Лучшее пункт для езды на велосипеде в городе – это, конечно, парки и скверы, а также специально выделенные велосипедные дорожки. Но «у нас не Европа»: подобных пунктов в любом городе-миллионнике так мало, что их можно пересчитать по пальцам. Волей или рабством, но велосипедистам приходится передвигаться по проезжей части дорог. Правила путевого движения позволяют ездить по проезжей части, вместе с автомобилями, лишь велосипедистам старше 14-летнего возраста. Детям младше на велосипедах запрещено покидать пределы панелей, пешеходных и дворовых зон, специальных велосипедных дорожек. Что ещё говорят ПДД о велосипедистах, и каковы частные, выработанные самой жизнью, правила езды на велосипеде по проезжей доли – далее. Самый полный обзор!
Содержание:
- 1 Термины и понятия
- 2 Как правильно ехать по проезжей части – по ходу движения или навстречу потоку?
- 3 Возрастные ограничения
- 4 Обязательное использование световых приборов и светоотражающих элементов
- 5 Где предписано спешиваться и вести велосипед рядом?
- 6 Должен ли велосипедист пропустить машину, поворачивающую вправо?
- 7 Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил велосипедистами?
- 8 Правила, написанные специально для велосипедистов
- 9 Неопасная езда по проезжей части – в руках самого велосипедиста
- 10 На что следует обратить внимание родителям юного велосипедиста
Термины и понятия
Велосипед, с точки зрения правил путевого движения, тоже относится к транспортным средствам, а едущий на нём велосипедист – к водителям. Но: когда он ведёт велосипед рядышком, то снова автоматически становится пешеходом. Велосипед – это транспортное средство, какое приводится в движение мускульной силой ног водителя, но может также владеть электродвигатель, мощностью не более 0,25 кВт.
Велосипедной дорожкой признаётся лишь конструктивно отделённое и от проезжей части для машин, и от тротуара пространство, отмеченное соответствующими круглыми знаками (4.5.2 – 4.5.7). Это отдельный элемент дороги, какой тоже может иметь перекрёстки с проезжей частью и с тротуарами. Кромка асфальта за крайней непрерывный полосой, обозначенной по правому краю проезжей части, велосипедной дорожкой не почитается.
Бывает однако, что эта часть дороги обозначена квадратным известен 5.14.2. Это – недавнее нововведение в правила дорожного движения – так называемая «полоса для велосипедистов». Она назначена для движения велосипедов, мопедов и скутеров.
Полоса для движения маршрутных транспортных оружий (автобусная, та, что обозначена соответствующим знаком и разметкой в виде крупной литеры «А») – это тоже зона, предназначенная для велосипедистов. В правилах чётко прописано, что по полосе «А», кроме автобусов и троллейбусов, также имеют право подвигаться автомобили такси и велосипедисты.
Как правильно ехать по проезжей части – по ходу движения или навстречу потоку?
Перед всеми, кто впервые выезжает на велосипеде на проезжую доля дороги, возникает этот вопрос. Как известно, пешеходам правила предписывают, если кушать необходимость двигаться по обочине или кромке проезжей части, идти по кромке левой стороны дороги, навстречу движущимся машинам. На велосипедистов это предписание не распространяется: им правила указывают ехать в одну сторонку с автомобилями, по правой стороне дороги.
Причём ехать по самой проезжей доли (а также по обочине или по тротуару) велосипедист имеет право, только если в этом месте отсутствует велодорожка или специально выделенная «полоса для велосипедистов». Либо если нет возможности ехать по этим специально выделенным пунктам (из-за ремонтных работ на них или т.п. форс-мажорных обстоятельств).
Возрастные ограничения
Как уже было произнесено в начале, велосипедистам младше 14-ти лет запрещается выезжать на проезжую часть, и на её обочину тоже. А велосипедистам меньшей 7-ми лет и на велосипедные дорожки тоже выезжать нельзя. Им предписано кататься лишь в пешеходных зонах, парковых и дворовых территориях.
Обязательное использование световых приборов и светоотражающих элементов
Для движения в беспросветное время суток или в условиях недостаточной видимости (в тумане, например) велосипед должен быть оборудован вытекающими световыми приборами:
- белой фарой спереди,
- красной фарой (или светоотражателем того же краски) сзади,
- красными или оранжевыми светоотражателями (катафотами) – с каждой сторонки велосипеда.
Что касается светоотражающего жилета, то его применение в тёмное время суток является для велосипедистов не непременным, а рекомендованным правилами. Т.е. правила не предписывают облачаться велосипедисту в такой жилет, а лишь советуют ему надеть его, или же использовать светоотражающие элементы – фликеры – на обыкновенной одежде.
Где предписано спешиваться и вести велосипед рядом?
При пересечении проезжей доли по пешеходному переходу правила дорожного движения предписывают велосипедисту спешится и вести велосипед рядышком. В случае, если велосипедист не переходил, а переезжал пешеходный переход, и случилось ДТП, то он будет считаться виновником этого ДТП.
