Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы

1854

Русский стиль один из самых сложных языков. Поэтому ученикам начального звена необходимо как следует усваивать материал в школе, а дома подкреплять его самостоятельными упражнениями. Тут мы привели лишь малую часть того, что нужно знать детям второго класса по русскому стилю. Но эти задания для самостоятельной работы помогут родителям составлять свои собственные задания и заниматься совместно со своим школьником дома.

Задания по теме «Слово и предложение»

Перед изучением темы ученик должен постигнуть, что слова – это такие элементы русского языка, которые человек использует для обозначения итого вокруг. Все, что мы произносим, это слова. Предложение представляет собой языковую кол, с помощью которой можно описать событие, ситуацию и прочее. Слова и предложение узко взаимосвязаны, т.к. первые объединяются во вторые по смыслу с помощью интонации.

Задание 1

Ученику необходимо прочитать предложенный текст, определить, сколько в нем предложений. С соседом по парте попытаться задать товарищ другу вопросы, составленные по тексту.

Дрозд летел по лесу и содержал в клюве еловую шишку. Он сел на дуб, где у него было свое гнездо. В гнезде дрозд шелушил шишки. Семечками из шишек он столовался. Свое гнездо дрозд считал мастерской для шелушения шишек.

Вдруг он приметил, что на дне гнезда лежит уже шелушенная, но не выброшенная шишка, поэтому новую возложить ему некуда. Но дрозд был очень умный. Он зажал новую шишку между бюстом и стволом дерева, ловко подцепил клювом старую, и выбросил ее из гнезда.

Задание 2

Из предыдущего текста ученику необходимо выписать слова со следующим сочетание букв: жи-ши, же-ше. Подчеркнуть в словах буквы-орфограмки, повергнуть свои примеры подобных слов и записать их в тетрадь.

Задание 3

Ученику предложены слова: береза, гриб, ежик, наколол, неглупый, вкусный.

С этими словами ученику нужно составить предложения таким манером, чтобы получился связный рассказ. Записать рассказ в тетрадь, подчеркнуть те слова, какие были предложены для задания.

Задание 4

В задании вперемешку записаны предложения и сочетания слов, записанные сквозь запятую. Ученику нужно переписывать в тетрадь только то, что считается предложением.

Осень, лист, листопад, упадает. Осенью листья падают. Зима, коньки, санки, снег. Зимой идет снег. Зимой можно кататься на салазках и коньках. Лето, рыбалка, рыба, снасти, утро. Летним поутру хорошо пойти на рыбалку. Весной грачи возвращаются из теплых краев. Весна, птицы, грачи, летят.

Подчеркнуть слова, в каких есть мягкий знак. Объяснить, означает ли эта буква звук.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 5

Необходимо прочитать текст и попытаться объяснить его смысл.

Мобильные телефоны сейчас кушать почти у каждого. Но кроме пользы это приспособление может приносить и вред. Опасность телефона заключается в том, что он излучает электромагнитные волны и все время находится рядом с человеком. Эти валы вредны для здоровья и могут вызвать болезни.

Запомните! Во время заданий мобильный телефон должен находиться в портфеле.

Ученику нужно переписать заключительный абзац, разбив слова на слоги.

Задания по теме «Язык и выговор: устная и письменная»

Язык – это средство, с помощью которого мы общаемся. В любой стране имеется свой Государственный язык. В России – русский, в Украине – украинский, в Италии – итальянский, в Англии – английский и так дальше. В процессе общения разные народы используют свой язык. В итоге такого общения появилась речь. Если мы говорим и читаем – это устная выговор, если пишем – письменная. Иногда люди могут использовать жесты и мимику. Эти элементы выговоры относятся к неязыковым средствам общения.

Задание 1

Учитель (или родитель) декламирует текст вслух. Ученик внимательно слушает текст и составляет проблемы по нему. В тетрадь нужно записать вопросы и ответы на них.

Маша разобиделась на Сережу и стала забирать свой портфель. Вдруг между ними показался хулиган и ворчун Петров. Он начать бить Сережу.
— Мама! – воскликнул потерянный мальчик.
Маша решила защитить друга и тоже полезла в свалку с Петровым.
— Хулиган! Пойдем отсюда, Сережа! – кричала девочка.
«Так я же…» желал было сказать Петров, но ничего не ответил. А все потому, что он плохо умел выражать свои думы. А если бы умел хорошо выражать их, то чтобы он сказал девочке?Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 2

Ученикам необходимо прочитать письмо, составить вопросы к тексту и ответить на них.

Здравствуй, дедушка.
Благодарю за твое письмо, я рад, что у тебя все хорошо. Я тоже живу хорошо. Вчера мама приобрела мне новые тапочки и игру лего. А еще у меня есть новый большенный мяч. Приезжай к нам в гости, будем вместе играть с тобой.

