Как научиться кататься на лыжах: для начинающих

137

Зима для детей – не немного привольное, жизнерадостное и насыщенное событиями время года, чем лето. Главное, правильно пользоваться теми возможностями, что предоставляет это пора года – для укрепления физического здоровья детей, для их закаливания и гармоничного развития. Занятия лыжным спортом – одно из лучших оружий достижения этих благих целей. Успешно научиться уверенным навыкам катания на лыжах можно практически в любом году. Подробности далее.

О воздействии любительских занятий лыжами на организм

Занятия лыжным спортом приносят многообразную прок для здоровья и развития растущего организма. Прежде всего, это укрепление мышечного корсета, чувства равновесия, уверенной координации движений; профилактика сколиоза и связанных с ним проблем позвоночника; развитие эмоций самостоятельности и уверенности в себе. Катание на лыжах отлично укрепляет суставы: в отличие от бега, здесь нет ударных нагрузок на них; суставы добавочно увлажняются, становятся крепче и эластичнее.

Занятия лыжным спортом на свежем воздухе насыщают организм не только кислородом, но и эндорфинами – гормонами отрады. После этих занятий и ребёнок, и взрослый чувствует эмоциональный подъём и приятную усталость. Он позитивно настроен, неплохо спит, с аппетитом кушает, становится маловосприимчивым к простудным заболеваниям. Лыжные прогулки – один из лучших вариантов досуга в зимнее пора, способствующий укреплению не только здоровья, но ещё и добрых взаимоотношений в семье.

С какого возраста имеет смысл начать обучение?

Универсального, подходящего безотносительно для всех, ответа на этот вопрос не существует: всё индивидуально. Однако специалисты в области раннего развития и физиологии детей всё же не рекомендуют осваивать с детьми катание на лыжах в трёхлетнем году. В этот период позвоночник малыша и его опорно-двигательная система ещё недостаточно зрелые, и подвергать их дополнительным нагрузкам не сто́ит. Да и сомнительно, чтобы трёхлетний малыш обнаружил даже кратковременный интерес к обучению ходьбе на лыжах. Поэтому самый ранний возраст для данного обучения – это всё же 4-5 лет, желая, конечно, у некоторых родителей есть удачный опыт обучения азам лыжного спорта и трёхлетних детей.

Начин начал: подготовительные упражнения

Упростить «постановку» на лыжи начинающего юного (да и зрелого тоже) «спортсмена» помогут несложные подготовительные упражнения. С малышами есть смысл проводить их в нескучной игровой форме. Не обязательно на открытом воздухе, можно даже и дома. Куцые описания этих упражнений:

«Аист» – удерживая лыжи в горизонтальном положении, сгибать поочерёдно ноги в колене.
«Заборчик» – ходить куцыми приставными боковыми шагами в лыжах. «Снежинка» – неспешно крутиться вокруг себя, переступая вокруг вначале задними, а потом и передними частями лыж.
«Плуг» – развести ноги в лыжах в стороны (расстояние между носками – не немного 10 см), и тренироваться переносить вес на внешнюю сторону лыжи, с наклоном всего тела в нужную сторону.

Начало начал: подготовительные упражнения

Разумеется, необходимо показать ребёнку, как выполняется то или иное упражнение, вначале на собственном примере.

Первый этап обучения

В детском восприятии всё гораздо несложнее, чем у взрослых: лыжи у ребёнка – это всего лишь продолжение двух своих ног. Это возможность с бо́льшим комфортом (чем просто ногами) ходить по сугробам, перемещаясь по ним скорее, чем обычный пешеход. Так пусть ребёнок так и воспринимает лыжи!

Не забывайте о том, что дети любые новые навыки осваивают гораздо скорее, если они подаются им в форме занимательной игры. Обучение катанию на лыжах – не исключение. Вот пусть этот процесс тоже будет для них игрой. Не любительским спортом, не двигательной активностью (линия это останется для взрослых новичков), а именно игрой.

На начальном этапе можно побегать на лыжах по залу и коридору в квартире. Покатать на лыжах всех своих игрушечных зверей и кукол. И машинок тоже. Попросту дайте ребёнку лыжи в руки, и пусть его фантазия играет яркими красками. Он к ним привыкнет и получит элементарные понятия о том, зачем лыжи вообще нужны и как их можно применять.

