Уча воспитание в семье и связь между родителем и ребенком, необходимо учитывать причинно-следственную закономерность между отклонениями становления психики ребенка и психологическими расстройствами в семейству. Это, так называемая, диагностика семейных отношений. Для корректного заключения используют метод включенного наблюдения комплексно с клиникобиографическим и психологическим. Убранству с этими способами используются различные психологические методологии, помогающие проанализировать отклонения в воспитательном влиянии на ребенка.
Содержание:
Что воображает собой методика, ее назначение
Тест «Анализ семейного воспитания » разработан для определения степени воздействия родителей на воспитательный процесс детей и выявление в этом процессе нарушений. Методика помогает определять ненужное, негативное влияние детей и родителей друг на друга, отклонения при реализации ролей в семейству и помехи для ее единства.
Правила пользования методикой
Опросник АСВ состоит из 130 утверждений о воспитании детей. Здесь проблемы, отражающие основные принципы воспитания, позволяющие получить представление о ролевых моделях в структуре семьи, демонстрирующие принципы труды системы взаимных влияний и механизмов семейной интеграции. Родителю необходимо читать утверждения из опросника и, в случае согласия, в особом «Бланке для ответов» либо выделять соответствующую строку, либо вычеркивать ответ, в случае несогласия. В результате психолог получает решение на две задачи: по каким принципам растят ребенка и отчего именно по таким.
Нарушение процесса воспитания в семье
Для анализа типов диссонансного воспитания в опроснике АСВ выделены соответственные блоки.
Степень протекции в ходе воспитания
Существуют два уровня протекции: гиперпротекция (блок Г+, это преувеличенная бдительность за дитятей и максимум усилий и времени на воспитание) и гипопротекция (блок Г-, минимум усилий, на воспитание тратится очень мало поре)
Уровень удовлетворения потребностей ребенка
Важно насколько хорошо удовлетворяются различные потребности ребенка. Есть два нарушения: потворствование (блок У+, родители «ублажают» ребенка, потакают любым его «хотелкам» и сваливают на него свои нереализованные потребности) и игнорирование потребностей (блок У-, минимальная реализация желаний детей).
Количество и качество заявок к ребенку в семье
В результате опросника формируются параметры запросов/обязанностей: преувеличенность (блок Т+, требования очень завышены, родители это осознают, но находят, что другого способа не существует) и минимальность (блок Т-, на воспитываемого возлагается наименьший объем).
Для запретов выделен отдельный блок отклонений и делится он также на избыточность (блок З+, когда у ребенка все под запрещением, он не совершает никаких самостоятельных действий) и минимальность запретов (блок З–, здесь напротив ребенку все разрешается, родители не устанавливают никаких рамок).
Серьезность кар определяется в блоке санкций. Это либо максимум санкций (блок С+, строжайшие наказания даже за небольшие нарушения поведения), либо минимум санкций (блок С-, отсутствие каких-либо кар, из-за их нерезультативности).
Важные составляющие в воспитательном деле – запросы к ребенку (что он обязан делать), запреты (какие поступки запрещены) и санкции (насколько строгим будет наказание за запрещенные действия).
Неустойчивость стиля воспитания (блок Н.
Родители колыхаются между одним стилем построения воспитательного процесса и другим, используют разные стили одновременно, от очень сурового до самого либерального. Часто родители это осознают, но не представляют насколько важно отсутствие таких неопределенностей.
![Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования](https://vashdom-72.ru/wp-content/uploads/2020/05/zdes-i-teper-01-1.png)
Диагностика образов негармоничного семейного воспитания (таблица)
Может быть множество вариаций смешений вышеупомянутых черт в ходе воспитания, однако шесть стабильных слияний обладают наиболее значительным значением при выявлении факторов развития нервозов и изменений характера. Такие стабильные слияния являются видом диссонансного воспитания. Ниже в таблице представлено разграничение этих сочетаний вместе с видами и далее описание каждого из них.
+ показатели проявляются ярко
— недостаточно проявлены
± допускаются оба варианта
Потакающая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, З-, С-) –все свои ресурсы родители тратят на воспитание подростка и полное удовлетворение его желаний. Демонстративные (истероидные) и гипермитивные особенности нрава возникают в ходе этого вида у воспитываемого.
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±) – родители очень много уделяют внимания становлению нрава ребенка, но воспитанник лишен свободы действий. У сверхактивных детей такие рамки предопределяют сильное эмоциональное усилие агрессивного типа. Доминирующая гиперпротекция увеличивает нервно-психическую слабость при тревожно-боязливом, чувствительном, астеническом типах личности.
Завышенное моральное обязательство (Г+, У-, Т+) – к воспитываемому предъявляются рослые запросы, наряду с нежеланием удовлетворять его потребности. Такой тип активизирует появление свойств тревожно-боязливой акцентуации личности.
Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±) –возникает отдаление на степени эмоций из-за родительского неосознанного сопоставления ребенка с негативными случаями на своем жизненном пути и установлении огромного пространства в касательствах с ним. Подросток понимает, как он мешает взрослым. У ребенка с лабильной и астенической акцентуациями формируются невротические расстройства.