Кроме поставленных проблем, ученикам необходимо определить, какая форма речи присутствует в задании (письменная или устная). Также необходимо запомнить написание слова «Спасибо» и записать его в словарь.

Задание 3

Ученику необходимо прочитать предложенный текст, составить по тексту вопросы, и дать на них ответы. Ответы записать в тетрадь.

Ворона сидела на ветке и молчала, а рядышком с ней прыгала сорока и трещала без умолку.
— Кума, что же ты все время молчишь? Ты хоть веруешь моим рассказам? – спрашивала любопытная сорока.
— Не очень верую тебе, кумушка, — неохотно отвечала ворона. – Кто немало болтает, тот, скорее всего, очень много выдумывает.

Кроме этого, необходимо переписать первое предложение и поставить ударение в словах, а безударные гласные подчеркнуть карандашом.

Стили славянских народов – русский, украинский и белорусский – близкородственные.

Задание 4

Детям необходимо вспомнить и записать несколько пословиц, в которых упоминаются русский, украинский и белорусский стили. Учитель или родители должны помочь ребенку найти такие пословицы и присловья и помочь правильно под диктовку записать их. Пословицы нужно выучить на память.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 5

Прочесть текст, в пропущенные места вписать нужные слова. Подсказка: пропущенные слова повергнуты в «Справке».

Моя страна называется … . Государственный язык в моей краю — … . В нашей стране проживают представители разных народностей: …, …., …, … . Моя родимый язык — … .

«Справка»: Россия, русский, украинской, казахской, русской, чеченской, русский.

Задания к теме «Цивилизация речи и культура общения»

Культурный человек должен знать, что такое «учтивые слова» и, как и когда их нужно использовать. Культурные дети знают, как верно здороваться, прощаться, какие еще слова нужно использовать в речи, чтобы быть учтивым и культурным.

Вежливые слова: Здравствуйте, до свидания, извините, простите, пожалуйста.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 1

Ученики должны прочесть текст, вставить в пропущенные места недостающие «вежливые» слова.

В автобус взошла молодая женщина с маленьким ребенком на руках. Максим, сидевший у окна, поднялся и сказал женщине: «Садитесь, ….».

На светофоре автобус неожиданно затормозил, и Петя неумышленно толкнул стоящего впереди мужчину. «…., я не хотел», — произнёс мальчик.

Дети вошли в класс и увидели учителя. «…, Мария Ивановна», — произнесли они учителю. «…, дети», — ответила Мария Ивановна.

Задание 2

Детям необходимо составить небольшие диалоги, используя «вежливые» слова и проговорить их с соседом по парте.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 3

Преподаватель или родители предлагают ученику внимательно прочитать вежливые слова, запомнить их написание, записать их в словарь по памяти. Проверить написание учтивых слов.

Для самостоятельной работы можно придумать подобные задания с использованием учтивых слов.

Задание 4

Ученики должны прочитать текст, переписать его в тетрадь. Разъяснить, что такое чувство зависти, какое оно, хорошее или плохое. Почему?

Зима была весьма суровой, с вьюгами и метелями. За всю зиму ни разу не потеплело. По ночам было слышно, как воют продрогшие волки. Дед Кульма сообщал, что ни воют от того, что завидуют людям: волку тоже охота пожить в теплой избе, полежать у печки, отогреть лохматую обледеневшую шкуру.

Задания по теме «Звуки речи»

Задание 1

Ученику необходимо прочитать слова и попытаться подобрать к ним слова-пары так, чтобы нужно было заменить в предложенных словах лишь первый звук. Переписать слова парами, подчеркнуть те буквы, какими отличаются друг от друга слова каждой пары. Образец: пол-кол, роса-коса и т.д.

Лом — …, буг- …, пар — …, форт — …, нора — …, груда — …, лама — …, мочка — …, корона — …, ножка — … .

Наименовать, какие буквы подчеркнуты: гласные или согласные.

Задание 2

Попросите школьника рассказать, что он ведает о звуках, какие они бывают, что такое буквы и чем они отличаются от звуков. Также можно побеседовать с дитятей о том, что такое алфавит, из каких букв он состоит. Обязательным условием является то, чтобы второклассник мог составить складный рассказ из 3-5 предложений.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 3

Прочитайте вместе с ребенком текст, перепишите его в тетрадь, подчеркните все литеры, которые передают два звука.

Летний теплый дождик бежал по лесу. Он весело несся по листьям березы, дуба, осины. Звук его капель напоминал отчетливую барабанную дробь. Дождик напевал песенку.

Попросите школьника придумать завершение этой истории.

Задание 4

Прочитайте вместе с ребенком текст, перепишите его в тетрадь, подчеркните все литеры, которые всегда передают твердые звуки прямой чертой, а какие всегда мягкий — волнистой.

