Задания по русскому языку, 4 класс: для самостоятельной работы

1205

Если ваш дитя учится в 4 классе – значит скоро ему предстоит переход в старшую школу. Новоиспеченные преподаватели, новые требования, усложнившиеся задания и куда более бездонные знания. Чтобы этот переход прошёл плавно, ребёнку стоит заниматься не лишь в школе, но и дома. Это поможет закрепить знания, и позволит вам отслеживать успеваемость. Можно присесть с ребёнком, а можно просто дать ему задания для самостоятельного выполнения. Основное, конечно, не просто определить уровень знаний, а найти и разобрать промахи. Результат улучшится, если вы будете решать задания вместе с дитятей, это не только поможет сразу находить ошибки, но и способствует развитию выговоры.

Эти задания вы можете распечатать на принтере.

Содержание

Задание 1. Умение выделять основную тему и основную мысль текста
Задание 2. Виды предложений по мишени высказывания и интонации
Задание 3. Знаки препинания в предложениях с обращениями
Задание 4. Разбор предложений по членам предложения
Задание 5. Дефиниция главного и зависимого слова в словосочетании
Задание 6. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (бессоюзные и с альянсами «и», «а», «но»)
Задание 7. Многозначные слова, слова в ровном и переносном значении
Задание 8. Морфемный разбор слова
Задание 9. Орфография гласных и согласных в корне слова (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные), орфография слов с удвоенным согласным
Задание 10. Правописание суффиксов имён существительных (суффиксы «ик», «ек», «ок», «онок», «ёнок»)
Задание 11. Орфография слов с разделительными твёрдым и мягким знаками
Задание 12. Орфография имён числительных
Задание 13. Умение определять падеж и склонение имён существительных
Задание 14. Умение определять падеж имён прилагательных
Задание 15. Орфография окончаний имён существительных
Задание 16. Правописание окончаний имён прилагательных
Задание 17. Орфография окончаний и суффиксов глаголов
Задание 18. Умение расставлять знаки препинания, верно подбирать и применять правила грамматики

Задание 1

Прочитайте текст, придумайте ему заголовок. Выделите главную тему и основную мысль. К какому стилю относится этот текст? Составьте план текста:

Оля и Катя дружат уже восемь лет. Вначале они ходили в один садик, теперь ходят в одну школу, даже в одинешенек класс и сидят за одной партой! Оля очень любит рисовать, учительница ведала об этом увлечении девочки и уговорила её отправить свою работу на конкурс. Как же та была рада, когда разузнала, что победила, а когда ей сказали, что победа означает не только красивый диплом, но и поездку на месяц в стан, Оля почти прыгала от счастья. Первая мысль: «Нужно срочно позвонить Кате!». Но её подруга восхищение не разделила, она поздравила Олю, однако голос у неё был очень грустный, правда в эйфории юная победительница печали подруги не заметила.

Через три дня Оля была уже в лагере. Весь следующий месяц Катя ходила сорванной, её мама сразу поняла, что связано это с отъездом Оли. Она хотела поговорить с дочкой, но та на беседу открыто настроена не была. И вот спустя месяц возвращается Оля, счастливая, она сразу кидается к телефону, звонит Кате и говорит, что им нужно встретиться, ей столько итого надо рассказать. Тишина. Тишина длилась секунд пять, но всё-таки Катя согласилась.

На гулянию Оля почти не замолкала, у неё было очень много впечатлений, пару раз Катя даже улыбнулась, но Оля не вытерпела: «Да что случилось?! На тебе лица нет, и ты меня почти не слушаешь, у тебя всё в порядке?». Катя, почти рыдания, рассказала Оле всё, что творилось у неё на душе этот месяц с небольшим. Выяснилось, что девочка весьма завидовала своей подруге и корила себя за то, что не может порадоваться её успехам. Очутилось, она тоже хочет рисовать как Оля, но у неё совсем не получалось, Катя думала, что после этого их товариществу придёт конец, но Оля ни капли не рассердилась и даже предложила поучить Катю писать. В следующий раз в лагерь они поехали уже вдвоём.
 

Задание 2

Каждому предложению дайте характеристику (восклицательное/не восклицательное, вопросительное/не вопросительное/побудительное/повествовательное):

  • Мама попросила меня сходить в лавка.
  • Ты вынес мусор?
  • Принеси книгу из гостиной.
  • Живо домой!
  • На улице было немного детей.
  • Скоро придут гости, тебе нужно убраться к этому моменту.
  • Начальство созвал всех подчинённых и раздал им задания.
  • Не хочешь поменять струны на гитаре?
  • Я утомленен от этих звуков!
  • Не пойду на работу.
  • Купи, пожалуйста, эту игрушку.

