Мишенью данного мероприятия является обобщение, систематизация и закрепление знаний об окружающем мире, а именно о цветах. В рамках отмеченной темы представлены задания в виде открытых вопросов, тестов, загадок и т.д. Викторина направлена не только на работу с имеющимися знаниями, но также на получение новоиспеченной информации, стимуляцию умственной деятельности, находчивости и критического мышления.
Содержание:
- 1 § Проведение викторины
- 2 § Блок первый «Общие вопросы о растениях»
- 3 § Блок второй «Общие вопросы о цветковых растениях»
- 4 § Блок третий «Увлекательные факты о цветах»
- 5 § Блок четвертый «Да или нет»
- 6 § Блок пятый «Убери лишнее»
- 7 § Блок шестой «Разузнай растение по словесному описанию»
- 8 § Блок шестой «Разузнай цветок по фотографии»
- 9 § Заточение
§ Проведение викторины
Класс можно разделить на две команды и предложить детям избрать капитана и придумать название. Касаемо последнего, будет уместно отталкиваться от заданной – цветочной – тематики, например: «Ландыши» и «Ромашки» или «Кувшинки» и «Тюльпаны» и т.д. (вариантов масса). За любой правильный ответ команде начисляется один балл. По результатам викторины путем подсчета набранных очков выявляется победитель и как-либо вознаграждается. Но не стоит забывать и о поощрении всех прочих участников – ведь, главное в данном случае – не победа, а участие.
§ Блок первый «Общие вопросы о растениях»
Тут представлены достаточно простые вопросы, на которые каждая команда должна дать открытый ответ, по возможности, раскатанный, аргументированный ответ.
✍ Задания для первого блока
1. Скажите своими словами, что такое растение.
Образцовый ответ: Это живой организм, который питается за счет фотосинтеза.
2. Что за явление здесь описывается?
Это процесс, при котором в клетках растений под воздействием солнечного света образуются органические вещества из неорганических. При этом растение вбирает воду и углекислый газ, производит органические вещества и выделяет кислород.
Ответ: Фотосинтез.
3. Назовите три основные части растения.
Ответ: Корни, листья, стебли.
4. Зачем растению необходимы корни? Какую функцию они выполняют?
Примерный ответ: Они крепко удерживают растение под землей и поглощают питательные вещества из грунты.
5. Какой газ растения выделяют при фотосинтезе?
Ответ: Кислород.
6. В чем важность листьев для растений?
Примерный ответ: Именно в них выходит процесс фотосинтеза: через них поглощается вода, углекислый газ и солнечный свет, а наружу выделяется кислород. С помощью листьев растение дышит и избавляется от излишков влаги.
7. Какую задачу выполняет стебель?
Образцовый ответ: Поддерживает растение, то есть служит опорой для других его частей, и направляет листья к свету. Является провожатым воды и питательных веществ между корнями и листьями. В стебле также могут запасаться питательные вещества.
8. Что собой воображает цветок?
Примерный ответ: Это орган размножения, в котором образуются семена.
9. Что такое опыление?
Примерный ответ: Это перенос пыльцы с мужского цветка на дамский, результатом которого является образование семян.
10. Как называют созревшую завязь цветка, кормящую семена?
Подсказка: например, яблоко, слива, мандарин, виноград.
Ответ: Фрукт (то есть плод).
11. Как могут плодиться растения?
Ответ: Семенами или бесполым способом (побегами, черенками, луковицами).
12. Как человек может использовать растения?
Ответ: Применять в пищу, применять в строительстве, использовать в качестве материала для изготовления одежды, украшений, лекарств, духов.
13. В чем заключается уход человека за растением?
Ответ: Полив, обеспечение доступа к солнечному свету и питательным веществам, защита от вредителей и заболеваний.
16. Что такое теплица?
1) вид цветкового растения
2) болезнь цветов
3) паразит, атакующий растения
4) особая конструкция, в которой выращиваются растения.
Ответ: 4) Особая конструкция из стекла или пластика, которая используется для выращивания растений в подходящей для них среде.
17. Что такое компостирование?
1) способ размножения растений
2) особый вид пересадки красок
3) создание удобрений
4) один из вариантов борьбы с сорняками
Ответ: 3) Превращение органических остатков (листья, скошенная мурава, пищевые отходы и т.д.) в массу для удобрения почвы. Компост делает почву более плодородной, то есть способной подавать богатый урожай.