Второй случай, когда правила обязывают велосипедиста спешится и вести велосипед рядышком, – это когда на тротуаре, обочине или пешеходной зоне он создаёт помехи пешеходам или подвергает их опасности. Так, в тех местах, где очень тесно и многолюдно.
Должен ли велосипедист пропустить машину, поворачивающую вправо?
Согласно правилам дорожного движения, велосипедист, едущий по проезжей доли дороги, должен всегда следовать справа от автомобилей. А что делать в том случае, если машина поворачивает вправо, а велосипедисту нужно прямо? Кто кого должен пропускать? Автомобиль. Правила отчетливо обязывают водителей уступить дорогу велосипедистам (и пешеходам тоже), и лишь потом совершить поворот направо.
Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил велосипедистами?
В Кодексе административных правонарушений каре велосипедистов-нарушителей посвящена особая статья – №12.29. Она очень короткая: одна доля статьи предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение ПДД велосипедистом; иная – штраф от 1000 до 1500 рублей также за любое нарушение, но свершённое в состоянии алкогольного или иного опьянения. (Эти «расценки» даны по состоянию на крышка 2018 года).
Правила, написанные специально для велосипедистов
Поскольку велосипед относится к транспортным оружиям и должен двигаться по проезжей части в одном направлении с автомобилями, на него распространяются те же правила. Велосипедист должен совместно с автомобилями останавливаться на красный сигнал светофора, пропускать пешеходов, переходящих проезжую доля по «зебре» и т.п. Кроме того, есть перечень требований, которые предъявляются собственно к велосипедистам при их движении по проезжей части. А именно:
- нельзя выезжать на путь с неисправными тормозами, рулём, звуковым сигналом (или вовсе без него);
- невозможно не только ехать на велосипеде против хода движения машин, но и вести его рядышком (в этом случае велосипедист всё равно должен следовать в одном курсе с общим транспортным потоком);
- запрещается ездить по дорогам категории «автомагистраль»;
- запрещено отпускать руль и ехать «без рук»;
- нельзя при движении по проезжей части транспортировать пассажира на велосипеде (исключения: велосипед-тандем; специальное кресло для ребёнка до 7 лет);
- невозможно перевозить на велосипеде груз, который выступает за его габариты длины или ширины немало чем на полметра, либо мешает управлять велосипедом;
- запрещено поворачивать влево или разворачиваться, если дорога имеет более одной полосы движения в одном курсе и (или) если на ней есть трамвайные пути;
- нельзя буксировать другой велосипед или другое транспортное средство;
- запрещается въезжать под дорожный знак 3.9: «Движение велосипедов запрещено».
Перед заворотом или перестроением велосипедист обязан заблаговременно оповестить других участников движения об этом своём манёвре. Сигналы подаются дланями. Сигналу поворота налево соответствует вытянутая в сторону левая длань, сигналу поворота направо – вытянутая правая рука. Надевать при движении по проезжей доли на голову специальный велошлем правила НЕ обязывают. Во всяком случае, пока.
Неопасная езда по проезжей части – в руках самого велосипедиста
Правила правилами, но и сам велосипедист может сделать свои поездки по городским улицам максимально неопасными для себя и окружающих. Для этого нужно следить за исправным техническим состоянием своего «двухколёсного товарища». На дороге быть собранным и внимательным, быстро реагировать на изменения ситуации.
Поддерживать оптимальную для конкретного транспортного потока скорость, выдерживать дистанцию и боковой интервал, не рисковать, пытаясь «проскочить». Давным-давно известно: безопаснее всего ехать примерно на одной скорости со своим транспортным потоком. Чересчур медленная езда создаст помехи автомобилям, так как они вынуждены маневрировать, объезжая велосипедиста. Особенно это проблематично на узких участках путей, где разъезды с попутным и встречным транспортом затруднены. Однако высокая скорость будет оптимальной лишь в случае, если тяни остальной транспорт тоже движется быстро.
Нужно обеспечить неплохую видимость велосипеда и себя самого для других участников движения. По возможности, быть в ослепительной одежде. Не забывать подавать сигналы рукой при осуществлении поворотов и перестроениях. При заездах на панели, бордюры и съездах с них колесо нужно ставить прямо, под прямым углом. Чтобы оно не соскользнуло и велосипед не «унесло» в сторонку с последующим падением. Руль перед самым въездом на бордюр необходимо слегка поддёрнуть руками вверх. В противном случае, если бордюр довольно высокий, падение будет неизбежным.
При выборе маршрутов для поездки лучше, по возможности, прокладывать их по городским путям с низким трафиком и небольшой средней скоростью движения машин. Можно, но не сто́ит нередко или много ездить по улицам с интенсивным движением. Там, где автомобили едут с большенный средней скоростью, поддерживать подобную которой велосипедист не в состоянии; по размашистым дорогам-многополоскам с развязками и эстакадами. В тех метах, где автомобили постоянно носятся со скоростью 60…80 км/ч и немало, даже в крайнем правом ряду, велик с его максимальными 30…40 км/ч совсем неуместен и даже опасен.
