Техника безопасности на уроке физкультуры для учеников

11

В моей школе завуч раз устроила своего временно безработного сына учителем физкультуры. Ни физкультурного, ни педагогического образования у него не было. Он отработал несколько месяцев. А потом на его уроке мальчик сломал руку. Дело удалось замять лишь с большим трудом. Если бы родители пострадавшего не отправь на мировую – не поздоровилось бы всем: дело-то серьёзное. Этот случай из жизни доказывает: уроки физкультуры – не игра, а дело, спрашивающее профессионализма и правильного подхода! Подробности – далее.

Уроки по физической культуре по сути своей связаны с повышенным риском травматизма. Это обязывает преподавателя знать и предвидеть потенциально опасные ситуации и грамотно действовать для их предотвращения.

Какими бывают причины травм на физкультуре?

Практика демонстрирует, что причинами травм на уроках всегда становятся организационные недостатки и грубые ошибки при проведении занятий.

При планировании дел профессионал должен постоянно учитывать возрастные и половые особенности учеников, состояние их здоровья, физическую и техническую подготовленность детей. Подбирать упражнения и нагрузку необходимо в соответствии с этими факторами.

Причинами травм также становятся пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неверное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки (либо неправильное её применение), применение чрезмерных для детей этого возраста нагрузок.

Учителю физкультуры нужно принимать во внимание то, что современные дети ведут малоподвижный образ жития – много сидят за компьютером, перед телевизором, играют в игры на смартфоне. Они мало гуляют и двигаются. Из-за этого портится многие основные физические качества – ребёнок становится менее выносливым, менее гибким, неловким, слабым, нерасторопным.

Разминка – вещь не просто нужная, а необходимая

А вот с дисциплиной в детских коллективах сейчас дела обстоят намного хуже, чем это было при Советском Альянсе. Недисциплинированность тоже может стать причиной травм учащихся на уроке. А либерализму на уроках физкультуры не место.

Невозможно просто так, попав в спортивный зал, бегать, брать мячи и скакалки, залезать на шведскую стенку, ходить по гимнастическому бревну и тому подобное. Невозможно толкать других детей, драться, обзываться, провоцировать конфликты. Учителю приходится постоянно «приводить в чувство» озорников, не подавать им распоясаться и создать потенциально опасную ситуацию.

Нужно также следить за тем, чтобы у всех были завязаны шнурки. А у кого развязались – чтобы он разом привёл свою спортивную обувь в порядок.

При выполнении упражнений важно не мешать друг другу

Если подвести итоги винам травматизма, то можно выделить следующие группы причин:

  • неправильная организация занятий из-за отсутствия должной квалификации у преподавателя;
  • допуск ребят к упражнениям без разминки, или когда они ещё недостаточно размялись;
  • выполнение чересчур сложных, тяжёлых; либо малознакомых и малопонятных упражнений – в этом случае нужно сначала всё как следует растолковать и показать;
  • выполнение потенциально опасных упражнений без страховки со сторонки учителя, или с неправильно выполняемой страховкой;
  • отсутствие сосредоточенности и внимания у учеников – их надо настойчиво добиваться и поддерживать на протяжении всех дел.

Травмы грозят при падении на твердое покрытие или на грунт, при столкновении друг с другом, при нахождении в секторе броска, при нарушении правил спортивных игр или неверном обращении со спортивным инвентарем.

Каковы элементарные меры профилактики травм на физкультуре?

К упражнениям и спортивным играм на физиологической культуре нужно допускать только тех учеников, которые ведут себя управляемо и дисциплинированно. Все ребята должны быть в спортивной конфигурации, которая находится в полном порядке, соответствует погодным условиям и упражнениям / спортивным играм, которые планируется выполнять.

Тех, кто есть явно в болезненном или психически неустойчивом состоянии, нужно либо «привести в чувство», либо «посадить на лавочку»: пускай просто присутствуют на уроке.

