О странствиях по разным городам и странам многие люди мечтают ещё с раннего детства. Поэтому профессия стюардессы (бортпроводницы) обволочена шлейфом романтики дальних странствий и ярких впечатлений. Трудно представить, что работа стюардесс тоже может быть и нелёгкой, и рутинной, изматывающей. С первого же пролетария дня (точнее, даже с первого же дня учёбы и стажировки) стюардессы понимают, что на их плечи ложится немало сложных и ответственных задач. Помимо задач неплохо выглядеть и красиво улыбаться.
Всё не так беззаботно и привлекательно, как может показаться на первый взгляд. Как и у любой другой специальности, у специальности стюардессы есть как плюсы, так и минусы. И что из них перевешивает на чаше весов принятия решений – это каждый решает за себя сам.
Специальность бортпроводника (парни тоже работают на данной должности, но девушек, естественно, больше) появилась в начале двадцатого столетия – в ту эпоху, когда пассажирские авиаперелёты стали не только реальностью, но и начали набирать популярность.
Сразу же возник подобный стандарт, что к данной работе допускались только девушки, имеющие медицинское образование (медсёстры). Помимо стандартных долгов, которые и сейчас выполняют стюардессы, они также работали уборщицами (убирали в салоне самолёта после каждого рейса) и даже занимались погрузкой и разгрузкой вещи, наравне с мужчинами. Полное равноправие полов! Сейчас ни генеральная уборка, ни погрузочно-разгрузочные работы не входят в должностные долги стюардесс.
А какие – входят?
Содержание:
О должностных обязанностях стюардессы и их изменениях в наше время
Их главные задачи – это
- обслуживание пассажиров, чтобы те ощущали себя в полёте максимально спокойно и комфортно;
- контроль за неукоснительным соблюдением пассажирами всех правил безопасности;
- оказание элементарной неотложной медицинской поддержки при надобности;
- организация и проведение вынужденных эвакуаций, чёткие и правильные действия в случае возникновения нештатных ситуаций на борту аэроплана.
Профессиональным стюардессам необходимо обладать такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации, открытость, концентрированное здоровье, хорошая физическая и эмоциональная подготовка, стрессоустойчивость.
До того, как небо станет для девушек вторым домом, всех их ожидает строгий отбор. Причём на нём смотрят не только на внешние данные, но и на знание английского либо другого иностранного стиля, умение общаться с людьми, уровень устойчивости к стрессам.
При этом стюардессам гражданской авиации, которые летают лишь по Российской Федерации, английский язык также в наше время считается нужным.
Медицинская комиссия при отборе предстоит тоже весьма строгая и тщательная. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Любой признак наличия каких-либо хронических заболеваний закрывает девицам путь в эту профессию.
В наше время условия работы стюардесс заметно ухудшились, по сравнению с советской эпохой и даже 90 / основы 2000 годами. Всему виной – оптимизация. Авиакомпании своих сотрудников заставляют работать больше, а отдыхать – меньше (как, в принципе, и всюду).
Отпуск сократился, режим труда и отдыха в авиакомпаниях, мягко говоря, не соблюдается. Несоизмеримо сократилось количество рейсов с пребыванием в пункте направления какое-то время: от 12-ти часов до нескольких суток. Чаще всего, ни о каких прогулках по городу, шопинге и новых впечатлениях выговор уже не идёт. Успеть бы отоспаться и набраться сил для следующего рейса!
Раньше экипажи, чаще всего, имели постоянный состав. Люд в них понимали коллег с полуслова, была налажена психо-эмоциональная связь. Но в наше время такие отношения стали большенный редкостью.
В связи с вышесказанным, начнём с минусов профессии стюардессы, а потом рассмотрим все её плюсы.
Минусы профессии «стюардесса»
- «Вы сюда трудиться пришли, а не путешествовать»
У мечтающих об этой работе девочек, и у девушек, работающих первое время, проявляется большой энтузиазм: на лагерях хотелось везде поездить, всё посмотреть. Но вскоре он сменяется стремлением просто получше выспаться в отеле. «Те же повторяющиеся маршруты, те же города, я всё это уже видала. Рутина…»
Если рейс короткий, то после посадки в самолете сразу делается уборка, и экипаж сразу же летит назад. Кстати, с начала 2020 года почти все российские авиаперевозчики отказались от услуг клининговых компаний, и теперь после куцых рейсов бортпроводницы должны ещё и убираться в салоне самолёта и мыть туалеты.
Если полёт длится больше пяти часов — это уже именуется «командировкой». Тогда перерыв между перелётами может длиться от 12 часов до двух-трёх суток, включая передышка.
Однако и тогда чаще всего девушкам удаётся успеть только выспаться в гостинице, пробежаться по магазинам, покушать и повергнуть себя в надлежащий их должности вид.