Разумеется, опытный велосипедист проедет всюду, но вот безопасность таких поездок будет уже не так высока. Да и выхлопных газов придётся втянуть гораздо бо́льшее количество.
Не надо жаться к обочине или ехать по ней, подскакивая на ухабах, дабы торопящиеся автомобилисты не тратили время на объезд велосипеда. Да, ехать необходимо как можно правее, но при этом смотреть, чтобы под колёсами был нормальный асфальт. Велосипедист – подобный же полноправный участник движения.
Тем более, что есть такой психологический момент – водитель автомашины всегда постарается просочиться на скорости между сильно «жмущимся к кромке» велосипедистом и занятой второй полосой. В результате, на узкой дороге с насыщенным трафиком мощно жаться к краю становиться просто опасно. Поскольку машины будут протекать мимо велосипедиста буквально впритирку, не снижая скорости. Лучше взять понятную для всех позицию на дороге, «с запасом» от её края, чтобы у автомобилистов не возникало нездоровых желаний. Но, конечно, если за едущим не быстро велосипедистом уже скапливается цельная кавалькада машин, то нужно съехать на обочину и пропустить страждущих.
Также надо помнить, что потенциальную опасность воображают автомобили, поворачивающие направо: они могут «подрезать» велосипедиста. А ещё – припаркованные машины: их дверь может неожиданно отвориться, и велосипедист «врубится» в неё на полной скорости. Эти тонкости надо всегда учитывать и проявлять внимательность в необходимые моменты. Дорога – это постоянное движение, где обстановка меняется каждые несколько секунд.
Если поездка планируется довольно долгая – на другой конец города, то не лишним будет заглянуть в живой прогноз погоды. А при необходимости – прихватить с собой «на всякий случай» легковесный целлофановый дождевик.
Нельзя оставлять велосипед без присмотра даже на чету минут. Замок-тросик сто́ит копейки, совершенно не мешает в поездках, и пристегнуть им велосипед к парковке, либо к каким нибудь перилам, столбу и т.п. – дело нескольких секунд. Немало того: если велосипед предполагается регулярно оставлять надолго (на несколько часов), то лучше вообще обзавестись металлический U-образный замок. Его не сломать кусачками, а пилить ножовкой гораздо длиннее, чем замок-тросик.
На что следует обратить внимание родителям юного велосипедиста
Интерес ребёнка велосипедом нужно всячески поощрять. Это один из самых лучших способов укрепления здоровья и стимуляции верного физического развития. А также одна из лучших альтернатив компьютерным играм – натуральнее «чуме XXI века» для детей и подростков.
Но сейчас не те времена, когда можно было кататься на велосипеде совсем беспечно, не обращая особенного внимания на правила. Интенсивность дорожного движения сделалась во много раз сильнее. Поэтому для того, чтобы ребёнок не пострадал сам и не спровоцировал ДТП, спускать его за пределы парка или двора ответственный родитель может, только если уверится, что:
- юный велосипедист хорошо держит равновесие не только при быстрой, но и при тихой езде, спокойно едет, не виляя, по выбранной траектории;
- ребёнок умеет уверенно маневрировать на велосипеде, легковесно объезжать людей и препятствия;
- перед поворотом он снижает скорость и покойно входит в поворот;
- юный велосипедист хорошо знает и уважает правила путевого движения, о которых говорилось выше;
- велосипед полностью исправен – руль и колёса неплохо закреплены, а тормоза работают безупречно, звонок или другой звуковой сигнал звучит довольно громко.
Не сто́ит отпускать детей кататься на велосипеде в тёмного время суток и даже в сумерки. Однако свтоотражателями и габаритными пламенами велосипед всё равно должен быть оснащён. Не говоря уже о звуковом сигнале – он должен быть на руле непременно.
Нет единого мнения по поводу таких средств защиты, как велошлем и наколенники / налокотники. Многие родители находят их пустой тратой денег и в общем-то бесполезной вещью. Тут каждый решает самостоятельно: необходимо или не нужно экипировать юного велосипедиста этими средствами защиты.
Однако нет сомнений в том, что платье велосипедиста, который ездит по дорогам общего пользования, должна быть ослепительной. Потому что нужно быть хорошо заметным на дороге не только в беспросветного время суток, но и днём. Этого пункта нет в правилах, но для безопасности дитя нужно следить, чтобы он катался на велосипеде не в серой или т.п. неприметной платью, а только в яркой (красной, жёлтой или оранжевой футболке и т.п.)
При чётком и последовательном соблюдении изложенных правил езда на велосипеде по проезжей доли будет не только безопасной, но и комфортной. Научитесь соблюдать их и научите этому детей. В том числе и на собственном образце, разумеется.
[embedded content]
[embedded content]
[embedded content]