18. Что такое пестицид?
1) способ устранения сорняков
2) средство для борьбы с вредителями
3) болезнь цветов
4) доля растения
Ответ: 2) Это химическое вещество, с помощью которого уничтожаются вредители – грызуны и насекомые.
19. Что такое гербицид?
1) вещество, используемое для войны с вредителями и болезнями, которые представляют опасность для растений
2) коллекционирование растений в засушенном виде
3) средство для борьбы с сорняками
4) доля цветка
Ответ: 3) Химическое вещество, предназначенное для борьбы с сорняками.
20. В какое время года лучше всего усаживать цветы?
1) весной или осенью
2) зимой
3) летом
4) в любое время года
Ответ: 1) Весной или осенью.
21. Как люди бегают за комнатными растениями в горшках?
1) регулярно поливают и держат в хорошо освещенном месте
2) удобряют каждый день
3) нередко обрезают
4) за растениями в горшках уход не требуется
Ответ: 1) Регулярно поливают, обеспечивают доступ к солнечному свету.
22. Как нередко нужно поливать растения?
1) каждый день
2) вообще не нужно
3) несколько раз в день
4) два раза в неделю
Ответ: 4) Два раза в неделю.
23. Какое поступок из перечисленных позволит размножить растение?
1) более частый полив цветка
2) регулярное удобрение
3) отделение черенка или разделение растения куста на доли
4) обрезка растения для стимуляции роста
Ответ: 3) Отделение черенка или деление куста.
24. Как называется процесс размножения растений без семян?
1) транспирация
2) компостирование
3) сексуальное размножение
4) вегетативное размножение
Ответ: 4) Вегетативное (бесполое) размножение.
25. С какой целью используются инсектициды?
1) для удобрения
2) для войны с вредителями
3) для более эффективного переноса пыльцы
4) для размножения растений
Ответ: 2) Для борьбы с вредителями.
26. Как называется пигмент, какой придает зеленый цвет растениям (листьям, стеблям)?
1) каротиноиды
2) фунгициды
3) антоцианы
4) хлорофилл
Ответ: 4) Хлорофилл.
27. Какой газ вбирают растения при фотосинтезе?
1) кислород
2) углекислый газ
3) азот
4) водород
Ответ: 2) Углекислый газ.
28. Как называется процесс, при котором растения выделяют в атмосфера водяной пар?
1) фотосинтез
2) транспирация
3) компостирование
4) опыление
Ответ: 2) Транспирация.
29. Какой газ растения выделяют в атмосферу при фотосинтезе?
1) азот
2) кислород
3) водород
4) углекислый газ
Ответ: 2) Кислород.
30. Как именуется наука, изучающая растения?
1) геология
2) биология
3) ботаника
4) генетика
Ответ: 3) Ботаника.
31. Какие растения обитают под водой?
1) лишайники
2) папоротники
3) кувшинки
4) водоросли
Ответ: 4) Водоросли.
32. Эти растения встречают во влажных, болотистых пунктах. У них нет корней, цветков и плодов с семенами. Стебли и листья тоже практически отсутствуют.
1) папоротник
2) водоросли
3) кактус
4) мох
Ответ: 4) Мох.
33. У этих растений листья вылиты на большие перья. Цветков и семян у них не бывает, зато есть четко выраженные корни и стебли.
1) цветковые
2) папоротники
3) хвойные
4) лишайники
Ответ: 2) Папоротники.
34. Что за группу растений составляют сосны, пихты, ели, кедры. Основная их особенность в том, что вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена. Листья у них видоизменены.
1) лишайники
2) цветковые растения
3) хвойные растения
4) водоросли
Ответ: 3) Хвойные растения.
35. Наименуйте главный признак цветковых растений
1) есть корень
2) есть клубни
3) приятно пахнет
4) наличие цветка
Ответ: 4) Присутствие цветка.
36. Если какой-то вид растения оказывается на грани исчезновения, с ним делают это:
1) заносят в Книгу рекордов Гиннеса
2) ничего не мастерят
3) добавляют в Красную книгу
4) заносят в черный список
Ответ: 3) Добавляют в Красную книгу.
37. Для чего применяется фунгицид?
