Утренняя зарядка для ребяческого организма – это важный аспект формирования будущей личности ребенка. И это не попросту слова. Приучив ребенка к занятиям спортом, мы закладываем основы его здоровья. Ведь неспроста гласит пословица: в здоровом теле – здоровый дух! Именно поэтому в дошкольных учреждениях физиологическому развитию детей уделяется большое значение.
Утренняя зарядка для детей 3-4 лет проводится в игровой конфигурации, чаще в музыкальном зале, с различными комплексами физических упражнений. Собственно о них мы и поговорим в этой статье.
Содержание:
- 1 Для чего нужна зарядка в дошкольном учреждении
- 2 Как приступать к утренней зарядке
- 3 Как настроить ребенка на утренние упражнения
- 4 Комплекс упражнений для детей младшей группы
- 5 Другие виды зарядки для детей в детском саду
- 6 Другие рекомендации для укрепления здоровья дошкольников
Для чего нужна зарядка в дошкольном учреждении
Утренняя зарядка в ребяческом саду является каждодневным занятием, направленным на выполнение различных комплексов физиологических упражнений. Основная цель занятий – это улучшение состояния здоровья детей, укрепление мышечного аппарата и оздоровление организма.
Развивающийся организм ребенка всегда требует движения. Данную физическую активность можно перевести в немало организованное русло посредством привлечения детей к подвижным играм, состязаниям и проведения спортивно-массовых мероприятий. Одним из таких и есть утренняя зарядка в ребяческом саду.
Роль утренней зарядке в дошкольном учреждении огромна. Утренние дела физическим упражнениями создают организованное начало дня, поднимают настроение. Возбужденные ребята успокаиваются, выполняя действия в определенном темпе, а малоактивные – втягиваются в заданный ритм деятельности.
Благодаря утренней зарядке повышается житейский тонус и физическая выносливость, а также развивается выдержка и дисциплина.
Утренний комплекс физиологических упражнений влияет на повышение жизнедеятельности организма дошкольника. Определенная физиологическая нагрузка на мышцы активизирует работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы
Ребята младшего дошкольного возраста могут каждый день выполнять несложные упражнения в течении 8-15 минут. Организованная физиологическая активность поможет войти в привычку ребенка. В дальнейшем это не только предупредит многие заболевания, но и поможет справиться с перегрузками в школе и другими стрессовыми ситуациями.
Зарядка должна приносить отрада и удовольствие, но не стать непосильным или неприятным обязательством. Мышечные ощущения должны веселить детей и развивать потребность в самостоятельном выполнении не сложных упражнений. Потому нужно подбирать соответствующие движения для ребенка определенного возраста.
Как приступать к утренней зарядке
Основной деятельностью детей 3-4 лет пуще является игровая: все, чему учатся дети в детском саду. Проходит в игровой конфигурации, начиная от музыкальных и спортивных занятий и заканчивая образовательными. Чтобы зарядка обратилась в приятное каждодневное занятие, необходимо проводить ее в игровой форме.
Чтобы потребовать у дошкольников положительное отношение к спорту, используются простые приемы:
- Перед начином утренней гимнастики, нужно включить бодрую музыку, которая психологически будет настраивать детей на выполнение определенный поступков.
- Комплекс упражнений должен быть интересным и захватывающим. Элементы игры не дадут заскучать дошкольникам.
- Наименования упражнения должны быть интересными и веселыми.
- Утренняя гимнастика выполняется под бодрую музыку. Физиологические упражнения можно сопровождать веселыми стишками либо простыми песенками.
- Можно использовать видеоматериалы с записями комплекса утренней зарядки для детей определенного года.
- Стоит уделять внимание не столько количеству выполненных упражнений, а их качеству. Чтобы ребята не ленились, а стремились к правильному выполнению физических движений, их нужно восхвалять и поощрять.
Все это благотворно сказывается на учебный и развивающий процесс в детском саду. Ребята привыкают к ежедневным упражнениям, режиму, быстро втягиваются в нужный темп.
Как настроить ребенка на утренние упражнения
К выполнению утреннего комплекса упражнений поможет настроить ребенка увлекательное содержание, положительные эмоции, а также образная речь воспитателя.
Позитивная интересная мотивация также будет стимулировать детей к выполнению гимнастики, желать становится крепче, сильнее и здоровее.