Первый этап обучения

Другой важнейший момент, который сто́ит обратить внимание: ребята не способны заниматься одним и тем же делом долгое время и не терять к нему интереса. Особенно это правило справедливо по касательству к самым юным начинающим лыжникам. В связи с этим, первые лыжные прогулки нужно строить с таким расчётом, чтобы дела длились 15-30 минут, не более.

Для этих первых, и очень важных, выходов на лыжах нужно присмотреть достаточно негромкое, спокойное и просторное место. Лучший вариант – ближайший парк или школьный стадион. Потом можно будет выезжать и за город. Но для первого этапа тренингов лучше всё-таки поискать что-то близкое от дома. Пусть взрослый первые пару занятий будет без лыж: надо посмотреть, как гладко пойдёт дело, и, конечно, постоянно быть готовым подстраховать ребёнка, направить его. «Подстраховать» – это не значит «водить за ручку»: вовсе нет.

Навыворот, ребёнка надо как можно быстрее отправить в «свободное плавание». План простой: маленький лыжник ходит, а взрослый «тренер» вытекает за ним, готовый подстраховать. Малышу важно ощутить себя в новом качестве, понять свои новые ощущения. В том числе и упасть, и поваляться в снегу – это тоже элемент игровой тренинги, вносящий в неё разнообразие.

Для начала нужно пустить ребёнка по снежно-укатанной, твёрдой дорожке (по сугробам или рыхлому снегу начинающему шагать будет сложно). Поддерживать и водить ребёнка за ручку не нужно, пусть малыш с самого начала проявит самостоятельность. Пускай падает и поднимается, таким образом он только лучше и скорее освоит азы катания на лыжах. Первые тренировки необходимо проводит в умеренный мороз, в безветренную погоду. Либо, если ветер всё же присутствует, то нужно выбрать такое курс, чтобы он дул в спину.

Перед основной тренировкой можно и нужно выполнить с ребёнком зарядку. Сделать несколько приседаний и скачков на лыжах. Выполнить сгибания ног в колене, удерживая лыжу в горизонтальном положении; вторая нога при этом остаётся стоящей на земле (тот же «Аист»). Напоминать боковыми приставными шагами в лыжах («Заборчик»), покрутиться вокруг себя («Снежинка»).

Ребёнок на начальном этапе должен напоминать на лыжах, например, просто по двору либо вокруг дома, немного освоиться, начать получать удовольствие от таких гуляний. Когда он почувствует некоторую уверенность в движениях, можно отправляться в парк или на стадион.

Сначала нужно научить дитя просто шагать на лыжах, т.е. полностью отрывать ноги от снега. Учить этому следует без лыжных палок: малыш ещё всё равновелико не сможет ими первое время управлять. Только после того, как маленький лыжник научится ступающему шагу, а также приноровится правильно падать, можно переходить на следующей уровень обучения. Следует показать ребёнку основные виды передвижения на лыжах. Техника катания на лыжах в классическом варианте – это скользящие, эластичные, затяжные шаги. Таким манером, нужно постепенно переходить от ступающего шага – к скользящему.

Упражнения для первого этапа обучения на улице

  • Скольжение с разгона на одной лыже до остановки, а вторая лыжа приподнимается над лыжнёй.
  • «Самокат» – скольжение на одной лыже с поддержкой другой.
  • «Коньки» – убрав руки за спину, делать скользящие шаги.
  • «Буксир» – упражнение, приносящее и прок, и веселье. Один из родителей едет на беговых лыжах, а за ним, придерживаясь за верёвку, скользит ребёнок. Подобный приём оттачивает навык скольжения, заворота и торможения, а благодаря тросу можно преодолеть более значительные расстояния, чем при самостоятельной езде.

Следующий этап. Техника катания и облики лыж

Дальнейший этап обучения также есть смысл проводить пока что без привлечения лыжных палок. Каким собственно стилем передвигаться по снежной глади – выбирать лыжнику. Для катания на беговых лыжах выделяются классический и коньковый манеры.

Следующий этап. Техника катания и виды лыж

Классический — это стиль катания, при котором лыжи передвигаются параллельно друг другу и вперёд. Он отлично подходит для начинающих лыжников и для катания на нераскатанном снегу. Предпочтительнее для такого передвижения выбирать мягкие лыжи с заостренным и длинным носком.

Коньковый (свободный) стиль, в некоторой мере, заимствует способ передвижения, распространённый в конькобежном спорте. Его суть заключается из рывковых движений под углом, при которых внутренняя часть лыжи отталкивается в сторону. Лыжи для конькового стиля должны быть немножко короче и отличаться бо́льшей жёсткостью, чем для техники классической.

