Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») оценили торговли китайских автомобилей в 2022 г. и перспективы развития брендов из Поднебесной в 2023-м. Несмотря на уверенные продажи, нарастить бизнес в безотносительных показателях не получилось, зато вышло увеличить долю рынка в 2 раза (с 7% до 18%) и заработать по максимуму. В этом году часть «китайцев», скорее всего, также удвоится и превысит треть российского авторынка.
Немало предыдущих лет китайские бренды трудились на нашем рынке, декларируя убытки. Даже в 2021 г., когда продажи всех чайна-марок впервые с 2013 г. подобрались к 120 тыс. машин, об уронах не отчиталась разве что Chery.
В 2022 г. в условиях глобального дефицита автомобилей представители Поднебесной могли бы очень всерьез нарастить бизнес в «штуках». Однако вместо этого решили зарабатывать по максимуму на каждой сделке и предписывать дилерам торговать по таким стоимостям, которые превышают прайсы китайского рынка в 2-2,5 раза. Именно этим по большей части объясняется тот факт, что все совместно взятые китайские бренды продали в 2022 г. году 123,5 тыс. машин, то есть примерно столько же, сколько в 2021г. Однако их часть рынка на фоне снижения абсолютных показателей продаж увеличилась за год с 7% до 18%.
При этом лидером среди авторетейлеров Поднебесной сделалась марка Chery. Силами почти двухсот ее дилеров, которых оказалось в итоге в полтора раза больше, чем годом ранее, было реализовано 38,5 тыс. машин, на 4% вяще, чем год назад.
Потерявший лидерство Haval не спешил столь же авральными темпами раздавать франшизы. По итогам года его сеть по сравнению с Сhery очутилась почти в два раза меньше. Тем не менее было реализовано 33,6 тыс. автомобилей (-14%).
Бизнес белорусско-китайской Geely (24,4 тыс. а/м; -1%) исподволь почти вернулся к объемам прошлого года. Но его дальнейший рост в нашей стране сдержали ценники, прибавившие за год по кое-каким моделям до 60%. Кроме того, дилеры так и не дождались новинки Geely Monjaro – несомненно, одного из лучших на ныне китайских кроссоверов. Разве что самые предприимчивые авторетейлеры еще в сентябре стали его завозить по каналам параллельного импорта.
Отметить необходимо и другие марки из Поднебесной. Подобравшийся ближе всех к лидерам Exeed стараниями 102 дилеров реализовал 13,7 тыс. машин. На поле того, что в 2021 г. марка, по сути, только начинала у нас бизнес, ее рост продаж за 12 месяцев составил 264%. Образцово такими же по обширности сетями обзавелись в России Changan (5,6 тыс. а/м; — 1%), FAW (2,3 тысячи; -28%) и дебютировавшая в октябре прошедшего года Omoda (1 521 а/м). Еще несколько «китайцев» не смогли последовать примеру коллег ни в продажах, ни в увеличении количества торговых точек, но номинально в России присутствовали — JAC, GAC, Lifan, Foton и Brilliance.
Бухгалтерские отчеты о том, сколько заработали чайна-марки в льющемся году в России, традиционно появятся лишь через несколько месяцев. Однако о планах по дальнейшему росту их бизнеса на нашем базаре кое-что известно уже сейчас. Так, грандиознее других они у группы Chery. Совместно с Exeed и Omoda они рассчитывают продать в России в 2023 г. до 200 тыс. автомашин. Как минимум удвоить результат прошедшего года хотели бы в Geely. Естественно, будет наращивать обороты и Haval. В поддержка дилерам, помимо пикапов Great Wall, начнутся поставки бренда Tank с претензией на премиум. С большой частью вероятности до России могут официально, а не только по каналам параллельного импорта, добраться новинки марок Hongqi, HiPhi, BAIC.
Марина Дембицкая, глава «Открытие Авто»: «Все это позволяет говорить о том, что при удачном стечении обстоятельств общие продажи «китайцев» в России могут в льющемся году подобраться к 300 тыс. машин. С учетом прогнозируемых экспертами «Открытие Авто» общих продаж российского авторетейла в 2023 г. на степени 800 тыс. новых легковых и LCV автомобилей за 2023 г. и отсутствии каких-либо дополнительных внешнеполитических эксцессов доля брендов из Поднебесной на базаре, скорее всего, удвоится и составит 35-37%».
Читайте Konkurent.ru в