Чтобы настроить дошкольников на утреннюю зарядку, можно предложить выполнить поступок общее для всех. Например, предложить пойти в гости к любимому фантастическому герою, вместе подпрыгнуть и улыбнуться.
Дети этого возраста весьма любознательны, хотят познавать окружающий мир. Этим также можно воспользоваться. Как подвигаются животные, как растет цветок, что происходит во время природных явлений — все это им увлекательно.
Комплекс упражнений для детей младшей группы
У детей, постоянно выполняющих зарядку, повышается аппетит и активность на цельный день. Упражнения воздействуют на различные группы мышц: шею, плечи, позвоночник, поясницу, таз и конечности. Основной мишенью гимнастики является укрепление опорно-двигательного аппарата и профилактика сколиоза.
Зарядку лучше итого проводить на свежем воздухе, а в зимнее время – в хорошо проветренном помещении (это может быть спортивный или музыкальный зал ребяческого сада).
Очень эффективно совмещать гимнастику с закаливающими мероприятиями. Это сделается предпосылкой к укреплению иммунной системы и устойчивости детского организма к различным заболеваниям.
Утренняя зарядка может проводиться с использованием различных объектов, спортивного инвентаря и прочего.
Комплекс утренней зарядки проводится в три этапа:
- вводная доля;
- основная часть;
- заключительная часть.
Для проведения вводной части подбирают чередующие облики ходьбы и бега. Разминка нужна для постепенной активации всех групп мышц.
Не стоит выполнять движения на одном пункте. Монотонность утомляет детей, теряет интерес к деятельности. Ходьбу и бег необходимо разнообразить перемещением в пространстве.
В основную часть включены упражнения, содействующие развитию силы мышц, подвижности суставов, ориентации в пространстве, формирующие верную осанку, укреплению всего организма.
Заключительная часть – это, как правило, умеренная ходьба и добавочные виды гимнастики.
Ниже приведем несколько упражнений, которые можно коротать вместе с детьми. Их можно включать как в занятия с детьми в саду, так и в домашних условиях.
Упражнения для утренней зарядки без объектов
Воспитатель загадывает загадку о зайце и сообщает детям, что этот пушистый зверек будет совместно с детьми делать утреннюю зарядку.
Первый этап (разминка):
- ребята двигаются колонной обычным шагом;
- бег по прямой, бег «между кустиками» (можно использовать ребяческие стульчики в качестве «препятствий»);
- ходьба на носочках, на пяточках, на тыльной и внутренней сторонке стопы (упражнения является профилактикой плоскостопия);
- бег с остановкой по хлопку «серый за кустом» (дети бегают, воспитатель хлопает в ладоши и дети останавливаются, усердствуя стать незаметными для «волка». Упражнение на координацию);
- ходьба с поочередным изменением позы рук, ходьба с высоким подниманием колен, обычная ходьба.
Второй этап (вводит несколько игровых упражнений):
Упражнение «Здравствуй, зайка!»
Ноги на ширине рамен, руки сложены за спиной.
Сделать вдох.
Наклониться вперед. Выдохнуть.
Вернуться в отправное положение.
Упражнение «Зайка ищет друзей»
Руки на поясе.
Выполнить заворот туловища влево, а потом вправо.
Упражнение «Подрастает зайка наш»
Возвысить руки через стороны вверх, потянуться за пальчиками и стать на носочки.
Сделать вдох.
Склониться на ступню, руки опустить вниз. Выдох со звуком.
Упражнение «Зайчишка загорает»
И.п. (из позы): лежа на спине.
Повернуться на живот через левую, а потом сквозь правую сторону.
Упражнение «Зайка-попрыгайка»
И.п.: стоя, руки согнуты перед бюстом.
Выполнить прыжки на месте; прыжки вокруг «кустика».
Такие упражнения удобопонятны, доступны и интересны для детей 3-4 лет, дети не устают во время занятия, и воспринимают зарядку как увлекательную игру.
Третья доля (заключительная)
Умеренная ходьба по залу.
Дыхательные упражнения и самомассаж.
Комплекс утренней гимнастики с объектом (с мячом, палкой, обручем)
Ниже приведем комплекс упражнений для утренней зарядки, с использованием спортивного инвентаря.