Техника классического катания

Надо продемонстрировать ребёнку, как верно ставить лыжи и стоять на них: что лыжи располагаются параллельно одна другой, лыжник стоит на немного согнутых ногах, при этом тело расположено ровно. Для движения требуется выставить вперед одну лыжу и перенести на неё вес своего тела, а затем к первой подтягивается вторая. Как лишь начинающий лыжник научится правильно стоять и перемещаться, можно переходить к изучению техники набора скорости: толчок-скольжение.

Техника классического катания

Разумеется, поначалу ребёнку будет непросто выполнять правильно все движения, однако со временем, причём достаточно быстро, он отработает это до автоматизма. На вытекающем этапе ребёнка учат поворачивать. Проще всего это делать, переставляя лыжи с поворотом в нужную сторону. То кушать, малышу требуется поднять переднюю часть лыжи и повернуть её влево либо вправо. При этом нельзя отрывать от снега нательную часть лыжи, поскольку она придавит вторую, и начинающий лыжник сразу упадёт. Выполнив поворот, надо поставить вторую лыжу параллельно к первой. Упражнение повторяется до тех пор, пока лыжник не поворотит в нужную сторону. Если посмотреть на следы, оставшиеся на снегу после разворота, то они будут напоминать лучи солнышко. Подобное сходство помогает детям с позитивом научиться новоиспеченным для них умениям и навыкам.

Тренировка стойки и хода на лыжах. Задействуем палки

Заострить внимание ребёнка нужно на том, что в стойке колени лыжника слегка согнуты, а тело его немножко наклонено вперёд. Пусть ребёнок скользнет одной ногой вперед и проедет на ней как можно дальше. Можно подняться взади и прокатить малыша, поддерживая его руками за спину. А затем проделать такое же скольжение с другой ноги. Начинающий лыжник должен скользить на одной лыже, отталкиваясь при этом другой. Скользить нужно полной ступней, а отталкиваться носком. Для этого пятку ботинка приподнимается, и лыжа вдавливается в снег.

И на втором этапе обучения, буквальнее, в его начале, нужно соблюдать важный момент – кататься надо без палок! Вне зависимости от того, сколько ребёнку лет, когда он встаёт на лыжню в первоначальный раз. Да, ребёнок старшего дошкольного или младшего школьного возраста более ловок, чем 3-4х летний. Его обучение ходьбе на лыжах проходит скорее. Он сможет быстрее освоить скольжение и равновесие в ногах. Но ему также трудно будет на первых порах координировать длани с ногами.

Палки лучше всё-таки оставить «на потом», когда ребёнок будет уже достаточно уверенно скользить – собственно скользить, а не просто ходить по снежной дорожке. А малыш, проверено, вообще будет просто с удовольствием ходить по сугробам. Палочки для этого ни к чему. Лучше всего, если и малыш будет без палок, и его взрослый «тренер» тоже. Да, из-за этого придётся потерпеть отдельный неудобства. Зато потом результат превзойдет все ожидания. Ребёнок просто будет видеть перед глазами образец взрослого и копировать его, вот и всё. Так он научится самым естественным образом и очень быстро. Можно, конечно, и не подстраиваться под малыша, а кататься в своем ритме. Но лучше всё-таки подстроиться.

Вот когда дитя освоит скольжение, а не просто ходьбу, тогда пора включать в тренировки палки. Палку надо ставить таким манером, чтобы низ располагался ближе к телу, чем рука, которая вытянута вперед и держит рукоятку. При этом палки ставятся параллельно товарищ другу и под себя.

Тренировка стойки и хода на лыжах. Задействуем палки

Классический ход тренируется, когда чередуются движения ног и рук, т.е. идёт толчок правой палкой и левой ногой, левой палочкой и правой ногой и так далее.
На этом же этапе обучения, на маленьких уклонах, нужно приучать ребёнка к бесшажному ходу. Для этого уже катятся лишь лишь с использованием палок. Отталкиваются двумя палками, а на лыжах – только скользят. Если отталкиваться двумя палочками и ещё одной из ног, то получится одношажный ход.