1) для лечения растений от грибковых заболеваний
2) для устранения вредителей
3) для удобрения почвы
4) для более эффективного опыления
Ответ: 1) Для лечения растений.
38. Наземная часть растения именуется:
1) ствол
2) стебель
3) побег
4) черешок
Ответ: 3) Побег (состоит из стебля и листьев).
39. Найдите в представленном ниже списке вариантов тот, где перечислены лишь цветковые растения.
1) кактус, герань, гусиный лук, клевер
2) папоротник, лишайник, мох
3) хлорелла, ламинария (морская капуста), морской салат
4) сосна, пихта, ель, лиственница
Ответ: 1) Кактус, герань, гусиный лук, кашка.
40. Почему важно беречь и защищать растения?
Ответ: Растения производят кислород, которым мы дышим. Также они подают пищу людям и животным, служат источником лекарственных средств, используются для создания жилищ и одежды. В целом растения необходимы для поддержания крепкой экосистемы.
§ Блок второй «Общие вопросы о цветковых растениях»
Теперь поговорим непосредственно о цветковых растениях. Ниже вам будут представлены тестовые задания по аналогии с предыдущими. Довольно просто выбрать один или несколько (в редких случаях) подходящих ответов. За каждое правильно выполненное задание начисляется одинешенек балл.
✍ Задания ко второму блоку
1. Что такое цветок?
1) репродуктивная часть растения, в которой образуются семена
2) доля растения, которая помогает ему передвигаться
3) часть растения, источающая приятный аромат
4) орган растения, который позволяет ему накрепко держаться в земле
Ответ: 1) Репродуктивная часть, образующая семена.
2. Что такое опыление?
1) процесс, при котором растения используют солнечный свет, воду и углекислый газ, чтобы произвести для себя еду
2) перенос пыльцы с мужской части цветка на женскую, результатом которого является образование семян
3) распространение семян растения по атмосфере
4) обработка растений для защиты от вредителей
Ответ: 2) Перенос пыльцы на женскую часть цветка, вследствие чего образуются семена.
3. Что такое фрукт?
1) корень растения
2) цветок
3) спелая завязь цветка с семенами
4) видоизмененные листья
Ответ: 3) Завязь с семенами.
4. В народе этот цветок называют «анютины глазки». А как звучит его ботаническое называние?
1) одуванчик обычный
2) виола
3) фиалка
4) василек
Ответ: 2) Виола.
5. Из чего пчелы делают мед?
1) из семян
2) из пыльцы
3) из лепестков
4) из тычинок
Ответ: 2) Из пыльцы.
6. Какой из этих красок наиболее распространенный?
1) подсолнух
2) лилия
3) роза
4) календула
Ответ: 3) Роза.
7. Зачем растению нужны лепестки?
1) для распространения симпатичного запаха
2) для привлечения опыляющих птиц и насекомых
3) для защиты цветка от вредителей
4) для испарения влаги
Ответ: 2) Для привлечения опылителей.
8. Какие цветы обыкновенно используются в букетах?
1) подсолнухи, орхидеи, ирисы, тюльпаны
2) розы, лилии, ромашки, гвоздики
3) львиный зев, маки, нарциссы, кувшинки
4) васильки, ковыль, рута, анютины глазки
Ответ: 2) Розы, лилии, ромашки, гвоздики.
9. Как постигнуть, что цветок готов к сбору?
1) когда он полностью открыт и имеет наиболее яркий цвет
2) когда открыт частично
3) когда еще затворён
4) когда начинает увядать
Ответ: 1) Когда полностью открыт и имеет яркий цвет.
10. Как пчелы и шмели помогают краскам?
1) защищают от хищников
2) насыщают растение влагой
3) переносят пыльцу с одного цветка на другой
4) никак
Ответ: 3) Выносят пыльцу.
11. Какие распространенные вредители могут нанести ущерб цветам?
1) пчелы, мотыльки, божьи коровки
2) тля, мучнистый червец, паутинный клещ
3) муравьи, пауки, жуки, клопы
4) птицы, ящерицы, квакушки
Ответ: 2) Тля, мучнистый червец, паутинный клещ.
12. Как правильно хранить срезанные цветы, чтобы они дольше сохраняли свежесть?
