Методика «АСВ»: анализ семейного воспитания

588

Уча воспитание в семье и связь между родителем и ребенком, необходимо учитывать причинно-следственную закономерность между отклонениями становления психики ребенка и психологическими расстройствами в семейству. Это, так называемая, диагностика семейных отношений. Для корректного заключения используют метод включенного наблюдения комплексно с клиникобиографическим и психологическим. Убранству с этими способами используются различные психологические методологии, помогающие проанализировать отклонения в воспитательном влиянии на ребенка.

Что воображает собой методика, ее назначение

Тест «Анализ семейного воспитания » разработан для определения степени воздействия родителей на воспитательный процесс детей и выявление в этом процессе нарушений. Методика помогает определять ненужное, негативное влияние детей и родителей друг на друга, отклонения при реализации ролей в семейству и помехи для ее единства.

Правила пользования методикой

Опросник АСВ состоит из 130 утверждений о воспитании детей. Здесь проблемы, отражающие основные принципы воспитания, позволяющие получить представление о ролевых моделях в структуре семьи, демонстрирующие принципы труды системы взаимных влияний и механизмов семейной интеграции. Родителю необходимо читать утверждения из опросника и, в случае согласия, в особом «Бланке для ответов» либо выделять соответствующую строку, либо вычеркивать ответ, в случае несогласия. В результате психолог получает решение на две задачи: по каким принципам растят ребенка и отчего именно по таким.

Нарушение процесса воспитания в семье

Для анализа типов диссонансного воспитания в опроснике АСВ выделены соответственные блоки.

Степень протекции в ходе воспитания

Существуют два уровня протекции: гиперпротекция (блок Г+, это преувеличенная бдительность за дитятей и максимум усилий и времени на воспитание) и гипопротекция (блок Г-, минимум усилий, на воспитание тратится очень мало поре)

Уровень удовлетворения потребностей ребенка

Важно насколько хорошо удовлетворяются различные потребности ребенка. Есть два нарушения: потворствование (блок У+, родители «ублажают» ребенка, потакают любым его «хотелкам» и сваливают на него свои нереализованные потребности) и игнорирование потребностей (блок У-, минимальная реализация желаний детей).

Количество и качество заявок к ребенку в семье

В результате опросника формируются параметры запросов/обязанностей: преувеличенность (блок Т+, требования очень завышены, родители это осознают, но находят, что другого способа не существует) и минимальность (блок Т-, на воспитываемого возлагается наименьший объем).

Для запретов выделен отдельный блок отклонений и делится он также на избыточность (блок З+, когда у ребенка все под запрещением, он не совершает никаких самостоятельных действий) и минимальность запретов (блок З–, здесь напротив ребенку все разрешается, родители не устанавливают никаких рамок).

Серьезность кар определяется в блоке санкций. Это либо максимум санкций (блок С+, строжайшие наказания даже за небольшие нарушения поведения), либо минимум санкций (блок С-, отсутствие каких-либо кар, из-за их нерезультативности).

Методика «АСВ»: анализ семейного воспитания

Важные составляющие в воспитательном деле – запросы к ребенку (что он обязан делать), запреты (какие поступки запрещены) и санкции (насколько строгим будет наказание за запрещенные действия).

Неустойчивость стиля воспитания (блок Н.

Родители колыхаются между одним стилем построения воспитательного процесса и другим, используют разные стили одновременно, от очень сурового до самого либерального. Часто родители это осознают, но не представляют насколько важно отсутствие таких неопределенностей.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Диагностика образов негармоничного семейного воспитания (таблица)

Может быть множество вариаций смешений вышеупомянутых черт в ходе воспитания, однако шесть стабильных слияний обладают наиболее значительным значением при выявлении факторов развития нервозов и изменений характера. Такие стабильные слияния являются видом диссонансного воспитания. Ниже в таблице представлено разграничение этих сочетаний вместе с видами и далее описание каждого из них.

+ показатели проявляются ярко
— недостаточно проявлены
± допускаются оба варианта

Потакающая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, З-, С-) –все свои ресурсы родители тратят на воспитание подростка и полное удовлетворение его желаний. Демонстративные (истероидные) и гипермитивные особенности нрава возникают в ходе этого вида у воспитываемого.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±) – родители очень много уделяют внимания становлению нрава ребенка, но воспитанник лишен свободы действий. У сверхактивных детей такие рамки предопределяют сильное эмоциональное усилие агрессивного типа. Доминирующая гиперпротекция увеличивает нервно-психическую слабость при тревожно-боязливом, чувствительном, астеническом типах личности.

Завышенное моральное обязательство (Г+, У-, Т+) – к воспитываемому предъявляются рослые запросы, наряду с нежеланием удовлетворять его потребности. Такой тип активизирует появление свойств тревожно-боязливой акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±) –возникает отдаление на степени эмоций из-за родительского неосознанного сопоставления ребенка с негативными случаями на своем жизненном пути и установлении огромного пространства в касательствах с ним. Подросток понимает, как он мешает взрослым. У ребенка с лабильной и астенической акцентуациями формируются невротические расстройства.

