина шла из дома в школу и повстречала трех мужиков. У каждого за спиной был мешок. У первого мужика в мешке был одинешенек кот, у второго в мешке был один кот и один пес. У третьего в мешке было 2 пса. Сколько итого котов направлялось в школу? Ответ: один, сама Марина. Мужики с мешками шли в возвратную от школы сторону.
- В классе стоял стол с четырехугольной крышкой. Ученики отпилили одинешенек угол, что стало со столом, сколько углов осталось на крышке? Ответ: 5. Если отпилить одинешенек угол, то получим на его месте 2 новых, поэтому всего 5 углов.
Примечание: на самом деле число углов может зависеть и от того, как размышляет ребенок. Если он «пилит» стол по углам диагонали, т.е. распиливает его напополам, то вполне возможно, что у стола будет 3 угла. Если же один распил доводится на угол, а второй на сторону крышки, то может остаться и 4 угла. Но это нюансы, какие лучше рассматривать, рисуя на листе бумаги, где ребенок собирается «пилить» стол.
- На тарелке возлежат 3 банана. Их нужно разделить между тремя девочками, чтобы на тарелке остался одинешенек банан. Ответ: одной девочке нужно отдать банан совместно с тарелкой.
- Какое слово зашифровано: ООО? Ответ: ТРИО, т.е. ТРИ О.
Родители тоже могут составлять свои задачи для детей, ориентируясь на предложенные варианты. Чем пуще ребенок будет заниматься упражнениями на логику, тем быстрее будет трудиться его мозг, тем выше будет успеваемость в школе.
Математические задачи на логику: 3-4 класс
Дальнейшее обучение в школе имеет свои особенности: ребята научились складывать двузначные числа, совершать с ними различные математические операции, в том числе умножение, деление. Логические математические задачи для школьников 3-4 класса должны охватывать уже полученные познания и совершенствовать их качество.
- В кошельке лежит 15 копеек двумя монетами. Одна из монет не пятак, как такое может быть? Ответ: может, т.к. иная монета вполне может быть пятаком.
- Шла Маша в Волгоград, а навстречу ей 10 ребят. У любого в руках по лукошку, в каждом лукошке по кошке, а у каждой кошки по котенку. Сколько итого ребят шло в Волгоград? Ответ: одна Маша. Все остальные, сколько бы их не перечисляли, шли навстречу девочке, а значит в противолежащую сторону от Волгограда.
- Дедушка пилит бревна. Распил бревна напополам он делаем ан одну минуту. Сколько ему понадобится времени, чтобы распилить бревно на 10 долей? Ответ: 9 минут, т.к.чтобы распилить бревно на 10 частей, необходимо сделать 9 распилов.
- Мальчик пришел в амбар. В каждом углу амбара стояло по 3 мешка. На любом мешке сидело по кошке, у каждой кошки было по котенку. Сколько итого ног было в амбаре? Ответ: две, только мальчика.
Примечание: Как бы долго ребята не перемножали между собой числа-«ноги» кошек и котят, стоит помнить, что у кошек – лапы, а ноги – лишь у мальчика.
- Родители купили своим двум дочкам Маше и Лизе по коробке конфет. В любой коробке было по 15 конфет. Маша съела несколько конфет и отсрочила коробку. А Лиза съела столько, сколько оставалось в коробке у Размахивай, и тоже отложила коробку. Вечером мама посчитала конфеты в коробках обеих девочек. Сколько конфет там было? Ответ: 15. Маша и Лиза съели совместно 15 конфет. Маша несколько (например, 15-х=у), а Лиза столько, сколько осталось у Размахивай (т.е. у конфет). Сумма х+у = 15. А у девочек было по 15 конфет, т.е. 2*15 = 30. Было 30, 15 съели, и 15 на двоих осталось. А сколько у кого – этого в задаче не уточняется.
- Из ГОРОНО в школу пришагали проверяющие. Они выбрали класс для проверки, но не все дети были готовы отвечать задание. Тем не менее, на каждый вопрос учителя весь класс поднимал длань, и тот, кого учитель вызывал к доске, отвечал блестяще. Как получилось, что преподаватель угадывал, кого вызвать отвечать? Ответ: решением этой задачи кушать небольшая хитрость. Перед уроком школьники и учитель договорились, что те, кто наверняка ведают ответ на поставленный вопрос, будут поднимать правую руку. А те, кто не ведают – левую. Благодаря маленькой хитрости класс достойно прошел проверку и никто ни о чем не догадался.
- Что у ланки находится спереди, а у быка сзади? Ответ: буква «К». Корова, быК.
- Когда маме исполнилось 31 год, дочери было 8. Сейчас мама престарелее дочери ровно в 2 раза. Сколько их обеим лет? Ответ: дочке 23, маме 46. Когда дочь родилась, маме было 31-8 = 23 года. Чтобы быть престарелее дочки в два раза, маме должно быть 23*2 = 46 лет. За это время дочь доросла до 23 лет.
- Две одноклассницы Наташа и Лена существуют в одном подъезде: Лена на втором этаже, а Наташа на четвертом. Наташа всходит по ступенькам на четвертый этаж и проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Лена, какая поднимается на второй этаж? Ответ: 20. Чтобы подняться с первого этажа на четвертый, необходимо пройти три пролета. 60:3=20 ступенек в одном пролете. А Лена всходит с первого на второй этаж и проходит при этом только один пролет, все те же 20 ступенек.
- Может ли страус именовать себя птицей? Ответ: нет, не может. Страусы не умеют разговаривать.
- Какая физиологическая величина не имеет ни высоты, ни глубины, ни ширины, ни длины, но ее можно измерить? Ответ: пора, температура.
- Задание на логику из серии «Юный Шерлок». На вызов о самоубийстве бывальщины вызваны представители уголовного розыска. В кабинете жертвы они обнаружили диктофон и включили его. На диктофоне была записана вытекающая фраза: «В моей смерти прошу никого не винить, жизнь не имеет резона…» далее раздался выстрел. Как следователи поняли, что убийство сфабриковано? Ответ: уложенный не мог перемотать запись на начало, это сделал кто-то другой.
- Что не может расположиться даже в самую большую кастрюлю? Ответ: ее крышка.
- В кастрюле налита вода до самого верхотуры. Как отмерять жидкость, не используя никаких мерительных приспособлений, чтобы в кастрюле осталась лишь половина жидкости. Ответ: нужно наклонить кастрюлю и выливать воду до тех пор, пока не покажется с боковой доли дно. Это и будет половина кастрюли.
- Когда цифра «2» означает «10»? Ответ: на циферблате цифра «2» отвечает «10 минутам».
С каждым годом задания на развитие логики и смекалки должны становится все сложнее, владеть подвохи, хитрости, чтобы ребенок учился размышлять, уделять внимание деталям. А регулярные и систематичные занятия обязательно принесут свои плоды.