1) поставить в вазу со свежей водой и подкормкой, содержать в прохладном темном месте
2) завернуть в полиэтилен и положить в холодильник
3) держать в теплом, солнечном месте
4) выставить на балкон
Ответ: 1) Поставить в вазу с незапятнанной водой, расположить в темном прохладном месте.
13. Каково назначение тычинки цветка?
1) для привлечения опылителей
2) для защиты цветка от проникновения вовнутрь него вредных веществ
3) производство пыльцы
4) поглощение углекислого газа
Ответ: 3) Производство пыльцы.
14. Как называется цветок, семена какого похожи на гвозди?
1) пион
2) женьшень
3) гвоздика
4) петуния
Ответ: 3) Гвоздика.
15. Благодаря чему цветы приобретают собственный цвет?
1) воздействию опылителей
2) дневному освещению
3) влиянию пигментов, называемых антоцианами, каротиноидами, хлорофиллом
4) в результате фотосинтеза
Ответ: 3) Благодаря воздействию пигментов.
16. Сексуальное размножение растений происходит с помощью…
1) корней
2) стеблей
3) листьев
4) семян
Ответ: 4) С помощью семян.
17. Именно этот цветок нередко используют для плетения венков и гадания.
1) репейник
2) ромашка
3) гвоздика
4) роза
Ответ: 2) Ромашка.
18. Этот цветок вначале желтый, а потом становится белым и невесомым.
1) ландыш
2) тюльпан
3) одуванчик
4) ромашка
Ответ: 3) Одуванчик.
19. Какую роль мотыльки играют для цветов?
1) переносят пыльцу
2) паразитируют на них
3) заражают растение болезнями
4) никакой
Ответ: 1) Переносят пыльцу.
20. Какой цветок имеет золотой цвет?
1) сирень
2) ромашки
3) подсолнечник
4) гвоздики
Ответ: 3) Подсолнечник.
21. Зачем цветку нужны пестик и тычинка?
1) для защиты от вредителей
2) для семенного размножения
3) для вегетативного (бесполого) размножения
4) чтобы источать симпатичный запах
Ответ: 2) Для семенного размножения.
22. Какая часть цветка отвечает за его окраску?
1) листья
2) корень
3) лепестки
4) стебель
Ответ: 3) Лепестки.
23. Зачем цветок изготавливает нектар?
1) чтобы привлекать животных-опылителей
2) для защиты от вредителей
3) для размножения
4) чтобы запасти питательные вещества
Ответ: 1) Для привлечения опылителей.
24. Что такое обезглавливание растения?
1) обильный полив
2) удаление отмерших цветков
3) посадка новоиспеченного цветка на месте погибшего
4) обрезка растения для стимулирования роста
Ответ: 2) Удаление отмерших цветков.
25. Сколько лепестков у ромашки?
1) 3
2) 5
3) 9
4) 6
Ответ: 2) 5.
26. В чем особенность подснежников и нарциссов?
1) они цветут ранней весной
2) их можно применять в пищу
3) они ядовиты
4) оба внесены в Красную книгу
Ответ: 1) Они цветут ранней весной.
27. Что такое тычинка?
1) женский репродуктивный орган
2) мужская репродуктивная доля цветка
3) орган, производящий цветочный нектар
4) часть цветка, создающая приятный запах
Ответ: 2) Мужская репродуктивная доля цветка.
28. Что происходит с цветком после опыления?
1) ничего не происходит
2) он увядает
3) он отваливается
4) он расцветает еще сильнее и ярче
Ответ: 2) Он увядает.
29. Какие звериные опыляют цветы?
1) летучие мыши, совы, кошки, еноты, кузнечики
2) клопы, вороны, улитки, жуки-носороги, тля
3) колибри, мотыльки, комары, шмели, муравьи
4) опоссумы, ежи, попугаи, лисы, паутинный клещ
Ответ: 3) Колибри, бабочки, комары, шмели, муравьи.
30. Что такое пестик?
1) доля цветка, производящая нектар
2) мужской репродуктивный орган цветка
3) женская репродуктивная часть растения
4) часть цветка, продуцирующая симпатичный запах
Ответ: 3) Женская репродуктивная часть растения.
31. Перекрестное, прямое, искусственное. О чем идет речь?
1) компостирование
2) опыление
3) стол
4) дыхание
Ответ: 2) Опыление.
32. Какой цветок считается традиционным подарком на 8 марта?
