Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

362

Безусловно, нет ничего значительнее здоровья и развития детей: психологического, физического, умственного. Важно вовремя установить, как обстоят дела с этим развитием у крохи и уделять должное внимание его совершенствованию. Методик раннего развития весьма много, однако, не стоит увлекаться и экспериментировать на ребенке, делая из него вундеркинда. И уже тем немало не нужно пугаться, если выбранный способ не приносит ожидаемых итогов — каждому малышу подходит свой метод. Пытаясь «впихнуть» в махонького человечка уйму материала, не следует забывать, что — это, прежде всего дитя, нуждающийся в любви, внимании и заботе, а не вычислительная машина. В материалах этой статьи мы расскажем про имеющиеся методики раннего развития.

Три основных образа раннего развития

Психологи разделяют развитие малышей от 0 до 3 лет на три основных образа:

  1. Преждевременное, когда новорожденного уже пытаются сразу учить сидеть или даже ходить. Всем удобопонятно, что это абсурд. Так и психологически невозможно только рожденного кроху заставить выучить азбука.
  2. Позднее, когда, например, в 10 лет пытаются из ребенка сделать искусника спорта по лыжному бегу, хотя он впервые на них встал.
  3. Своевременное — то кушать самый подходящий тип, когда развитие того или иного навыка у ребенка выходит согласно его возрастных и психологических особенностей, т.е. когда малыш полностью готов к освоению «новоиспеченных земель».

Несмотря на то, что последний вариант самый правильный, не у каждого родителя получается в точности подогнуть в нужное время подходящую методику своему малышу и потому в реальной практике психологов встречаются все образа детского развития. Так что это за «зверь» — раннее обучение, в чем его смысл, позитивные результаты оно приносит или наоборот?

Суть раннего развития детей

Идеальной, подходящей для любого программы по развитию, которая бы учитывала все особенности ребенка, нет и никогда не будет. Любой малыш индивидуален, к каждому нужен свой подход, поэтому одному крохе какая-либо методика пойдет на прок, а другому та же самая будет абсолютно не подходящей. Вот почему так важно изучить родителям все предлагаемые методики и желательно согласовать раннее развитие по избранному варианту со специалистом.

С раннего возраста необходимо создать не только комфортные физиологические и психологические условия ребенку, но и такие, которые бы поспособствовали с младенчества освоить нужные навыки и знания. Организовать это сможет каждый родитель:

  • необходимо у кроватки малыша развесить различные игровые объекты, которые располагают к двигательной активности, способствуют развитию зрения, весть, сенсорики и т.д.;
  • регулярно показывать и прочитывать вслух специальные пособия, какие познакомят кроху с музыкальным, литературным и художественным искусством;
  • родителям необходимо деятельно общаться с ребенком, озвучивать многие свои действия.

Здесь скоплены самые известные и проверенные временем методики раннего развития детей, какие эффективны и при индивидуальных занятиях с родителями дома и со специалистами в образовательном середине.

Лучшие методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Даже самые примечательные методы развития не гарантируют мгновенный результат, то есть через месяц крошка не заговорит сложными предложениями, не будет решать математические уравнения и декламировать Шекспира в оригинале.

Регулярные занятия с младенцем по выбранному способу возьмут много времени и результат, возможно, будет заметен лишь год спустя. Потому прерывать занятия не стоит — с каждым разом кроха усваивает определенные предметы и приобретает нужные навыки. Память ребенка вмещает колоссальное число информации, и чем она обширнее и разностороннее, тем лучше развивается малыш.

Каждая из рассмотренных ниже методик нынешня и применяется как отдельная, так и в совокупности в центрах раннего развития, которые отворены в каждом городе России. И у каждой есть свои плюсы и минусы.

Карточки Домана

Американский ученый Глен Доман ратифицирует, что с младенчества до 6 лет дети способны только познавать окружающий их мир, а вот с 6-ти лет — уже обучаться. Познавательные упражнения он рекомендует начинать с 3 месяцев.

Ребенку демонстрируют специальные карточки, например, со словом «дом», через несколько секунд наблюдения родитель должен проговорить написанное на карточке слово. Сообразно данной системе малыши быстрее запоминают слова, усваивают информацию, а также у них развивается образное мышление, слуховая и зрительная память, образное мышление.Методики раннего развития детей.jpg

Карточки Домана со словами, точками, математическими поступками, фотографиями растений, птиц, зверей, известных людей и прочими изображениями обучают не лишь чтению, но и математике, географии. Однако не все малыши готовы к такому роду делам, многие не хотят смирненько сидеть и рассматривать карточки: это не должно нервировать родителей.

Некоторым родителям данная система обучения не понравилась из-за перегрузки ребяческой нервной системы большим объемом информации.