Разумеется, никто тебе не запрещает поехать на экскурсии — смотреть город и страну, в какой ты оказалась. Но тогда эти экскурсии будут в ущерб твоему отдыху, и на следующий день в долгом перелёте ты будешь «никакая». Как сообщает девушкам начальство: «Вы сюда работать пришли, а не путешествовать в своё удовольствие».
- Отсутствие тёплых человеческих отношений в экипаже, надменное отношение пилотов
«Каждый день, когда я прихожу на работу, у меня новые коллеги. Крупная авиакомпания, огромный штат сотрудников, немало двадцати рейсов в одном направлении в день — невелика вероятность, что попадёшь в один самолёт с тем, с кем летала недавно», — повествует современная российская стюардесса.
Пилоты, как правило, относятся к стюардессам с высокомерием, как к девчонкам на побегушках. «Нам лететь, например, полтора часа, у нас целый бизнес-класс, а им плевать: «Покормите меня». Понимающие пилоты — редкость. Я стараюсь по минимуму общаться с ними, и, если тружусь в бизнес-классе, то договариваюсь со старшей, чтобы я готовила, а она относила».
Пилотов в экипаже двое — командир и второй пилот. Стюардессам, кроме основных должностных долгов, нужно периодически заходить в кабину пилотов — проверять, чтобы те случайно не заснули. А если один из них отлучается в туалет – сидеть в это пора на его месте, караулить второго пилота.
То, что экипажи и бригады меняются почти каждый каждый рейс – это не всегда случается именно минусом. Порой получается наоборот: что это как раз плюс. Например, когда повздоришь с кем-нибудь в рейсе, а потом лишь через полгода вы повстречаетесь и — уже забыли о том, что когда-то поссорились.
- Полное бесправие по отношению к пассажирам. «Клиент всегда прав». И точка.
Касательство к стюардессам со стороны начальства абсолютно наплевательское. Никто никого не держит — на одну вакансию всегда в очереди десятки претенденток. Если пассажир строчит жалобу, то в 90% случаев будешь виновата ты.
В авиакомпании работает целый отдел, который разбирает жалобы, обзванивает пассажиров — учтиво спрашивают, уточняют… Всё для клиента! Если решат, что ты виновата (а это бывает в 9 из 10 случаев) – применят к тебе санкции: урежут зарплату разом на полгода, либо будешь летать только по России, и долго работать только на самых незавидных рейсах.
Немало того: любая жалоба в интернете, любой неосторожный комментарий в соцсети с недовольством начальством или авиакомпанией в целом — может навлечь на тебя подобные санкции.
Разумеется, большинство пассажиров – это адекватные и вменяемые люд. Но среди них регулярно попадаются и полные моральные уроды, с непомерно раздутым гонором и желанием кого-то унижать. А ты не можешь ему отозваться грубостью на грубость, иначе потеряешь работу. Должна проглатывать все обиды и унижения, и продолжать угождать неприятному образу.
Как правило, стюардесс заранее распределяют: в команду набирают кого-то из обычных бортпроводников и тех, кто сдал экзамен на работу в «бизнес-отделении». Если таких нет (кроме старшей стюардессы), то выбирают по стажу труды, или добровольцев — далеко не всем нравится работать в «бизнесе». Именно по причине, указанной выше.
Когда принимаешь заказ в бизнес-классе, ты должна присесть, чтобы быть ниже пассажира, а не сверху спрашивать: «Что Вы будете?» Потому, идя в «бизнес», ты должна быть готова гнуть спину и заискивать перед кем-то. Это неприятно, и официально не обязательно, но авиакомпанией — рекомендовано. Мол, более обеспеченные пассажиры пассажиры требуют к себе особенного отношения.
- Наплевательское отношение начальства к здоровью стюардесс. Профессиональная заболевание: варикозное расширение вен
При трудоустройстве девушки проходят серьёзнейшую медкомиссию, почти как космонавты. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Зато после всем становится наплевать на наше здоровье. Например, считается, что перелёт через Атлантику очень вреден из-за накапливающегося радиационного излучения. Ранее разрешали летать туда только раз в полгода. Сейчас за этим никто не следит: могут поставить четыре Нью-Йорка сряду, без права отказаться, если не хочешь потерять эту работу.
Когда перелёт долгий, пилоты по очереди ходят соснуть или подремать в «бизнес-класс» — для этого выделяются специальные места. Стюардессы же работают без отдыха. Правда, в десятичасовых рейсах у них кушать два места в конце «эконома». Однако, учитывая, что бортовое питание предлагается каждые три часа, а в команде 12 человек, получается итого 20 минут отдыха на каждого. Поэтому никто этим правом не пользуется.