 

Задание 3

Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо: 

  • Надя поставь цветы в вазу.
  • Игорь шёл домой.
  • Душечка отнеси это домой.
  • Эй Федька тебя мама призывает!
  • Кузнечик-кузнечик тут мышка не пробегала?
  • Ну ребята давайте знакомиться.
  • И что ты прикажешь с этим мастерить неповоротливый ты мой?

 

Задание 4

Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – предикат, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, альянсы обводите в кружок, предлоги в треугольник):

  • Темнело.
  • Хороший сон – залог здоровья.
  • Ты всё ещё не сходил к доктору?
  • Катя, Петя, Настя и Толя после уроков помогут украшать кабинет.
  • Если человек легковесно предаст друга, много ли в нём человеческого?
  • Я подумал, что помощь вам не помешает.
  • Я обожаю рисовать и танцевать, а вот моя сестра обожает готовить.
  • Светает сейчас спозаранок.
  • Собака долго принюхивалась.
  • Когда стакан начал падать, ни у кого не возникло сомнения, что скоро придётся собирать осколки, но стекло очутилось прочным.

 

Задание 5

Определите, какое слово является главным (над ним поставьте крестик), а какое подневольным. Напишите вопрос, который вы задаёте от главного слово к зависимому:

  • Пожилой муж
  • В тёмной комнате
  • На скучном заседании
  • Выведение пятен
  • Чуть правее
  • Вполне верно
  • Странные обстоятельства
  • Едва слышно

 

Задание 6

Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо:

  • Ни красоты ни ума.
  • Я бы и рад с вами ещё поговорить но боюсь опоздать на поезд.
  • А вы знаете, что нет салата лакомее, чем салат из огурцов помидоров перцев и моркови, но перец обязательно необходим красный!
  • И глобус и набор циркулей и цветные ручки положили, не страшитесь.
  • Я видел волка и волчицу.
  • Она любила острое и сладкое комедии и трагедии джинсы и юбки.
  • Юля шла бодро а вот Петя отставал про Вову и говорить нечего.

 

Задание 7

Установите лексическое значение повторяющегося слова в каждом примере:

  • Золотые длани –  Золотое кольцо
  • Кран протекает – Кран поднял балку
  • Мяч не долетел до корзинки – В корзине было много грибов
  • Железный столб – Железный нрав
  • Волчьи следы – Волчий аппетит
  • Медные волосы – Медная руда
  • Тугоухая улица – Глухой человек
  • Острый язык – Острый нож

 

Задание 8

Выполните морфемный разбор слов:

Прийтись, кружка, скучный, прошлый, говорила, клочок, снизу, подъезд, предпраздничный, безызвестный, печальный, самолёт, пол, ведёрко, дверь, инспектор, сверхинтересный, рассказ.
 

Задание 9

Вделайте пропущенные буквы:

Дли…а, параш…т, а…уратный, ко…ектив, две…адцать, извес…ный, оди…адцать, лес…ница, иску…ный, со…нце, ба…ейн, лё…ий, те…ариум, ли…ейный, гря…ка, мо…евельник, гра…атика, к…тёнок, чу…ства, а…ея, те…аса, подб…рёзовик, дли…ый, ч…м…дан, а…омпанемент, ра…каз, зага…ка, орфогра…а, ра…каяться, мес…ность, га…ерея, иску…тво, ко…ея, осе…ие, грус…ный.
 

Задание 10

Вделайте пропущенные буквы:

Старич…к, слон…нок, мыш…нок, жереб…нок, человеч…к, волч…нок, ключ…к, кот…к, козл…нок, девч…нок, затылоч…к, замоч…к, лис…нок, гвозд…к, порос…нок, бельч…нок.
 

Задание 11

Вделайте пропущенные буквы:

Друз…я, д…явол, с…экономить, пис…менный, туч…нее, батал…он, четырёх…этажный, с…съеживаться под…езд, бул…он, зон…тик, медвеж…и, под…одеяльник, умен…шить, раз…ехаться, под…ём, в…юга, ин…екция, ад…ютант.
 

Задание 12

Поставьте числительное в необходимую форму:

  • 33 коровы
  • 2 девочки
  • В 1984 году
  • Около 16 участников
  • Не хватает 5 яблок
  • Вы 1000000 покупатель
  • Это 10000 попытка

 

Задание 13

Установите падеж и склонение имени существительного (рядом напишите вопрос, какой вы задали):

Дочерью, окно, тёте, стекла, мужчину, степи, гармошки, солнце, дому, кофе, ночи, поле, тетива, существования, дядей, юноше, волка, станция.
 

