Методика «Рисунок семьи»: интерпретация

23

Вы слышали о методике выявления особенностей внутрисемейных касательств «Рисунок семьи»? Он позволяет выявить отношение ребенка к членам своей семьи, понять, как он воспринимает себя внутри нее и какую роль отводит для себя. У детей свое восприятие вселенной, свои ценности, свои законы. В материалах этой статьи вы найдете информацию о методике тестирования детей от 3 до 10-11 лет, о распорядке ее проведения, обработке и интерпретации результатов.

Суть методики

Метод рисования своей семьи применяется в том случае, когда необходимо определить отношение человека к членам своей семьи. Ценность данной методики в том, что ребенок не всегда может сформулировать и правильно описать свои эмоции и переживания, а создавая рисунок, ему удается запечатлеть то, что есть в подсознании. Через определенные символы, размещение элементов рисунка можно легковесно считать важную информацию об отношениях, царящих в семье и место в ней ребенка.

Интерпретируя результаты методики «Рисунок семейства», следует помнить, что ребенок передает в данном случае отношения, которые существуют в ее семье, свое видение взаимоотношения родителей к детям, видение своего места в семье. Но при этом на рисунке не изображаются характеристики самого ребенка как индивида или кого-либо из его семейства. Для этого существуют другие специальные методики.

Порядок проведения диагностики

Для проведения теста «Рисунок семьи» ребенку подают чистый белый лист бумаги и цветные карандаши. При этом ему говорят: «Нарисуй здесь свою семью». Никаких добавочных инструкций и вопросов ребенку не задают, а оставляют на некоторое время в покое. Время предоставляется ребенку неограниченное. В основном на это затрачивается не немало 35-40 минут.

При создании ребенком рисунка исследователь проводит наблюдения за процессом рисования. В специальном протоколе или рабочей тетради стоит отметить последовательность изображения объектов, стирание изображений, эмоциональные реакции ребенка во пора рисования отдельных элементов, спонтанные высказывания.

После завершения рисования можно задать уточняющие вопросы. Какие помогут в процессе интерпретации результатов теста.

При опросе очень важно обратить внимание, кто из семьи вызывает у ребенка позитивные эмоции, а кто отрицательные? Чувствует ли себя ребенок счастливым в семье? Особую тревогу вызывает момент, когда дитя кого-то из членов семьи сознательно не хочет изображать на рисунке. Стоит спросить с помощью удаленных вопросов, в чем вина не желания ребенка видеть это лицо в кругу своей семьи. Однако делать это надо очень осторожно, избегая ровных вопросов, которые могут вызвать агрессию и желание «закрыться» в ребенка.

При проведении диагностики следует отметить года ребенка, особенности его психоэмоционального развития, количество членов семьи, их возраст.

Обработка и интерпретация результатов

При проведении разбора теста «Нарисуй семью» стоит обратить внимание на последовательность изображения членов семьи, соответствие их количества реальному присутствию, эмоции, с которыми ребенок рисовал каждого, группировка членов семьи.

Структура рисунка семьи

Если дитя проживает в полной благополучной семье и чувствует себя в ней счастливым, он нарисует всех членов семьи. Если дитя не хочет кого-то изображать на рисунке — это выражение его подсознательного протеста против этого человека. А также невозможность изменить ситуацию в лучшую для себя сторонку.

Если на рисунке ребенок не изобразил никого из своей семьи — это свидетельствует о глубокой психологической травме и переживании малыша, связанными с семьей, эмоция ненужности. Часто такие рисунки создают дети, которые перешли в семью из детдома. В новой семье они еще не ощущают полноценной защиты и комфорта, поэтому не хотят изображать свою семью.

Уменьшенное количество членов семьи на рисунке, по сравнению с реальным, присутствует тогда, когда дитя чувствует с определенным лицом конфликт или эмоциональное напряжение. Изобразив семью без этого человека, ребенок как бы вычеркивает его из семейного сферы, и вместе с тем хочет вывести отрицательные эмоции, связанные с ним.

Иногда дети на рисунке семьи не хотят рисовать своих сестер или братьев. Это объясняется ощущением конкуренции за родительское внимание, царящее в семейству между детьми.

