Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся виданы только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители находят, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием вытекает заниматься чуть ли не с самого рождения.
Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические зачисления для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.
Содержание:
- 1 Особенности возрастного этапа развития детей 1-2 лет
- 2 Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года
- 3 Особенности воспитания ребенка в 1-2 года
- 4 Что должен уметь дитя в этом возрасте
- 5 Сюжетные игры как основа воспитания детей меньшего возраста
- 6 Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет
- 7 Вместо заточения
Особенности возрастного этапа развития детей 1-2 лет
В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже выговаривает первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает деятельно изучать окружающие его предметы.
Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то кушать он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, другими словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с объектом.
Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, упрашивает ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к образцу, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.
В этот этап ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то значительную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно работать.
Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает исподволь сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и почтение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается резерв слов.
Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года
Самая топорная ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, какой должен понимать все правильно.
Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не соображает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно несложными.
Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в мочь своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может лишь имитировать логическое мышление.
Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Так, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с дитятей, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего года малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его выговоры, правильности выговаривая различных букв.
Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухгодичного ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на промах, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого года, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.
Дитя живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, потому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен размышлять о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.
Родителям необходимо понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего эксперимента и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором есть конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко сорваться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.
Особенности воспитания ребенка в 1-2 года
В этом году развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы скорее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.
Если дитя долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то кушать игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во пора игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.
Он отлично соображает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители желают донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо несложнее понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на образце любимых и знакомых ему героев.
Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, нехорошо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с излюбленным персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, потому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать излюбленному персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.
Дитя очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, отчего именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрещение нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с этой ситуацией.
К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть длани после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама повествует ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.
Что должен уметь дитя в этом возрасте
Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без инороднее помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять несложные игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.
Может наименовать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит отдельный простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.
В полтора года малыш может скопить пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-либо игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.
В это время у малыша проявляются отдельный изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, испытывает все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «невозможно», но запрет воспринимает плохо.
Он еще не выработал свою модель поведения, и порой, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в этой ситуации.
С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, немного запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не переворотил на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.
Годы 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное пора еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.
К двум годам дитя уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его лексикографический запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.
В два годика он уже сообщает короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он сообщает о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней поддержки есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит лишь с помощью взрослого.
Он уже любит играть в простые игры, поэтому собственно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, какие очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.
Сюжетные игры как основа воспитания детей меньшего возраста
Очень важно в этот период жизни ребенка резаться с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру излюбленных кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их неплохо понимать.
Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Разумеется, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность лишь для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя эту игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.
Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя весьма важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, какие происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс зачисления пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его житием. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в цельном.
Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, какая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный заинтересованность.
Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием резаться в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не лишь являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию выговоры, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.
Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет
В году 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в длани, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.
Весьма грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если объект является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения махонького следопыта.
Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей реальности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет подавать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его опоясывают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.
Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пускай малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.
В эти моменты дитя нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему воспрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей нужды, а не все время.
Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание опоясывающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему увлекательно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на очи.
Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отнимать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы дитя не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.
Вместо заточения
Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и влюбленностью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте любую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.
Если он начнет соображать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком иных деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом году ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено образцом, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.