Грубое обращение (Г-, У-, Т± 3±, С+) – воспитываемого истязают, применяют бессердечные наказания и не удовлетворяют потребности. Так его на эмоциональном уровне отвергают.

Гипопротекция (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – гипоопека, когда воспитывающие никак не координируют поступки ребенка и не ограничивают его. Ребенок существует отдельно от отца и матери.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Предлоги для возникновения диссонансного воспитания всевозможные, но часто именно психологические свойства родителей имеют важную роль в отклонениях и нарушениях в воспитании. Выделяются две наиболее значительные части.

Нарушения личности самих родителей

Расстройства личности родителя часто являются причиной нарушений в воспитании. Наблюдаются такие черты так минимальные заявки, не удовлетворение базовых потребностей, гипопротекция. Инертно-импульсивный (эпилептоидный) тип личности и тревожная мнительность предопределяет грубое обращение с дитятей.Анализ семейного воспитания

Противоречивое воспитание (любовь на людях и отталкивание наедине) появляется в результате демонстративногиперкомпенсаторной акцентуации личности и истероидной психопатии у родителей. Психотерапевт определяет девиацию нрава у родителей, методы воспитания, отклонения личности у ребенка и связь между этими показателями.

Психологические (личностные) трудности родителей, с какими они справляются за счет ребенка

Здесь определяющее значение играет психологическая проблема родителя, которую он не осознает и пытается в ходе воспитательного процесса разрешить ее. Уговаривать поменять стиль воспитания бесполезно, так как взрослый сопротивляется. Психотерапевт в данном случае должен помочь постигнуть в чем трудность и проработать ее. Ниже приведены описания часто проявляющихся личностных трудностей.

Увеличение области родительских эмоций (блок РРЧ)

Проворствующая или доминирующая протекция является в момент, когда обрываются отношения между отцом и матерью как между мужем и женой (расторжение брака, кончина) или они не устраивают одного из родителей. Часто мать, а иногда и отец на подсознательном уровне желают, чтобы ребенок ублаготворил те их потребности, которые в обычных случаях удовлетворяются супругами (привязанность и эротические потребности).

Часто наблюдается желание отдать «все эмоции» ребенку и вычесть его от самостоятельности. Это можно определить по недовольству матери девушкой сына, например.

Желание сохранить у ребенка только ребяческие качества (блок ПДК). Это желание, чтобы ребенок не взрослел. Родители провоцируют сохранение инфантильности и наивности, для них ребенок – вечно «малыш». В ходе этого уменьшается количество запросов к подростку и создается потворствующая гиперзабота.

Сомнения родителя в воспитании (блок ВН). Проблема заключается в том, что родитель осознанно занижает требования к ребенку и уступает во многих вопросах, хотя понимает, что делать это нельзя. Такая нерешительность и мягкость родителей обусловлена ужасом перед упрямством и уверенностью подростка.

Боязнь потерять ребенка (блок ФУ). Изменения в воспитании происходит из-за ужаса потерять ребенка. Это часто связано с перенесенными болезнями. Родитель исполняет все желания чада и дотошно заботится. В этом случае имеет пункт потворствующая или доминирующая гиперпротекция.

Скудность родительских чувств (блок НРЧ). Это явление проявляется в грубом обращении, отторжении ребенка и отсутствии жажды заниматься им. Поводом часто становятся психологические отклонения (например, шизоидность) или отвержение его самого мамой и папой в юности.

Перекладывание на детей своих собственных нежеланных качеств (блок ПНК). Все нежеланные особенности характера, которые родитель чувствует в себе, он перекладывает на подростка и как бы бьётся с ними. Например, зависимость от алкоголя, вспыльчивость, лень. Противостояние эти мнимым чертам характера ребенка, дает возможность родителю поверить, что у него эти же качества отсутствуют. Проявляется в топорном обращении и эмоциональном отторжении.

Перемещение ссор между родителями на воспитание (блок ВК). Споры между двумя родителями как верно воспитывать ребенка. Один за жесткое воспитание, другой за более либеральное. Происходит смешение доминирующей гиперпротекции с потакающей гиперпротекцией. Каждый считает, что он прав и его методы воспитания верны.

Блок предпочтения мужских качеств – ПМК и блок предпочтения дамских качеств – ПЖК. Отношение к ребенку складывается из отношений к тому или иному полу в целом. То есть, родитель проецируют на ребенка типические качества, присущие, по его мнению, конкретному полу. Например, в семье, где мать ставит выше женские качества, к мальчишке формируется эмоциональное отталкивание, а к его сестре – максимальная забота, гиперпротекция.

Правила пользования методикой

При заполнении теста, основное – это психологический комфорт того, кого опрашивают и правдивость его ответов. Итоги обрабатывают путем учета баллов в любом блоке. Уже выведено диагностическое значение для каждого блока и судя по тому достигают количество обведенных родителями ответов диагностического смыслы, определяется соответствующий тип воспитания.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here