Задание 14

Определите падеж имени прилагательного (рядышком напишите вопрос, который вы задали):

Синий, красный, перегретого, вешнего, смелому, лисьему, новый, ласковым, зимним, красивая, осенняя, симпатичной, зимней, плешивую, переднюю, кружевное, весеннее, солнечным, морским, зернового, полевым, облачном.
 

Задание 15

Вделайте пропущенные буквы:

Экскурсия будет проходить на завод…, восхищён ландшафт…м, быть в больниц…, у красивой площад…, открыть ключ…м, взять у подруг…, существовать в деревн…, доволен пляж…м, ослепнуть от вспышк…, думать о модел…, подогнуть к куртк…, рассказать о радост…, напуган нож…м, в дом… у бабушк…, удовлетворён чертеж…м, быть в здани…, лекция в планетари…, мечтать об отдых…, сломлен неудач…й, отойти от сирен…, насыщен каш…й, трава в ине…, картина в галере…, идти по лестниц…, залит свинц…м, сверкает глянц…м, сыт лапш…й.

 

Задание 16

Вделайте пропущенные буквы:

После вчерашн… дождя, о малейш… несчасть…, запахло утренн… коф…, шагать дремуч… лесом, с сыпуч… песком, могуч… тучей, угощать горяч… пирожками, о пшеничн… поле, ранн… весна, могуч… дуб, о неплох… человек…, рад больш… подарку, рыж… котом, глубок… лужа, поздн… зачисление, в соседн… доме, чёрн… кофе, по зимн… лесу, син… небо, иногородн… посетитель, охотнич… колбаска.
 

Задание 17

Вделайте пропущенные буквы:

  • Если часто торопит…ся, может всё не получит…ся, можно сшиблен…ся и забыт…ся, так что, дети, торопит…ся, вам не стоит никогда.
  • Он леле…л и наде…лся, что все слыш…т его внимательные слова.
  • Кровать застел…шь, в ванной долго не мылит…ся, за обедом ты держ…шь кувшин, все директивы ясны?
  • За двумя зайцами погон…шься, как известно, ни одного не пойма…шь.
  • Чертёж верт…м, крут…м как можем, дом стро…м, а он всё никак не достра…ва…тся.
  • Ты помни, от кого ты завис…шь.
  • Я и так ведаю, что ты не обид…шь её.
  • Дети плач…т.
  • Крас…т, бел…т, пол…т грядки, но пропуска…т все зарядки.
  • Он открыто удивит…ся, если меня замет…т, если меня увид…т, он всё над…т…ся, всё пыта…т…ся, пиш…т послания, дума…т, что я не читаю, а я всё читаю и всё слышу, он иногда выйд…т на улицу и как крикн…т моё имя, не ведает ведь, что я совсем рядом.
  • Скач…т кони, за ними конюхи скач…т, а люд всё ставки делают: кто кого догон…т.

 

Задание 18

Расставьте недостающие знаки препинания, откройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это нужно:

Бельч…нок в лесу нередко сталкивает…ся с т…жёлыми испытаниями: то ветки подн…мать то шишки передв…гать то от хищников бежать. Много от чего жизнь бельч…нка завис…ть может: от погоды от расположения других жителей леса от каждой веточки и от каждого камня. И вот раз судьба ему подкинула очередное испытание. Подбегает бельч…нок к своему дом…ку к дуплу своему а вход туда преграждает камень. Пытат…ся сдвинуть в одного не сделался даже явно такому малышу это не по силам. Стал думать как же ему в дом…к угодить. Понял, что нужно звать на подмогу. Но крики бельч…нка не слыш…л ни одинешенек лесной житель. Вспомнил тогда он что (не)далеко медвеж…нок живёт, случается, убега…шь от волка а за тебя медвеж…нок и заступит…ся может и сейчас поможет? Пошёл бельч…нок к медвеж…нку. Повезло пушистому, товарищ его дома оказался. Выслушал медвеж…нок бельч…нка и конечно согласился поддержать. Дошли до дом…ка, долго высматр…вать медвеж…нку не пришлось, сразу увид…л, подогнул камень, да выкинул. Бельч…нок обрадовался, забежал в дом…к и выбега…т с грибочком, да таким грибочком, что бельч…нку даже удерж…вать его тяжко было. В качестве благодарности пытался всучить его медвеж…нку, а тот всё отказывался, тогда бельч…нок произнёс, что и обид…т…ся может, что медвеж…нок от такого пустяка отказывается. Взял тогда медвеж…нок гриб, повертел-повертел, поделил на две половинки и одну бельч…нку дал. Хорошо, когда есть друзья.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here