1) гвоздика
2) ромашки
3) мимоза
4) роза
Ответ: 3) Мимоза.
33. Какой из этих красок является полевым?
1) пион
2) лилия
3) василек
4) хризантема
Ответ: 3) Василек.
34. Какое растение из списка не является цветком?
1) пихта
2) осока
3) мать-и-мачеха
4) полынь
Ответ: 1) Пихта.
35. Что из перечисленного не является долей цветка?
1) лепесток
2) пестик
3) клубень
4) пыльник
Ответ: 3) Клубень.
36. У какого цветка тройной листик?
1) клевер
2) земляника
3) василек
4) одуванчик
Ответ: 1) Кашка.
37. От названия какого из этих растений образовано название цвета? Возможно несколько правильных ответов.
1) черемуха
2) сирень
3) фиалка
4) роза
Ответ: 2) Сирень, 3) фиалка, 4) роза.
38. Что мастерят насекомые с пыльцой, которую они собирают на цветке?
1) едят ее
2) используют для строительства своего жилища
3) переносят на другие растения
4) ничего не мастерят
Ответ: 3) Переносят на другие растения.
39. В какое время года цветут цветы? Может быть несколько верных ответов.
1) зимой
2) весной
3) осенью
4) летом
Ответ: 2) Весной, 4) летом, 3) осенью.
40. Что такое вегетативный орган растения? Может быть несколько верных ответов.
1) та его часть, которая не производит цветков и плодов
2) орган размножения
3) часть растения, которая обеспечивает стол и обмен веществ с внешней средой
4) это корни, побеги, листья
Ответ: Все ответы верны.
§ Блок третий «Увлекательные факты о цветах»
Цветковые растения – самая многочисленная группа растений среди всех существующих. Поэтому различных увлекательных сведений о них в мире насчитывается огромное количество. О цветах слагаются легенды, они становятся символами государств, превращаются в героев художественных созданий – книг, фильмов, картин, песен. Давайте же проверим, как много вы знаете интересностей о цветах.
✍ Задания к третьему блоку
1. Какой цветок наводил ужас на Шерхана (Р.Киплинг «Маугли»)?
1) роза
2) огненный цветок
3) можжевельник
4) кактус
Ответ: 2) Огненный цветок.
2. Это растение пользуется вящим спросом среди крупного рогатого скота:
1) ландыш
2) осока
3) клевер
4) мать-и-мачеха
Ответ: 3) Клевер.
3. Этот цветок первым является на месте лесных пожарищ:
1) иван-чай
2) подснежник
3) нарцисс
4) вьюнок
Ответ: 1) Иван-чай.
4. Хризантема изображена на гербе этого страны. О какой стране идет речь?
1) Канада
2) США
3) Австралия
4) Япония
Ответ: 4) Япония.
5. Из какого растения был сделан яд, какой Джульетта попросила у аптекаря (У.Шекспир «Ромео и Джульетта»)?
1) лютик
2) плющ
3) кактус
4) пион
Ответ: 1) Лютик.
6. Что за цветок имеет ровное отношение к царю зверей?
1) подсолнух
2) ковыль
3) львиный зев
4) одуванчик
Ответ: 3) Львиный зев.
7. Это растение является символом Шотландии:
1) чертополох
2) кленовый лист
3) пальма
4) дуб
Ответ: 1) Чертополох.
8. Какие цветы вяще всего любил композитор П.И. Чайковский?
1) хризантемы
2) лилии
3) ландыши
4) тюльпаны
Ответ: 3) Ландыши.
9. Букет, составленный из этих красок, Наполеон Бонапарт дарил своей жене Жозефине Богарне, когда возвращался из похода. О чем идет речь?
1) фиалки
2) гвоздики
3) мимозы
4) лилии
Ответ: 1) Фиалки.
10. Как призывали человека, который хотел создать каменный цветок?
1) Левша
2) Балда
3) Иван
4) Данила
Ответ: 4) Данила-мастер (персонаж из сказки П.Бажова «Каменный цветок»).
11. Правоохранители итого мира считают данное растение одним из самых опасных:
1) мак
2) полынь
3) радиола розовая
4) элеутерококк
Ответ: 1) Мак (из него изготовляют сильнодействующие наркотики).
12. Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы?
1) амброзия
2) нектар
3) сироп
4) каркаде
Ответ: 2) Нектар.
