Приемный ребенок: психологические особенности

382

Воспитание ребенка весьма сложное и трудоемкое занятие. В ход идут уговоры, объяснения, приведение образцов и, конечно же, любовь. Но есть дети, которые по каким-то причинам отняты последней составляющей воспитательного процесса. Это дети-сироты. За последние годы проблема усыновления сделалась довольно распространенной. Но далеко не каждая семья понимает, что такое приемный дитя и с какими психологическими особенностями своего нового сына или дочери им придется столкнуться. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Понятие приемной семейства

Существует несколько форм определения ребенка, после присвоения статуса сироты либо лишенного родительской опеки. Наиболее желаемыми являются семейные конфигурации устройства, к которым относится приемная семья. Кроме этого есть усыновление, опека, детский дом семейного типа. В приемной семье могут воспитываться до четырех детей, вводя родных. Приемным родителям выплачивается как пособие на содержание детей, так и «зарплата» одному из родителей.

Такие семейства очень тесно взаимодействуют с социальными службами. Приемные родители попадают под суровый контроль, который заключается в финансовой отчетности, регулярных проверках степени жизни и успеваемости детей и прочего. Но при этом поучают и патронат социальных служб на всех этапах. Так, в виде помощи в оформлении документов, в адаптации ребенка в новой семейству и учебном заведении, преодолении конфликтных ситуаций.

Приемные дети проживают в семейству до совершеннолетия, либо до 23 лет при условии дальнейшего очного обучения. Пособие на ребенка выплачивается так же до этого года. Приемные дети в обязательном порядке обеспечиваются жильем от государства, если такового за ними не значится. Если у ребенка, на момент определения в семью жилье есть, на приемных родителей возлагается ответственность за его содержание в надлежащем облике.

Приемные родители имеют право выбрать любого ребенка, из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находящегося в базе социальных служб.

Однако, в большинстве случаев это ребята старшего и среднего возраста, возможно малыши от 3-х лет. Младенцы в базе случаются редко, для детей этого возраста приоритетной формой устройства является усыновление.

Если усыновители имеют право на секрет усыновления и этой целью они могут менять имя, отчество, фамилию ребенка и дату рождения в пределах нескольких дней, то у приемных родители такого права нет. И они должны быть готовы к тому, что родители ребенка могут в судебном распорядке восстановить свои родительские права.

Проблемы приемных детей

Одна из первых и положительных проблем, с которыми могут столкнуться приемные родители – это состояние здоровья ребенка. К этому проблеме следует отнестись весьма серьезно.

При ознакомлении с личным делом ребенка, стоит весьма внимательно изучить его медицинскую карту. При этом не следует рассчитывать, что все сведения в ней неизменны. После принятия ребенка в семью приемным родителям желательно самостоятельно исследовать ребенка.

Если существуют какие-то проблемы, о которых известно на этот момент, следует заранее проконсультироваться со специалистами, так как период адаптации в новоиспеченной семье всегда вызывает стресс у ребенка. Это может отразиться как на психическом, так и на физиологическом состоянии ребенка и привести к обострению хронических заболеваний.

Адаптация ребенка в новоиспеченной семье так же является серьезной проблемой и не всегда проходит гладко и так, как хотелось бы приемным родителям. Это усложняется тем, что как правило, при дефиниции ребенка в приемную семью происходит и смена учебного заведения. Тут так же происходит адаптация к новому коллективу, новым правилам, что может усилить стрессовое состояние.

Одной из проблем может очутиться асоциальное или агрессивное поведение ребенка. Эта проблема может возникать не разом и быть вызвана сложностями в процессе адаптации, непринятии нового манеры жизни, нового учебного заведения, проблемой подросткового возраста, конфликтами между родимыми и приемными детьми.

Психологические особенности приемных детей

Если сиротой становится дитя из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку. Ребята, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям в основном являются социальными сиротами, чьи родители отняты родительских прав.priemnyj-rebenok-psihologicheskie-osobennosti.jpg

Это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства ближних людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить порядочные психологические травмы. Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в ребяческий дом может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб. Отдельный события в их жизни могли извратить нормальные представления о семейных ценностях, о моральных нормах.

Самая основная психологическая проблема, которая есть всегда – отсутствие доверия к опоясывающим, боязнь, что снова предадут и бросят.

Ребенок может долгое пора оставаться замкнутым и настороженным. В этом случает, от приемных родителей требуется терпение и понимание, а какое-либо давление потребует протест и негодование, даст повод еще больше замкнуться в себе.

Дитя может быть так же излишне коммуникабельным, стараться угодить, в какой-то мере заискивать, но при этом доверие будет отсутствовать. Это одна из конфигураций выражения страха смешанного с чувством вины. Ребенок может находить себя причиной всех своих бед, ощущать себя виноватым в том, что родители его покинули, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае потребовать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут разрешить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

Кому стоит хватать приемного ребенка в семью

Так как в приемные семьи отдаются преимущественно социальные сироты уже сознательного года, создавать приемную семью предпочтительно тем, кто имеет собственных детей, имеет эксперимент работы с детьми этой категории или уже является усыновителем, опекуном либо приемным родителем.
priemnyj-rebenok-psihologicheskie-osobennosti.jpg
Хватать в семью ребенка стоит людям психологически полностью готовым к этому шагу. Оба супруга, родимые и приемные дети должны быть абсолютно уверены в своем жажде. Никто из родственников не должен быть против этого решения. Значительно заручиться поддержкой даже близких друзей. Отрицательное отношение кого-либо в грядущем может пагубно отразиться как на адаптации ребенка, так и на его последующей жизни в семейству.

