Методика Глена Домана: описание

567

Методика Глена Домана назначена для обучения детей раннего возраста и их развития. Сейчас стало модно учить детей счету, чтению четь ли не с пеленок, расширять их горизонт. Иногда родители делают это даже в ущерб себе и своим малышам. Трехлетние крохи уже участвуют в конкурсах, олимпиадах, состязаниях, порой даже не осознавая, зачем это им нужно. С одной стороны, это не плохо. Родители проводят с ребенком много поре, ребенок активно развивается, у него формируется мышление, память, логика. С другой стороны обучение «наукам» в столь раннем году больше похоже дрессировке цирковых собачек. Во всяком случае, методика Домана существует и это повод узнать о ней подетальнее. Об этом и пойдет речь.

Правила обучения по методике Домана

Прежде всего, нужно объяснить, чем хороша методика Глена Домана и на каких принципах она базируется. Тогда будет удобопонятно, кому она подходит, чего ожидать от нее и какие результаты можно получить, если заниматься с ребенком по данной методике.

Итак, основные правила методики Глена Домана:

  • обучение вытекает начинать с раннего возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем легче и с большим удовольствием он будет учиться;
  • ребенка непременно необходимо поощрять похвалой и проявлять искреннюю радость за его достижения;
  • родителям самим очень важно чувствовать доверие и почтение к ребенку;
  • развивающие занятия должны быть приятны для ребенка и обучающего;
  • чтобы информация лучше усваивалась ребяческим сознанием, занятия должны проводиться в подходящей для этого атмосфере;
  • процесс обучения необходимо прерывать до того момента, как ребенку сделается скучно;
  • необходимо максимально часто привлекать новые материалы;
  • родителям очень важно быть собранными и последовательными, коротать систематические занятия с ребенком, а не только тогда, когда на это есть время и желание;
  • ребенка нужно освободить от проверки знаний;
  • учебные материалы должны быть подготовлены скрупулезно и заблаговременно;
  • в случае утраты интереса к изучению материала у ребенка или обучающего следует закончить занятие.

Физическое развитие ребенка согласно методу

Глен Доман определяет семь стадий созревания мозга ребенка от рождения до шести лет и находит, что этот процесс можно ускорить. По его мнению, успешное умственное и физическое развитие взаимосвязаны. Чем раньше родители позволят малышу беспрепятственно подвигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг. Важно не упустить возможность изначально, поскольку в самый ранний период существования мозг развивается наиболее активно, и все стадии его развития проходят последовательно. Уже само положение тела ребенка после рождения воздействует на то, насколько быстро он начнет самостоятельно двигаться и интеллектуально совершенствоваться.

Малыша необходимо класть на живот, чтобы он мог вольно шевелить руками и ногами. Важно, чтобы на ребенке было минимальное количество одежды, не стесняющей движения. В горнице нужно поддерживать достаточно высокую температуру, комфортную для легко одетого младенца. Чтобы ребенок мог свободно ползти, его необходимо класть в особый трек, который можно сделать с небольшим уклоном для облегчения передвижений. Когда малыш будет уверенно ползать, можно отпускать его на гладкий пол, предварительно подготовив поверхность и соблюдая все меры предосторожности. Для развития у ребенка хватательного рефлекса нужно класть его на горбу, чтобы он ухватился на пальцы взрослого и осторожно приподнимать.

Тренировка вестибулярного аппарата заключается в покачивании, перекатывании и вращении малютку. На протяжении прохождения ребенком семи стадий развития необходимо создавать подходящие условия для последовательно расширяющихся двигательных навыков: от ползания на четвереньках до выполнения гимнастических программ.

Как заниматься с дитятей при дефиците времени

Глен Доман утверждает, что работа интеллекта основывается на фактах. Чем больше точных и полезных фактов пристроить в мозг ребенка, тем больше правильных выводов он сможет сделать. В качестве примера автор приводит следующую ситуацию: дитя смотрит в окно и, увидев во дворе собаку, спрашивает маму «что это?». За 30 секунд взрослый может отреагировать одним из вариантов:

  • «Извини, я взята»
  • «Это гав-гав»
  • «Это собака»
  • «Это собака породы сенбернар»
  • Продемонстрировать ребенку десять рисунков с собаками различных пород
  • Показать ребенку те же карточки с собаками, но попутно объясняя: «на всех картинках представлены собаки: овчарка, спаниель, болонка, колли, чау-чау…»Методика Глена Домана: описание

Доман считает, что последняя стратегия ответа самая верная. Так ребенок научится устанавливать связи между фактами. При просмотре картинок его мозг сам сделает выводы, что собаки случаются разного окраса и размера. Впоследствии, увидев на улице любую из показанных пород, малыш без труда сможет установить, что это собака.

Автор методики утверждает, что на любой из ответов ребенку тратится около 30 секунд, но результаты развития его интеллекта, будут существенно отличаться.

Запись на обучение по программе

Как научить ребенка читать по методике Домана

Глен Доман считает чтение одним из наиболее важных новыков. Автор, ратифицирует, что ребенка можно учить чтению с момента рождения. Из белого картона необходимо изготовить полоски 10х50 см и написать на них слова алым фломастером. Все буквы должны быть печатными, высотой 7,5 см и толщиной 1,5 см. Слово должно быть окаймлено полями по 1,5 см. Необходимо демонстрировать ребенку карточки по 5-10 секунд, четко проговаривая написанные на них слова.

В первоначальный день малышу дается на изучение пять слов. Занятие повторяется три раза, не чаще, чем с получасовыми перерывами. На другой день младенцу следует повторить трижды показ вчерашних слов и добавить к ним еще пять карточек с новыми словами, так же показав их три раза. Другой день должен состоять из шести занятий. В конце каждого занятия важно хвалить и обнимать ребенка.

