Старшие привыкли произносить звуки определенным образом, и даже не обращают на это внимания. Но для малыша это цельная наука. Он пытается подражать родителям и повторять за ними все звуки, слоги, слова, но у него это не вечно получается. И если вовремя не вмешаться и не научить его говорить правильно, в грядущем он может стать объектом насмешек из-за дефектов речи.
Содержание:
Что такое физиологическая дислалия
У всех детей до 5 лет наблюдается возрастное расстройство в выговоре звуков, или физиологическая дислалия. Со временем ребенок учится правильно выговаривать звуки и слоги и проблема сама устраняется. Но некоторые дети продолжают неверно называть звуки, а порой и целые слова. Родители недоумевают, неужели сложно выговорить звук [л], ведь даже ребята, не умеющие «рычать» (т.е. не выговаривающие звук [р]), не имеют проблемы со звуком [л]. Но оказывается для кого-то это цельная проблема.
Имя этой проблемы – физиологическая дислалия – разновидность речевого нарушения, при каком у ребенка не отмечается ухудшения слуха или каких-либо патологий речевого аппарата. Пуще всего, нарушение встречается у детей в возрасте 3-5 лет и при работе с логопедом проблема решается благополучно.
Логопеды помечают, что в последние годы у детей все чаще встречается физиологическая дислалия. При этом вином частоты подобных нарушений они связывают с нежеланием молодых мам или невозможностью по субъективным винам кормить грудью новорожденных детей. При этом младенцы получают стол молочной смесью из бутылочки. Как известно, получать сметь из бутылочки намного легче, дитя не прикладывает никаких усилий, чтобы «добыть» себе пищу, а из-за этого его речевой аппарат не формируется, как вытекает. Но это только одна из причин.
Основные причины дислалии:
- Из-за раннего года органы речи не готовы занимать правильное положение. При этом речевой аппарат не имеет дефектов.
- Несформированный фонематический весть – ребенок плохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический весть не нарушен.
К 4-4,5 годам дети выговаривают большинство звуков верно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать их речь, чтобы, при нужды, исправлять произношение.
Проявление физиологической дислалии:
- Звук выпадает (лошадка – ошадка).
- Замена одного звука иным, более простым с точки зрения артикуляции. [л] часто заменяют на [й] (лошадка – йошадка), а также [в] или [у] (вошадка, уошадка). В первом случае звук становится не дентальным, а небным; во втором – губно-зубным или лабиальным.
- Твердый звук заменяют мягким.
Прежде чем учить ребенка выговаривать звуки, необходимо стать перед зеркалом и самому произнести его несколько раз по всем правилам. Так родитель сможет увидать, как должны двигаться органы речи, и потом объяснять это малышу.
Верная артикуляция звука [л]
Чтобы успешно бороться с проблемой, необходимо наблюдать за правильностью артикуляции звука [л]
- Губы в улыбке, зубы приоткрыты. Краешек языка острый, сильно упирается в основание центральных резцов верхней челюсти.
- Посредственная часть (спинка) языка опущена, края не прикасаются к боковым зубам. Корень стиля нужно отодвинуть назад и приподнять к мягкому небу. Язык принимает конфигурацию седла.
- Сильная и теплая струя воздуха проходит по бокам стиля. Для сравнения: при артикуляции звука [с] поток воздуха выходит холодным.
- Голосовые вязки сомкнуты. Чтобы это проверить, достаточно прислонить ладонь к горлу и поочередно выговаривать [л] и [ш]. В первом случае вибрация будет чувствоваться, во втором – нет.
Постановка выговоры твердого звука [л]
Неправильное произношение [л] и [лꞌ] получило название ламбдацизм. Нередко проблему вызывает именно твердый вариант. Но его нетрудно поставить и в домашних условиях.
Обыкновенно детям сложно сразу ставить язык в правильное положение, потому сначала их учат межзубной вариации [л].
- Ребенок широко улыбается – это не позволит ему заменить [л] на [в].
- Он кладет краешек языка между зубами и начинает дышать ртом. Чтобы ему было увлекательно, можно попросить его изобразить собачку. При этом взрослый должен поднести ладоша к его лицу и проследить, чтобы поток воздуха проходил по бокам стиля, а не через носовую полость.
- Теперь нужно попросить малыша покусать стиль (наказать непослушный язычок). Сначала он делает это беззвучно.
- Продолжая покусывать язычок, он начинает сообщать звук [а] – сначала медленно, потом ускоряется. Должно выйти «ла-ла-ла».
- Чтобы закрепить результат, нужно пропеть так любую мотив.
- Ребенок тренирует слоги (ла-ло-лу-ле), затем – слова (лошадь, заступ, солома).
Когда малыш хорошо освоит межзубную артикуляцию, пора обучать его сомкнутому произношению.
- Ребенок прижимает язычок к верхним зубам и пытается произнести «ла-ла-ла». Чтобы ему было легче, пускай вначале широко открывает рот.
- Если не получилось, нужно ложечкой или пальчиками ребенка поставить стиль в верхнее положение. Далее ребенок произносит [л] за взрослым.
- Закрепление успеха серией слов.
Родителям необходимо следить, чтобы их чадо всегда произносило звук четко и верно. При необходимости его следует поправлять.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика поможет разработать деятельные органы речи. Это полезно для произношения всех звуков, а не только твердого [л].
Заборчик. Уста максимально растягиваются, видно верхние и нижние зубы. Не нужно их мощно сжимать, достаточно легонько сомкнуть.
Трубочка. Сильно вытягиваем уста в трубочку.
Часто у людей искажается звучание речи, поскольку уста при разговоре почти не двигаются. Поочередное выполнение этих упражнений поможет ребенку разработать подвижность губ. Довольно 7-8 раз в день.
Ветерок. Улыбка, рот приоткрыт. Малыш прикусывает язычок зубками и выдувает поток атмосферы. Должно получиться две струи. Чтобы проверить, поднесите к его рту перышко.
Звуки выговаривают при выдохе. Но детям обычно не хватает сильной струи воздуха. Потому рекомендуется заниматься с ними дыхательными упражнениями: выдувать мыльные пузырьки, задувать свечи, распевать.
Следующие упражнения разрабатывают подвижность языковых мышц. При выполнении уста растянуты в улыбке, нижняя челюсть не подвижная.
Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Стилем нужно облизывать верхнюю губу сверху вниз.
Маляр. Язычок утюжит твердое небо, как будто «красит» его – от зубов вглубь рта.
Чистим зубки. Краешек языка двигается по внутренней стороне верхних зубов – сначала в одну сторонку, потом в другую.
Посчитаем верхние зубки. Кончик языка толкает любой зуб.
Качели. Кончик языка поочередно толкает верхние и нижние резцы.
Лошадка. Дитя имитирует языком цоканье копыт. Поначалу он делает это громко, затем все тише и тише.
Грибок. Стиль сильно прислоняется к твердому небу.
Гармошка. Малыш повторяет упражнение «грибок», лишь теперь он открывает и закрывает рот.
Не нужно давить на ребенка и заставлять его заниматься. Дела не должны быть наказанием за непослушание. Все упражнения выполняются в форме игры, так, чтобы ему было увлекательно. В этом случае результат будет заметным.
Вместо заключения
Но если дома поставить звук [л] не вышло, следует обязательно обратиться к логопеду. Вполне возможно, что у ребенка кушать дефект строения речевого аппарата (к примеру, короткая уздечка стиля). Специалист подберет для него индивидуальный комплекс упражнений.
[embedded content]