Страх-состояние психики, выражающее эмоция тревоги. Защитный механизм психики, данный природой. Причиной тревоги может быть как реальная, так и вымышленная угроза. Тема ребяческих страхов изучена не до конца. Объекты детских страхов зависят от уровня интеллектуального развития, опыта жизни. Увидать наличие симптомов у маленьких детей, можно по следующим признакам: не может уснуть, прижимает уши руками, кричит во сне. Также если малыш запрятывается за шкаф. Стоит обратить внимание и на общение ребенка. Замкнутый малыш, при появлении детей отворачивается, просится на длани. В целом возрастная категория до 7 лет имеет привязку к близким людям. Отсюда вытекает боязнь потерять таких людей.
Содержание:
Какие случаются детские страхи
При тестировании учитывают факт того, что дети любят подражать окружающим. Наличие определенной эмоции не несет беспрерывный характер. Узнав о наличии страха, уточняют к какому виду его относят.
Различают основные фобии:
- темнота;
- одиночество;
- быть наедине с собой;
- кончина;
- стать больным;
- чужие дети или люди;
- смерть родителей;
- наказание;
- отрицательные персонажи из сказок, мультфильмов;
- сон и тьма;
- животные, насекомые;
- транспорт;
- высота;
- вода;
- замкнутое пространство;
- вид крови;
- уколы;
- медицинское вмешательство.
При превышении нормы, можно сообщать о процессе невротизации. Скорректировать состояние могут и родители. Но при обращении к психологу, следуют назначенным рекомендациям. Специалист определяет способ труды, вам нужно быть поддержкой для дочери или сына.
Родители играют огромную роль в формировании личности. Отношение взрослых к состоянию ребенка, верная позиция помогут преодолеть трудности.
Так как наличие фобий имеют преходящий характер. Среди психологических приемов различают:
- Арт-терапия, где сквозь рисунок трансформируются текущие ощущения. Отличается наглядностью и доступностью для пациента и психотерапевта. Происходит эмоциональное исцеление, высвобождается созидательный потенциал.
- Сказкотерапия. В процессе самоотождествления с героями произведения, в личности начинают проявляться метаморфозы. На примере поведения персонажа, реализуется воспитательная функция. Атмосфера волшебства лучше итого раскрывает потенциал.
- «Страхи в домиках». Представляет собой, объединение сверхъестественных, повелевающих качеств и творческого самовыражения. Подходит для детей с трех лет. Перед начином стоит составить список вопросов. Опираются на возрастные характеристики. Озвучивая и давая выход эмоции, последняя теряет старую силу.
Описание методики по выявлению детских страхов
Вообще страх – это вполне нормальный процесс. С возрастными особенностями уходят престарелые чувства, могут появляться новые. В благоприятных условиях развития, детские фобии исчезают. Но если процесс затягивается, выходит накопление. Соответственно затормаживается личностное становление. Создаются проблемы с адаптацией.
Работа А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» сообщает о связи возраста и страхов. Методика проста в применении, но обратите внимание. Например, ребенок может сказать, что ничего не страшится. Или наоборот согласиться со всеми вопросами. А физиология говорит о другом, что является реальностью. Тестирование проводится в индивидуальном распорядке. Обстановка спокойная, медленная скорость опроса.
Правила проведение тестирования для дошкольников
Для преодоления ребенком состояния тревоги, мастерят диагностику. Важно посмотреть преобладающую эмоцию. Метод применим и для детей, не умеющих рисовать. Взрослый предлагает нарисовать два дома: черноволосый и красный. Страхи переселяют из внутреннего «я» в рисунок. В красный дом помещают эмоции, в которых ребенок не уверен. А черный наполняют остро ощутимыми переживаниями. Можно уточнять наименование страха. На этапе беседы перечисляются вопросы. Ребенок отвечает, боится или нет?
Помогает также техника открытых уточнений, когда невозможно ответить да или нет. Соблюдая правильную позу по отношению к опрашиваемому, создается доверительный контакт. Похвала и одобрение залог честности в ответах. Подсчитывают перемещенное число эмоций в черный дом.
Далее домик закрывается на замок, ключ (рисунок) выбрасывается. После чего симптомы уходят, надвигается спокойствие. Согласно возрастным нормам, количество страхов не должно превышать десяти. Городских жителей выделяют. Обыкновенная норма превышена на пять пунктов. По нескольким положительным ответам определяют доминанту. И если превышен допустимый предел, сообщают о предневротическом состоянии. Тогда уже проводят психическую коррекцию. Стоит не упускать важного момента, откладывая на потом.
Образец количественного отношения, практическая реализация страхов:
- Возраст 3 года: мальчики: 9, девочки: 7
- Возраст 4 года: мальчишки: 7, Д: 9
- Возраст 5 лет: мальчики: 8, Д.: 11
- Возраст 6 лет: мальчики: 9, девочки: 11
- Возраст 7 лет (дошкольники): мальчики: 9, девочки: 12
- Годы 7 лет (школьники): мальчики: 6, девочки: 9
Формула расчета. ИС=число страхов*100%.
Возрастные особенности проявления страхов. Если малышу 8 месяцев, для него природно бояться незнакомых людей. А подрастая, в 1,5 года кроха переживает при длительном отсутствии мамы. Также его запугивает шум в семье, манипуляции врачей и укол. В период двух лет, если был опыт наказаний, ребенок зажимается от замечаний легитимных представителей.
Важно найти подход к каждому ребенку. Видя, как мама кричит на малыша, возникает вопрос о зрелости. Ведь образование в сфере воспитания никому не помешивает.
Более того, решаются многие задачи.
Транспорт
Некоторые наблюдали, когда дошкольник раннего возраста паниковал перед обликом транспорта. Малыши не привыкли к громким звукам. В таком случае стоит успокоить ребенка, утешить. А регулярные поездки приучат к новоиспеченным впечатлениям.
Народная мудрость. В любимых сказках живут различные персонажи. Некоторые из них имеют негативный характер. Декламируя литературные произведения, необходимо провести анализ, только потом передавать содержание детям. Во многих сказках сообщают об коварстве, жестокости.
«Я сам!»
Оставив дитя в комнате одного, появляется возможность развить фобию замкнутого пространства. Вернее и безопаснее будет постепенное привыкание, быть наедине с собой. Например, заняв чадо интересной игрой можно приготовить обед. Но дитя должен находиться в поле зрения.
Пятый угол.
В младшем возрасте у ребят может наблюдаться чувство вины. Корень есть в неосознанно поведении воспитателя, родного человека. Психологи рекомендуют до трех лет не отдавать крошку в детский сад. Как только произойдет первая социализации, пришагало время расширить рамки до дошкольного учреждения.
Вместо заключения
До первого сентября остались считанные месяцы, представляется, что здесь тревожиться не о чем. Но, входя в новый жизненный период появляются другие задачи. Происходит развитие, расширяется горизонт. Ведь информационные источники в современном мире легко доступные. Главная обязанность каждого, защитить будущее поколение. С неокрепшим рассудком, трудно делать самостоятельные шаги. Близкие отношения и доверительные беседы играют важную роль.
[embedded content]