Первые 15 слов, какие малыш увидит, должны быть ему приятны и хорошо знакомы. Например, это могут быть имена членов семейства или домашних животных. Обучаясь, ребенок поэтапно будет осваивать словосочетания, предложения и книги.

Как обучить ребенка счету по методике Домана

Глен Доман задается проблемой, почему дети могут мгновенно считать. Ответ заключается в том, что ребенок мыслит фактами и, увидев определенное число точек на бумаге, он в отличие от взрослого представляет предметы не в виде написанной цифры, а воспринимает их действительное количество.

Для обучения необходимо изготовить из белого картона минимум 100 карточек размером 27х27 см. На каждую карточку необходимо хаотично наклеить алые точки от 1 до 100, диаметром около 2 см. В первое занятие следует показать ребенку пять карточек, на которых размещено от одной до пяти точек и отчетливо называя их количество. Нужно повторить этот процесс трижды за день, по меньшей мере, с получасовым интервалом. Занятие должно занимать в общей сложности не более трех минут.

Завершив обучение, важно поощрить ребенка похвалой и объятием. Во другой день необходимо добавить к ранее пройденным карточкам еще пять штук с количеством точек от 6 до 10, увеличив пора занятий до 6 минут. Нужно продолжать занятие, пока не будут показаны все 100 карточек. Этого достаточно, чтобы дитя усвоил идею количества. Основываясь на этой базе, ребенок в дальнейшем сможет поэтапно освоить цифры, уравнения и решение задач.

Получение энциклопедических знаний

Программу получения энциклопедических знаний можно начинать при условии успеха в обучении чтению. Она позволяет ребенку обзавестись многогранные знания о мире в виде фактов. Каждый факт эквивалентен одному биту информации, который вытекает разместить на карточке «бит интеллекта». Карточка должна содержать отчетливый рисунок или фотографию, изображающие только один объект, то есть иллюстрирующие один факт.Методика Глена Домана: описание Предмет должен быть незнаком ребенку и иметь недвусмысленное информативное наименование. Карточки следует разделить по категориям. Например: «птицы», «писатели», «животные». В каждой категории надлежит быть не менее десяти карточек. По мере обучения можно разделять карточки на более мелки подкатегории. Категоризация значительна и помогает ребенку систематизировать полученные знания с помощью проведения закономерностей. Демонстрация карточек из одной категории должна продолжаться 10-15 секунд.

Начинать можно с трех разных категорий, в каждой из которых по 10 карточек. Постепенно, когда дитя усвоит около 1000 карточек, можно будет переходить к составлению «интеллектуальной программы».

Спорные моменты в курсе

Вопреки наглядности и убедительности педагогической системы, изложенной в трудах Домана, при ее изучении возникает достаточно дискуссионных точек.

  1. Автор методики ратифицирует, что мозг человека подобен компьютеру, обладающему большим объемом и совершенным инструментарием для обработки информации. Но люди и, особенно, ребята мало схожи с серийными заводскими механизмами. Если ребенок не сумеет проанализировать огромный поток полученной информации и воспользоваться ею, то она не будет содействовать его образованию и развитию.
  2. Информационный переизбыток может привести к утомлению и истощению ребенка. Есть риск появления психологических и физиологических проблем, таких как : замкнутость, проблемы с концентрацией и общением, ранимость, внезапная смена настроения, мигрени, отсутствие аппетита.
  3. Развивающее воспитание надлежит производиться соответственно возрасту ребенка. На первых порах у малышей развивается наглядное мышление, что помогает им, увидев на улице собаку, разузнать ее и правильно назвать. В процессе разглядывания карточек ребенок может соотнести слово лишь с определенной нарисованной ни них картинкой. Потому, посещая цирк, он не сможет узнать льва или тигра, если не видел их на карточке.
  4. Каждый ребенок от природы влечётся к творчеству, поиску и самостоятельному обретению знаний. Метод Глена Домана предполагает, что малыш инертен, поскольку процесс обучения заключается лишь из демонстрации картинок и констатации безликих единиц информации.
  5. Делая упор на интеллектуальном прогрессе, система Домана обделяет вниманием этическое, эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. У него остается меньше возможностей для творчества и общения с опоясывающими.
  6. Занятия предполагают включение только органов слуха и зрения, в то время как для всестороннего развития не менее важны аромат, вкус и тактильные ощущения.
  7. Изучая подписанные карточки с картинками, ребенок запоминает слова автоматически и может соображать только то, что выучил. Увидев в книге незнакомые слова, он не сможет их воспринять.
  8. Информация, воспринимаемая на слух или через текст, не вечно должна быть подкреплена изображениями. Иначе ребенку будет сложно самостоятельно выстраивать в голове образы и декламировать книги без картинок.
  9. Дети любят игры и хорошо усваивают информацию через интерактивное взаимодействие. Обучение лишь посредством карточек исключает активное участие ребенка и вряд ли является достаточным для его активного развития.
  10. Изготовление карточек спрашивает от родителей времени и усилий, что постепенно может снизить их мотивацию к занятиям.

Вместо заключения

Мода на раннее развитие детей растет в геометрической прогрессии. Как приверженец идеи, что все в жизни должно быть своевременным, пожалуй, не соглашусь со всем вышесказанным. Учить чтению ребенка, какой еще не выговаривает все буквы достаточно хорошо или дрессурой учить его устному счету, пусть даже в пределах 10, мягко сообщая, не совсем умно. Но у каждого родителя на этот счет свое мнение, и если кто-то считает, что развивать ребенка по всем новомодным методикам необходимо, значит, так тому и быть. Самое главное в этом процессе, не забывать, что обучение должно приносить удовольствие всем участникам.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here