Методики на мышление для младших школьников

623

Обучение детей мыслить — задача не из легких, но весьма необходимая. Развитие критического мышления у вашего ребенка даст ему некоторую свободу в рассуждениях, развитии аргументов и открытии новоиспеченных знаний для себя. Способность мыслить отличает человека от животных, поэтому крайне важно научить ребенка размышлять и размышлять. В материалах этой статьи мы приведем несколько практических методик, по которым можно определить уровень развития мышления у детей меньшего школьного возраста. Ведь своевременная диагностика дает возможность вовремя выявить проблему и начать борьбу с ней.

Методики для детей 6-7 лет

Методики на мышление для детей меньшего школьного возраста могут существенно отличаться друг от друга, т.к. мышление шестилетних малышей отличимо от мышления, так, десятилетних. Поэтому и методики, позволяющие определить уровень школьников 1-2 классов, сильно отличаются от методик для учеников 3-4 классов. Так, для первоклассников они могут быть схожи с методиками, подходящими и для дошкольников-выпускников. В то время как разработки для детей 4-х классов можно предлагать ученикам посредственного звена.

Методика диагностики мышления «Сложение пирамиды»

Такая методика применяется при установлении состояния наглядно-действенного мышления. Чтобы прочертить данный эксперимент, требуется несколко различных по конфигурации пирамидок, слагающихся из определенного числа звеньев и колпачков. Задача ребенка запомнить необходимую последовательность всех элементов пирамиды и сложить ее за отведенное время.

В процессе эксперимента пирамидку показывают детям для того, чтобы они разложили ее самостоятельно. Показанное руководство выполняется при целесообразных жестах инструктора. В случае, когда они неправильно собирают заданную пирамидку, инструктор их не поправляет до завершения. Лишь по исполнении спрашиваемого задания, он указывает детям на их погрешности, и далее требует повторного выполнения.

Методика Сложение пирамиды для младших школьников

В протоколе изыскания указывается, насколько быстро ребята смогли освоить новый способ, и какими были их начальные действия. Совместно с тем учитывается состав пирамидки, вдобавок указания и действия инструктора, и даже словесные высказывания детей.

В ходе проверки протокола проведенного изыскания, создается вывод о том, насколько дети способны подготавливаться по указанным действиям. Правильно и быстро с данным упражнением справляются ребята с хорошими мыслительными способностями. В том случае, когда у ребенка достаточно снижено развитие интеллекта, он может допускать неточные и ошибочные шаги при исполнении упражнения.

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок»

Натуральная методика требуется для определения состояния наглядно-образного мышления. Для того чтобы провести диагностику, нужны будут лишь разрезные картинки, разделенные на нужное число фрагментов. Количество частей, из которых будет состоять такая картинка, зависит от года присутствующих детей. Для первоклассников количество фрагментов может колебаться от 15 до 20, для школьников постарше их число увеличивается на 5-10 долей с каждым следующим классом.

Для того чтобы упростить упражнение, изображение располагается на прямоугольнике, где на его фоне обозначены рубежи. Для усложнения задания применяются количества частей, формы сечений, и проекцией с обеих областей прямоугольника. Назначением у этих разрезных картинок является цветовая гамма их фона.

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок».jpg

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок»

В ходе эксперимента детям задают составить изображение на прямоугольном поле, состоящее из тройки фрагментов. Детали изображения раскладывают на столике перед детьми, и просят составить общую картинку. Когда у детей не получается приступить упражнение самостоятельно, тогда сам инструктор собирает одну из главных частей. В акте о проведенном эксперименте указываются совершенные поступки детей, и даже то, как проводил свою работу инструктор.

В действительности же только при четком рассмотрении алгоритма действий, можно заметить главные факторы, которые использовали дети. Действия могут быть выполнены в наглядно-образном плане, а могут быть хаотичными в наглядно-действенном плане. Если поступки детей при совершении упражнения бесцельны и сумбурны, то их поступки будут считаться ненормальными. О проблемах в интеллектуальном плане сообщает и тот факт, когда ребенок продолжительное время не может должным образом собрать изображение картинки как самостоятельно, так и с участием инструктора.

Методика диагностики «Доски Сегена»

Показанная методика используется для проверки наглядно-действенного мышления. В целях осуществления данной методики необходимы доски с отверстиями в облике разнообразных геометрических фигурок, а также пропорциональные им вкладки (такие доски уже имеются в готовом виде соответствующего формата). Задача ребенка поспеть сложить все составляющие досок за отведенное на работу время. Удобнее всего использовать для этой диагностики секундомер.

Такое изыскание проводят не только для школьников младших классов, но и для дошколят. Разнится методика для разных возрастов только лишь сложностью задания. Так, дошкольникам предлагаются доски из четырех — десяти вкладок. Для детей постарше предлагаются доски Сегена из десяти и немало вкладок. Замысловатость методики содержится в том, что определенные отверстия досок могут быть заняты только небольшим числом вкладок.