Когда детям уже становится проще держать своё равновесие, можно уже использовать модели со спортивными ботинками, в каких уже не так просто удержаться, как в обычных. Чтобы юный лыжник легче освоил технику скольжения, взрослый может послужить ему буксиром. Для этого необходимо поставить палку сначала справа, и пусть ребёнок подтянется к ней правой ногой, а затем повторить то же самое с левой сторонкой. Для отработки техники классического и конькового хода можно слепить два снежных комка круглой формы (если погода позволяет это сделать) и возложить их перед каждой лыжней, чтобы ребёнок их толкал. Таким образом он быстрее освоит эти два способа передвижения, после чего уже можно будет переходить и к катанию с горок.

На втором этапе обучения также сто́ит помнить, что махонькие дети, особенно пятилетки, когда они только встают на лыжи, не будут кататься на них продолжительное время. Поэтому, если уезжать кататься вдали от дома, то нужно продумать ещё какую-то альтернативу лыжам. Практически это выглядит примерно так: покатались на лыжах, а затем на салазках. Отдохнули, попили чаю, поиграли, ещё немного покатались. Процесс обучения должен оставаться развлекательным досугом, занимательной игровой деятельностью для детей.

Весьма важным во втором этапе обучения лыжам становится положительный пример родителей перед глазами. То есть, значительно, чтобы для малыша всё это было как само собой разумеющееся: на лыжах ходят все: и он, и мама с папой, и (может быть) старший брат или сестра. Что это одна из увлекательных обыденностей, какие присутствуют в нашей жизни. А если взрослый хочет научить малыша кататься на лыжах, а сам на них вообще не собирается вставать, то неплохого результата, с большой степенью вероятности, не будет. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети ещё копируют именно существование родителей, ещё ориентируются в первую очередь на них, а обязательное слово «надо» только начинает существовать. Самый лучший вариант – отведать встать на лыжи всей семьёй.

От катания по горизонтали – к горкам

Распространённый вопрос, волнующий родителей, решающих научить дитя кататься на лыжах: как освоить горки? На самом деле, всё просто: надо лишь двигаться постепенно.

Прежде итого, когда ребенок будет уже довольно уверенно ходить по лыжне, можно немного усложнить маршрут: сделать его и дольше, и с небольшими подъемами – спусками. Часто лыжня пролегает через маленькие холмики. С больших же горок реально сходить вместе с ребенком, поддерживая его под мышки. Конечно, для этого взрослый должен очень хорошо владеть лыжным искусством.

Когда дитя овладеет небольшими холмиками, предлагать ему горки чуть больше размером. И учить, как съезжают: наклон вперед, упор на ноги. Опять же, без палочек это будет сделать легче. Когда и средние горки освоятся, то можно усложнять задачу – искать пологие горки с долгим спуском. И дальше по нарастающей.

Разумеется, спуск является одним из самых привлекательных моментов в лыжных прогулках. Но сходить со склона правильно необходимо ещё научиться. Для этого необходимо встать в стойку, посильней оттолкнуться и выполнять движения, вылитые на пружину. Чем горка для спуска круче, тем ноги сильнее должны быть согнуты в коленях.

От катания по горизонтали – к горкам

Перед тем как забраться на горнолыжный скат, важно ещё научиться правильно тормозить. При скольжении правой лыжей нужно перевести вес тела на правую ногу, одновременно с этим носок левой лыжи должен направляться в сторонку правой, делая упор на внутренне ребро.

Необходимо научить начинающего лыжника забираться в горку самостоятельно, используя классический зачисление «ёлочка». Чтобы выполнить повороты, задники лыж нужно развернуть максимально широко. Между носками при этом должен остаться интервал в пять-десять сантиметров. Такое положение и называют «плугом». Чтобы повернуться, нужно слегка наклониться в нужную сторонку. Практикуясь, ребёнок скоро почувствует лыжи и начнет сам поворачиваться.

Как научить ребёнка кататься на лыжах – резюме основных рекомендаций

  • Для дошкольников и детей младшего школьного возраста обучение делать игровым.
  • Начинать с малых по времени и дальности гуляний, постепенно их увеличивая.
  • Кататься вместе с ребёнком, показывая всё на своём личном примере.
  • Не использовать лыжные палки до тех пор, пока не разовьётся устойчивость в ногах и не покажется способность скользить, а не просто ходить на лыжах.
  • С самого начала пускать ребёнка в самостоятельное плавание: не поддерживать его в хождении по лыжне, не водить за ручку.
  • Не повышать голоса и не ругать дитя. Быть готовым, что у него не получится многое сразу. Набраться терпения, объяснять спокойно, медленно и уверенно. Демонстрировать, как нужно делать, подстраховывать и при необходимости помогать.

[embedded content]

[embedded content]

[embedded content]

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here