Философия Монтессори

Многим родителям по душе методика Марии Монтессори, основательнице самого увлекательного способа раннего развития. Занятия проходят в свободной форме, то кушать дети сами выбирают, что хотят делать в данный момент и какими объектами играть (а заодно изучать). Здесь главной задачей взрослого становится потребовать интерес у ребенка и, если нужно, помочь. Такая свобода выбора дает малышу ощущение целой независимости. Мебель на занятиях соизмерима с ростом детей и каждая предмет — доступна. На занятиях присутствуют и хрупкие изделия, которые учат резаться детей аккуратно.

Метод Монтессори выделяет личность каждого ребенка, где нет оценок, сравнений и кар за достижения детей, однако нет и поощрений. Здесь развивается также самокритика, собственное суждение.

Класс по авторскому замыслу разделен на зоны:

  • сенсорную;
  • математическую;
  • речевую;
  • утилитарную жизнь;
  • космическую.

Каждая заполняется тематическими пособиями и материалами, соответственные возрасту детей: книгами, пирамидками, сортерами, емкостями, щетками и совочками и т.д. В одной группе вечно присутствуют дети разных возрастов: в одном классе, к примеру, детки от 1 года до 6 лет, в товарищем – от 6 до 12-ти. Это сделано с целью воспитания в старших заботы о младших, а младшие в свою очередность быстрее учатся у старших.

Не каждый родитель сможет в силу своей эмоциональности грамотно заниматься с дитятей по данной методике, а потому идеальным решением будет посещать специализированный Монтессори-класс в своем городе. К тому же это и в социализации поможет.

Вальдорфские школы

Вальдорфская система популярна всему миру своей концентрацией на физическом развитии детей. Тут большинство занятий проходят в движении: танцы, игры, музыка и творчество. Они в приоритете над чтением или счетом, потому как основатели системы ратифицируют, что невозможно гармонично развивать ребенка, игнорируя двигательную активность, лишь совмещая духовное, физическое и эмоциональное развитие можно максимально открыть способности детей.Методики раннего развития детей.jpg

К тому же малыша в данной школе никто не подгоняет, он может обучаться в своем собственном ритме, тут преподаватели работают больше над качеством, чем над скоростью, при этом ничего ему не навязывая.

Ученики вальдорфских ребяческих садов играют игрушками, сделанными из «живых» природных, материалов (глины, шишек, камней, дерева и т.д.), тут нет предметов из пластмассы.

На уроках не ставят оценки, нет соревнований «кто умнее», в классе максимум 20 учеников. Однако, что не всем родителям нравится – детям запрещено употреблять мобильными, планшетами, компьютерами и прочими современными гаджетами.

Если эта методика интересна родителям, лучше отдать ребенка обучаться в специализированный класс или ребяческий сад, самостоятельно заниматься по данной системе вряд ли получится.

Комплекс Зайцева

Николай Косая также разработал развивающую методику, полюбившуюся многим родителям, поскольку она отечественная и заключается из комплекса легких в восприятии пособий для обучения русскому языку, математике и английскому.Методики раннего развития детей.jpg

Дела проходят в виде игры, что гармонично развивает физически и эмоционально ребяческую личность. Малыш с удовольствием включается в игру, причем программа эффективна как наедине с родителями, так и в ребяческом коллективе в центре.

Что интересно, на занятиях разрешается все: баловаться, разговаривать, хохотать, топать, хлопать в ладоши, можно поменять в любой момент игровые материалы (переменив, к примеру, кубики на таблички). И все же это не просто развлечение, а легкий способ донести до ребенка необходимые познания.

Родители не перестают нахваливать кубики Зайцева как наилучшие среди прочих, т.к. подлинно помогают обучать чтению с трех лет. Мамам также нравятся игровые зачисления, с помощью которых заниматься можно по-настоящему весело детям и родителям.

Книжки Сесиль Лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан разработала свою систему развития детей, опираясь на материалах Глена Домана, потому что его метод считала не достаточно целым. Это комплекс занятий, учитывающих индивидуальность каждого ребенка, его интересы и способности. Сесиль Лупан в своих книжках рекомендует общаться с новорожденным с первых секунд его появления на свет, и не стоит недооценивать кроху.

Писательница настоятельно рекомендует подписывать крупными литерами окружающие предметы (на бумажках разумеется) и регулярно их проговаривать вслух ребенку. Увлекательно, что многие родители, даже не читав книг Лупан подсознательно обучают детей по ее системе, основной идеей которой было максимальное внимание ребенку, потакание его заинтересованностям, развитие его познания с помощью множества материалов и пособий, сделанных своими дланями. Например, самодельные развивающие коврики, книги, доски с различными замочками, фотоальбомы с семейными фотоснимками и т.д.

