Словосочетание «подростковый годы», пугающе действует на родителей. Все мамы и папы, за редким исключением, соображают, что этот период, который специалисты оценивают как трудный этап с судьбоносным решением, не самый легковесный в жизни ребенка.
Подросток пребывает в конфликте не только с окружающими, но и, в первую очередность, с самим собой. Так, влюбленность расценивается как чувство наивысшего порядка, родительская попечение — жесткой диктатурой.
Совершая ошибки, пробуя самостоятельно делать шаги во «взрослой» существования, ребенок прощается с детством. Однако реалии таковы, что незрелость социальной адаптации вновь возвращает его в ребяческий мир. А все потому, что принимать решения — это свобода, а нести за них ответственность — непосильное гнет, которое максималист-подросток не готов принять.
Содержание:
Особенности подросткового возраста
Долгожданный момент, когда подросток входит в житье взрослую, предваряет неоднозначный период становления личности. Продолжительность этой стадии развития равняется примерно 7 годам. Одиннадцатилетний возраст — начало резкого изменения психической составляющей подростка, интенсивного формирования физиологических параметров тела. Существенный скачок в росте сравним с молниеносным развитие плода от зачатия до 2 лет.
Угловатая фигура подростка, обусловленная некой нескладностью, отсутствием отчетливых пропорций, — показатель быстрого роста скелета, за которым материалы мышц не успевают развиваться. Значительное увеличение в объеме сердечной мышцы, легких позволяет дыханию быть бездонным и выполнять главную задачу: обеспечивать кислородом растущий, молодой организм. Всеобщей состояние подростка подвержено колебанию давления, что провоцирует боль головную.
Перестраиваясь на степени гормонов, организм молодого человека на пути к половому созреванию. Рост числа эстрогенов у девочек, число тестостерона у юношей — норма в период взросления.
Андрогены, уровень каких так же растет, способствуют формированию вторичных половых признаков. К чему приводят все эти изменения?
С медицинской точки зрения, перечисленные процессы порождают совсем оправданную и вполне объяснимую смену настроения, делают нестабильным эмоциональный фон, возбуждают повышение возбудимости, сопровождающейся иногда крайней степенью импульсивности.
Последствием подросткового возраста могут стать и состояния депрессивные, а именно: поступки агрессивного характера, ощущение тревоги, проблемы поведения.
Первостепенную важность подростки отдают взаимоотношениям со сверстниками. Меря на себя совершенно разные социальные роли, ребенок в этом году находится в активном поиске собственного осознания. Формирующееся социумом миропонимание, непреодолимое желание разобраться в себе — все это вызывает противоречия, проблемное восприятие ситуаций.
Ранний подростковый этап: с 10-11 до 14 лет жизни
Данный период специалисты расценивают как промежуточную составляющую между заключительными днями детства и наступающим взрослением. Непреодолимое желание стать долей мира «отцов» столь сильное, что центральную часть в жизни начинает занимать социум, а собственно: сверстники.
На уровне физиологии все довольно ясно. Кора головного мозга не может вяще управлять подкорковыми процессами, контроль ослабевает и подросток просто не способен отвечать за эмоции. Все реакции текут достаточно медленно, отсюда и непонимание между взрослыми и детьми, ведь уже нет моментального повиновения, беспрекословного подчинения, да и ответ на вопрос не сразу следует.
Изменения психологической составляющей выходит во взаимодействии с памятью, которая на данном этапе ослабевает, и мышлением. Возрастает чувствительность ко суждению о подростке окружающих людей, что влечет крайнюю степень обидчивости. Одни ребята готовы смолчать, затаив переживания, иные — бунтарствуют, демонстрируют отвержение всяких норм.
Посредственный подростковый период: от 14 до 16-17 лет
14 лет — время градации установок моральных убранству с социальными. Сомневаясь, совершая поступки по подобию старших, подросток безотносительно не уверен до конца, поэтому проявляет при малейшей просьбе объяснить свои мотивы, грубость, сопровождающуюся раздражительностью, упрямство, изливающееся в непослушание.
Ощущение мира посредством восприятия самого себя приводит порой и к крайностям. Излишнее уединение, постоянное одиночество — сигнал для родителей. Это не значит, что поразмышлять в тиши опасно для жизни, но системность этого должна насторожить.
Порой одни подростки под давлением социальных обстоятельств не проявляют желаемых эмоций, иные — эмоционируют, впадая в крайности. Например, часто ребенок обличает взрослых во лжи, неумении сдерживать эти слова.
Непринятие подростками мнения «отцов» печалит взрослых. Случается, что буйная раздражительность связана с напрашивающимся мнением о следовании по стопам родителей. Тактика со стороны взрослых проигрышная, поскольку порождает протест, какой может закончиться скандалом, а иногда и уходом из стен дома.
Запоздалый подростковый период: от 16-17 лет до взрослого возраста
Поведение подростков на этапе от 16 лет подвержено их саморегулированию. Ценности исподволь начинают располагаться в иерархическом порядке. Мотивы, побуждающие к размышлению и осмысливанию, формируют частичное понимание существующего в вселенной взрослых законодательства, принять который придется.
17 лет — возраст выбора, сделать какой для подростка непросто. Опасение допустить ошибку, не справиться с поставленными задачами приводит к пассивности в поступках, уклонению. Переломный момент приходится на окончание школьного образования. Социум давит на профессиональное самоопределение, а подросток растерян.