Звуки окружают нас абсолютно повсюду. Это и негромкий шум дождя, и звонкое пенье птиц, и завораживающий шорох листьев, и дальний гудок паровоза, и веселый звонок в школе. Но важнее этих звуков для учеников являются звуки выговоры, ведь с помощью них можно строить слова и предложения. Звуки мы моем слышать и выговаривать, а записывать на бумаге – буквы.

Задание 5

Известно, что звуки на письме обозначаются литерами. Попросите ребенка записать по порядку (по алфавиту) все буквы звуками, т.е. так, как мы их выговариваем (например, а, бэ, вэ и т.д.).

Задания по теме «Гласные»

Задание 1

Прочитайте слова. Запишите их в тетрадь, рядышком сделайте транскрипцию слова. Посчитайте, сколько в каждом слове литеров и сколько звуков.

Мята, мел, лук, люк, юнга, ёлка, енот, яблоко, январь, вьюга, снег, косой, юбка, маяк, Россия.

Задание 2

Прочитайте отрывок сказки, перепишите его в тетрадь.

Ежик – лесное скот. Ежи бывают пустынные, степные, и ушастые, я таких не знаю. Ежи не домашние звериные. Но если поймать его в лесу, привезти домой и оставить его зимовать в доме, то весной его уже невозможно будет выпускать обратно в лес. За зиму ежик станет домашним и отучится от жизни в лесу.

Подчеркните карандашом гласные звуки, которые смягчают шагающие перед ними согласные звуки. В последнем предложении сделайте звукобуквенный разбор слов.

Задание 8

Прочитайте текст и перепишите его в тетрадь. В первом предложении расшибите слова на слоги, поставьте ударение.

Буква ё всегда ударная, потому в словах, где есть эта буква ударение не ставят. В русском алфавите литера ё самая молодая. Она встречается в словах чёрный, чьё, ёлка, ёж. В городе Ульяновске литеру ё поставили памятник.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 9

Прочитайте слова и перепишите их в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Голос-голоса, волос-волоса, вода-воды, осенний-осень, края-край, часы-час, болит-боль, обуваться-обувь, одеваться-одежда, деревья-дерево, снежинки-снеговик, грибы-гриб, весна-весны, сосна-сосны, сад-сады.

Задание 10

Перепишите слова, расставляя их на два столбика. В первоначальный столбик запишите слова, в которые нужно написать безударную гласную О, во другой – Е.

Стена, мосты, весна, садовник, червяк, гнездо, весло, летает, звучен, ночлег.

Задания по теме «Согласные»

Задание 1

Перепишите текст в тетрадь. Подчеркните карандашом кубового цвета твердые согласные, а карандашом зеленого цвета – мягкие согласные.

Над негромкой речкой распустила свое листья плакучая ива. Она опустила тонкие ветви в воду, словно пятерни рук. В воде отражается луна. Она печально смотрит на иву, словно жалеет ее.

Разъясните, что значит твердые и мягкие согласные, что вы о них знаете.

Задание 2

Перепишите текст в тетрадь. Подчеркните карандашом кубового цвета глухие согласные, а карандашом зеленого цвета – звонкие согласные.

Хлебопек испек мягкий хлеб. На огороде растет укроп. У Буратино размашистый рот. Наш род славится учеными. У пальто оторвался рукав. В зоопарке живет жираф. За окном мощным мороз. За последний год я очень подрос.

Объясните, что значит звонкие и тугоухие согласные, что вы о них знаете.

Задание 3

Перед выполнением задания вспомните, что такое звук й. Какие литеры он может передавать на письме.

Перепишите текст в тетрадь. Сделайте транскрипцию к словам с литером й. Какие звуки он передает в каждом случае.

Зайка – заяц, стойка – стоять, пой – запоешь, лай – залает. Пожалуйста, йод, йогурт.

Задание 4

Перед выполнением задания припомните, что такое разделительные знаки (твердый и мягкий знаки). Передают ли они какие-то звуки и каково их смысл в русском языке.

Перепишите слова в тетрадь. Синим карандашом подчеркните согласные перед твердым разделительным известен, а зеленым – перед мягким разделительным.

Отъезд, подъезд, вьюга, въехать, съем, подъем, отъехать, обезьяна, листья, товарищи, воробьи, вьюнок, объем.Задания по русскому языку 2 класс: для самостоятельной работы.jpg

Задание 5

Перепишите слова, подчеркните лишь те, в которых есть разделительные знаки.

Ребята, ребенок, подъезд, вьюга, сестренка, въехать, шампунь, съем, подъем, медведь, отъехать, обезьяна, учительница, листья, товарищи, понедельник, воробьи, вьюнок, объем, будьте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here