Физиологическое воспитание по Никитиным

Супруги Никитины и их система развития известны бывальщины еще при Советском Союзе. Они воспитывали детей по своей программе, которая порой даже шокировала стороннего наблюдателя – вот насколько необычны их воспитательные зачисления.

Например, Никитины с негативом относились к коляскам, манежам и прочим «ребяческим тюрьмам», ограничивающим экспериментаторскую свободолюбивую натуру ребенка. Родители позволяли малышам заниматься тем, что им увлекательно и помогали со сложностями.

В основе системы стоит физическое воспитание и закаливание, для чего в доме непременно должны присутствовать спортивные тренажеры и снаряды, которые, причем не должны выделяться среди прочей меблировки.

Авторами утверждается идея, что ребенку ни в коем случае нельзя оставаться закинутым или перегруженным знаниями. Родители не должны относиться равнодушно и безразлично к ребяческому времяпрепровождению, вкладывая в развитие как можно больше времени и сил через участие в играх, где взрослый не будет командиром и надзирателем, как обыкновенно бывает.

Как у любой методики раннего развития, данная система имеет своих приверженцев и противников. В любом случае родители выбирают то, что интересно и полезно их чаду.

Многостороннее развитие по Тюленеву

«Метод интеллектуального развития ребенка» педагога П. В. Тюленева обучает детей математике и грамоте, развивает спортивные и музыкальные способности.

Дела разделены по возрастам:

  • два первых месяца крошке показывают на листе несложные геометрические фигуры;
  • во 2-4 месяц ребенка знакомят с животным и растительным вселенной, буквами, цифрами и т.д.;
  • с 4-го месяца актуален «Игрушкобол» — малыш выбрасывает с койки игрушки или кубики;
  • с 5-го месяца грудничок познает музыкальные инструменты, прикасаясь к каким учится извлекать звуки, в результате чего развивается музыкальный весть;
  • с полугода вводится освоение букв через магнитную азбуку, причем с 8-ого месяца дитя уже должен приносить буквы, а с 10-го – показать, а далее – называть буквы или слово;
  • в 1.5 с крохой уже играют в шашки и шахматы;
  • в 2 года малыш способен складывать слова из литеров и должен учиться печатать их на клавиатуре;
  • в 3 года дети начинают вести дневник на компьютере.

Изумительная методика, к которой непросто отыскать пособия, но полезный материал любой для себя здесь найдет, главное проследить за реакцией малыша на необычную систему обучения Тюленева.

Коротко о других авторских методиках раннего развития

Прочие образовательные системы успешно применяются частично и в дошкольной, и в школьной программе, помогая раскрутить нужные способности и взращивая разносторонних личностей.Методики раннего развития детей.jpg

Наиболее популярные методики:

  • Книжка японского бизнесмена, который, как заботливый и любящий отец, захотел поделиться с прочими родителями своими наблюдениями и способами развития детей — «После трех уже поздно».
  • Динамическая гимнастика от М. Трунова и Л. Китаева, сборник древнерусских гимнастических упражнений, какие, по мнению авторов, помогут родителям эффективно развивать физическую активность и корректировать мышечный тонус, поправлять косолапость, кривошею и т.д.
  • Гмошинская предлагает метод прививания детям художественных задатков, то кушать учит рисовать с пеленок ладошками, пальчиками, ножками и мягкими фломастерами. Необычайно увлекательный материал.
  • Благодаря музыкальной программе Виноградова и Железновых детки с младенчества знакомятся с классическими созданиями и учатся эмоционально реагировать на нее (Виноградов), а также слушают потешки, колыбельные, музыку для маневренных игр, театральных сценок, массажа, что помогает в изучении алфавита, обучении счету, чтению, всесторонне развивает и т.д. (Железновы).

Список методик вдали не полный и каждая по-своему интересна и полезна. Самый удачный вариант – соединять их друг с другом, применяя наиболее удачные моменты.

Заниматься ранним развитием детей или нет

Препирательство между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, кушать и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы выключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:

  • Нужно внимательно следить за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, вытекает немедленно остановиться и заняться другими делами.
  • Если младенец увлечен делом – не отрывать его, т.к. по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему охота и во что хочется, так он тоже развивается.
  • Каждое упражнение должно быть удобопонятным и легким, подходящим для ребенка.
  • Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание лишь на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную сторонки.
  • Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать заинтересованность у ребенка к процессу, сформировать любознательность.

Вместо заключения

В заключении охота обратиться к мамам и папам. Не нужно торопить время и забирать у малыша пора на игры. Даже если в вашей песочнице мамі малышей вперебой рассказвают, как и чем они занимаются со своими детьми, не нужно торопиться. Ориентироваться родителям стоит не на суждение окружающих, других родителей, родственников, а на реакцию и особенности любимого чада. Как говорится: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не рыдало».

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here