Ребята дошкольного возраста почти все свободное время посвящают играм. С поддержкой игр они познают мир и строят отношения, как с ровесниками, так и с более старшими детьми. Игра — это наилучший способ помочь ребенку освоить родной язык, получить ненавязчиво новоиспеченные знания, а также в процессе самой игры у ребенка развиваются познавательные способности, какие побуждают его к рассуждению и анализу. Приобретенный опыт поможет ребенку в дальнейшем скорее осваивать новые знания, а достижение результата создаст у него мотивацию к дальнейшему обучению. В материалах этой статьи вы сможете отыскать полезную для себя информацию о сюжетно-ролевых играх с детьми для детского сада посредственнее группы.
Содержание:
Характеристика сюжетно-ролевых игр
Большое влияние на развитие ребенка оказывают сюжетно-ролевые игры. В этой игре дитя может примерить на себя роль взрослого и попробовать поиграть в различные специальности. Такая игра идет естественно и руководима самими детьми, а играя роль взрослого, дитя учится строить отношения с окружающими, и может проявить все свои способности и оригинальность.
У детей в году пяти — шести лет происходит осознание себя, как личности со своими стремлениями и заложенным потенциалом. Ближнее знакомство с жизнью и ролями людей у ребенка происходит постепенно: вначале в собственной семье, затем в коллективе детского сада и друзьями на дворовой площадке. А играя в сюжетно-ролевые игры, дитя изнутри знакомится с социальными ролями взрослых, ведь он пробует их по возможности детально воспроизвести. Потому воспитатели детского сада обязательно знакомят детей с особенностями подобный игры.
Когда ребенок играет роль взрослого, особенно прилежно воспроизводя профессию, то он погружается в выдуманный мир и на самом деле воображает себя, к образцу, стоящим за кассой продавцом или лечащим пациентов доктором. В этом процессе задействована не лишь вся фантазия ребенка, но и подключены эмоции смешанные с восторгом от своей новоиспеченной роли и открывающимися возможностями, пусть и только лишь в игре, ведь в роли покупателей или пациентов выступают сверстники.
Дети задействуют все предметы окружающей обстановки, гармонично вписывая их в собственный сюжет. Стул незаметно превращается в домик, а кресло в автомобиль. Дитя сам устанавливает правила и придумывает дальнейшее развитие истории и каждый может избрать роль по интересам. Здесь помощь взрослых не нужна, дети с вящим удовольствием справляются сами, воплощая в игровой форме все свое понятие о роли профессии и поведении между членами игры.
Хоть сюжетно-ролевая игра это итого лишь детское развлечение, но ребенок в процессе игры приобретает здоровый опыт и новую информацию, что никогда не будет лишним, а принесет лишь прок.
Структура игры: сюжет
Как и в любой истории, основу которой составляет сюжет, так и в процессе игры ребята сами придумывают события, которые следуют одно за другим. Основой их являются случаи из реальной жизни, с которыми непосредственно столкнулся сам ребенок или свидетелем каких был.
И что интересно, то в зависимости от географического проживания детей сюжет игры различный. Дети, которые живут ближе к морю, чаще играют в капитанов корабля, строителей морских кораблей и спасателей. У детей северных народов преобладает сюжет, связанный с охотой и оленеводством.
И не лишь география влияет на игру, но и различные происшествия, неожиданно происходящие с дитятей или окружающими его людьми. Тогда ребенок может примерить на себя роль спасателя, пожарного или полицейского. А отдельный известные личности способны побудить ребенка подражать им и строить сюжет на основе их деятельности.
Содержание игры
Когда ребята строят свою игру, то они основываются на поведении взрослых, на точном понимании их поступков. В зависимости от возраста ребенка сама игра будет немного отличаться. У детей младшего дошкольного возраста игра строится на простом копировании поступков взрослого человека, а у старших дошкольников игра усложняется, добавляются новоиспеченные детали. Если раньше ребенок выступал в роли доктора и попросту лечил, то став постарше, он начинает уговаривать пациентов перед инъекцией или другими манипуляциями.
Фантазия детей безгранична. И дети не просто подражают определенному сценарию из жития, но и способны на комбинацию различных сюжетов. Новая игра складывается из подсмотренных в кино подмостков, элементов сюжета из книг и взятых примеров из жизни. Такая способность к комбинированию опирается на понимании ребенком деятельности взрослого человека и возникающих при этом взаимоотношений.