Изображения животных может свидетельствовать о желании ребенком отразить следующим образом свои братьев и сестер, убавив их роль в семье. Если ребенок изображает семью животных на рисунке, это свидетельствует о нехватке теплоты и доверия в семейству.

Размещение членов семьи

Размещение членов семьи на рисунке имеет ключевое значение при диагностике семейных касательств между ее членами. Чем более отдаленными будут изображены на рисунке фигуры, тем большая психологическая удаленность между ними в реальной существования.

Благополучным знаком является изображение семьи, в которой все держатся за руки. Так ребенок передает дружественность, сплоченность и обоюдную поддержку, которую испытывает в семье. Так же хороший символ — изображение семьи, которая занимается одним общим делом — совместно отдыхают, готовят еду на пикнике, катаются на лыжах и тому подобное.

Размещение членов семьи маленькими группками на рисунке демонстрирует на конфронтации в семье, микроструктуры. Если ребенок изображает себя отдельно от семьи — это верный признак его одиночества, непонимания, эмоция отчужденности и ненужности в собственной семье. Изображение стен, заборов показывает наличие блокировки определенных связей или касательств в семье, препятствия для эмоционального единения.

Изображения, которые вызывают особую тревогу за ребенка — когда он рисует себя и обводит свое изображение или пишет себя на противоположной стороне листа бумаги. Это свидетельствует об ощущение социальной изоляции, которая может углубляться, если ребенку не оказать своевременную поддержка.Методика «Рисунок семьи».jpg

Интерпретация изображения фигур

При изображении отдельных лиц следует обратить внимание на такие элементы рисунка:

  • изображение деталей постройки тела — глаз, губ, волос, рук, ног и т.д.;
  • изображение украшений — прическа, бусы, корона, узоры на одежде и тому подобное;
  • использование при рисовании цветных карандашей и их число.

Как правило, более подробно дети изображают лиц, которые вызывают у них любовь и симпатию. Если же человек является эмоционально негативным — его изображение достаточно схематично, часто одним цветом, или простым карандашом.

Человек, который вызывает у ребенка эмоция агрессии или повышенную тревожность основном рисуется серым или черным карандашом и часто затирается. Анализ по размеру фигур — самыми вящими изображаются те люди, которые олицетворяют силу и значимость для испытуемого.

Стоит обратить внимание на размеры, которыми изображает себя дитя. Если он рисует себя больше родителей — это свидетельствует о эгоцентризме ребенка. Если же его изображение очень миниатюрное — ощущение комплексов и собственной ненужности.

Изображения отдельных долей тела людей тоже имеет особое значение. Изображение фигур без рук — безволие, а также невозможность повлиять на ситуацию, жажда чрезмерного контроля. Изображение члена семьи без лица или без головы, или голова сильно зарисована — конфликты ребенка с этим человеком.

Разбор манеры рисования

При анализе манеры рисования тоже можно получить много важной информации. При этом основное внимание обращают на:

  • последовательность изображения фигур;
  • размещение фигур на листе;
  • затирки;
  • спонтанные высказывания во время рисования;
  • изображение деталей;
  • паузы;
  • возвращение к уже изображенным деталям.

Стоит помнить, что первым пишут фигуру того человека, который является для ребенка наиболее значимым. А дальше — по убыванию. Поэтому очень нередко можно наблюдать, как дети в большинстве случаев во время такого эксперимента сначала рисуют маму, потом себя, а после уже отца и других членов семьи. Если же ребенок первым изображает себя — это уже ярко выраженный эгоцентризм.

Ребята из неблагополучных семей часто изображают фоновые элементы рисунка — пейзаж, дом, а затем приступают к рисованию семьи. Это оригинальное оттягивание во времени неприятной для них задачи. Стирание отдельного человека свидетельствует о негативном отношении к нему.

Особое внимание стоит уделить спонтанным оборотам, сопровождающим прорисовывания наиболее эмоционально заряженных фигур. Поставив в этот момент ребенку правильные уточняющие проблемы, можно прояснить соответствующие моменты в анализе рисунке.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here