Методика «Кактус»: для младших школьников

347

Методика «Кактус» — весьма простой тест для детей возрастной категории от 5 до 6 лет. Ребенку предоставляют лист бумаги и без излишних слов предлагают изобразить на нем кактус. Посмотрев на рисунок, родитель или педагог уже может установить эмоциональное состояние и уровень агрессивности малыша. Безусловно, чтобы коротать подобные исследования, нужно иметь соответствующее образование. Но часто родители желают протестировать ребенка самостоятельно в домашних условиях. Мы расскажем более детально о методике «Кактус» и о интерпретации рисунков младших школьников.

Цель и специфические особенности графической методики

Рисунок часто помогает понять сегодняшнее состояние человека и выделить его особенные черты. Люди во время созидательной работы изображают на холсте различные образы, в которых находится вся необходимая информация о восприятии мира, внутреннем состоянии.

Графическая методика помогает ввести:

  • насколько психологически комфортно ребенку;
  • его характер;
  • самооценку;
  • восприятие ним опоясывающих людей.

В методике собраны все положительные черты подобных тестов. Первоначальный и, пожалуй, самый важный фактор — это экономичность. Не нужно никаких особых затрат, лишь графические материалы и пространство для рисования. Легкость проведения – второе совершенство методики. Достаточно дать крохе листик и карандаши.

Но стоит подметить, махонький испытуемый может быть под впечатлением от какого-либо события, что повлияет на итог теста. Поэтому рекомендуется проводить исследования 2-3 раза в различными интервалами. Целый психологический портрет будет возможно составить лишь тогда, когда будут пройдены все прочие классические тесты.

Методика «Кактус».jpgТакими классическими методиками, которые дают немало точный анализ эмоционального состояния и всех остальных характеристик являются:

  1. «Дом. Дерево. Человек» — пять подойдет для диагностирования самооценки, затруднений в общении, неуверенности в себе. Также этот тест покажет: ощущает ли себя ребенок защищенным и насколько он агрессивен.
  2. «Изобрази свою семейство» — тут рисунок, как и в других тестах, говорит сам за себя. Буквально все детали что-то сообщают о его отношении к тому или иному члену семьи. Используемые цвета, дистанция между нарисованными людьми, их количество покажут: кто малышу больше итого нравится, кого он недолюбливает и всю остальную специфику взаимоотношений в семье.
  3. «Несуществующее скот» — ребенок неосознанно изображает в непонятном существе самого себя. Потому его окраска и форма раскроют родителю, педагогу или же психологу все, что таится в махонькой головке художника.

Проведение исследования «Кактус» в младшей школе

Для тестирования в школе используют листы формата А4 и несложные карандаши. Если же нужен более глубокий анализ, то применяют цветные карандаши, в этом случае необходимо иметь понимание о методике восьми цветов Люшера.

Инструкция к выполнению крайне несложна для понимания и детей, и взрослых. Требуется просто представить у себя в башке кактус, а затем перенести его на холст. Следует также ознакомиться с условиями верного проведения тестирования, но они тоже не такие уж и сложные.

  • Ребенок должен быть в естественной обстановке, ничего не должно его напрягать.
  • Если малыш не постиг, что от него требуется, объясните ему еще раз без лишних советов и подсказок.
  • При излишнем беспокойстве стоит аккуратно упомянуть, что данная работа не оценивается, но ее стоит писать более старательно.
  • Стереотипные шаблоны кактусов желательно попросить нарисовать еще раз.
  • Не повисать над тестируемым учеником, не расспрашивать ни о чем во время рабочего процесса, не навязывать свои идеи.

Для уточнения итогов исследования у ребенка могут понадобится дополнительные способ получения информации. Родитель или психолог могут попросить школьника дорисовать отдельные элементы кактуса. Для этого могут потребуются дополнительные вопросы такие как:

  • Как будет изменяться кактус со временем (то кушать размер и количество иголок, форма, цвет)?
  • Где находится данный цветок: в домашних условиях или на натуре?
  • Его окружает много растений или же он одинок?
  • При соприкосновении сильно ли колется кактус?
  • Ему нравится, когда за ним бегают?

Ориентируясь на наводящие вопросы, дети рисуют кактусы, по которым после можно определить степень агрессивности ребенка и его эмоциональное состояние.

Интерпретация рисунков меньших школьников

Существует много разновидностей кактусов: огромных размеров и совершенно маленькие, с острыми колючками и небольшим пушком вместо них; пояснение рисунка опирается именно на этих факторах. Важно определить является ли изображение доказательством какой-либо травмы на интуитивном уровне или приятным воспоминанием. Найти тонкую грань может лишь неплохо разбирающийся в этой области человек.Интерпретация рисунков младших школьников.jpg

Ниже будут представлены небольшие подсказки к толкованию трудов.