13. Изберёте из списка лекарственное растение:
1) вороний глаз
2) шалфей
3) шелковица
4) безвременник
Ответ: 2) Шалфей.
14. Выберете из списка ядовитое растение:
1) настурция
2) амариллис красавка
3) пеларгония
4) нептуния
Ответ: 2) Амариллис белладонна.
15. Кленовый лист является символом этого государства (изображен на флаге):
1) Франция
2) Канада
3) Китай
4) Индонезия
Ответ: 2) Канада.
16. Этот цветок именуют духами весны:
1) ландыш
2) нарцисс
3) фиалка
4) сирень
Ответ: 3) Фиалка.
17. В переводе с греческого языка называние этого цветка звучит как «звезда»:
1) хризантема
2) нептуния
3) тмин
4) астра
Ответ: 4) Астра.
18. Ранее это растение называли «шпажник». А как звучит его современное наименование?
1) тюльпан
2) гладиолус
3) лаванда
4) переступень
Ответ: 2) Гладиолус.
19. Предание гласит, что слишком любопытных придворных однажды превратили в эти цветы. Какие именно?
1) фикус
2) вороний глаз
3) фикус
4) анютины глазки
Ответ: 4) Анютины глазки.
20. Наименование этого цветка произошло от названия головного убора «тюрбан»:
1) орхидея
2) камелия
3) традесканция
4) тюльпан
Ответ: 4) Тюльпан.
21. По преданию, Будда спрятался от своих врагов в этом цветке:
1) лотос
2) кувшинка
3) монстера
4) фаленопсис
Ответ: 1) Лотос.
22. Свое наименование цветок получил в честь греческого врача Пеона, который излечил чудодейственными каплями бога Аида. О каком растении идет выговор?
1) ирис
2) плющ
3) лавр
4) пион
Ответ: 4) Пион.
23. Легенда гласит, что город Мехико был основан на том месте, где племена ацтеков увидали орла, сидящего на этом цветке. О каком растении здесь говорится:
1) осока
2) кактус
3) сакура
4) перекати-поле
Ответ: 2) Кактус.
24. Сообразно мифу, богиня Красоты Венера потеряла в лесу свою туфельку. Вскоре на этом месте вырос цветок. О чем выговор?
1) анютины глазки
2) астра
3) олива
4) венерин башмачок
Ответ: 4) Венерин башмачок.
25. Букет этих цветов гусляр подарил богатому, чтобы тот вспомнил свою умирающую мать. Что это было за растение?
1) фиалки
2) мать-и-мачеха
3) незабудки
4) азалия
Ответ: 3) Незабудки.
26. В этой краю каждый год отмечают праздник цветения пионов. Может быть несколько вариантов ответа:
1) Япония
2) Малайзия
3) Индия
4) Китай
Ответ: 1) Япония, 2) Китай.
27. Листья ландыша сравнивают с ушами этого звериного:
1) белка
2) заяц
3) медведь
4) лиса
Ответ: 2) Заяц.
28. Согласно легенде, цветок нарцисса наклонен к земле собственно по этой причине. По какой же?
Подсказка: это связано с его названием (нарцисс).
1) кланяется проходящим, потому что хочет всем понравиться
2) любуется своим отражением, потому что весьма нравится сам себе
3) прячет цветок от любопытных глаз, потому что стесняется
4) он «повесил голову» от грусти, потому что иные цветы намного красивее его
Ответ: 2) Любуется своим отражением.
29. Цветы баобаба (гигантского африканского дерева) опыляют эти звериные:
1) лемуры
2) летучие мыши
3) жужелицы
4) грифоны
Ответ: 2) Летучие мыши.
30. Согласно легенде, этот цветок показался на месте гибели райской птички ранним утром:
1) орхидея
2) лаванда
3) ирис
4) розмарин
Ответ: 3) Ирис.
§ Блок четвертый «Да или нет»
В этой доли викторины ребятам предстоит дать простой ответ, является верным или неверным ли то или иное утверждение о цветковых растениях.
✍ Задания к четвертому блоку
1. Аромат волчьего лыка может вызвать у человека головную боль.
Ответ: Да.
2. Гортензия – это самый большой цветок в вселенной.
Ответ: Нет.
3. Ряска встречается в лужах.
Ответ: Да.
4. Фиалка умеет предсказывать погоду.