Грубое обращение (Г-, У-, Т± 3±, С+) – воспитываемого истязают, применяют бессердечные наказания и не удовлетворяют потребности. Так его на эмоциональном уровне отвергают.
Гипопротекция (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – гипоопека, когда воспитывающие никак не координируют поступки ребенка и не ограничивают его. Ребенок существует отдельно от отца и матери.
Психологические причины отклонений в семейном воспитании
Предлоги для возникновения диссонансного воспитания всевозможные, но часто именно психологические свойства родителей имеют важную роль в отклонениях и нарушениях в воспитании. Выделяются две наиболее значительные части.
Нарушения личности самих родителей
Расстройства личности родителя часто являются причиной нарушений в воспитании. Наблюдаются такие черты так минимальные заявки, не удовлетворение базовых потребностей, гипопротекция. Инертно-импульсивный (эпилептоидный) тип личности и тревожная мнительность предопределяет грубое обращение с дитятей.
Противоречивое воспитание (любовь на людях и отталкивание наедине) появляется в результате демонстративногиперкомпенсаторной акцентуации личности и истероидной психопатии у родителей. Психотерапевт определяет девиацию нрава у родителей, методы воспитания, отклонения личности у ребенка и связь между этими показателями.
Психологические (личностные) трудности родителей, с какими они справляются за счет ребенка
Здесь определяющее значение играет психологическая проблема родителя, которую он не осознает и пытается в ходе воспитательного процесса разрешить ее. Уговаривать поменять стиль воспитания бесполезно, так как взрослый сопротивляется. Психотерапевт в данном случае должен помочь постигнуть в чем трудность и проработать ее. Ниже приведены описания часто проявляющихся личностных трудностей.
Увеличение области родительских эмоций (блок РРЧ)
Проворствующая или доминирующая протекция является в момент, когда обрываются отношения между отцом и матерью как между мужем и женой (расторжение брака, кончина) или они не устраивают одного из родителей. Часто мать, а иногда и отец на подсознательном уровне желают, чтобы ребенок ублаготворил те их потребности, которые в обычных случаях удовлетворяются супругами (привязанность и эротические потребности).
Часто наблюдается желание отдать «все эмоции» ребенку и вычесть его от самостоятельности. Это можно определить по недовольству матери девушкой сына, например.
Желание сохранить у ребенка только ребяческие качества (блок ПДК). Это желание, чтобы ребенок не взрослел. Родители провоцируют сохранение инфантильности и наивности, для них ребенок – вечно «малыш». В ходе этого уменьшается количество запросов к подростку и создается потворствующая гиперзабота.
Сомнения родителя в воспитании (блок ВН). Проблема заключается в том, что родитель осознанно занижает требования к ребенку и уступает во многих вопросах, хотя понимает, что делать это нельзя. Такая нерешительность и мягкость родителей обусловлена ужасом перед упрямством и уверенностью подростка.
Боязнь потерять ребенка (блок ФУ). Изменения в воспитании происходит из-за ужаса потерять ребенка. Это часто связано с перенесенными болезнями. Родитель исполняет все желания чада и дотошно заботится. В этом случае имеет пункт потворствующая или доминирующая гиперпротекция.
Скудность родительских чувств (блок НРЧ). Это явление проявляется в грубом обращении, отторжении ребенка и отсутствии жажды заниматься им. Поводом часто становятся психологические отклонения (например, шизоидность) или отвержение его самого мамой и папой в юности.
Перекладывание на детей своих собственных нежеланных качеств (блок ПНК). Все нежеланные особенности характера, которые родитель чувствует в себе, он перекладывает на подростка и как бы бьётся с ними. Например, зависимость от алкоголя, вспыльчивость, лень. Противостояние эти мнимым чертам характера ребенка, дает возможность родителю поверить, что у него эти же качества отсутствуют. Проявляется в топорном обращении и эмоциональном отторжении.
Перемещение ссор между родителями на воспитание (блок ВК). Споры между двумя родителями как верно воспитывать ребенка. Один за жесткое воспитание, другой за более либеральное. Происходит смешение доминирующей гиперпротекции с потакающей гиперпротекцией. Каждый считает, что он прав и его методы воспитания верны.
Блок предпочтения мужских качеств – ПМК и блок предпочтения дамских качеств – ПЖК. Отношение к ребенку складывается из отношений к тому или иному полу в целом. То есть, родитель проецируют на ребенка типические качества, присущие, по его мнению, конкретному полу. Например, в семье, где мать ставит выше женские качества, к мальчишке формируется эмоциональное отталкивание, а к его сестре – максимальная забота, гиперпротекция.
Правила пользования методикой
При заполнении теста, основное – это психологический комфорт того, кого опрашивают и правдивость его ответов. Итоги обрабатывают путем учета баллов в любом блоке. Уже выведено диагностическое значение для каждого блока и судя по тому достигают количество обведенных родителями ответов диагностического смыслы, определяется соответствующий тип воспитания.
[embedded content]