Методика Рене Жиля: для младших школьников

636

Психологами разработано масса методик, которые помогают понять внутренний мир ребенка, его пожелания, а также узнать о его проблемах. При этом, дитя не испытает большой эмоциональной и умственной нагрузки, проходя тестирование по этим методикам. Но наиболее полную полотно в данном вопросе позволит получить методика Рене Жиля. С помощью нее, специалисты в области психологии могут немало задать направление развития ребенка.

Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов

Суть методики Рене Жиля в том, чтобы показать преобладающие черты нрава ребенка, его манеру поведения, приспособленность школьника к жизни в обществе, его способы построения отношений с окружением. Эта методика была показана в 1959 г. Рене Жилем. Главной целью методики считается определение личностных особенностей школьника.

Гильяшева И.Н совместно с Игнатьевой Н.Д. предложили измененный под наше Отечество вид методики. Этот вид был признан высококвалифицированными психологами, и сделался известен как «Фильм-тест» Рене Жиля. Особенность этой методики в том, что она представляет что-то среднее между анкетированием и проективными тестами.

Основные принципы методики «Фильм-тест»

  • Проективный перенос – в ходе изыскания воспроизводят определенную тестовую ситуацию, в ходе которой становятся видны стереотипы мышления, особенности поведения и нрава ребенка. При этом, ситуация не должна вызывать яркую защитную реакцию у ребенка.
  • Соблюдение символической линейности – дистанции между придуманными героями выдуманной ситуации напрямую отражают эмоционально комфортную дистанцию между участниками ситуации. Чем ближней дистанция между участниками, тем более эмоционально положительной является ситуация.

Психологи обычно используют эту методику по касательству к детям возрастом от 4 до 12 лет. Однако, если у ребенка наблюдается отсталость или замедления психоэмоциональной составляющей развития, то невозможно исключать применение методики к детям более старшего возраста. Тестирование детей различных возрастов проходит по-разному. Так, ответы ребенка одиннадцати лет являются более прямолинейными, поэтому тестирование будет носить менее проективный нрав.

Особенную эффективность этот вид исследования показали при работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы с развитием выговоры. Тестирование не требовало от ребенка развернуто излагать свои мысли. Психологу просто нужно было ведать карточку, выбранную ребенком, эмоционально комфортное расстояние для участника ситуации и его манеры поведения в данных условиях.

Роль диагностики для школьников

Огромную роль в диагностике играет то, что с поддержкой этого теста можно широко охарактеризовать социально-психологическое состояние ребенка:

  • Можно увидеть отношения детей с сферой сверстников, родителей и других взрослых.
  • Можно охарактеризовать личностные особенности ребенка, такие как любознательность, коммуникабельность, потенциал лидера, замкнутость, целеустремленность, и т.д.

С поддержкой этой методики можно описать большой круг особенностей личности ребенка:

  1. Отношения с окружающими (мамой, папой, братьями, сестрами, товарищами и т.д.)
  2. Желание познавать новое, любознательность;
  3. Желание быть лидером;
  4. Желание общаться в больших группах сверстников;
  5. Агрессия по касательству к другим, конфликтность;
  6. Общественная адекватность поведения;
  7. Желание находиться наедине, обособленно.

Проведение исследования

Тестирование проходит вытекающим образом: ребенок пристально рассматривает карточки с различными ситуациями, отвечает на вопросы, которые прилагаются к ситуации на карточке. Отвечая на проблемы, ребенок определяет свое место в данной ситуации. Тем временем, в процессе эксперимента, специалисты в области психологии ведут с дитятей диалог, узнают о причинах принятия решений, могут спросить у ребенка о персонажах, изображенных на карточке, и об их семейству. Исследователю необходимо записывать, в каком порядке испытуемый их описывает.

В тестировании может принимать участие не лишь ребенок, но и родители. Они могут показать решения, которые принял бы их ребенок. Так исследователь узнает о том, каким родители видают своих детей в определенной ситуации. Затем психолог сравнивает результаты, ожидаемые родителями, с действительными ответами детей.

Этот вид тестирования является отличным способом, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения с ребенком.

Тестирование проводится вытекающим образом:

  1. Ребенок может рассмотреть рисунки, и ознакомиться с заданиями, которые предлагает психолог. На рисунках представлены знакомые или интуитивно ясные для детей ситуации.
  2. Затем ребенок рассказывает о своих решениях, принятых в той, или другой ситуации.
  3. Отвечая на дополнительные вопросы психолога, ребенок детально объясняет свое решение.
  4. Все ответы и итоги записываются в графическом виде на специальной карточке. Если тестирование проводится в группе, то карточки не используются.

Чтобы изображать ситуации для тестирования, рекомендуется использовать обычную школьную тетрадь. А в некотором блокноте, психолог делает свои заметки, записывает решения, принятые детьми, и объяснения зачисленных решений.

Применение стимульных материалов

В набор стимульных материалов от автора входят 69 специальных картинок, на каких изображены повседневные жизненные ситуации. Эти ситуации носить важное значение для детей. Также детям предлагают минуть задания в тестовом формате. Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, прочие 17 –тестовые.Методика Рене Жиля для младших школьников.jpg

Карточки с изображениями выполнены так, что они не несут информацию об эмоциональном состоянии персонажей, и лишь схематически демонстрируют положение фигурок. В процессе тестирования, дети сами наделяют фигурок эмоциями и чувствами. Ситуации, изображенные на карточках, можно распределить на три группы. В любой группе будет отражаться определенный тип взаимоотношений между ребенком и нарисованными фигурками.

  1. Первая группа: Взаимоотношения детей с опоясывающими их взрослыми;
  2. Вторая группа: Взаимоотношения с одногодками и сверстниками;
  3. Третья группа: Ребенок, проходящий тестирование, пытается выстроить взаимоотношения одновременно со сверстниками и со взрослыми.

Тестирование может проводиться как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы людей. Однако, общение с любым индивидом в отдельности позволяет одержать больше подробных и ценных ответов, что, в свою очередь, может мощно повлиять на окончательные результаты.

Обработка результатов тестирования и итоговые выводы

Опытным путем было введено, что у каждого ребенка своя реакция на прохождение тестирования. Одни могут легко общаться, другие предпочитают сформулировать свои мысли и решения в письменном виде. При этом психолог должен с уважением принимать выбор любого.

В процессе подведения итогов ответы детей зачитываются вместе со всеми творческими интерпретациями тестовых ситуаций. Итоги подводят последовательно в течение трех стадий. Психолог составляет систему координат, какая содержит две составляющие.

В том случае, если проходящие тестирование дети предпочитали выбрать близость к маме, то манер мамы считался эмоционально положительным. Все результаты фиксируются в согласовании с ключом.

Методика «Фильм-тест» обрела вящую популярность за счет того, что с помощью можно не только увидеть проблемы ребенка, но и рассмотреть продуктивность лечения. Также психологи советуют использовать визуальное тестирование «Рисунок семейства» совместно с методикой Рене Жиля. Графическое тестирование помогает получить более точную информацию об касательствах ребенка с ближними и дальними родственниками.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here