Для того, чтобы изучить шахматные правила, даже самому юному начинающему игроку не потребуется ни месяцев учёбы, ни даже недель. Достаточно будет двух-трёх куцых занятий. Правила игры в шахматы далеко не так сложны для детского восприятия, как это представляется на первоначальный взгляд. В данной публикации – краткое и простое изложение основ «шахматной азбуки» для детей. А также утилитарные советы родителям: как заинтересовать ребёнка этой старинной мудрой игрой, не позволив ему кинуть на полпути начатое полезное дело.
Польза занятий шахматами для детей весьма велика и многократно доказана. Дети, регулярно играющие в шахматы, демонстрируют прогресс в успеваемости, становятся немало организованными, собранными т уравновешенными. Они приобретают возможность рассуждать и мыслить логически. Ведь любая, даже самая легковесная, дружеская партия требует обдумывания каждого шага, навыков предугадывать возможную ответную реакцию противника и решать многоцелевые задачи.
Дела шахматами не только улучшают память и внимательность, но и стимулируют воображение, фантазию, созидательные способности ребёнка. Маленький шахматист учится мыслить нестандартно, в сдавленные сроки придумывать несколько вариантов своих действий и принимать решение в прок самого оптимального из них.
Кроме того, шахматы – это не только игра, но и спорт, со всеми присущими любому облику спорта качествами. Здесь и настойчивое стремление к победе, и самодисциплина, и сдержанность, умение достойно проигрывать, в случае чего.
На проблема, с какого возраста имеет смысл начать обучение ребёнка правилам игры в шахматы, нет и не может быть однозначного ответа. Всё весьма индивидуально. Чемпион мира с 1921 по 1927 года Хосе Рауль Капабланка научился резаться в шахматы ещё в ясельном возрасте. На известном фото он четырёхлетний играет партию со своим папой. Возраст не имеет особенного значения. Главное – чтобы занятия шахматами доставляли дитяти удовольствие и были ему интересны.
Содержание:
- 1 Как заинтересовать ребёнка шахматами
- 2 Хорошая книжка о шахматных правилах – в поддержка
- 3 Основные принципы правил шахматной игры
- 4 О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
- 5 О правилах хода для любой фигуры и взятия фигуры противника
- 6 Что такое шах, мат и пат
- 7 Ещё несколько правил, которые можно усвоить уже в процессе игры
- 8 Ещё порция здоровых советов для родителей
Как заинтересовать ребёнка шахматами
Есть престарелый добрый беспроигрышный приём, многократно испробованный разными поколениями. Основан он на ещё немало старой истине, которая гласит: «запретный плод сладок». Трудится он так. До того, как начать обучение ребёнка правилам шахматной игры, необходимо периодически в его присутствии доставать шахматную доску, расставлять фигуры, резаться с другими членами семьи и гостями дома.
На все его вопросы следует отвечать: да, это весьма интересная и увлекательная игра, и он тоже сможет поиграть в неё, но попозже, когда немножко повзрослеет. После каждой партии нужно убирать игру порослее, чтобы ребёнок не имел возможности её достать. Важно непреклонно «содержать паузу», не идя навстречу просьбам ребёнка дать ему эту игру.
А через небольшое пора (2-4 недели) можно торжественно сказать ребёнку, что он немного подрос и готов приобщиться к этой примечательной игре. Первое занятие лучше сделать совсем коротким – минут десять. Можно и необходимо познакомить ребёнка с доской – игровым полем, с фигурами и их названиями, но объяснять правила игры вытекает начинать со следующего занятия, на другой день.
Следующие занятия, уместно, также нужно делать непродолжительными, порядка пятнадцати минут. Тогда дитя будет с нетерпением ожидать знакомства с шахматами и его занимательного продолжения. И махонькие, и взрослые люди больше всего ценят то, что не само идёт к ним в длани, а достаётся с трудом и находится «в дефиците».
Дополнительно простимулировать интерес детей к старой мудрой игре помогут развивающие мультфильмы про шахматы, которые несложно будет отыскать в интернете. Удачный пример – фильм из сериала «Фиксики».
Хорошая книжка о шахматных правилах – в поддержка
Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в дар на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована весьма эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные обитатели которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» известные герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (вводя и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Отыскать её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.
Второй вариант эффективного ребяческого шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книжка Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередность, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного года) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.
Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало увлекательного найдут для себя не только дети, но и их родители.
А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион вселенной с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на любой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.
Книжка гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчишек и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.
Основные принципы правил шахматной игры
- Сражение на шахматной доске между армиями белоснежных и чёрных фигур ведётся по особым правилам. У каждой фигуры кушать название, своё первоначальное место на доске и свои возможности.
- Ценность фигур – весьма разная: конь ценнее, чем пешка, но гораздо менее ценен, чем ферзь или ладья.
- Самая ценная фигура, на какую ведётся настоящая охота – это король. Но, при своей ценности, он очень узок в возможностях: может передвигаться всего не одну клеточку и не может располагаться на поле «под сражением».
- Игроки ходят по очереди. Первым всегда начинает тот, у кого белоснежные фигуры. Цвет фигур выбирается перед началом партии по жребию или по обоюдному согласию.