Методика диагностики «Доски Сегена».jpg

Методика диагностики «Доски Сегена»

Методика «Сюжетные вкладки»

Льющаяся методика аналогична вышеописанной «Доски Сегена». При осуществлении такой методики применяются большие доски с 10 вариантами, в каких не хватает некоторых деталей на месте отверстий. А также с наличием вкладок, которые изображают рисунки подходящих и непригодных деталей. Из огромного обилия вкладок детям необходимо избрать те, которые больше всего подходят.

При рассмотрении последствий заданного упражнения, вся сосредоточенность направлена на то, чтобы выяснить, как крепок интерес детей при выполнении такого упражнения. Особая заинтересованность направлена на конкретные шаги ребенка. И тут существует два способа выполнения упражнения ребенком. Первостепенный способ является бессмысленным и запутанным, так как здесь, дети хватают какую угодно вкладку, и непоследовательно отыскивают ей место.

Методика «Сюжетные вкладки».jpg

Методика «Сюжетные вкладки»

Методика больше подходит детям в году 6-7 лет, которые уже имеют навык правильного понятия разных ситуаций, и уже точно способны подобрать необходимую вкладку самостоятельно. При этом методе, дети способны целенаправленно найти именно ту вкладку, которую необходимо подобрать. Более старшим детям такая методика может очутиться скучной и малоэффективной.

При помощи методики «Сюжетные вкладки» можно определить целенаправленность действий в общем. Во многих случаях ребята с ограниченной памятью, даже при отличной подготовке имеют проблемы с этой методикой. Они затрудняются в подборке вкладок из-за огромного разнообразности. Сделав анализ данной ситуации можно сделать вывод о том, что неблагоприятным моментом в такой ситуации является суживание объема восприятия. Собственно данный фактор препятствует правильному выполнению задания.

Методика диагностики «Почтовый ящик»

Эта методика способствует обнаружению у детей предрасположенности к осознанию иных методов, относительно действия. Посредством такой методики можно проверить наглядно-действенное мышление у детей различных годов.

Для проведения данного эксперимента необходим «Почтовый ящик», который состоит из коробки и съемной крышки. В покрышке от ящика сделаны дыры различных форм. Парные многоцветные фигурки повторяют отверстия в крышке ящика. Правила выполнения задания могут быть нескольких вариаций, а собственно в словесной или в наглядной формулировке.

Для детей в возрасте шести лет или старше с нормальными умственными способностями такое задание является несложным, и проводится лишь при зрительном сопоставлении конфигурации отверстия в крышке с формой фигурки. Иногда дети сопоставляют фигурки с отверстиями, обычно это бывает в случаях, когда фигурки различного соотношения, или же при необходимости их разворачивания.Методики на мышление.jpg

В данной ситуации подбор фигурок осуществляется по определенному алгоритму. Если у детей есть умственные нарушения в возрасте семи или восьми лет, в таком случае они выполняют задание не зрительным соотнесением, а методом проб и промахов.

Методики для детей 8-10 лет

Если методики на определения уровня развития мышления предыдущего раздела можно предлагать первоклассникам, то начиная со второго класса уже наверняка лучше употреблять другими методиками, которые включают в себя изученный школьный материал.

Методика «Простые аналогии»

Целью этой методики является диагностика и выявление гибкости мышления ребенка и ее логичности. Ребенку выдают карточки с заданиями, где прописаны несколько слов и заданы два ключевых слова.

Так.
Ключевые слова: Петь, Танцевать
Заданные слова: стоять, двигаться, молчать, шуметь, паркет, микрофон

Задача ребенка распределить заданные слова по ключевым так, чтобы соблюдалась определенная логическая цепочка. Т.е. если ключевое слово «Распевать», то к нему логически подойдут слова «стоять», «шуметь», «микрофон» как аналогичные по принципу действия, в то пора как «двигаться», «молчать» и «паркет» к пению никакого отношения не имеют.

Методики на мышление для начальной школы.jpg

Методики на мышление для начальной школы

Подобных карточек для проведения одного изыскания может быть и должно быть несколько, оптимально 10 карточек. Если первая карточка вызывает у ребенка неясность, на ее образце можно объяснить, что он исследуемого требуется.

При обработке результатов нужно оценить количество правильных ответов. Судить о рослом уровне логического мышления можно, если у ребенка получилось 8-10 правильных ответов. Хороший уровень можно диагностировать при присутствии 6-7 правильных ответов, достаточный – 4-5 правильных ответов. Менее 4-х ответов говорит о низком уровне логического мышления у школьника.

Методика «Исключение излишнего»

Данный вид методики позволит выявить у школьников младшего звена способности к обобщению материала. Чтобы провести такое изыскание, ребенку выдается карточка с 12-ю рядами, состоящими из групп чисел.

