Методика Никитиных для детей

650

Супруги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – многодетные родители, создавшие в половине 20 века методику раннего воспитания детей. Сегодня Никитиных считают одними из основателей советской педагогики. Однако в то пора многие не понимали, как можно растить и учить детей по собственным необычным правилам, нарушающим рекомендации Министерства здравоохранения и общепринятые воспитательные методики.

Основные принципы воспитания «по-Никитински»

Методика Никитиных предполагает, что прежде итого родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме подходящую атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем раскрутить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.

В связи с этим, взрослым значительно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей вытекает создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие. Предложенные Никитиным принципы развития подают возможность уменьшить время обучения в школе.

По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Нередко родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему немного внимания.

В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Ребята должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые немало общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой существования и развитие творческого мышления.

Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:

  1. Дети должны заниматься тем, к чему у них кушать интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную независимость творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.
  2. Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жития ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать поддержка можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким манером ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.
  3. Необходимо сочетать физиологическое и умственное развитие. Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.
  4. Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неуспехах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.

Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не устанавливали перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим делам раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и утилитарных навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.

Как вызвать в ребенке желание заниматься

Методика Никитиных отвечает на значительный вопрос всех родителей – как вызвать желание заниматься у ребенка?

Во-первых, следует вводить новые занятия, как лишь появляются для этого необходимые условия. Например, если обучать ребенка английскому языку с раннего возраста, то он будет ведать его как родной. Родители должны поддерживать ребенка в его стремлении к познанию нового, хвалить, а также помогать в выполнении тяжелых задач.Mетодика Никитиных для детей принцыпы.jpg

Во-вторых, ребенку важно предоставить кроме детских игрушек предметы домашнего обихода, которые обыкновенно используют взрослые. Никитины разрешали своим детям брать все за исключением чужих и ценных вещей. В качестве развивающих объектов можно использовать: часы с большим циферблатом, глобус, арифметические таблицы, весы, линейка, настенные карты.

Нередко у детей не получается выполнить новые неизвестные для них действия и задания. Никитины рекомендуют не упрекать и не ругать детей, а унять, подбодрить и мотивировать на новые достижения.

Физическое развитие детей

Физическому развитию всегда уделялась большое внимание в методике Никитиных. Ребята должны быть здоровы, подвижны. Никитины создали дома все условия для физического развития детей. Не было непременных норм, детям разрешалось делать те физические упражнения, которые им хотелось.

Никитины считали, что необходимо закаливать с младенчества – это залог крепкого иммунитета. Главной правило закаливания – все делать постепенно. Только что рожденных детей во время кормления оставляют на несколько минут голенькими, затем во пора бодрствования малыша одевают в одну распашонку, потом ребенка приучают к прогулкам на улице, постепенно увеличивая их длительность. Ходить дитя начинает босиком. Никитины жили в частном доме, и дети ходили во дворе без обуви даже зимой. Дальше ребенка приучают к холодным обливаниям. Сначала это делают дома, потом на улице. Дома дети весь год ходили разоблачёнными. Спали с приоткрытым окном. В результате такого закаливания дети в семье Никитиных болели крайне редко.Методика Никитиных для детей упражнения.jpg

Для здоровья детей также значительно правильное питание. В семье Никитиных никто не заставлял детей есть. Если ребенок хотел есть, то ел, если нет, то никто не убеждал и не заставлял его. Никаких перекусов, которые только портят аппетит. Блюда в семье Никитиных подавались самые несложные: крупы, овощи, ягоды, фрукты, молочная продукция. Еда готовилась в скороварке. Детский взрослый стол были вылиты.

Развитие интеллекта по системе Никитиных важно не менее физического. Человек должен быть не только здоровым, но и неглупым, чтобы решать возникающие проблемы, преодолевать трудности.

Интеллектуальные игры Никитиных

Для интеллектуального развития детей Никитин создал развивающие игры под наименованием «ступеньки творчества». Сюда входят игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Дроби», «Внимание», «Рамки и вкладыши» и иные. Все они объединены несколькими главными принципами: самостоятельности, неразглашении правил и постепенного перехода от простого к сложному уровню. Описание этих обучающих игр можно отыскать в книге Никитина «Интеллектуальные игры».

Правила игры ребенок познает сам. Для этого ему нужно наблюдать за другими игроками, разбирать, делать выводы. Взрослым не стоит давать подсказки ребенку. В случае если ему не удается понять правила игры, то ее попросту откладывают на некоторое время. Игры Никитиных направлены на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве.

Подробнее можно стать на 4 играх Никитиных.

  1. «Сложи узор»
    Это игра, предназначенная для детей от 1,5 лет. Чем больше ребенку лет, тем сложнее поставленные в игре задачи. Объектами для игры являются 16 кубиков, каждая грань которых имеет разный цвет. Размер ребра кубика составляет 3 сантиметра. Ребенку необходимо сложить определенный узор из кубиков. Самый простой – собрать линию из одного цвета. Затем можно переходить на немало сложные узоры. Данную игру необходимо завершить до того, как ребенок утратит к ней интерес.
  2. «Сложи квадрат»
    Это игра подходит для детей от 2 лет. Суть игры – это скопить квадрат из разных геометрических фигур. Самые маленькие могут сделать это из двух треугольников. После того, как дитя разобрался с этим заданием, можно переходить к более сложному уровню. Количество фигур, из которых нужно скопить квадрат, в зависимости от возраста детей, возрастает.
  3. «Уникуб»
    Ребенку предлагают собрать объемные фигуры из 27 кубиков по определенным схемам. 3 грани любого кубика окрашены в определенный цвет. Сложность заключается в том, чтобы правильно сочетать цвета. Самые простые задания могут выполнять ребята от 1,5 лет.Методика Никитиных для детей игры.jpg
  4. «Дроби»
    Эта игра предназначена для детей от 3 лет и позволяет познакомиться с понятием дроби. Комплект для игры состоит из 3 фанерок размером с лист формата А4. Для любой из фанерок предусмотрено 4 круга идентичного размера. Различия их состоят в расцветке и разрезе фигуры. Первый круг цельный, второй поделен на две части, третий на три и так дальше. Самый последний круг разрезан на 12 частей.
    Польза игры заключается в том, что дети могут воспроизвести расцветку, сосчитать части каждого круга и сопоставить между собой дольки, взятые из различных кругов. Это прекрасный способ увидеть и осознать, почему одна двенадцатая круга меньше чем одна шестая.

Увлекательный факт. Система воспитания детей Никитиных признана не только в России, но и в Америке, Японии, Германии.

Вместо заточения

Воспитывая детей по данной системе, можно добиться опережения в развитии по сравнению со сверстниками. Дети приобретают мощный иммунитет, благодаря физическим упражнениям и закаливаниям, легче справляются с болезнями. Дети становятся любознательными, интересуются всем новоиспеченным. Лучше справляются с возможными трудностями, не боятся действовать. Дети, воспитанные по системе Никитиных, интеллектуально развиты, самостоятельны. Благодаря совместной деятельности с родителями у таких детей образуется узкий контакт. Однако в такой системе можно найти большой подвох. Он заключается в том, что родители, взяв за основу воспитания своего ребенка систему Никитиных, ожидают от него сверхвыдающихся способностей. Сами Борис и Елена не ставили целью воспитать супердетей. Их система направлена, прежде итого, на воспитание самостоятельных целенаправленных людей, развитых физически и интеллектуально.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here