Если сюжетно-ролевые игры начинаются вначале с простого подражания взрослым, то у больших деток содержание игры немало сложным. Порой дети, прежде чем приступить к игре, заранее обдумывают ее содержание, так именуемый план, где обозначены роли каждого члена игры и сам сюжет. В процессе создания различных комбинаций сюжетов выходит взаимодействие между детьми.
Это действие очень полезно для дальнейшего развития коммуникативных навыков. Любой может привнести что-то новое, а объяснение своих мыслей весьма хорошо формирует речевые способности. Способность слышать предложение по построению игры мастерят ребят более внимательными и отзывчивыми.
В конечном итоге, совместными усилиями выстроенное содержание игры учит деток логике в последовательности событий и сохранение его целостности.
Игровая позиция ребенка
Тяни смысл игры строится на роли ребенка, которую он играет. Это может быть изображение персонажа из книжки или мультфильма, а может и придуманная роль, основанная на профессии взрослого. Но в любом случае, исполнение роли дает ребенку возможность сформулировать себя и привнести свое собственное видение данного персонажа в сюжете игры. Однако, необходимо соблюсти баланс и не отступить от плана, придуманного и поддержанного всей группой играющих. При мощном отклонении возможно общее недовольство, что учит ребенка правилам взаимодействия в коллективе.
Ребята уже способны исполнять роли с четырех лет. Хотя вся игра построена на передаче эмоций между персонажами посредством мимики, выговоры и жестов. В таком возрасте, скорее всего, потребуется помощь педагога, чтобы подогнуть желаемую роль для ребенка, потому что весь процесс завязан на эмоциях ребенка. Если роль не подходит по сексуальному признаку, то ребенок воспротивится ее исполнять. А также в зависимости от симпатии или неприятия дитятей роли, персонажа которого он должен играть, зависит качество исполнения и вовлеченность в процесс.
Направление становления сюжетных игр
Сюжетно-ролевая игра, в которой участвуют дети, модифицируется со временем в зависимости от возраста ее участников. Так, идет плавный переход от обыкновенного сюжета к трудовому и завершающим этапом служит социальный аспект.
Также выходят изменения в самом содержании игр. Все более отчетливо проявляются детали и нюансы в играемых детьми ролях, отражаемых в поступках и касательствах между играющими. Чем больше ребенок познает мир через чтение книжек, бесед с родителями и собственного опыта, иногда основанного на простом наблюдении, тем сложнее становится игра, в какой ребенок принимает участие.
Чем богаче опыт детей и их знания, тем сложнее им на начальном этапе выстроить сюжет и распределить роли между участниками. Порой, стоит вмешаться педагогу и поддержать детям в этом непростом, хоть и очень увлекательном деле.
С увеличением года ребенка расширяется и группа участников игры. А подход к игрушкам, какие используются в игре и служат прототипами нужных по сюжету предметов, лишь усиливается. Если раньше без труда можно было представить, к образцу, любой круг рулем автомобиля, то у старших дошкольников возникает надобность использовать в игре именно руль или очень похожий на него объект.
Построение сюжетно-ролевых игр
Игры у детей развиваются со все большим усложнением. Это относится к задействованию фантазии детей, когда на основе нее строится вся сюжетно-ролевая игра. При этом она должна отвечать таким заявкам как увлекательность и интересность для каждого играющего ребенка. А в коллективе нужно уметь соединить все фантазии или отдать предпочтение немало понравившимся.
Не все дошкольники и не всегда способны справиться с этой довольно непростой задачей и во избежание распрей и обид педагог должен прийти на помощь ребятам. Он может поддержать направить действия детей и постараться предоставить каждому ребенку возможность привнести свой вклад в построение игры. Чем старше ребенок, тем его потребность в коллективной игре лишь возрастает вместе с желанием реализовать всю свою фантазию.
Привычные сюжеты игр
Как правило, самыми распространенными и привычными играми для детей дошкольного года являются сюжетно-ролевые игры в: магазин, больницу, парикмахерскую и многие иные. Если ребенок недостаточно осведомлен о роли человека в этих специальностях, то педагог обязательно все объясняет ребенку и он тогда сможет сразу же примерить эту специальность на себе. Обычно в дошкольных учреждениях всегда есть в наличии объекты, предназначенные для тех или иных профессий.
Сюжетно-ролевые игры относятся к важному и непременному элементу в воспитании подрастающего ребенка. Пользу, которую они приносят невозможно сопоставить с другими видами обучения для ребят дошкольного возраста.
[embedded content]