Родные и приемные дети в семье

Даже если родные ребята положительно воспринимают мысль о появлении чужого ребенка в семье, для них это тоже стрессовая ситуация. Особенно сложно доводится тем семьям, в которых до этого ребенок был один, не было других детей, с какими он мог проводить время, учился уступать, идти на компромисс.

Как со стороны родимых, так и приемных детей может проявляться ревность, агрессия, замкнутость, ухудшение успеваемости в школе.

Значительно как можно чаще беседовать с родным ребенком, давать понять ему, что он вечно был и будет родным, но теперь появится новый член семьи, какому тоже нужна забота и любовь.

Внимание и ласка должны распределяться мерно между детьми. При поощрениях и порицаниях разницы тоже не должно быть.

Необходимо научить детей трудиться вместе, оказывать помощь друг другу во время работы. Первые совместные задания и задания должны выполняться под контролем взрослого, но без прямого вмешательства, пока приемные родители не уверятся, что дети могут слаженно взаимодействовать и оказывать помощь друг товарищу.

Проблемы приемных родителей и детей

Одна из существенных проблем, с какой сталкиваются как приемные родители так и приемные дети – общественное мнение. Пуще всего положительным оно не бывает.

Соседи и знакомые, вместо ожидаемой похвалы в адрес родителей, начинают вести беседы о том, что детей взяли из-за денег, в качестве физической помощи и так дальше.

Такие разговоры могут отрицательно влиять на детей. Рано или поздно кто-либо обязательно скажет что-то подобное при ребенке, он может услышать такие беседы от одноклассников в школе. Приемным родителям необходимо быть самим готовыми к этой ситуации и подготовить детей, научить верно реагировать на подобные замечания.priemnyj-rebenok-psihologicheskie-osobennosti.jpg

Часто, опасаясь общественного осуждения, родители страшатся нагружать приемных детей домашними обязанностями. Этого делать невозможно. Обязанности должны распределяться равномерно между всеми детьми с учетом их года и состояния здоровья.

Еще одной немаловажной проблемой является общение с бывшими родственниками, если они есть. Приемные родители могут сами решать этот вопрос – запретить или разрешить.

Если родственники или сам дитя не захочет общаться, то проблемы не будет. Если у ребенка есть жажда поддерживать отношения с прежними родственниками, то наложение запрета может пагубно сказаться на взаимоотношениях с новоиспеченной семьей и вызвать конфликты. В этом случае приемным родителям лучше пойти на уступки, но при условии встреч лишь в их присутствии и на их территории. Со временем, ребенок может и сам отказаться от общения с бывшей семьей.

Отдельный дети сразу же начинают называть родителей «мама» и «папа», однако это вечно должно быть решение самого ребенка. Приемным стоит поинтересоваться у ребенка, как он желает их называть, предложить самим. Но обязательно дать понять, что это только его выбор, какой будет обязательно принят.

Адаптация приемного ребенка в семье

Очутиться в новом доме, с новыми незнакомыми людьми, чужими правилами и традициями – это шок для ребенка. И как бы ребята не желали жить в любящей семье, избежать стресса вряд ли выйдет. Самым сложным бывает первый день. Многие неопытные приемные родители совершают одну и ту же промах – нового члена семьи встречают все родственники. Это неправильно. Как помочь ребенку скорее адаптироваться, привыкнуть новому образу жизни и новым людям?

Лучше итого начинать знакомство еще при посещениях ребенка в учебном заведении. При первых визитах выходит знакомство ребенка с будущими родителями. Тон общения при этом должен быть максимально открытым. Стоит вести разговор об интересах ребенка, его привычках, рассказывать что-то о себе, попросить рассказать о своих интересах, если ребенок занимается в кружках – посмотреть его работы.

При последующих визитах провести заочное знакомство с домом и домочадцами – принести на встречу снимки семьи и дома. Рассказать о привычках и традициях, о членах семьи, припомнить какие-то интересные случаи. Уместным будет сфотографировать комнату, в какой ребенку предстоит жить. Пусть он знает, что его ждут, к его приезду готовятся.priemnyj-rebenok-psihologicheskie-osobennosti.jpg

Во пора последних визитов стоит взять с собой детей, вместе с ними сделать открытку или дар, дарить должны именно дети.

В первые дни пребывания в новой семейству желательно чтобы присутствовали только уже знакомые люди. В это время дитя начинает знакомство с домом, с правилами и привычками. Знакомство с остальными родственниками так же надлежит проходить постепенно. И только когда ребенок будет знать всех, немножко обвыкнется в новом доме, можно организовывать семейные торжества.

При адаптации ребенка в новоиспеченном учебном заведении приемным родителям необходимо поддерживать тесную связь со школьной псохолого-педагогической службой. Если родимые дети учатся в том же учебном заведении, их поддержка так же будет очень значительна.

Вместо заключения

Решиться на усыновление – шаг серьезный. Перед тем, как принять такое решение вытекает все хорошо обдумать, взвесить. Ну а если семья готова к таким испытаниям, то запасайтесь терпением. Доверительные взаимоотношения с родными и приемными детьми, тесная работа с социальными службами, помогут приемным родителям в решении немало проблем.

[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here