Например, приведем нескольких из таких рядов.
Заданные слова 1 линии: стол, стул, кровать, пол
Заданные слова 2 ряда: глаза, нос, очки, уши
Заданные слова 3 ряда: сладкий, горестный, горячий, соленый
и т.д.Методика диагностики «Исключение лишнего».jpg

Задачами ребенка являются следующие:

  • исключение одного слова из каждого, которое, по его мнению, будет излишним. Так, в первом ряду это будет слово «пол», во втором – «очки», в третьем – «горячий» и т.д.
  • определить, по какому примете обобщены оставшиеся слова и почему было исключено лишнее (например, стол, стул, кровать – это предметы меблировки, а пол в эту категорию не входит.)
  • определить, сколько всего рядов обобщено по одному родовому понятию (ведь одинаковые обобщающие понятия могут встречаться в различных линиях)
  • найти ошибки в рядах, где невозможно выделить только одно слово или нельзя обобщить предложенные слова по одному родовому понятию.

Обработка итогов также основывается на количестве правильных ответов. О высоком уровне мышления свидетельствуют 10-12 правильных ответов. Хороший степень можно определять при наличии 8-9 правильных ответов, достаточный – 6-7 правильных ответов. 5 и меньше правильных ответов сообщает о низком уровне мышления у ребенка.

Методика «Изучение скорости мышления»

«Ну, ты и тормоз!» — такое выражение нередко можно услышать от подростков по касательству к кому-либо, если тот медленно соображает. Определить скорость мышления можно благодаря следующей методике. Суть ее несложна. Ребенку предлагается определенный набор слов, в каждом из которых пропущено по несколько букв. Чтобы исследовать спрашиваемый показатель, ребенку нужно на время (с помощью секундомера засекается 3 минуты) прочитать слова, на ходу вставляя пропущенные литеры.

Методика диагностики «Скорость мышления».jpg

Оценку результатов проводят по количеству прочитанных ребенком за отведенное время в зависимости от возраста. Высокой скорости мышления детей от 8 до 10 лет отвечает: 25-30 слов за 3 минуты, хорошей – 20-24, средней – 15-19. Если ребенок успел прочесть от 10 до 14 слов, то скорость его мышления ниже средней. Более низкие показатели характеры инертному мышлению.

Для первоклассников есть другая шкала результатов:

  • Высокий уровень – 16-19 слов
  • Хороший уровень – 10-15 слов
  • Средний степень – 5-9 слов
  • Низкий уровень – меньше 5

Методика «Изучение саморегуляции»

Целью проведения данной методики является формирование саморегуляции в интеллектуальной деятельности меньших школьников. Для проведения исследования ребенку предлагают в течение 15 минут чертить на листе в линию палочки и черточки в определенной последовательности. При этом невозможно выходить за линию полей, правильно соблюдать переносы черточек и писать не в каждой строчке, а пропуская одну.

Мышление у детей начальной школы.jpg

Мышление у детей начальной школы

Во пора исследования за поведением ребенка внимательно наблюдают специалисты: его реакция на допущенные ошибки, поведение при самопроверке работы и иные критерии. Оценка результатов осуществляется по результатам наблюдений за ребенком во время работы и по характерным особенностям начертанных символов.

1 степень саморегуляции – высокий. Работа выполнена аккуратно в полном объеме, ребенок работает сосредоточенно, ошибки практически отсутствуют (или отсутствуют вообще) и они исправлены дитятей. Перед сдачей работа перепроверена ребенком.

2 уровень саморегуляции – хороший. Работа выполнена более менее чистоплотно, практически в полном объеме, ошибок немного, но ребенком они не исправлены по причине того, что он их не заметил. Проверку работы он осуществляет свободно. Качество оформления для него не особенно важно, хотя получение хорошего результата ребенка очень интересует.

3 степень саморегуляции – средний. Работа выполнена, что называется «на троечку», объем работы не полный, присутствуют ошибки, возможно неаккуратные исправления. Промахи допущены не только по невнимательности, но и потому, что мог не запомнить нужную последовательность. В конце исследования работу сам не проверяет, желания что-либо исправить и дополнить, чтобы улучшить качество труды, ребенок не проявляет. В результатам исследования равнодушен.

4 уровень саморегуляции – низкий. Цель работы потеряна исследуемым еще в ее процессе. Немало ошибок, на проверку работы времени либо не остается, либо он не хочет этим заниматься. Как к качеству работы, так и к ее итогам ребенок равнодушен.

5 уровень саморегуляции – очень низкий. Ребенок не понимает задания.

Вместо заключения

В настоящее пора школьная демотивация заставила учащихся перейти от активного мышления к пассивному. То есть каждый день они тратят меньше поре на размышления и больше времени проводят в социальных сетях, за компьютерными играми, в мобильных приложениях, что отрицательно сказывается на мыслительных процессах в цельном. Поэтому, учить думать, развивать критическое мышление детей с раннего возраста стало очень важной проблемой родительства. Если вы желаете, чтобы ваш ребенок обрел независимость, стал успешным, а также выстроил свое собственное критическое мышление, вы должны развивать в нем такие способности: мыслить и рассуждать. Если он научится размышлять, вы дадите ему крылья, чтобы он чувствовал себя свободнее и увереннее по жизни.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here