Методика «Лесенка»: для дошкольников

18

Самооценка – понятие человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не лишь формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой вечно будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, изливать свою точку зрения и прочее.

Цель и характерные особенности графической методики

Над формированием самооценки можно и необходимо работать. Часто достаточно внешне взглянуть на ребенка или взрослого, чтобы постигнуть, что происходит с его самооценкой. Но иногда не все так просто. Человек может чувствовать себя комфортно и непринужденно в компании известных, родных людей и совершенно теряться перед незнакомой аудиторией. Все потому, что он ощущает себя хуже, менее успешным или еще по каким-то субъективным причинам не достойным прочих.

Чтобы вовремя распознать такие отклонения в формировании самооценки у ребенка и поддержать ему справиться с этой проблемой, среди дошкольников периодически устраивают психологические тестирования.

Изыскание самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Для благополучного развития личности ребенка вящую роль играет наличие правильной и адекватной самооценки. Поэтому для того чтобы выявить самооценку ребенка-дошкольника, разузнать его отношение к самому себе и понять как, по его мнению, относятся к нему его сверстники, существует диагностическая методика «Лесенка».

Различают два вида данной методики:

  1. Диагностика детей дошкольного года;
  2. Диагностика детей младшего школьного возраста.

Целью исследования является дефиниция особенности самооценки ребенка, то есть отношение к самому себе. Понятие ребенка о том, как его видят и оценивают сверстники, родители, а также другие люд.

Для проведения данной методики нужны самые обыденные канцелярские принадлежности: лист бумаги и карандаш. На листе необходимо нарисовать лесенку с 7 ступеньками и фигурку человека, какую можно вырезать из более плотной бумаги. Все ступеньки имеют равный размер, кроме 3 – она более широкая.

Процедура исследования самооценке заключается в беседе с дитятей. Ему предъявляют рисунок с изображением лесенки, поместив фигурку обследуемого ребенка на посредственную самую широкую ступень. Объясняют, что данной фигуркой является он. На ступеньке рослее ставят хороших детей. На самую высокую ставят самых лучших ребят. И в возвратном направлении. На самой нижней ступеньки стоят плохие дети, а те, что порослее — не очень хорошие. Задание может быть непонятно ребенку, потому необходимо повторить еще раз условия его выполнения.

Некоторые педагоги немного меняют правила изыскания. Например, ребенку самостоятельно дают право выбрать ступеньку. И весьма часто дети ставят фигурку «себя» на высшую ступень. Это почитается нормой дошкольного возраста. Намного хуже обстоят дела, когда дитя преднамеренно ставит себя на самые низшие ступени, или вовсе на заключительную. Результат в таком случае говорит наличии отрицательного отношения самому к себе. Это заключение является серьезным нарушением структуры личности.

Порой это состояние ведет к депрессивному и нервозному поведению у дошкольников. В таких случаях ребята думают, что родители их любят за хорошее поведение. А дети не могут быть всегда хорошими, при этом еще и не соответствуя идеальным взглядам родителей. В таких семействах дети сомневаются в силе любви родителей.

Такая же ситуация просматривается, когда с дитятей не занимаются дома, не уделяют должного внимания. Опека и чрезвычайный контроль, крайний авторитаризм и пренебрежение дитятей и приводит именно к таким результатам. Конечно, для уточнения результатов, ребенку задаются проблемы. И куда будут обстоять дела хуже, если ребенок посчитал, что собственно родители ставят его на эти «низкие» ступени.

Инструкция к проведению тестирования

Самооценка ребенка с поддержкой диагностической методики «Лесенка» подразумевает определенное количество простых проблем. Взрослыми задаются вопросы, которые он регистрирует сразу в своем блокноте. Эти вопросы раскрывают тайну отношений родителей к ребенку с точки зрения самого дошкольника. Так, куда на лесенке тебя поставят тебя взрослые – мама, папа, бабка, воспитатель. В ответах ребенка важно, чтобы кто-то из близких людей установил ему место на самых верхних ступенях лестницы. Такой ответ будет почитаться проявлением комфортного самоощущения, которое напрямую связано с чувством защищенности.

«Лесенку» можно коротать как в дошкольных учреждениях, так и дома. При необходимости выявить самооценку ребенка и взаимоотношения к нему сверстников проводят исследования в домашних условиях, с теми же правилами. Также коротать данную методику можно как индивидуально, так и групповым составом, например, группой в ребяческом саду.