- Мишень игры – не в том, чтобы «посбивать» как можно больше фигур противника. Мишень состоит в том, чтобы добраться до его короля и поставить ему мат. То есть, поставить короля в безвыходное поза – когда и та клетка, на которой он стоит, и те клеточки, на которые он мог бы сделать ход, есть под боем.
- Отсюда один из основных принципов: всегда обеспечивать заслоном своего короля и выбирать для него такую позицию, которая имеет линии к отступлению.
Сразу учите ребёнка вести наступление всем шахматным армией: с самого начала партии стараться ходить несколькими фигурами, продвигая их вперёд и развивая свою позицию. А не кидать в бой одного ферзя и барахтаться с ним, пока остальные фигуры скученно стоят на своей половине поля без дела. Обучаете его «посылать вперёд пехоту»: чем слабее фигура, тем ближе к армии противника она должна быть на начальном этапе партии. А после, под прикрытием слабых фигур, устремятся в прорыв и атаку фигуры немало сильные и ценные.
Но это не значит, что пешки можно «раздавать направо и влево»: пусть они прикрывают друг друга цепью, как бы «взявшись за руки». Вообще, «подавать на съедение» любую фигуру можно только, если ты жертвуешь ей в прок удачного хода, изменения своей позиции к лучшему. И если ты уверен, что эта жертва принесёт прок тебе, а не твоему противнику.
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых заданиях даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их поступками в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать дитя правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит пункты фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать понимать, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим числом фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: одинешенек король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую черту обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую черту доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по кромкам первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в середине линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь обожает свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, черноволосый – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая немощная фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, какая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Детали ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или одинешенек слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё вяще. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равновелика двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По мочи он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни мощная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно отстаивать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
О правилах хода для любой фигуры и взятия фигуры противника
Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно наименовать основной частью обучения правилам игры.
- Пешка ходит лишь вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд разом на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видать, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противолежащей крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру. Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.
- Король тоже будет скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на одинешенек шажок. В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не есть «под боем».
- Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторонку – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое дистанция.
- Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое число клеток.
- Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторонку и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут подвигаться только по клеткам соответствующего цвета.
- Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сопоставить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад). Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание дитя, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это один-единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать сквозь любую другую фигуру – свою или соперника.
Взятие фигуры в просторечии именуется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не непременно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.
Кушать два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а лишь в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она ровно), а «наискосок».
Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно именуется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а разом на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не есть под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на ходу», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.
Что такое шах, мат и пат
Есть итого одна фигура, которую невозможно взять, – король. Ему лишь можно объявить шах или поставить мат. Шахом называется такая позиция, при какой короля «взяла на прицел» вражеская фигура. Король не может оставаться под сражением: следующим же ходом его необходимо убрать из-под удара, либо прикрыть иной фигурой. Нельзя в ответ на объявленный соперником шах поставить и ему шах тоже: необходимо сперва убрать из-под удара своего короля.
Если же уходить ему некуда (все соседние клетки заняты и (или) «простреливаются» фигурами противника), и прикрыть короля от шаха нечем, то такая позиция именуется «мат». И проигрыш всей партии, независимо от того, на чьей стороне сейчас численный перевес в фигурах.
Пат – такая позиция, при какой король не находится под шахом, но и пойти никуда не может: все соседние клеточки взяты и(или) находятся под боем. И больше, кроме короля, ходить нечем. В этом случае объявляется ничья. Даже если очутившийся в патовой ситуации король одинок на доске, а у противника ещё в запасе цельная армия.
Ещё несколько правил, которые можно усвоить уже в процессе игры
- Короли не могут стоять вплоть друг с другу. Между ними должен быть разрыв не немного чем в одну клетку. Соответственно, и шах король королю объявить не может.
- Невозможно, обдумывая ход, браться руками за фигуры. И тем более нельзя, сделав ход, заявлять: «я передумал, пойду по-другому». В шахматах кушать чёткие правила: «Взялся за фигуру – ходи именно ей»; «Переставил фигуру и отнял от неё длань – всё, ход сделан, изменять это решение нельзя». Приучайте ребёнка с самого основы сначала хорошо обдумывать ход, и только потом ходить фигурой.
Ещё порция здоровых советов для родителей
Дети не любят проигрывать. Если вы будете резаться в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С иной стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легковесно достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и старательностей. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.
Резаться нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых поступков – своих и ребёнка. После партии нужно обязательно подытожить её развитие, бегло обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его.
Непременно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, какие он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и немало, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять дитя на детские шахматные турниры, да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в оранжерейных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.
Можно и необходимо использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть дитя должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь отыскать хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Неприметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и разыскивать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «тут и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности дитя огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного единоборства, так и в других жизненных ситуациях.
При покупке шахмат не скупитесь. Многие многоопытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, накрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.
Шахматы – одна из самых старых игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас сквозь века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, резон шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Любая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равновелики, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Обучаясь побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя верные решения в различных ситуациях.
[embedded content]
[embedded content]
[embedded content]