А вы уверены в том, что вы неплохие родители? Что ваш стиль воспитания детей – правильный и достаточно хорош для гармоничного развития и формирования личности ребенка? Чтобы отозваться на этот вопрос, многие родители посещают психологов, проходят специальные тесты, но далеко не все знают, что в вопросе воспитания есть стили. Какие бывают стили воспитания и как они влияют на развитие и формирование личности ребенка, пойдет речь в материалах этой статьи.
Содержание:
Основные манеры семейного воспитания
В области педагогики, социологии и социальной психологии нередки работы по воспитательным стилям родителей и их воздействию на развитие ребенка. Все модели предполагают, что родители являются основой личности ребенка и обеспечивают набор основных психологических функций. Итоги, полученные разными авторами при сравнении разных родительских стилей, подтверждают, что дети демократических родителей по сравнению с детьми авторитарных или позволяющих родителей более зрелые и компетентные. Исследование показывает нам, как в рамках дома, в котором заботятся и заботятся о детях, а также требуются определенные степени зрелости и контроля, поощряются мотивация и компетентность несовершеннолетних, социальная и семейная адаптация детей и адекватная эмоциональная безопасность и самооценка гарантированы.
Еще со школьных уроков обществознания всем известно, что семья представляет собой фундаментальный социальный институт, базовая ячея общества, члены которой связаны узами брака, родственными отношениями, общностью быта. Если рассматривать это понятие с точки зрения ребенка, то для него семья — это что-то само собой разумеющиеся; самый близкий сферы людей, которым он может доверять, которые активно участвуют в его развитии, помогают познать жизнь, и, конечно же, воспитывают. Собственно о последней функции и пойдет речь в данной статье.
Почему так важно развитие базовых человеческих качеств у ребенка? Во-первых, без должного воспитания ему будет весьма сложно пройти такой жизненный процесс, как социализация в обществе. Во-вторых, выбранный родителями способ формирования личности самодействующи откладывается в психике человека, как правильный. И во взрослой жизни он уже неосознанно использует тот же самый метод. То есть, воспитывая одного, своего ребенка, родитель самодействующи воспитывает все последующее поколение.
У каждой семьи стили воспитания разные, но все они объединены общей целью: сформировать определенный нрав у ребенка, наделить его индивидуальными умениями и человеческими качествами. Если неправильно развивать ребенка, или не делать этого вовсе, то из него может вытянуться крайне невежественный человек.
Иногда случается так, что родители просто не знают, как воспитывать ребенка, или же не уверены в правильности своей методики. Верным решением было обратиться за помощью к интернету, именно к этой статье, потому как здесь представлены 4 стиля семейного воспитания, их суть и воздействие на детей. За родителями остается лишь малое: ознакомиться с этими моделями и решить, какой из четырех видов развития приемлем для их семейства.
Авторитетный стиль: особенности, последствия, рекомендации
Авторитетный стиль воспитания детей — один из самых распространенных среди нынешних семей. Его суть заключается в том, что и родители, и дети живут по одинаковым семейным законам. В семьях, придерживающихся такой системы развития, старшие немало лояльны к младшим, родители прислушиваются к мнению детей в различных бытовых или жизненных ситуациях, у всех есть право выбора и право голоса. Все вечно готовы прийти на помощь, отсутствует недопонимание и натянутость отношений, родители открыты и с удовольствием идут с детьми на контакт. Особенностью авторитетного манера является полное отсутствие какой-либо иерархии, все члены малой социальной группы равны друг перед товарищем.
При авторитетном способе воспитания личности, ребенок развивается гармонично, в более зрелом возрасте его таланты и особенности проявляются ослепительнее, чем при других моделях воспитания, а родственная связь со старшими только крепчает. Дети, чьи родители придерживаются данной модели воспитания, вырастают самостоятельными, отзывчивыми, ответственный, умеющими признавать собственные ошибки и нести за них ответственность. Также они четко понимают суть понятий «кара» и «поощрение», им не знакома физическая (насильственная) мера наказания, но это отнюдь не значит, что они избалованные. При воспитании следующего поколения такие ребята никогда не будут поощрять просто так и излишне баловать.
Основные характеристики авторитетного стиля:
- Пространства свободы увеличиваются с ростом ребенка и улучшением его поведения. Они расширяются, поскольку дитя может взять их.
- Родители обращают внимание на нормальное поведение детей, выделяют исключительные, игнорируют мелкие промахи, исправляют и наказывают основные отклонения.
- Правила и цели понятны.
- Это стиль, который подразумевает соответствующие эмоциональные взаимоотношения.
- Родители уверены в себе и не боятся общения со своими детьми, хотя и не поддаются шантажу.
- Они последовательны, а не произвольны.
- У них кушать терпение.
Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:
- Высокий уровень самооценки и самостоятельности.
- У них адекватные обыкновения.
- Они принимают решения спокойно и на основе личных критериев.
- Они меньше зависят от группы равных, сохраняя в семье немало высокий уровень влияния и большую способность убеждать детей.
- Они берут на себя инициативу для выполнения новых задач, потому что они уверены в себе.
- Потому они более креативные и инновационные люди.
Психологи рекомендуют эту модель одной из наиболее подходящих для воспитания, потому что при следовании правилам этой системы происходит процесс как развития детской личности, так и перевоспитание и моделирование дисциплины у родителей, что тоже является одним из основных аспектов воспитания детей. Особенно авторитетный стиль воспитания подходит тем родителям, которые совершенно потеряны и не ведают, как воспитывать своего ребенка.
Авторитарный стиль: особенности, последствия, рекомендации
Авторитарный стиль воспитания является целым антиподом авторитетному. Его главная задача состоит в том, чтобы добиться полного подчинения от ребенка, загнать его в жизненные рамки, не позволять сделать ни целого шага самостоятельно. Родители при такой модели воспитания берут на себя доминирующую роль, занимая очень выгодную позицию, но совсем забывая о том, что ребенок должен самовыражаться. Для них важно не столько психическое состояние малыша, сколько уровень его образования и послушания. Старшие губят детскую индивидуальность, что крайне негативно сказывается как на психике ребенка, так и на его взаимоотношениях с родителями. Постоянно упрекая дитя, отчитывая и воспрещая ему все, взрослые добьются абсолютного разрушения взаимопонимания и любви между поколениями.
В случае, если ребенок будет воспитываться по авторитарной методике, он никогда не сможет сформулировать своего мнения в определенных вопросах, будет лишь потакать всем и каждому, стараясь угодить и наступая при этом на глотка собственной гордости. Также пострадает самооценка личности. Даже если ребенок будет самым талантливым на свете, неглупым, ответственным, он никогда этого не признает, постоянно будет винить и принижать себя, думая, что он ничтожен, и в этом будет необыкновенно родительская вина.
Повзрослев, человек может начать сбегать от собственного саморазрушения, уходить в состояние, когда мозг затуманен, то кушать, начать принимать наркотики, постоянно пить и прочие пагубные последствия, в которых виноваты родители этого человека.
Основные характеристики авторитарного манера:
- Стиль, в котором существует большое количество четко определенных правил, а так же имеются последствия их несоблюдения.
- Детям уделяется недостаточное число внимания, которого недостаточно для формирования нормального поведения детей. Учитываются только исключения и отклонения от нормы, какими бы минимальными они ни бывальщины.
- Ошибки не допускаются, даже если они необходимы, чтобы что-то сделать правильно.
- В семье очень трудно соединять власть с диалогом между родителями и детьми.
- Несколько выражений привязанности.
- Неумение выслушивать детей.
Последствия формирования личности детей, благовоспитанных в авторитарном стиле:
- Они испытывают чувство обиды на своих учителей, реагируя проявлением ложи или бунта.
- Основной критерий для принятия решений — избегать кары.
- Дети, как правило, люди-конформисты, не очень творческие, с низким уровнем автономии, нуждающиеся во внешнем контроле (пассивные люд).
- Низкий уровень самооценки и тревоги.
Специалисты рекомендуют не использовать данную методику в отношении ребенка. Авторитарный манера воспитания может применяться, но только в «щадящем режиме» и в крайних случаях. Если для родителей важно состояние ментального здоровья ребенка, то психологи советуют избрать иной способ воспитания.
Индифферентный стиль: особенности, последствия, рекомендации
Отстраненность, холодность, безразличие — все эти слова являются характеристикой индифферентной системы воспитания детей. Особенность этого способа заключается в предоставлении безотносительной свободы ребенку, в нежелании или не способности родителя участвовать в развитии своего чада. Взрослые при такой модели воспитания делятся на два образа: первые удовлетворяют первичные потребности ребенка (еда, одежда, крыша над головой), вторые не делают и этого. Оба варианта объединяют целая отрешенность и равнодушие к судьбе ребенка.
Каковы же последствия индифферентного стиля воспитания? К сожалению, довольно-таки плачевные. Будучи в семье, которая придерживается такой модели воспитания, ребенок не получает должной ласки и заботы, ему не хватает внимания, а это может повергнуть к тому, что из него вырастет озлобленный человек, склонный к асоциальному поведению. Личность будет очень замкнута, потому как не произошел процесс социализации, в младенчестве его просто не учили общаться с людьми. К минусам данного стиля воспитания можно также отнести: склонность к алкоголю и наркотикам, суицидальные наклонности, предрасположенность к депрессии. К тому же, такому человеку будет весьма трудно полюбить и завести семью, потому что он попросту не будет знать, что испытывают люди, когда влюбляются и как проявляются родительские теплые эмоции.