Нужно строго следить за тем, чтобы дети брали спортивный инвентарь и (или) выполняли упражнения лишь после соответствующего разрешения учителя, и немедленно пресекать все вольности в этом плане.

Перед выполнением упражнений по метанию надо любой раз удостоверяться в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя, чтобы вблизи от метающего некто стоял, чтобы дети ходили за снарядами без разрешения преподавателя.

Во время выполнения упражнений необходимо выполнять соответственные каждому конкретному упражнению правила техники безопасности. Прежде всего, это: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений и схваток с другими детьми.

Необходимо объяснить детям, что нельзя при беге резко менять траекторию движения, делать опасные движения или швырки предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, озорничать, мешать выполнению упражнения другими учениками.

Утилитарны любое упражнение на гимнастических снарядах – турнике, брусьях, коне и козле, бревне, кольцах и т.д. – нуждается в подстраховке со сторонки учителя.

Правила для учеников, которым надо следовать, если не хочешь травмироваться

Перед уроком нужно переодеться в спортивную конфигурацию и обувь, которая должна подходить тебе по размеру и быть удобной. В раздевалке нельзя вставать и вспрыгивать на скамейки, баловаться, толкаться, помешивать другим ребятам.

Необходимо убедиться в том, что шнурки на кедах или кроссовках завязаны крепко и не висят до самой земли. При нужды – заправить концы шнурков за края обуви. Браслеты, «фенечки» нужно снять, и в карманах спортивной формы ничего возлежать не должно: потому что непременно выпадет во время упражнений или игры.

На место проведения урока надо приходить лишь после приглашения преподавателя, и любой спортивный инвентарь можно брать только после его разрешения.

Перед начином урока нужно построиться – чтобы учитель мог всех бегло осмотреть и убедиться в том, что ребята в полном порядке: можно их допускать к делам спортом.

При беге надо бежать по своей дорожке, не менять резко траекторию своего движения безо всяких вин; соблюдать дистанцию, чтобы избежать столкновений с другими ребятами. Когда добежал до финиша, нельзя тут же резко останавливаться.

При выполнении упражнений на гимнастических снарядах необходимо следить за тем, чтобы ладони не были влажными; чтобы под турник, брусья, канат и т.д. был подстелен мат.

Надо не стесняться выполнять упражнения с страховкой преподавателя: он не помешает тебе показать свою силу и ловкость, а в случае чего – выручит, не даст получить растяжение вязок или другую травму. Страховка – когда учитель стоит наготове, чтобы быстро оказать помощь занимающемуся, если что-то пойдёт не так и он начнёт несчастливо исполнять упражнение.

Перед упражнением на метание нужно убедиться, что в секторе броска нет людей. Нельзя близко стоять к метающему, ходить за снарядами без позволения и находиться в зоне броска.

При выполнении прыжков запрещается прыгать на рыхлом, неровном или скользком грунте. При падении невозможно приземляться на прямые руки.

Если почувствовал резкое ухудшение самочувствия, болезненность – необходимо сразу же сообщить об этом преподавателю.

В целом, необходимо просто внимательно слушать и неукоснительно выполнять все просьбы и указания учителя на уроках физкультуры.

Механизм возникновения травм многообразен. Повреждения можно получить в совершенно безобидной ситуации, за пару секунд. Они могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, схваткой, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат, и так дальше.

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством – это беда. Получить их быстро, а лечить потом приходится очень длинно. Кроме того, нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

Например, неправильно вырванный мяч у соперника, мощный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приёмом. Просто поставил подножку – а в результате может выйти тяжёлый перелом ноги или бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Смешно? Нет: может выйти сотрясение головного мозга.

Нужно не забывать о том, что на занятиях по физической культуре все школьники входят в группу риска, какая подвержена травматизму. Ведь урок физической культуры отличается от других уроков высокой двигательной активностью занимающихся, а также тем, что на нём размашисто используется всевозможное спортивное оборудование и специальный инвентарь.

[embedded content]

[embedded content]

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here