Работа в небе не проходит бесследно: из-за непрерывного шума ухудшается слух, ночные перелеты и частая смена часовых поясов приводят к нарушениям сна и депрессиям, физиологические нагрузки — к проблемам с суставами, давлением и сердцем.
Между прочим, тележка, которую девушки так изящно двигают по ходу, весит 100–140 кг.
Самое распространенное профессиональное заболевание — варикозное расширение вен: весь полет стюардессы проводят на ногах. А с воздействием ионизирующего излучения, какое на высоте заметно жестче, чем на земной поверхности, медики связывают повышенный риск возникновения онкологий.
- Отсутствие планов, нормальной собственной жизни, частые случаи одиночества
С ненормированным рабочим днем жизнь становится непредсказуемой и превращается в хронический стресс: график полетов меняется любой месяц, в экстренных случаях на работу могут вызвать в любое время дня и ночи.
То же самое касается отдыха и странствий в перерывах между полётами — даже если бортпроводников отпускают на пару дней, ситуация может измениться, и возвращаться на борт самолета придется сквозь несколько часов.
Некоторые авиакомпании по-прежнему принимают на работу только незамужних и не имеющих детей женщин. Из-за ненормированного графика на знакомства, романы и семейную существование у них не остается ни времени, ни сил. Перерывов между рейсами хватает только на то, чтобы выспаться, отдохнуть, прийти в себя. А на труду обычно не до флирта.
Правда, есть и редкие (но меткие) исключения: российская стюардесса Ирина Маландина познакомилась на борту аэроплана со своим будущим мужем — Романом Абрамовичем, одним из богатейших людей планеты. А её голландская коллега Анита ван Лерссел — с премьер-министром Австралии Пол Киттингом.
Также, на стюардессах женились артист Роберт де Ниро, тенор Хосе Каррерас, миллионеры Генри Форд, Леонард Маршалл, главы Греции Андреас Папандреу, Исландии Стейнгримюр Херманнссон, Ирака Саддам Хусейн, Брунея Хассан Болкиах. Истина, последние двое, как истинные султаны, сделали стюардесс уже не первыми своими жёнами. Да и у остальных – бортпроводницы вовсе не бывальщины единственными спутницами жизни.
«В свои 23 года выглядела лет на 17. А бортпроводница по стандартам должна быть ростом не меньше 155 см. Маландина едва-едва вписалась в норматив. Но при этом казалась миниатюрной красавицей: огромные синие глаза, аккуратненький носик, чувственные губки», — вспоминала об Ирине её коллега по цеху Лариса Курбатова.
Бурливый роман с симпатичной бортпроводницей свел на нет первый брак Абрамовича с Ольгой Лысовой и в одно мгновение превратил Маландину в супруга мультимиллиардера. За 16 лет брака она родила Абрамовичу пятерых (!) детей, потом развелась, стала вести затворённый образ жизни и ударилась в религию.
Но довольно о минусах, теперь поговорим о плюсах данной профессии
Плюсы специальности «стюардесса»
- Достойный уровень заработной платы. Скидки на авиабилеты для тебя и твоей семьи
Зарплата стюардессы зависит от ее эксперимента работы в этой сфере. Начинающие стюардессы обычно получают меньше опытных бортпроводников. Со временем и набором эксперимента зарплата может увеличиваться. Дальние и международные рейсы приносят более высокую зарплату для стюардесс, поскольку они спрашивают больше времени и усилий. В любом случае, она всегда выше средней зарплаты обычных «земных» работниц.
Помимо основной зарплаты, стюардессы нередко имеют право на различные премии и льготы. Например, авиакомпании могут предоставлять бесплатные или скидочные авиабилеты для сотрудников и их семейств. Кроме того, стюардессы могут получать дополнительные премии за сверхурочную работу или выполнение особо сложных задач на борту.
- Неплохая социальная защищённость. Пенсия в 45 лет! Частые медосмотры, позволяющие вовремя выявить любое заболевание и принять меры
Существенным плюсом являются целое медицинское страхование (возможность лечиться, в том числе и у стоматологов, за счёт авиакомпании) и корпоративные пенсионные программы, которые могут предлагаться авиакомпаниями для своих сотрудников.
Любые полгода — медосмотр, каждые один или два года (где как, в разных авиакомпаниях по-разному) – тщательное полное обследование, лишь после которого тебя допускают на ВЛЭК (врачебно-лётную экспертную комиссию).
Пенсия стюардессам назначается уже в 45 лет, когда дама ещё полна сил и переживает «второе дыхание» своей молодости. Неудивительно, что многие продолжают работать и после выхода на пенсию. Те же, кому наскучило – меняют сферу деятельности. За годы работы стюардессой они хорошо поднаторели в английском и стали очень хорошими психологами, умеющими скоро разбираться в людях и их психических реакциях.