Первая доля (разминка)
- Ходьба по залу с вытянутыми вперед руками, мяч или палку ребята держат перед собой в руках;
- на полу (или на земле) выкладываются мячи, палочки, обручи или другой спортивный инвентарь, и дети бегают между ними, усердствуя не наступать и не толкать предметы;
- ходьба с поднятыми над головой руками, в каких дети держат мячи или палки. Во время ходьбы дети могут совершать завороты корпуса вправо и влево на каждый шаг.
Вторая часть (основная)
Упражнение «Мяч взлетел»
- Отправное положение (далее И.п.): стоя, ноги на ширине плеч, длани с мячом (или другим инвентарем) внизу.
- Руки с мячом или палкой возвысить вверх, посмотреть на них, прогнуться, отставив ногу на носок назад. Сделать вдох.
- Спустить руки с мячом вниз, выдохнуть. Повторять упражнение для каждой ноги по 5-10 раз.
Упражнение «Наклоны с мячом»
- И.п.: стоя, ноги на ширине рамен, руки с мячом опущены.
- Поднять мяч вверх, задержаться на несколько секунд в этом позе, выпрямиться.
- Наклониться вниз, задержаться на несколько секунд в этом позе, выпрямиться. Повторить 10 раз.
Упражнение «Повороты с мячом»
- И.п.: стоя, длани с мячом вытянуты вперед.
- Делать медленные повороты влево и вправо, усердствуя посмотреть себе за спину. Во время поворотов руки не опускать.
- Повторить упражнение для любой стороны по 10 раз.
Упражнение «Приседания»
- И.п.: стоя, ноги параллельно, длани с мячом прижаты к груди.
- Руки вытянуть вперед, присесть. Вернуться в И.п., повторить 10 раз.
Упражнение «Пружинка»
- И.п.: присесть, длани с мячом опушены вниз.
- По команде «пружинка», подпрыгнуть, руки с мячом возвысить над головой.
- Вернуться в И.п., повторить 10 раз.
Третья часть (заключительная)
Упражнение «Урожай»
Ходьба в движении обыкновенным шагом. Дети имитируют сбор урожая, наклоняются вниз и прикасаются мячом пола. После всего нужно забросить «собранный урожай» в корзинку.
Другие виды зарядки для детей в детском саду
Комплекс утренней гимнастики может вводить в себя дополнительные упражнения профилактического характера. Очень полезна дыхательная зарядка, содействующая насыщению тела кислородом, восстановлению дыхания после физических нагрузок, укреплению дыхательной мускулатуры, очищению дыхательных линий.
Пальчиковая гимнастика развивает моторику пальцев рук, а пальчиковые игры развивают фантазии и воображение ребенка. Также упражнения помогают ребяческому организму управлять своим телом, сопротивляться с простудными заболеваниями, предотвращают возникновение ребяческих неврозов.
Гимнастика для ног помогает корректировать ходьбу, является профилактикой плоскостопия. Для укрепления невосприимчивости и предотвращения различных заболеваний, проводится самомассаж биологически активных точек.
Ребята растирают ноги, руки, ступни, ладошки, точки возле носа и за ушами. Увлекательной сделается имитационная зарядка, упражнения которой отображают всевозможные движения звериных, растений, предметов, людей разных профессий.
Наиболее интересна детям утренняя гимнастика в игровой конфигурации. Например, образно-игровая зарядка нацелена на умение ребенка ориентироваться в пространстве и увязывать свои движения с ритмом и темпом музыки.
Другие рекомендации для укрепления здоровья дошкольников
Убранству с физическими упражнениями, следует проводить мероприятия, направленные на закаливание ребенка. Адаптированный к температурному перепаду организм, сможет противиться болезням.
Немаловажную роль в развитии детей имеет здоровое стол. Каждый день в рационе питания должны быть натуральные продовольствие с высоким содержанием витаминов и других полезных микроэлементов.
Дети меньшего дошкольного возраста должны соблюдать режим дня. В течение дня должны чередоваться интеллектуальные и физические нагрузки. Также не стоит забывать о здоровом и качественном сне.
Для крепкого роста и развития ребенка, нужно создать необходимые психологические обстоятельства. Дети учатся устанавливать взаимоотношения внутри детского коллектива. Психологический комфорт воздействует на формирование личности и адаптации ребенка в обществе.