  1. Враждебность или же агрессивность проявляется в ярко выраженных иголках (малыш мощно давил на карандаш), а также их длине. Направление колючек зависит от того, к кому школьник чувствует эту враждебность. По направлению вверх – к взрослым, в стороны – к своим одногодкам, книзу – к детям младшего возраста. Еще так может выражаться защита себя и своей личности от постороннего влияния, давления.
  2. Резкие, короткие штрихи, сделанные с достаточно мощным нажимом, указывают на импульсивность.
  3. Самолюбие — цветок расположен по центру листа, большенный по габаритам.
  4. Кропотливая работа с разнообразными детализированными отростками, необычная конфигурация кактуса — это открытость.
  5. Отростки, находящиеся внутри изображения, различные зигзаги символизируют закрытость. В таких случаях дитя знает намного больше, чем говорит.
  6. Растения, выражающие положительные эмоции, нарисованные ослепительными цветами, свидетельствуют о таком же положительном настрое автора сего творения. Вывод: усмехающиеся, разноцветные, смеющиеся кактусы — оптимистичность.
  7. Преобладают темные цвета, черты прерывистые и неуверенные, слабо прорисованные – тревожность, настроение малыша может быть ниже посредственного.
  8. Покладистость – линии в этом случае плавные, аккуратные, не толстые, присутствуют элементы декора в опоясывающей среде, бутоны на самом кактусе. Это еще говорит о творческой натуре махонького художника.
  9. Общительность — кактус на холсте изображен не один, а его окружают немало других растений.
  10. Цветок на рисунке находится в домашней атмосфере (на подоконнике, в горшке, могут быть виданы шторы, окно и другие предметы быта), это говорит о том, что тестируемый дитя жаждет больше тепла и защиты со стороны родителей.
  11. Если на поле других растений выделяется один единственный кактус где-то в сторонке, малыш не бедствует в покровительстве семьи.
  12. Изображение небольших размеров может указывать на заниженную самооценку или навыворот, слишком большое изображение — о завышенном чувстве собственного достоинства.
  13. Посредственный по величине кактус, расположенный примерно на 2/3 листа – самооценка на нормальном степени, школьник доволен собой.

Немного подробнее о самооценке и уровню общительности. Все это зависит от благосклонности растения на «холсте». Как можно догадаться, чем выше рисунок, тем выше эмоция собственного достоинства. Точно так же, если объект находится низко, то и эмоция собственного достоинства ниже. Кактус может быть нарисован еще по правую и левую сторонки листа. Интроверты обычно находят нужным изобразить свое растение левее, экстраверты же – правее.

На случай немало подробной трактовки результата также понадобятся значения цветов по интерпретации Люшера.

  • pеленый значит уверенность в себе;
  • желтый – это страх перед обществом, кроха страшится быть отвергнутым;
  • синий – спокойствие, душевный комфорт;
  • красный – огромный поток энергии, эмоциональность, жажда преодолевать все, как пламя;
  • серый – нейтральный цвет, сигнализирующий о таком же нейтральном касательстве ребенка к чему-либо;
  • белый в редких случаях говорит о проблемах со зрением и неспособности ухватить сюжет;
  • черный – противоречие, избалованность, закрытость;
  • фиолетовый – волшебство, мечтательность.

Дабы закрепить материал, ниже предлагается рассмотреть образец интерпретации.

Интерпретация рисунков младших школьников.jpgВ глаза сразу бросаются яркие цвета, значит дитя достаточно позитивный и оптимистично настроен. Следующая вещь, которая притягивает внимание, это количество иголок – их очень много.

Можно сделать вывод, что автор этого рисунка агрессивен по отношению к остальным. Большой горшок указывает на недостача семейной общности. Мягкие формы, плавные линии, элемент декора в облике распустившегося цветочка, безусловно, говорят о женственности, творческой натуре. Выпуклости — это открытость и искренность человека, представившего кактус.

Мнение педагогов по поводу методики

Совсем неплохие отзывы оставляют как специалисты, так и преподавателя. Этот тест расценивают как один из самых выдающихся среди прочих графических методов, которые также были перечислены вначале статьи. Немало вводит в заблуждение наличие колючек в общем, но как утверждают разбирающиеся люд, кактус не должен быть совсем лысым. Если иголок немножко – это хорошо, ведь они представляют собой некую защиту. Абсолютно гладкие растения указывают на то, что дитя чрезвычайно наивен, ничему хорошему это не сулит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here