Методика Монтессори: суть и принципы

12

В нынешний век развития человечества многие молодые родители задумываются над тем, как же правильно воспитать своего ребенка? К какой методике развития и воспитания прибегнуть? Одну из таких методик разработала Мария Монтессори, итальянский педагог и доктор. Ее методика довольно известна и применяется во многих дошкольных учреждениях. Стоит отметить, что она немало чем эффективна в процессе реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Особенности педагогической теории Марии Монтессори

Впервые этот метод был использован Марией в открывшемся «Доме ребенка», где была создана особая развивающая окружение, в которой главной целью было приспособление детей к умению обслужить самих себя и легковесно чувствовать в окружении других людей.

Спустя некоторое время был отмечен порядочный прогресс в развитии интеллекта детей, они в ряде случаев опережали своих крепких сверстников, хотя целью развить интеллект не было. Эти показатели содействовали внедрению данной системы в детские учреждения для здоровых детей, где так же себя обелили.

Самая главная особенность теории Монтессори – помочь ребенку сделаться самостоятельным. Чрезмерная опека и принуждение к выполнению действий, которые дитя делать не желает, в данной методике запрещены.

Мария считала, что любой ребенок с рождения уникален и обладает определенным стремлением к труду и саморазвитию. Любой малыш имеет право к самопознанию и изучению окружающего мира самостоятельно, бедствуя в родительской помощи лишь в некоторых моментах.

В 90-е годы данная методика произвела ошеломительный эффект в сфере развития детей. Она применяется и в наши дни, но с небольшими изменениями.

В этой системе запрещается:

  • приводить пример для сравнения детей друг с товарищем;
  • применять соревновательные методы развития;
  • давать оценку действий ребенка по каким-либо стандартам;
  • использовать метод «Кнут и пряник»;
  • заставлять выполнять ребенка определенные поступки.

Методика Марии Монтессори.jpgЭти методы применяются в обычной системе воспитания, но в данной методике они не эффективны, так как:

  • любой ребенок имеет цель вырасти самостоятельно и повзрослеть;
  • получение знаний и эксперимента является главным аспектом для малыша;
  • в саморазвитии должна быть предоставлена независимость действий, что выработает дисциплину;
  • обучение различным дисциплинам не должно быть по насилию.

Самые главные принципы методики

Каждый ребенок на подсознательном степени знает, что ему требуется для развития. Родитель или же воспитатель должен лишь гарантировать нужную среду для саморазвития ребенка.

Из всего сказанного Мария выделила основные процессы:

  1. Дитя должен находиться в центре;
  2. Вокруг него должна быть подготовленная окружение;
  3. Место рядом с ребенком должен занять воспитатель или родитель.

Все это позволит достигнуть и постичь следующие принципы воспитания:

  • Индивидуальность. Этот принцип помогает педагогу оказать поддержка в открытии потенциала обучаемого, путем саморазвития.
  • Самокоррекция. Педагог должен поддержать ребенку увидеть совершенные ошибки и исправить их.
  • Личное пространство. Малыш должен уметь постичь, что каждый имеет определенное место в обществе, что позволяет развить умение поддержать распорядок и чистоту.
  • Социальное взаимодействие. Ребенок должен быть определен в общество детей различных возрастных категорий, где каждый помогает и поддерживает друг друга, что развивает способность побеспокоиться о близких.
  • Жизненный опыт. Ребенок должен быть вовлечен в домашние или другие дела и принимать в них активное участие, что помогает ребенку набираться житейского опыта.

Области практического применения методики Монтессори

Сама Мария находила, что начинать развитие по данной методике следует еще до появления малыша на свет. Многие родители, твердо разрешившие следовать данной методике, создают в доме среду для развития малыша.

В ранний этап развития ребенок и мать тесно связаны и интерес к окружающему вселенной у малыша слишком мал, но к приближению трехмесячного возраста его интерес возрастает. Собственно в этот период многие родители начинают посещать Нидо-группы, что означает «Гнездышко».

Нидо-группа

Группа для развития детей от трех месяцев до момента уверенной ходьбы. В этой группе мать и дитя располагаются в специально подготовленной и комфортной поясу, где педагоги помогают родителям лучше понять своего ребенка, обустроить развивающую окружение дома, правильно ввести прикорм и многое другое. Дети обучаются контролировать свои движения, развивают крупную и мелкую моторику. Минув обучение в данной группе, дети переходят в следующую группу – Тоддлер-группу.Методика Монтессори принципы.jpg

Тоддлер-группа

Эта группа развития представлена классом для адаптации детей к детскому саду. Визит такой группы позволяет малышу обрести опыт общения с иными взрослыми и детьми, приобрести первичные навыки самостоятельности и самообслуживания, а так же позволяет ознакомиться с объектами обихода.

Родители сами решают, как посещать данную группу: каждодневно, по нескольку часов в день или же несколько раз в неделю. Так же данная методика применяется для индивидуальных, групповых и всеобщих занятий в детских садах.

В индивидуальных занятиях воспитатель передает свои познания лишь одному ребенку, помогая ему освоить дидактические материалы. Такие дела проводятся до тех пор, пока ребенок не научится понимать устройство данных пособий. Затем такого ребенка притягивают в групповые занятия.Методика Монтессори суть и принципы.jpg

Групповые занятия проводятся для детей приблизительно одного степени развития. Направление занятий остается прежним — развитие способности трудиться с дидактическим материалом и ориентация в нем, но уже группой.

Общие занятия проводятся со всей группой детей и непродолжительное пора. После получения информации дети сами решают, чем заняться: продолжить учить дидактический материал или же найти занятие более привлекательное.

Основные совершенства и недостатки системы воспитания Монтессори

Главное преимущество данной методики – самостоятельное развитие ребенка, где темп получения знаний определяет сам ученик, а взрослый является сторонним наблюдателем.

Минусы этой методики выделены следующие:

  1. Вспомогательная литература больше направлены на развития мышления, поступков и умения выйти из какой-либо ситуации что не дает в полном объеме открыть творческий потенциал ребенка;
  2. Отсутствие ролевых игр тормозят развитие ребенка, затрудняют его познание опоясывающей действительности;
  3. Такой способ воспитания не подойдет замкнутым и стеснительным детям, так как устремлён на самостоятельное обучение;
  4. Воспитываясь по системе Монтессори, ребенку будет тяжко обучаться в обычных детских садах и школах.

В наше время многие учреждения не применяют методику Марии Монтессори в ее первозданном облике, а применяют в воспитании детей только лучшие ее аспекты, дополняя своими наработками.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here