Особенности социального поведения детей-учащихся начального звена.
Меньший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. В этот этап происходит усвоение моральных и поведенческих норм, формирование отношений в коллективе. От этого этапа зависит степень интеллекта и личности.
Содержание:
Особенности социального поведения детей младшего
Дитя начинает осознавать свою индивидуальность, запускается процесс сравнения себя с иными, желание быть лучше других, приходит осознание необходимости обучения, подчинения системе обучения, правилам поведения, эмоция ответственности за их нарушение. Дети этого возраста ясно понимают резон этих норм и правил и готовы к их выполнению. Взрослым и учителям необходимо быть весьма бдительными, чтобы не упустить шанс своевременно использовать эту готовность. Он не должен страшиться наказания за неисполнение правил, он должен понять необходимость их исполнения. Тут большая роль отводится учителю и родителям. Им необходимо разъяснить ребенку о важности таких качеств как дисциплинированность, организованность и негативные последствия нерадивости и разболтанности.
Постановка заявок к ребенку должна всегда сопровождаться контролем выполнения этих заявок ребенком. У учителя должны быть хорошо отработанные приемы контроля и поощрения исполнительности и непременного реагирования на несоблюдение и неисполнение норм и правил. Иначе у ребенка уложится ощущение, что неукоснительное и обязательное соблюдение норм и правил вовсе необязательно и что это попросту прихоть взрослых.
Отношение ребенка к правилам поведения неоднозначно. Он пытается разобраться, какие случаются правила, какие бывают меры наказания за те или иные провинности, каким манером можно избежать наказания или как отличиться, чтобы достичь высшей похвалы от преподавателя или родителя.
Социальная ситуация ребенка меняется, как только он выходит за рамки семейства. Круг знакомых расширяется, в жизнь ребенка вторгаются новые лики — как взрослые, так и ровесники, со своими привычками, со своим микроклиматом. Дети в этом году доверчиво подчиняются авторитету взрослых, их требованиям. Они стараются копировать их повадки, поведение, рассуждения. Ребенок начинает внимательно следить за поведением опоясывающих его детей, такое поведение сопровождается сильным эмоциональным напряжением, эмоцией страха, испуга и смятения. Оказавшись в новой для него ситуации, дитя замечает за собой несвойственное для себя поведение, он одновременно прислушивается к себе и пытается осмыслить выходящее. Для этого периода характерно конформное поведение, когда ребенок неосознанно вытекает за другими, вместе со всеми тянет руку на уроках, хотя вовсе не готов к ответу.
С начином процесса совместного обучения устанавливаются контакты с одноклассниками, это чаще итого сосед по парте, ребенок со схожими интересами. В ходе установления взаимоотношений с одноклассниками, у ребенка обнаруживаются оригинальные индивидуальные особенности. Сравнивая себя с другими, ребенок пытается дать себе оценку.
Самооценка формируется сквозь самопознание. Самооценка является неотъемлемым компонентом самопознания, то есть осознания своей значимости, своих способностей, физиологических сил, поступков, отношения к окружению. Самооценка формирует дальнейшее отношение ребенка к себе, в свою очередность, это влияет на его поведение в обществе. На самооценку влияют критичность, требовательность к себе и опоясывающим.
В период обучения в начальной школе у детей формируется самооценка.
При этом у них выявляются все облики самооценок:
- адекватно-устойчивая;
- завышенно-устойчивая;
- неустойчивая (неадекватно завышенная либо заниженная).
Обладающие адекватной самооценкой ребята общительны, находчивы, бодры, активны. Адекватно оценивая свои возможности они выбирают соответственные задачи, хорошо справившись с трудной задачей — они берутся за более сложные, тем самым повышая свою самооценку.
Верная оценка своих возможностей и способностей, вера в собственные силы характеризует детей с завышенной самооценкой. Как правило, это максимально самостоятельные ребята. Им присущи такие черты личности как чрезмерная самоуверенность, бестактность, надменность, снобизм. Дети с неадекватно — заниженной самооценкой резко отличаются от прочих. Это робкие, неуверенные в себе школьники. Чаще всего такие ребята будут избегать различного рода трудностей, в силу своей неуверенности. Если таких детей не поощрять и не подбадривать, то их них вырастают сомкнутые, неуверенные в себе люди.
Развитию психических процессов способствует учебная деятельность в начальных классах. Ученики начальных классов выделяются жаждой познания окружающего мира, любознательностью, здоровым любопытством. В этот этап у них ярко выражена эмоциональность восприятия. С возрастом у ребенка этот процесс становится целеустремленным и управляемым. Ученики начальных классов, не прилагая усилий, запоминают все новоиспеченное, так как у них сильно развито непроизвольное внимание.
Импульсивность, общая недостаточность воли – отличительная черта нрава детей этого возраста. На данном этапе большое влияние на ребенка имеет коллектив. Участие в социальной жизни школы, в коллективных мероприятиях закладывают основу коллективистских касательств.
Методика «Дембо-Рубинштейн»
Методика — это исследование самооценки. Методика отображает различное отношение между двумя структурами личности: «Реальным Я» и «Идеальным Я». Качество этого взаимоотношения влияет на самооценку человека. Большая разница между «Реальным Я» и «Идеальным Я» указывают на человека с заниженной самооценкой. Равновеликое соотношение «Реального Я» и «Идеального Я» дает адекватную самооценку. Человек, находящий себя идеальным, имеет завышенную самооценку.
- Цель Методики: установить степень сформированности самооценки учащегося.
- Возраст испытуемого: 6-7 лет
- Форма: беседа
Перед дитятей лист бумаги, где изображены четыре круга, с нумерацией от 1 до 4. Ребенку разъясняется ситуация: «Ребята твоего класса заняли эти круги».
- Круг под №1 заняли успешные ребята, которые никогда не ошибаются, все знают, у них всегда готовы ответы на все проблемы, они все умеют, хорошо себя ведут.
- В круг под №2 собрались дети, у каких не все получается, они могут ошибаться, что-то не знать, иногда могут неверно себя повести.
- В круг под №3 вошли дети, не совсем успешные, у каких мало что получается. Они могут дать ответ лишь на самые несложные вопросы, они нередко выслушивают замечания, часто не выполняют задания.
- В сферы под №4 встали дети с плохим поведением, они редко отвечают на поставленные проблемы, не выполняют задания, много ошибаются, часто выслушивают замечания.
Какой из этих сфер ты бы занял и почему?
Как правило, дети, с завышенной самооценкой, занимают сферы под №1, №2 или №3 — с адекватной, №4 — с заниженной. Уровни сформированности самооценки налицо.
Преподавателю важно в процессе общения с ребенком учитывать его самооценку. Для того чтобы на стадии формирования личности, когда самооценка поддается воздействию и ее можно изменить, подходящее воздействие учителя принесет хорошие плоды в становлении и развитии собственных качеств.
Вместо заключения
Верная самооценка способствует успешной реализации человека, помогает верно определить цели в жизни, самоутвердиться. Поэтому очень важно поддержать ребенку в период развития сознания помочь выявить скрытые возможности, утвердиться, поддержать верно оценить себя и свои возможности. Ведь нередко неверное понятие о себе приводит к срывам, депрессии и болезням.
[embedded content]