Характерные особенности стиля:
- Родители не обращают внимания на различное поведение ребенка: нормальное, исключительное или ошибочное.
- Низенький уровень спроса.
- Ответственность родителей передается другим лицам в среде ребенка (домашняя работа, другие члены семейства, школы и т.д.).
Последствия развития личности детей, воспитанных в этом стиле:
- Если дети чему-то и учатся, то это выходит случайно.
- Дети не приобретают адекватных привычек и не имеют адекватного уровня спроса.
- Они ищут поддержки у других людей вне семейного сферы, не находя ее внутри семьи.
- У них высокий уровень тревоги и плохая уверенность в себе.
- Низкая самооценка.
Врачи-психологи не советуют прибегать к подобной методике воспитания детей, потому как индифферентная система имеет огромное число негативных влияний на человека, страдает психика ребенка, последствия такого воспитания в будущем будут очень помешивать личности при взаимодействии с обществом.
Либеральный стиль: особенности, последствия, рекомендации
Либеральная модель воспитания чем-то схожа с индифферентной и противолежаща авторитарной. Решая следовать данному стилю воспитания, родители делают выбор в пользу теплых чувств и дружелюбной атмосферы, отрекаясь от дисциплины и жесткости. Отношения в такой семье больше похожи на дружеские, нежели на клишированные и общепринятые связи родителей и детей.
Старшие предъявляют к детям минимальные требования, которые, зачастую, крайне лояльны и «человечны», всегда открыты для общения на любую тему, поддерживают ребенка в тяжелых жизненных ситуациях, сохраняя его нервную систему в спокойствии, но при этом практически не обращают внимания на его успеваемость.
Казалось бы, вот она, идеальная модель воспитания, но даже тут выявляются пагубные последствия. Дети, воспитанные по либеральной системе вырастают либо теми, кто не привык жить в рамках общества и подчиняться каким-либо правилам, нормам, безответственным; либо же немножко отстраненным, словно потерянным, в обществе, зато крайне самоуверенным человеком с высокой самооценкой. Эгоист, который совсем не умеет помогать и поддерживать других людей. Таким людям будет проще жить в одиночестве, посвятив всю свою житье работе.
Характерные особенности стиля:
- Очень чувствительные родители и заинтересованы в своих детях, с чрезмерным уровнем беспокойства за них.
- Родители не позволяют ребенку самостоятельно репетировать ответы, чтобы не допустить промахов, не навредить себе.
- Все облегчено, детские обязанности ограничены; по мере роста ему не предоставляется самостоятельность.
- Родители не могут произнести «нет» ребенку.
Последствия развития личности детей, воспитанных в этом стиле:
- Дети не приобретают адекватных привычек, потому что все мастерят их родители.
- Низкий уровень самоконтроля: если проблемы, с которыми они сталкиваются, не важны, они преуспевают, но в трудных ситуациях они не весьма подготовлены.
- Низкий уровень толерантности к разочарованию, часто приводящий к реакциям гнева.
- Большая вероятность прибегнуть к уклонениям перед ликом трудностей (наркотики, алкоголь).
- Дети более креативны, чем те, кто получил образование в других стилях, но, поскольку они не привыкли к дисциплине, необходимой для того, чтобы ухватить это творчество, они не могут адекватно его выразить.
- Проявляют мало сочувствия и деспотичности.
Что говорят психологи? Они советуют сочетать эту модель с авторитетной, либо же не использовать либеральный стиль вовсе, потому как в сам по себе он не является оптимальным и не сможет принести какой-либо проки ребенку. Если родители заметили сходства данной системы со своей и не хотят допустить таких же последствий, то им необходимо постараться вяще интересоваться образованием ребенка, потихоньку входить в его жизнь, вводя элементарные правила поведения и устанавливая режим дня ребенку. Основной задачей взрослых должна быть установка отношений, которые не будут лишать родителей должного авторитета в глазах ребенка.
Вместо заточения
Ознакомившись со всеми четырьмя стилями воспитания детей и узнав больше о последствиях каждого из них, родители должны бывальщины понять, что невозможно придерживаться какой-либо конкретной модели развития ребенка ( по крайней мере, если взрослые не желают нанести вред ребенку). Главная задача всех мам и пап: понять самим, какие качества они хотят воспитать в своем ребенке, а также проанализировать свое воспитание и его промахи, постараться не допускать эти недочеты при воспитании собственных детей. Очень полезно знать плюсы и минусы каждой из этих систем, хватать от каждой только хорошее и комбинировать, создавая свой собственный, уникальный образец воспитания, который будет переходить из поколения в поколение.
[embedded content]