Расположение пребывать в долгих раздумьях, юношеский страх перед несостоятельностью — все это черты подростка в 17 лет. Излишняя опека родителей, неустанное бдение за существованием ребенка, диктат способны породить в сомневающемся ребенке неуверенность, какая постепенно перерастет в скованность.
С чем связаны сложности в воспитании?
Трудности в организации воспитательного процесса в касательстве детей преодолевают взрослые: мамы и папы. Предъявляя требования, родитель может угодить впросак, если сам не соответствует тем установкам, которые задает детям. Старшие, являющие собой пример, не расходящийся в словах и поступках, справляются с воспитательной задачей легче.
Не обнаруженная родителями на должном уровне забота о собственных чадах в первые годы жития, когда столь необходимы материнская ласка и отцовская поддержка, служит вином трудностей в воспитании.
Доминирование в иерархии ценностей родителей карьеры искажает понятие подростка о семье, поэтому и ослабевают узы семейные, а дети отдаляются.
Опека на грани родительского безумия работает удушающе на подростка. Если забота проявлялась и в детстве, то это привычные для детей эмоции. В случае, когда родители с годами пришагали к осознанию несостоятельности как мамы и папы, то, спохватившись рьяно, можно наткнуться на протест.
Типичные ошибки родителей при воспитании сыновей-подростков
Почему-то зачислено в обществе считать правильным ту воспитательную позицию по отношению к юношам, когда лишь суровая муштра способна сформировать настоящего во всех смыслах мужа. И не берется в расчет опыт, полученный отцами от своих родителей, когда такая диктатура покинула в воспоминаниях только лишь надломленную и искалеченную юность.
Безусловно, что мужественность прививается с младенчества. Вот только лишив мальчика проявлений ласки, чувства родительской влюбленности, внимания к его миру, можно воспитать жестокого и бесчувственного мужчину. Случается и так, что неотступное желание взрослых вырастить по собственному образцу юношу доминирует, не учитываются особенности индивидуального нрава.
Опасно восклицание: «Ты же будущий мужчина!» Ребенок претерпевает изменения в психике по мере взросления, потому мужественность формируется постепенно, а проявление определенных «слабостей» допустимо для любого. Если взрослый непоследователен в воспитательном процессе: балует либо вливается в ярое наказание, то ждать положительного результата не придется.
Ссоры папу с матерью, на глазах у растущего сына, станут со временем причиной бессердечности в отношении женщин. Этот же показатель и кроется в несогласованности действий мамы и папы в воспитании сына.
Пагубным для формирования юноши является сравнение со сверстниками, ударение на неприемлемом поведении, навязывании негативных установок. Злоупотребление интеллектуальным развитием юноши в ущерб физиологическому недопустимо.
Типичные ошибки родителей при воспитании дочерей-подростков
Очевидны промахи родителей и в организации воспитательного процесса в касательстве дочерей. Ошибочны установки, когда строгость — это лучший рычаг воздействия на прыткого подростка. Так именуемые рукавицы, «ежовые», никогда не возымеют эффект, если девочка не получит в вящей степени заслуженной нежности, отцовской заботы, материнской опеки.
Если папа либо мать категоричны, неумолимы, только и делают, что отдают неподлежащие обсуждению распоряжения, то дочь, замкнувшись в себе от неприятия ее личности, затаит обиду на мужской пол в цельном.
Иная сторона медали проявляется в воспитании, когда дочь возносят родители на пьедестал. Превращая гиперопекой существование дитя в сказку, совершается ошибка, которая может дорого стоить дочери в грядущем. Вседозволенность в условиях подобного воспитания искажает восприятие мира, формирует ощущение того, что все создано лишь для ребенка, и при желании можно все легко получить.
Позиция, когда дочь — товарищ, соратник – ущербная, и, в первую очередь, для самой взрослеющей девушки. Материнское самоволие в обсуждении любых вопросов, в том числе и интимных, надломает неокрепшую ребяческую психику. Излишняя тайная критика поведения отца тоже может послужить преградой в касательствах с мужчинами в последующем.
Некоторые родители противятся рождению дочери, не принимая дар судьбы. Поэтому берут на себя ответственность воспитать из дочки мужеподобного отпрыска, в каком тайно желают видеть сына. Несмотря на сопротивление, принимают все усилия в этом кощунственном деле воспитания.
Рекомендации психологов
Родители часто полагают, что, когда ребенок маленький, он бедствует в трепетной заботе, максимальном внимании. И это, действительно, так. Вот только подросток в этап пубертата напоминает младенца, который беспомощен и одинок. Как не представляется здравым покинуть без внимания малыша, так и невозможно бросить на долгом пути становления взрослеющего ребенка.
Диалог — лучшее речевое взаимодействие с подростком, так как ни демократия, ни диктат не способны в целой мере удовлетворить потребность в общении между близкими людьми. Ведая круг общения ребенка, занимающие его голову проблемы, родитель демонстрирует свое участие с жизни любимого чада. Осторожность в оценках внешнего лица ребенка, его интересов заслужит уважение со стороны подростка.
Период перехода из младенчества в мир взрослых ознаменован щемящим сердце чувством одиночества. Именно на этом этапе подросток бедствует в общении, а именно: высказаться и быть услышанным. Однако не стоит поощрять неверное поведение ребенка. Для этого опять же стоит прибегнуть к диалогу.
Образец, явленный самим родителем, когда не приветствуется и не пропагандируется в семье употребление ругательных слов, осуждающих речей, обличительных фактов в адрес других людей — самое лучшее оружие в воспитании достойного человека.
[embedded content]