Ответ: Да.
Перед дождем фиалка сгибает стебель. Цветки начинают закрываться, листья поникают за несколько часов до дождя.
5. Дикорастущие кактусы встречаются в России.
Ответ: Да. Так, в Астрахани.
6. Раффлезия Арнольда источает приятный запах.
Ответ: Нет.
Раффлезию в народе называют трупной лилией. Вина в том, что цветок имеет специфический «аромат», напоминающий запах гниющего мяса. С его помощью растение привлекает насекомых-опылителей, в частности, лесную муху. Примечательно, что лепестки этого растения также напоминают разлагающуюся плоть.
7. Перелеска может вырастать в городе.
Ответ: Нет.
8. Сок из стеблей зверобоя представляет опасность для человека.
Ответ: Нет.
9. Анютины глазки цветут весной и осенью.
Ответ: Да.
10. Из семян лотоса мастерят четки.
Ответ: Да.
Четки представляют собой шнурок с бусами, который используется для отсчитывания поклонов во время молитвы и прочтённых молитв. Чтобы сделать четки, на нить нанизывают бусины и чередуют их с узелками, чтобы придать изделию добавочную прочность (при разрыве шнурка или нити бусы не рассыпаются). Четки нередко изготавливают из семян лотоса, поскольку цветок является священным растением, какое символизирует чистоту души и непорочность.
11. В 1952 год на аукционе в США коллекционер, пожелавший остаться неподписанным, заплатил за белую орхидею 4,5 тысячи долларов.
Ответ: Да.
12. Сто лет назад за одну лишь луковицу тюльпана можно было обзавестись каменный дом либо карету с лошадьми.
Ответ: Да.
13. Семена образуются в листьях.
Ответ: Нет (в цветке).
14. Не существует цветов, у каких может быть всего лишь один лепесток.
Ответ: Нет (например, у таких растений, как антуриум и калла, кушать только один лепесток).
15. У цветка подснежника белые лепестки.
Ответ: Да.
16. Покрытосеменные растения это не то же самое, что и цветковые.
Ответ: Нет (это одно и то же).
17. «Шпажник» в переводе с латыни означает «стрела».
Ответ: Нет (название произошло от слова gladus, что в переводе с латинского означает «меч»).
18. Корневище лотоса (водное растение) может распростираться на 300 км.
Ответ: Да.
19. Ромашки имеют синий окрас.
Ответ: Нет.
20. Лесной кактус селеницереус (он же царица ночи) цветет лишь ночью.
Ответ: Да.
§ Блок пятый «Убери лишнее»
Ниже представлены списки слов, соответственные теме викторины. В каждом перечне есть «пятое лишнее». Найдите его и объясните причину своего выбора. За целый правильный ответ начисляется два балла. Если выпалена только половина задания (названо слово, но не аргументирован выбор) засчитывается одинешенек балл.
✍ Задание к пятому блоку
1. Ель, пихта, сосна, лиственница, папоротник.
Ответ: Папоротник (первые четыре относятся к группе хвойных растений, заключительный же представляет другую категорию – папоротниковые растения).
2. Мак, кактус, крапива, лишайник, можжевельник.
Ответ: Лишайник (относится к классу лишайников, а все прочие являются цветковыми растениями).
3. Ромашка, шалфей, белена, душица, котовник лимонный.
Ответ: Белена (относится к ядовитым растениям, тогда как прочие цветы входят в группу лекарственных).
4. Росянка, бегония, дарлингтония, венерина мухоловка, дионея.
Ответ: Бегония (не является плотоядным растениям, в то время как остальные относятся к таковым).
В природе хищные растения обитают в тех местах, где в почве не хватает питательных веществ. Благодаря эволюции эти цветы выковали уникальный для представителей флоры механизм выживания – ловлю и поедание живой добычи. Чаще всего пищей таких растений оказываются насекомые. На этот момент известно более 500 видов хищных растений, большинство из которых встречается в Африке, Австралии и Полуденной Америке. Однако влажным тропическим климатом ареал обитания «хищников» не ограничивается. Произрастают они в других местах нашей планеты. Так, в наших широтах встречается росянка круглолистная. Встретить ее можно в болотистой местности, где преобладают кислые почвы.
5. Шиповник, тюльпан, шпажник, ноготки, тимьян ползучий (чабрец).