Исследование самооценки ребенка проводят, когда ребенок есть в хорошем настроении и позитивно настроен на работу. При работе с ребенком значительно использовать простые слова антиподы. Слова «хорошие» и «плохие» заменяют на «добросердечные» и «злые».

Инструкция выполнения при индивидуальном занятии.

Ребенка просят представить вытекающую ситуацию и ответить на вопросы.

«Перед тобой лесенка. Если рассадить на ней ребят, то на трех верхних ступеньках будут сидеть самые лучшие и добросердечные ребята. Они очень послушны и не хвастливы, а еще они добрые, сильные и умные. Чем рослее ступенька, тем лучше они проявляют себя. А вот на трех нижних сидят не весьма хорошие дети, особенно на самой нижней ступени.

Ребята тут расположились балованные, глупые, злые и завистливые. Они плохи, самые нехорошие и очень плохие. На самой широкой части лесенки находятся и не нехорошие и не хорошие дошкольники. Куда бы ты поставил себя? (если, согласно иной методике, ребенку определили место на средней ступени, то вопрос заключительный не задается). Почему ты принял именно такое решение? А куда бы ты поставил папу, маму, брата?»

Все это пора необходимо фиксировать, как ребенок справляется с поставленной целью, какие аргументы он учитывает и учитывает ли их вообще? Если по каким-либо винам ребенок не дает поясняющих ответов самостоятельно, необходимо ему подсказывать, задавать наводящие проблемы: «Почему ты сюда не поставил? Как так произошло?»

Методика «Лесенка»: для дошкольников.jpg

Инструкция выполнения при групповом деле

Инструкция выполнения при групповом занятии похожа на предыдущий вариант изучения самооценки. Разница заключается в том, что «Лесенку» пишут на доступных всем участникам зонах видимости, например, на настенной доске. Значительно, что ни в том, ни в другом случае номера ступенькам не присваивают. Групповые занятия демонстрируют степень важности каждого человека в участии самооценки дошкольником. Такие «беседы» коротают в детских садах.

При групповых занятиях исключается возможность работы немало детально с каждым обследуемым. Иногда по результатам групповых вариантов изыскания отбирают кандидатов на индивидуальные беседы.

Интерпретация результатов тестирования

Для интерпретации итогов используют следующую таблицу типа самооценки.

1. Неадекватно завышенная самооценка (Самая верхняя ступень). Дитя, не задумываясь, поставил себя. Аргументирует свой выбор мнение взрослого. Находит себя только хорошим.
2. Завышенная самооценка. Несколько раздумывал перед выбором варианта. Находит, что имеет недостатки и промахи, связанные с независящими от него факторами. Суждение окружающих может быть ниже своего собственного.
3. Адекватная самооценка. Обдумывает задание, объясняет свои поступки, ссылаясь на реальные ситуации. Оценка взрослого  совпадает с собственной оценкой.
4. Немножко заниженная самооценка. При выборе данной ступени обосновывает решение, словами взрослого по касательству к себе, скрывая свое несогласие.
5. Заниженная самооценка Самооценка порой связана со уложившейся ситуацией
6. Низкая самооценка Ребенок считает себя плохим. Опасность заключается в том, что низенькая самооценка остается на всю жизнь.
7. Резко заниженная самооценка. (Самая нательная ступень).

Расстройство личности. Отнеся себя к «плохим парням» накапливается комплекс негативных факторов. Эта самооценка может устойчиво сохраняться у ребенка.

Следует учесть, что если дитя поставил себя на среднюю ступень, значит, он либо не понял суть задания, либо не желает его выполнять. В году 6-7 лет самооценка приближена к реалистичной и адекватной оценке ситуации.Методика «Лесенка»: для дошкольников.jpg

Для воспитателей и преподавателей важно знать, какие функции самооценки задействованы в большей и меньшей степени.

Суждение педагогов по поводу методики

Мнение педагогов по поводу диагностической методики «Лесенка» однозначно позитивное. Благодаря данному методу раскрываются внутренние проблемы ребенка, взаимоотношения в семье. Без причин низкой самооценки дошкольника разобраться с проблемой будет крайне тяжело. Для успешного результата проводятся работы с родителями с психологами-педагогами.

Огромную роль играет словесная позитивная оценка ребенку. Оценивая ступени «Лесенки», педагоги направляют свои поступки на борьбу с повышенной самооценкой, прибегают к помощи родителей, проводят собрания и семинары. Повышенная самооценка провоцирует конфликтность в социуме, не меньше, чем, если она будет занижена. Адекватная оценка поведения и самооценка – заклад правильного формирования жизненного восприятия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here