- Колоссальный опыт общения с разными людьми, делающий тебя психологом. Возможность неплохо освоить иностранный язык
Общение с разными людьми, с разными, подчеркиваем, — это не только стресс, но и незаменимый эксперимент, в результате которого женщина становится почти профессиональным психологом.
Кроме того, если она стремилась вырасти в этой специальности, прилежно изучала английский язык и не упускала возможностей попрактиковаться в нём, — становится экспертом ещё и по иностранному языку. Это неплохие, жизненно востребованные умения и навыки.
- Возможность путешествовать, открывать для себя новые страны, получать новые впечатления
Несмотря на то, что вящую часть жизни стюардессы занимает работа и необходимое восстановление после неё (как мы отметили в предыдущем разделе), при желании можно и необходимо выкраивать время для новых открытий и впечатлений. Трудно представить работу, более располагающую к этому, и более подходящую для этого.
Работать стюардессой можно без высшего образования, но многие специалисты в этой сфере все же оканчивают высшие учебные заведения, чтобы летать в интернациональные рейсы. Для этого они поступают на специальность «Сервис на транспорте». Но те, у кого есть высшее образование, не всегда имеют преимущество перед потенциальными работниками, окончившими специализированные курсы.
Линия в данную профессию
Пройти курсы бортпроводника можно как бесплатно, так и платно. В первом случае обучение оплачивает авиакомпания, если видает в будущем работнике потенциальную пользу для себя. Записаться на такие курсы можно в той авиакомпании, где прошла собеседование и в грядущем будешь работать.
При обучении в авиакомпании будущие стюардессы заключают договор на определенное количество лет, которое они должны отработать после получения специализированного сертификата. Если за это пора они захотят прервать трудовой договор, им придется возместить авиакомпании полную стоимость обучения.
Другой вариант – избрать курсы при различных колледжах, вузах, учебно-тренировочных центрах аэропортов. Заплатив за них и будущий сертификат стюардессы свои собственные денежки. Все эти учебные заведения не помогают с трудоустройством после окончания обучения – выпускницы сами ищут подходящие для них авиакомпании и устраиваются туда.
Курсы продолжаются месяц, или чуть больше (полтора месяца, реже два). На них принимают только девушек от 18 лет, хорошо знающих английский стиль.
Будущие стюардессы не только проходят все основные предметы и сдают по ним экзамены, но и углубленно изучают психологический фактор – то, как взаимодействовать с человеком в различных типичных ситуациях, возникающих на борту самолёта, как быстро и безошибочно распознавать его психические реакции, и так далее.
После обучения «курсистки» пускаются на 30-часовую стажировку-практику в авиакомпанию.
Востребованность и перспективы
Отбор на должность стюардессы довольно сложный, поэтому вакантные пункты и самые благоприятные рейсы в авиакомпаниях получают самые лучшие. С другой стороны, и потребность в бортпроводниках есть вечно, и она стабильно велика – ведь каждый день совершаются тысячи рейсов, на каждом из которых занято по несколько стюардесс и стюардов.
Играет роль и тот факт, что в этой специальности не задерживаются до обычного пенсионного возраста: в 45 лет уходят на пенсию и находят другой вид деятельности. Редко кто работает дальней – лет до 50-ти.
Карьера бортпроводницы начинается вовсе не с международных рейсов. После обучения стюардессам присваивается 3-й класс – самая низенькая категория. На этом этапе они работают на коротких внутренних рейсах и обслуживают эконом-класс.
Категории бортпроводников повышаются по мере увеличения часов налёта. Чем рослее класс, тем больше заработная плата и возможности.
К международным рейсам допускаются стюардессы и стюарды 2-го класса, с очень неплохим, подтверждённым знанием английского языка. Чтобы расширить географию полётов, нужно сдать дополнительные экзамены.
***
В России конкуренция в этой отрасли немалая, и у нас требования к внешним данным, возрасту и весу зачастую перевешивают важность опыта и знаний. Чего невозможно сказать про Европу. Наши авиакомпании хотят, чтобы у них работали только молодые и красивые девушки.
В современной России не раз случались дебоши, и даже были одиночные пикеты – стюардесс увольняли «из-за несоответствия предъявляемым требованиям к внешним стандартам компании». Природно, что многие грубо уволенные возрастные женщины остались этим недовольны, посчитав, что их выгнали, не дав доработать до пенсии, ради зачисления на работу девушек молодых да смазливых. Но ничего не добились: никто их на работе не восстановил.
Так что, работа стюардессы трудная и неоднозначная. Но, если пришагала в эту профессию и почувствовала, что это твоё – то, без сомнений — это будут самые лучшие годы твоей жизни!
[embedded content]
[embedded content]
[embedded content]