Ответ: Шиповник, потому что является кустарником, в то время как остальные – травянистые растения.
6. Ива, тополь, фиалка трехцветная, дуб, береза.
Ответ: Фиалка трехцветная (травянистое растение, а все прочие – это деревья).
7. Бегония, фикус, васильки, алоэ, мирт.
Ответ: Васильки – дикорастущее растение, тогда как все остальные – декоративные (домашние).
8. Гусиный лук, сакура, конский каштан, кукушкины слезки, верблюжья колючка.
Ответ: Сакура – так как в наименованье этого цветка нет ничего общего с животным миром.
9. Иван-да-марья, иван-чай, анютины глазки, валериана, хлорофитум.
Ответ: Хлорофитум, так как в его наименованье нет человеческого имени.
10. Борец, подорожник, полынь, золототысячник, недотрога.
Ответ: Подорожник (лекарственное растение, а все остальные относятся к категории ядовитых).
§ Блок шестой «Разузнай растение по словесному описанию»
Здесь будут даны короткие описания главных характеристик тех или иных цветковых растений, а вам необходимо будет узнать о каких именно цветах идет речь. Для упрощения задачи вам будут предложены названия в неупорядоченном виде, а вам лишь останется их правильно распределить в соответствии с заданием.
✍ Задания к шестому блоку
Подсказка: 1) Мать-и-мачеха, 2) медуница, 3) венерина мухоловка, 4) лотос, 5) росянка.
1. Житейский цикл этого растения длится всего лишь четыре дня. В первый день цветок похож на бутылку, во другой – на чашку, в третий напоминает тарелку, а в четвертый – блюдце.
2. Это растение можно узнать по блестящим капелькам на поверхности листа. На первоначальный взгляд, капли напоминают росу, а само растение кажется хлипким и безобидным. Однако с помощью клейких капель цветок ловит своих жертв, приманивая их благоуханием и яркой окраской. Сами капли тоже служат приманкой, а также помогают переваривать насекомых благодаря содержащимся в этом веществе пищеварительным ферментам.
3. Этот цветок получил свое наименование из-за необычных листьев: верхняя часть их скользкая и холодная, а нижняя – мягкая и теплая. У цветка есть ряд иных названий: двоелистник, царь-зелье, мать-трава, камчужная трава.
4. Научное название этого цветка – muscipula. В переводе с латыни оно означает «мышеловка» (образно, не буквально). Русское наименование данный вид получил в честь римской богини любви и растений. Английское наименование вида (Venus flytrap) отвечает русскому. Встречается этот цветок чаще всего на западе Северной Америки. Представляет собой низкое стелющееся растение с размашистыми зазубренными листьями, открытыми наподобие ловушки. Аромат цветка привлекает насекомых, и когда те садятся на лист, западня моментально закрывается. Один лист может схлопываться до семи раз, после чего отмирает, а на его месте вырастают новоиспеченные листья, которые в дальнейшем также становятся ловушками.
5. Столетие назад данное травянистое растение в народе именовали легочницей. Дело в том, что оно хорошо помогало при таких заболеваниях, как астма, коклюш, бронхиальная астма и туберкулез легких. Ребята нередко лакомились цветками этого растения, ведь они обладают сладковатым вкусом (в названии эта особенность четко отбита). Кроме того, цветы очень красивы и радуют глаз разнообразием оттенков: на одном растении могут одновременно вырастать голубые, розовые, лиловые цветки.
Ответ: 1) Лотос, 2) росянка, 3) мать-и-мачеха, 4) венерина мухоловка, 5) медуница.
§ Блок шестой «Разузнай цветок по фотографии»
Определите, какие цветы изображены на картинках ниже.
✍ Задания к седьмому блоку
Подсказка: 1) орхидея, 2) подсолнух, 3) ландыш, 4) шпажник, 5) гвоздика.
1.
2.
3.
4.
5.
Ответ: 1) Гладиолус, 2) орхидея, 3) гвоздика, 4) подсолнух, 5) ландыш.
§ Заточение
Вот и подошла к концу наша викторина о цветах для начальной школы. Пора подводить итоги, объявлять победителей и награждать конкурсантов. Благодарю всем за активное участие в мероприятии. Надеемся, что оно оказалось для вас полезным, интересным и познавательным.
[embedded content]
[embedded content]